«Расчерченное» библиопространство как способ поддержки мотивации к чтению
Сегодняшние библиотеки призваны быть многоликими и разными: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо систематически пересматривать организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, делая его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей.
Несмотря на то, что детская библиотека им. И.А. Крылова самая старейшая в городе (ей уже 97 лет), она никогда не оставалась в стороне от стремления к движению вперёд, от воплощения в жизнь новых идей. В череде библиотечных будней сотрудники старались обрести своё неповторимое лицо.
Что же нужно юным посетителям в первую очередь? Дело в том, что они предпочитают получать нужную информацию и проводить досуг в нескучных формах. А для этого необходимо устранение «барьера» между пользователем и информационным пространством. Как же это происходит у нас? На площади 335 кв. м. помимо традиционных зон (читальный зал и абонемент) открыты новые. Каждая из них по-своему колоритна, содержательна и эксклюзивна. Согласитесь, что, прежде всего, пользователям нужна комфортность и наглядность.
Зонирование библиотечной площади имело место быть всегда. Но, начиная с 2004 года, эта работа приобрела наибольшую значимость. Именно в этом году произошло открытие при библиотеке этнографического музея «Тамбовская старина». У него уже солидная дата – 17 лет, но он продолжает функционировать, развиваться, являясь проводником в мир исторического прошлого Тамбовского края. Причём, его расположение между абонементом и читальным залом стало местом притяжения для всех горожан, посещающих библиотеку. Деятельность музея нацелена на дополнительное образование по изучению огромного пласта народной тамбовской культуры минувших эпох. Дети и их родители с удовольствием пребывают в музейном пространстве: их интересует история появления и предназначения вещей, им нравится узнавать, как и с помощью каких материалов люди изготовили «царицу дома» – печь, прялку, пахталку, лапти, чугунки, крынки, рубели, разнообразных кукол, одежду с узорами, характерными только для Тамбовщины.
Музей при библиотеке "Тамбовская старина"
На подходе к абонементу организован уголок «Крыловский зоосад».
Здесь басни Ивана Андреевича Крылова воспринимаются по-особенному, ведь расположившиеся в этой зоне творческие работы детей по мотивам произведений великого баснописца позволяют почувствовать себя наедине с его героями. Да и путь от этого уголка до книги так короток, что только протяни руку – и ты уже с крыловскими баснями шагаешь домой.
Уголок "Крыловский зоосад"
В нашем деле всё начинается с читателя и возвращается к нему, поэтому мы так стремимся к организации для них полезного и содержательного времяпровождения. Второй интерактивной зоной стал детский терем «Светёлка» - уникальный проводник в мир русской истории и культуры. При содействии социальных партнёров здесь процветало декоративно-прикладное и изобразительное детское творчество. В 2020 году он был преобразован в досуговый островок «Семейный ковчег». Посещая эту зону, читатели попадают в уютную обстановку книжно-творческого городка. Здесь мамы и папы с ребятами, раскрыв книгу, могут провести с пользой время в кругу семьи под руководством опытного библиотекаря, а также занять себя разнообразными играми и рукодельным творчеством. «Ковчег» – комфортное пространство для чтения, бесед, общения.
Вход в детский терем "Светёлка"
Досуговоый островок "Семейный ковчег"
В зонировании библиотечных помещений важную роль играет интерьерный дизайн. Так, на абонементе часть пространства отведена под комфортный и уютный уголок «Лучик» для самых маленьких читателей. Как замечательно сказал выдающийся русский библиотековед Александр Рубакин: «Господа взрослые, укажите детям на существование возможно большего числа хороших книг»! А ещё хочется добавить: «И как можно раньше!». Как раз «Лучик» и является тем местом, где начинаются интерактивные формы взаимодействия с самыми маленькими посетителями - дошколятами. Чем раньше ребенок почувствует тягу к библиотеке, тем больше будет в выигрыше и он сам и библиотека: ведь, вырастая, малыш должен обязательно стать активным читателем.
«Лучик» - самая красочная зона абонемента. При формировании предметно-пространственной детской среды была предусмотрена её мобильность, возможность быстрого видоизменения при помощи мебельных и игровых модулей. В его интерьере нашли своё отражение сказочные мотивы. Здесь можно увидеть яркое солнце, освещающее своим лучом «книжный сад» для малышей, а также героев русских народных сказок, пушкинских персонажей на зелёном дубе у Лукоморья, весёлых «кукольных людей» у чудо-колодца, из которого вместо воды дошколята «черпают» книжки-малышки. А на ковре-самолёте вместе с библионяней и игрушками ребёнок виртуально может очутиться в сказочной стране, где его ждут сюрпризы – весёлые литературные игры. Рядом с «Лучиком» - консультационный центр для родителей, оказывающий методическую помощь в развитии и воспитании дошкольников. Такое расположение удобно как для детей, так и для взрослых — при свободном выборе книг малыш видит своих родных, в любой момент может обратиться к ним за советом или помощью.
Современное библиотечное пространство включило в себя ещё одну зону: площадку экспозиционного информационно-выставочного медиацентра. Он стал действенным инструментом общения с читателями. Инновационный подход к его организации в недалёком прошлом имел широкий резонанс. Поэтому такая форма нетрадиционной выставки до сегодняшнего дня не утрачивает свою актуальность и востребованность. Особенность медиацентра заключается в масштабности, зрелищности, содержательности, интерактивности. Он призван организовать живое общение между читателями, привлечь их к обсуждению поставленной проблемы, а также обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем. К крупным мероприятиям, юбилейным датам, событиям оформляется от 7 до 12 медиацентров в год. В основном, эти интерактивные выставочные центры - трансформеры организуются при содействии детской художественной школы №2 им. В.Д. Поленова, Центра дополнительного образования детей, культурно-досугового центра «Мир».
Медиацентр "Мы - разные, Россия у нас одна"
В заключение хочу подчеркнуть, что необходимо понимать, как бы ни было организовано помещение в детской библиотеке, прежде всего, оно должно быть посвящено ребёнку – его интересам и заботам. Если ему уютно и интересно в библиотеке, он придёт сюда не раз и будет читать!