Валентина Тихоновна Дорожкина,
руководитель литературно-творческого объединения «Тропинка»
Тамбовской областной детской библиотеки,
член Союза писателей России
«Людей неинтересных в мире нет…» – эта строка из известного стихотворения Евгения Евтушенко наводит на мысль: «Людей неодарённых в мире нет…»
Действительно, каждый человек – и это утверждают психологи – рождается с каким-то даром; и не только от него одного зависит, разовьётся этот дар в будущем или нет. Общество должно быть созидателем и накопителем творческого потенциала человека. К сожалению, наше общество – в целом – пока таковым не является. Есть отдельные сообщества, способствующие развитию творческого потенциала человека, но это островки, которые по площади – может быть, и острова, но и они могут стать необитаемыми. Это мрачная перспектива, и не хотелось бы сосредоточиваться именно на этом… Тем не менее, проблемы в образовательной, культурной сферах, призванных способствовать развитию творческого потенциала человека, решаются не так быстро, как хотелось бы, а если и решаются, то без должной эффективности…
Одарённых детей гораздо больше, чем мы думаем. Сколько их в районах – в сёлах, деревнях, даже самых отдалённых! Тесная связь с детскими библиотеками области, встречи с учителями, родителями, самими учащимися способствовали тому, что на базе литературно-творческого объединения «Тропинка», которое работает в областной детской библиотеке, были созданы и уже пять лет успешно работают районные творческие лаборатории. И как тут не порадоваться, что занятия с одарённой молодёжью проходят в детских библиотеках, в окружении книг!
Какую же цель преследует создание детских творческих объединений, и какие задачи стоят перед их руководителями? Если говорить о комплексном подходе к этой нелёгкой и ответственной работе, то цели и задачи эти следующие:
1. Выявление одарённых детей. Для этого необходим тесный контакт со школой. У нашей библиотеки он всегда был и есть. Проведение в классах уроков творчества даёт возможность обнаружить дар у ребёнка и привлечь его к занятиям в объединении.
2. Развитие творческого потенциала учащихся с помощью систематических занятий – теоретических и практических.
3. Реализация творческого потенциала – то есть, попросту говоря, публикация. Для этого нужно, во-первых, чтобы стихи, рассказы или сказки (а дети работают в разных жанрах творчества) были написаны на должном уровне; во-вторых, нужна связь со средствами массовой информации.
4. Расширение кругозора детей и приобщение их к книге не просто как к источнику знаний, а как к стимулу для творческого поиска…
Неизменным помощником в развитии творческого дара ребёнка является книга. В условиях библиотеки работа с книгой особенно эффективна. Антон Павлович Чехов говорил, что литератор должен общаться с литератором. Вполне понятно, что это не исключает его общение с творческими личностями других сфер. Понятно также и то, что без книги такое общение не даст необходимого результата.
На творческих занятиях с детьми книга присутствует всегда. Надо сказать, что работа литературного объединения проводится по индивидуальному плану руководителя: теоретические уроки по основам стихосложения и по всему комплексу вопросов, связанных с развитием творческой личности, и практические занятия, когда дети применяют полученные знания при сочинении стихов или прозы.
«От чтения книги – к собственному творчеству», – эта мысль мне особенно понравилась в статье Ирины Ивановны Тихомировой «Одарённый ребёнок и библиотека»: «Реализация творческого потенциала ребёнка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него активизируют творческие способности читателя…»
Знать основы стихосложения, жанры художественной прозы и поэзии необходимо, если заниматься творчеством всерьёз. Поэтому и надо стремиться к тому, чтобы дети чувствовали себя в творческой лаборатории, осознавали ответственность за всё, что создаётся их умами и сердцами, чтобы они имели прочный фундамент для дальнейшего развития своего дара. И такой творческой лабораторией является детская библиотека.
Без книги не проходит ни одно занятие с одарёнными детьми, даже на начальном этапе. Идёт разговор, например, о рифме и ритме. Руководитель объясняет, что это такое, приводит примеры. На столах перед учащимися – томики стихов Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Ахматовой, Цветаевой, сборники наших современников. Задание детям: найти в стихах этих поэтов точную рифму или неточную, простую или сложную. Кто-то один читает вслух какое-нибудь стихотворение, остальные определяют, какую рифму использовал тот или иной поэт. При этом руководитель следит за тем, чтобы стихотворение было прочитано выразительно.
Таким образом, с помощью книги расширяется кругозор детей: они узнают новые имена писателей, запоминают их произведения, учатся анализировать текст.
Имея под рукой книгу с примерами, как говорится, «на все случаи жизни», можно сделать маленькое открытие: ребята обнаружили, что роман Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» написаны одним и тем же размером – ямбом. А ведь читаются и воспринимаются они по-разному, так же, как по-разному звучит у разных поэтов одна и та же тема…
Постоянное общение с книгой, творческое отношение к ней делают работу с одарёнными детьми в условиях библиотеки более эффективной ещё и в том смысле, что сама атмосфера присутствия книг настраивает на творчество, поиск, вдохновение. Положительным следует считать и тот факт, что в формулярах учащихся, занимающихся в «Тропинке», появились записи книг не только по программе литературы как учебного предмета, но и произведения, как говорят им в школе, «не обязательные» для чтения. А они сами решили, что должны обязательно прочитать лирику Блока, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой и так далее, не ограничиваясь двумя-тремя стихотворениями (а то и одним), рекомендуемыми для факультативных занятий…
Начинающих авторов не так-то легко приучить к отшлифовке своих творений. На первых порах подавляющее большинство детей не умеют (да и не хотят) работать над строчками, чтобы сделать их не просто зарифмованными, а поэтическими. Примеры из творческой жизни писателей-классиков, выставки их книг с многочисленными вариантами одного и того же произведения настраивают и начинающих авторов на кропотливый труд. Они теперь знают, что такое черновик, и сколько надо потратить сил и времени для того, чтобы сделать из него чистовик…
Особенно сильное впечатление производит на юных авторов знакомство с рукописями писателей, включёнными в качестве иллюстраций в академические издания собраний сочинений, где есть страницы, свидетельствующие о черновой работе автора. Наглядность - великое дело! Сколько перечёркнутых страниц видели дети в рукописях Пушкина, Лермонтова, Баратынского, поэтов серебряного века! А тамбовские писатели, которые часто встречаются со школьниками, сами рассказывают о том, как они работают, порой, по несколько раз зачёркивая слова или строки в поисках самых точных, выразительных…
На занятиях с одарёнными детьми обязательно используются технические средства: проигрыватель, диктофон. В частных архивах и коллекциях, с владельцами которых детская библиотека поддерживает дружеские связи, сохранились виниловые пластинки с голосами писателей, читающих свои произведения. Дети с удовольствием слушают их, сравнивают авторское чтение и актёрское. С помощью диктофона записываются голоса молодых, читающих стихи (свои или других авторов), и при воспроизведении они сами отмечают и достоинства, и недостатки.
В каждое занятие с детьми вводятся элементы выразительного чтения и культуры речи, что способствует повышению общего культурного уровня творческой личности…
Какие темы затрагивают юные поэты в своих стихах? Самые разные. Первые рифмованные строки, наивные, но искренние, - это строки о родном крае, о его природе. Видение красоты родной природы пробуждает в одарённых детях духовность, способствует всходам ростков нравственности, патриотизма.
Молодым свойственны способность и желание откликаться на все события, происходящие в родном крае, в России, в мире. Сколько написано сочинений, стихов о событиях в Беслане, о подводной лодке «Курск», о молодых ребятах, погибших в так называемых «горячих точках»!
Тема Великой Отечественной войны в творчестве юных поэтов – это вообще отдельная, требующая долгого разговора тема. Откуда дети, знающие о трагических сороковых годах только по книгам, фильмам и по рассказам дедов и прадедов, берут такие слова, что взрослому человеку порой трудно сдержать волнение при чтении их непритязательных, но волнующих стихотворений, а порой и достаточно зрелых по содержанию и форме?
Дети пишут о блокадном Ленинграде, о Сталинградской битве, о Прохоровском Поле, о Великой Победе и, в конечном счёте, - о великой России.
Когда читаешь такие строки молодых, как: «Помилуй, Господи, скорбящую Россию, / Истерзанную, но душою – сильную»; «Но дышит сердце болью о Беслане. / О, Господи, что завтра будет с нами?»; «Я родился в великой России, / И в России я буду жить»; «Русь моя – жизнь моя, в сердце бездонном / Только любовь к тебе будет законом» и многие, многие другие, – с волнением и гордостью думаешь: «Если у нас есть такая молодёжь – значит, Россия не пропадёт…»
Опыт творческой работы с детьми накапливался постепенно и каждый год – новые результаты. Конечно, год на год, как говорится, не приходится: иногда собирается группа очень сильных учащихся, одарённость которых видна сразу, с первых занятий. А бывало и так, что приходили слабенькие в творческом отношении дети, но имеющие огромное желание учиться мастерству, знать как можно больше. И ростки творчества, еле заметные на первых порах, через какое-то время начинали прорастать свежо и бурно. А сколько радости принесли первые публикации! Установились дружеские отношения с газетой для подростков «Ровесник», в которой под рубрикой «Проба пера» стали появляться творения юных авторов.
Поэтическое перо начинающих поэтов от 8 до 17 лет от занятия к занятию крепло, становилось увереннее. Приобретённые теоретические знания успешно применялись на практике, и ребята сами порой удивлялись, как это они раньше не могли отличить оригинальную рифму от шаблонной, допускали сбив ритма в стихах, не знали стихотворных размеров.
И вот настало время обобщить приобретённый опыт работы с одарёнными детьми. Были изданы пособия – уроки творчества и методические рекомендации для их проведения: «Поэзия – волшебная страна», «Стихи на заданную тему», «Учиться искусству слова» (в двух частях). После того, как в журнале «Школьная библиотека» (№2, 2006) была опубликована моя статья о занятиях с одарёнными детьми, тамбовским опытом работы с юными дарованиями заинтересовалось одно из московских издательств, выпустившее в серии «Школьное образование» (АРКТИ, 2006) мою книгу «Основы стихосложения – школьникам» - как практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-творческих объединений…
За прошедшее годы около тысячи одарённых детей прошли через творческое объединение «Тропинка». Выход к читателю начинался с рукописных книг, которые дети посылали на конкурс в Москву. Дважды тамбовская «Тропинка» была победителем – во Всесоюзном конкурсе в 1990 году и во Всероссийском в 1992-м. Сейчас у юных дарований много публикаций в периодике, в коллективных сборниках, в столичных журналах: «Детская литература», «Костёр», «Ромео и Джульетта», в альманахе «Мы». В последние годы дети из старшей группы «Тропинки» печатаются в «Литературной газете», в журналах «Наш современник», «Волга», «Подъём».
Семь воспитанников «Тропинки» стали членами Союза писателей России. Юные тамбовские авторы - постоянные участники фестивалей «Дети солнца», «Новые имена», «Молодые писатели России». Много юных авторов имеют по две-три и более собственных книг.
И опять я позволю себе обратиться к статье Ирины Ивановны Тихомировой: «Став подростком, начитанный и одарённый школьник часто прибегает к литературному творчеству… Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения…»
Как это верно! Сколько можно привести примеров, когда, после прочитанного стихотворения Пушкина, Лермонтова подросток пытается как-то откликнуться на него, написать что-то своё. Поэтому так часто первые пробы пера – это подражательные строки. Ничего страшного! Идёт процесс развития и становления творческого потенциала, который накапливается постепенно, но верно, чтобы в будущем можно было бы использовать этот потенциал на благо общества…
Занятия с одарёнными детьми - это не только постоянная работа над собственными произведениями, повышение профессионального уровня написанного произведения. Это и расширение кругозора юных авторов, желание руководителя сделать их интересными собеседниками, знающими историю родного края, историю России. Поэтому много занятий посвящаются теме краеведения.
Например, одно из занятий литературно-творческого объединения «Тропинка» было посвящено тамбовскому периоду жизни и творчества Г. Р. Державина. Представленные на книжной выставке издания его произведений, монографии местных учёных, повести и романы тамбовских писателей о поэте и государственном деятеле заинтересовали юных стихотворцев. Они читали стихи Державина, отвечали на вопросы краеведческой викторины, отмечали значительный вклад руководителя Тамбовского наместничества в развитие культуры нашего края…
Молодёжь должна знать, как богата наша Тамбовщина великими людьми, связанными с ней рождением, творчеством. Традиционными стали конкурсы, викторины, в которых дети принимают активное участие. И это помогает им в процессе школьного обучения.
Вопросы викторины
«Г. Р. Державин и Тамбовский край»:
1. Как связан поэт и государственный деятель Г. Р. Державин с Тамбовским краем?
2. Назвать время пребывания Г. Р. Державина в Тамбове. Какую должность он занимал?
3. Что в самом начале своей деятельности сделал Г. Р. Державин для нашего края и как с этим событием связано имя первого тамбовского писателя Петра Михайловича Захарьина?
4. Чем ещё прославился Г. Р. Державин за время пребывания в Тамбовском крае?
5. Что для нас, тамбовских жителей, примечательно в стихотворении «Осень во время осады Очакова»? Как первоначально называлось это стихотворение?
6. Державин-литератор писал оды, стихотворения, послания, записки. В каком ещё стихотворном жанре он работал? Привести пример.
7. Мы знаем произведения Г. Р. Державина, написанные им уже в достаточно зрелом возрасте. Но известно, что он и в юности писал стихи, занимался переводами. Почему до нас не дошли ранние произведения поэта?
8. Какое стихотворение Г. Р. Державина имеет такой же заголовок и похожее содержание, как у Горация, Пушкина?
9. Назовите самое полное собрание сочинений Г. Р. Державина. Кто его издатель?
К 100-летию ВЛКСМ: конкурс-викторина
«Что мы знаем о комсомоле?»
1. Когда был образован ВЛКСМ? Сразу ли так стала называться эта организация?
2. Когда появились комсомольские билеты и комсомольские значки? Что на них изображено?
3. С какого возраста принимали молодёжь в комсомол?
4. Кому был вручён комсомольский билет № 1.
5. Когда комсомол перестал существовать?
6. Сколько человек объединял ВЛКСМ?
Вопросы к конкурсу, посвящённому юбилею М. Ю. Лермонтова
1-й тур
1. В роду Лермонтовых мужчинам традиционно давали имена Юрий и Пётр. Почему будущего поэта назвали именем Михаил?
2. В одном народном предании рассказывается о певце и волшебных феях, наградивших его этим даром в обмен на то, что они в любой момент могут его забрать к себе. Какое это имеет отношение к Лермонтову?
3. Кто рассказал Лермонтову о подробностях гибели Грибоедова?
4. Кто помимо Лермонтова перевёл стихотворение Гейне «Сосна и пальма»?
5. «Правда всегда была моей святыней…» В связи с чем были написаны Лермонтовым эти слова?
6. В каком сочинении Лермонтова колокольный звон сравнивается с увертюрой Бетховена? Когда оно написано?
7. Владимир Соловьёв проводил параллель между духом творчества Лермонтова и идеями немецкого философа. О каком философе идёт речь?
8. Кто ещё использовал строку «Белеет парус одинокий…»?
9. Император Николай Первый сообщил о смерти Лермонтова: «Господа…» (Продолжить).
10. История стихотворения, на которое вдохновила Лермонтова Машенька. Кто она такая?
2-й тур (блиц-опрос):
1. Если Лермонтов действительно был в Тамбове, то где он мог остановиться?
2. Кому из своих товарищей по пансиону Лермонтов посвятил стихотворение? Какое?
3. Как звали бабушку Лермонтова, и какую она носила фамилию?
4. В каком году в Тамбове был установлен памятник Лермонтову, и кто его автор?
5. Из какого стихотворения эти строки: «Я рождён, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей?» Кому оно посвящено?
6. Где жил отец Лермонтова и встречался ли с ним поэт?
7. Обладал ли литературным даром кто-нибудь из родственников Лермонтова?
Фильм "Эта чудная тропинка..." Нижне-волжской студии кинохроники. 2001 год.