0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

«Мы вместе» – клуб для детей с особыми образовательными потребностями

Больше
18 дек 2018 15:17 #97 от Щинникова В. И.
Новое сообщение
Вера Ивановна Щинникова,
ведущий библиотекарь
Областной библиотеки для детей и юношества,
г. Омск

Омская областная библиотека для детей и юношества – одна из трех государственных библиотек города Омска – давно и успешно сотрудничает с Детской школой искусств № 2, которая расположена напротив библиотеки.

Кроме обычного сотрудничества со школой искусств, в нашей библиотеке реализуется особенный партнерский проект. Он называется «Мы вместе».

Проект основан на авторской методике психолога и педагога Детской школы искусств №2, нашей давней читательницы Елены Сергеевны Дикаевой. Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, психолог, имеет музыкальное образование и опыт работы педагога музыкальной школы, что позволило ей разработать уникальную методику работы с особенными детьми, детьми с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями». Проект «Мы вместе» реализуется с целью создания в библиотеке специальных условий, специальной образовательной и информационной среды, которая способствует развитию и обучению, то есть социализации личности таких детей.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, убедительно доказывают эффективность влияния искусства и творческой деятельности на развитие и восстановление психического и физического здоровья детей. У особенных детей творческая деятельность является мощным фактором стабилизации психоэмоционального состояния в подростковый период и действенным средством психического и личностного развития в младшем возрасте.

В основе проекта – арт-терапия, исцеление творчеством.

Проект «Мы вместе» объединяет усилия библиотекарей, психолога, педагога детской школы искусств, в создании условий для социальной адаптации особенных
детей, для актуализации их скрытых возможностей, для удовлетворения их эстетических потребностей, формирования их художественных вкусов, привлечения к активному художественному творчеству.

Основное содержание проекта: организация и работа на базе библиотеки литературно-музыкального клуба «Мы вместе» для детей с особыми образовательными потребностями. Программа клуба «Мы вместе» предполагает обучение детей, нарушение развития которых вызваны не только врожденными или приобретенными заболеваниями, но и микросоциальными и средовыми причинами.

Название программы подчеркивает то, что силы воздействия музыки сочетаются с
возможностью общения. На занятиях клуба дети получают возможность развивать коммуникативные, творческие, двигательные навыки в специально организованном пространстве библиотеки, получать информацию о мире искусства. Этому способствует как процесс творческого взаимодействия с педагогом-психологом, так и погружение в информационную среду. Дети общаются с педагогом-психологом, слушают и сами исполняют музыку, читают, рисуют, находясь в библиотеке, среди книг.

Как проходят занятия?

В литературной гостиной нашей библиотеки в процессе игр под музыку дети выполняют специальные упражнения руками, корпусом, головой, вырабатывают образцы движений, нормализующие мышечный тонус. Занимаясь вокалом, они учатся организации дыхания, выполняют упражнения на активную работу артикуляционного аппарата, что положительно сказывается на развитии их речи.
Занятия по музицированию на различных музыкальных и шумовых инструментах
позволяют эффективно развиваться сенсорной сфере детей. Ребятишки начинают
дифференцировать звуки по высоте, координируют движения и развивают мелкую
моторику.

В работе с детьми педагог-психолог применяет специальные инструменты: тонблоки (тонблок – это деревянный музыкальный инструмент с нанесёнными на поверхность засечками, играющий на тон-блоке человек водит по нему скребком или палочкой, извлекая характерный стрекочущий звук), коробочки, треугольник, ксилофон, бубны, молоточки.

Играя в таком ансамбле, ребёнок не просто механически выполняет движения, он эмоционально вовлекается в игру, создавая вместе с другими различные образы; например, образы животных: зайца, лисы, медведя, воробья, которые они видят в
книгах. Дети на таких занятиях ставят музыкальные сказки, участвуют в сюжетно-
ролевых играх, учатся общаться друг с другом.

Программа включает и подготовку публичных выступлений детей – участников клуба. В этих выступлениях дети используют навыки и умения, полученные в процессе индивидуальных занятий. Концертными номерами дети из клуба «Мы вместе» поздравляют с праздниками библиотечных работников, принимают участие в мероприятиях библиотеки. Например, подготовили литературно-музыкальную программу для ребят из детского дома № 10; поздравительную праздничную программу для сотрудников библиотеки – к 8 марта; выступление на круглом столе для работников учреждений культуры.

Такие выступления расширяют социальные контакты особенных детей и членов их семей.

Партнерский проект «Мы вместе» реализуется в библиотеке с 2010 года. Занятия с детьми проводятся педагогом детской школы искусств Е.С. Дикаевой, а специалисты библиотеки, владеющие современными информационными технологиями, обеспечивают информационную поддержку проекта и соответствующую «среду погружения». Проект «Мы вместе» предусматривает и популяризацию музыкально-реабилитационной программы: организацию мастер-классов, показательных мероприятий и круглых столов для специалистов детских библиотек Омской области, создание печатных методических изданий. В качестве примера можно привести мероприятия, проведенные в библиотеке: круглый стол «Роль учреждений культуры в социализации особенных детей», показательные мероприятия и мастер-классы для участников областных семинаров детских библиотекарей Омской области; круглый стол «Воспитание духовно-нравственных ценностей детей и молодежи на основе инклюзивного подхода: опыт работы учреждений культуры Омского Прииртышья» – в рамках проведения регионального этапа Международных Рождественских чтений.

У многих детей, участников клуба «Мы вместе», воспитанников Е.С. Дикаевой, раскрываются музыкальные способности, и они получают возможность продолжить музыкальное образование в детской школе искусств, наряду со здоровыми сверстниками. На базе Детской школы искусств № 2 Елена Сергеевна успешно реализует собственную программу музыкального обучения и реабилитации детей с учётом результатов их диагностики. Для внедрения в практику учреждений культуры города Омска и Омской области инклюзивного подхода в БОУДО «Детская школа искусств №2» города Омска в 2011 году создано специализированное отделение «Арт-педагогика».

Работа в библиотеке клуба «Мы вместе» социально значима, перспективна и востребована, ведь на сегодняшний день в городе Омске реабилитационную музыкальную программу реализует только Детская школа искусств №2 и Областная библиотека для детей и юношества.

С 2017 года работа клуба «Мы вместе» строится в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания детей и подростков на основе инклюзивного подхода «Воспитание милосердия». Программе дана высокая оценка Министерства
образовании Омской области и Омской Метрополии.

Программа нацелена на развитие у членов клуба «Мы вместе» православных добродетелей, актуализация которых происходит в регулярном творческом взаимодействии. Цель Программы: воспитание личности в детском коллективе путем приобщения к традиционным духовно-нравственным ценностям; содействие
позитивным изменениям в жизни семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Нас радует, что за эти годы мы и дети привыкли друг к другу, ребята называют библиотеку «наша библиотека», приходят к нам за книгами, просто общаются с нами и друг с другом. Мы радуемся успехам ребят и высоко оцениваем работу Елены Сергеевны, которая живет интересами детей, отдавая себя любимому делу, а главное – делает свое дело профессионально. Мы учимся у нее терпению, умению работать с детьми, в том числе и с особенными детьми. Елена Сергеевна эффективно и тактично использует на благо детей и библиотечную среду, и музыку, и книгу.

Совместная работа профессионалов – психолога и музыканта, библиотекарей, педагогов – дарит нашим читателям не только радость чтения, но и радость общения.__

Вера Ивановна Щинникова,
ведущий библиотекарь
Областной библиотеки для детей и юношества,
г. Омск
Спасибо сказали: Меркушова Н.С.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 дек 2018 11:10 #114 от Потанина Л. Ю.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Здравствуйте, Вера Ивановна! Очень заинтересовал Ваш опыт работы. Я тоже работаю с особыми детьми. Скажите, где проводятся мероприятия в рамках проекта? Музыкальные инструменты Вы приобретали или это реквизит Школы искусств? И есть ли материальная поддержка в вашем проекте?

Потанина Лариса Юрьевна,
заведующий детской библиотекой-филиалом №1 им. А.С. Пушкина
МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве