0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Учимся говорить красиво: библиотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Больше
17 дек 2018 15:50 #95 от Потанина Л. Ю.
Новое сообщение
Потанина Лариса Юрьевна,
заведующий детской библиотекой-филиалом №1 им. А.С. Пушкина
МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»

Работа с особенными детьми в настоящее время привлекает все большее внимание общественности. Социализацией детей с психическими и физическими отклонениями занимаются коррекционные школы и специализированные центры. Специальная (коррекционная) школа помогает учащимся исправлять недостатки произношения, способствует значительному увеличению их словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Библиотека берет на себя миссию помогать специалистам этой области.

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом и согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Как правило, нормально развивающиеся дети овладевают устной речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими людьми. Замедленно и своеобразно формируется устная речь у детей с умственной отсталостью. Своеобразие проявляется в усвоении фонетической стороны речи, в овладении словарным составом и построением предложений, в формировании диалогической и монологической речи. Формирование связной устной и письменной речи у таких детей затруднено.

Каждый ребенок в своем развитии проходит этап наглядно-действенного мышления. У детей, обладающих нормальным психическим развитием, этот этап завершается к моменту поступления в школу. Для детей, отстающих в развитии, при поступлении в школу этот этап находится в первоначальном периоде. Уровень приспособления их к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Библиотечная деятельность направлена на адаптацию таких детей в социокультурной среде.

Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья – серьезная задача для общества. В МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца» для них оборудованы кнопки вызова библиотекаря, пандусы, работают любительские объединения. Инвалиды, не имеющие возможности посетить библиотеки, обслуживаются на дому.

Особого дополнительного внимания требуют дети-инвалиды. В городе Ельце для школьников с интеллектуальной недостаточностью существует единственная школа. Территориальная близость детской библиотеки-филиала №1 им А.С. Пушкина с этой специальной (коррекционной) школой дает возможность активного сотрудничества для помощи в социализации детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Дети, обучаемые в МБОУ «Школа №19 города Ельца», стали частыми участниками массовых мероприятий в нашей библиотеке. Но в силу слаборазвитых, а подчас и совсем не развитых речевых описательных способностей, мероприятия из диалога превращаются в монолог библиотекарей. Многолетний опыт внеклассной работы с детьми с дефектами в умственном и речевом развитии натолкнул на идею создания проекта.

Цель проекта «Учимся говорить красиво»: повысить уровень познавательной и речевой деятельности, путем развития описательных способностей содействовать исправлению дефектов общего и речевого развития детей на библиотечных мероприятиях.

Задачи библиотеки: путем несложных игровых упражнений по различным литературным произведениям пробудить у детей желание участвовать в диалоге, развить навыки связного монолога.

С помощью библитерапевтических приемов: ролевого чтения, просмотра отрывков мультфильмов, лепки и т.д. специалисты побуждали учащихся отвечать на вопросы, выполнять задания и активно говорить. Работа с книгой способствовала не только развитию нарушенных познавательных процессов у умственно отсталых детей, но формировала зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и память.

Уникальность проекта заключается в том, что социальное партнёрство между специальной (коррекционной) общеобразовательной МБОУ «Школа №19 города Ельца» и детской библиотекой-филиалом № 1 им. А.С. Пушкина позволила «особым» детям, выходя из стен коррекционной школы в библиотеку, окунуться в мир обучения путем игровых мероприятий, видео-презентаций и аудио-занятий в непринужденной («другой») обстановке.
Деятельность по проекту

Проект был рассчитан на 9 месяцев (сентябрь 2015 – июнь 2016).

Он представлял собой систему занятий, направленных на пробуждение познавательного интереса и формирование коммуникативной функции речи. Умственно отсталым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они отказываются от выполнения заданий, но при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. На занятиях они не получали готовых ответов. Их поиск побуждал к творчеству, и в этом им помогали библиотечные специалисты.

Занятия проходили в форме громких и ролевых чтений, литературных игр, викторин, инсценировок, творческих мастерских (лепка, рисование). Видео- и аудио- составляющие мероприятий усиливали эффективность восприятия.
Время проведения занятия – 30 минут.

В ходе занятий расширились представления об окружающем мире; в активную речь ребенка стали входить новые слова, которые обогащали ее, облегчали общение с окружающими; развивалось наглядно-образное мышление, фонематический слух; формировались способности видеть, сравнивать, конкретизировать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, а также обогащалась эмоциональная сфера.

Сказки – самый любимый детский жанр. Они легче всего воспринимаются, быстрее всего запоминаются и проще всего пересказываются. Одной из главных тем всех сказок является тема добра и зла, и поэтому сказки учат быть добрым. Через сказку дети познают мир и формируют представление о плохих и хороших поступках. Большинство мероприятий с особыми детьми проводилось по сказкам. Дети рассуждали, что значит быть добрым человеком. Вспоминали вежливые слова, которые добрые люди должны как можно чаще говорить друг другу, рассуждали о том, почему нельзя говорить плохие слова.

На примере сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», которую ведущая зачитывала детям, ребята рассуждали о плохих и добрых делах, которые можно совершать. Они отвечали на вопросы: «Чему учит эта сказка?» «Какой поступок совершила девочка Женя?»

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи ребенка. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении рассказа, на воспроизведении в своей речи необходимых словарных оборотов и выражений.

Поэтому одно из мероприятий проходило в форме громкого чтения сказки Ш. Перро «Золушка». После прослушивания текста сказки дети составляли рассказ по опорным картинкам-иллюстрациям из данной сказки. Ребёнок должен был этот набор картинок положить по порядку, в соответствии с развёртыванием сюжета. Это требовало работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки разложены, ребёнок рассказывал их содержание.

Большое внимание в работе по проекту было отведено различным речевым упражнениям и ролевым играм.

Многократные хоровые повторы многих слов и предложений также способствовали обогащению словарного запаса детей и учили правильно выражать свои мысли.

Таким образом, можно отметить, что путем несложных игровых упражнений по различным литературным произведениям у детей выработалась привычка участвовать в диалоге, развивать навыки связного монолога, а работа с книгой способствовала развитию зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения грамотно выражать свои мысли, отстаивать собственное мнение.

Результаты деятельности данного проекта получили высокую оценку среди педагогов МБОУ «Школа №19 города Ельца», т. к. совместная работа оказала положительное воздействие на эмоциональную сферу детей и способствовала их дальнейшей социализации. По этой причине работу по проекту было решено продолжить. На сегодняшний день в библиотеке проект продолжает действовать, а с начала 2019 года в библиотеке начнет свою работу еще и клуб «Библиомастерилка». Целью создания клуба является приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к чтению и книгам через художественно-прикладное творчество и эстетическое развитие в процессе формирования навыков работы с различными материалами: овладение приёмами техники оригами, пластилинографией, различными видами аппликации; литературное сопровождение творческого процесса; формирование у детей устойчивого интереса к посещению библиотеки.

Задача клуба - привлечение детей к чтению и обсуждению литературных произведений, к созданию творческих поделок на основе прочитанного, развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Для достижения данных целей клуб ставит перед собой следующие задачи:

-обучать различным приемам работы с бумагой, картоном, пластилином, бросовым материалом;
-познакомить с основными приёмами техники оригами,
-научить пользоваться терминологией, принятой в оригами;
-обучать складыванию, вырезанию, соединению самых простых деталей и фигурок;
- обучать приемам работы с пластилиновой техникой;
-развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, воображение;
-развивать образное и логическое мышление, художественный и эстетический вкус.
-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, чувство удовлетворения от совместной работы;

В этом мире дети с особенностями развития не должны оставаться одни, и поэтому работа нашей библиотеки в этом направлении продолжает развиваться и совершенствоваться.


Фотоотчёт к статье «Учимся говорить красиво: библиотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Потанина Лариса Юрьевна,
заведующий детской библиотекой-филиалом №1 им. А.С. Пушкина
МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»
Спасибо сказали: Карпова Т.Н., Меркушова Н.С.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2018 12:20 #102 от Чупахина Т. Н.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Уважаемая Лариса Юрьевна, скажите, пожалуйста, в чём выразилось положительное воздействие ваших занятий? Что именно стали лучше делать дети (какой-то отдельный ребёнок)? Можете ли Вы привести какие-то конкретные примеры? Спасибо

Чупахина Татьяна Николаевна,
ведущий методист БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»
г. Орёл

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2018 16:39 #105 от Потанина Л. Ю.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Здравствуйте Татьяна Николаевна! Данный проект - это результат многолетнего опыта работы с детьми из коррекционной школы.Наблюдая за общением детей между собой, их поведением вне школы и конкретно в нашей библиотеке, мы пришли к выводу, что им трудно вести диалог, они чаще всего стесняются своей речи. Регулярные мероприятия по проекту позволяют ребятам в непринужденной дружелюбной обстановке разговаривать, задавать вопросы, вступать в диалог со взрослыми. Наблюдения показывают, что дети после наших встреч раскрепощаются, охотнее отвечают на вопросы, самостоятельно могут составлять небольшие рассказы. Положительная динамика в эмоциональной среде и речи детей отмечена и педагогами школы. Дети во время уроков чаще дают развернутые ответы на вопросы, рассуждают. Благодарю Вас за интерес к теме и вопрос.

Потанина Лариса Юрьевна,
заведующий детской библиотекой-филиалом №1 им. А.С. Пушкина
МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2018 16:48 #106 от Чупахина Т. Н.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Благодарю за подробное разъяснение. Как Вы думаете, возможно ли с такой категорией детей провести какое-то библиотечное исследование?

Чупахина Татьяна Николаевна,
ведущий методист БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»
г. Орёл

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 дек 2018 10:50 #112 от Потанина Л. Ю.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Татьяна Николаевна, здравствуйте! В этом году у нас впервые один мальчик (из особых) стал участником областного библиотечного конкурса. Это тоже маленькое достижение. Я думаю, что все возможно. Вы мне подали идею. Спасибо большое!!!

Потанина Лариса Юрьевна,
заведующий детской библиотекой-филиалом №1 им. А.С. Пушкина
МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве