0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Библиотека–пространство равных возможностей: о клубе литературного и творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Больше
21 нояб 2018 17:03 - 28 нояб 2018 17:11 #67 от Косова Т.А.
Новое сообщение
Тамара Анатольевна Косова
заведующий отделом массовых программ
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»


Тамбовская областная детская библиотека определила своё место в процессе приобщения к жизни в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Около пяти лет в библиотеке работает клуб литературного и творческого развития для детей с нарушениями здоровья «Солнечный круг».

Клуб работает на базе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этом учреждении живут и учатся дети, утратившие возможность свободного общения с людьми, с окружающим миром звуков, в основном, – глухие и слабослышащие. Несмотря на свой недуг, они бесконечно любознательны и талантливы. Поэтому походы в библиотеку всегда воспринимаются ими как важное событие: встреча с новыми людьми, новыми книгами и впечатлениями.

В 2015 году с группой ребят из этого учебного заведения мы попытались создать в библиотеке коммуникативную площадку для эмоционального общения и их творческой самореализации. Адресный проект реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «За глухой стеной» получил грантовую поддержку Фонда Михаила Прохорова.

Важнейшая роль в нашем общении с данной категорией читателей отводится сурдопедагогу. От его такта, умения донести не только информацию, но и душевные переживания, зависит наша совместная библиотерапевтическая деятельность.

Как правило, мероприятия составляющие программу клуба, имеют познавательный характер. При этом обязательным элементом является вовлечение детей в творческий процесс. Эти дети замечательно рисуют, создают поделки. В их работах очень много искренности и тепла. Своими чувствами, творческими достижениями они с радостью делятся с окружающими, наполняя стены библиотеки атмосферой общей радости.

В своей работе мы активно используем метод сказкотерапии. Рассматривая различные сказочные истории и сочиняя их, дети проживают события, становятся более подготовленными к различным жизненным ситуациям, обучаются способам решения проблем.

Занимательные «сказочные» программы помогли раскрыть творческий потенциал ребят. Дети выучили стихи, сделали рисунки, изготовили поделки; с выдумкой и фантазией смастерили коллективную книгу-самоделку «Колобок». Маленькие артисты смогли не только словами, но и жестами донести до всех присутствующих всю прелесть пушкинских строк.

Ряд программ имел инклюзивный характер. Ребят из школы-интерната поддерживали их сверстники из лицея.

Быть мужественными, не унывать, стараться жить интересно, добиваться своей цели – важно для каждого, а для «особых» людей – вдвойне. У главных героев книг Юрия Ермолаева, Аллана Маршалла всё получается. Лейтмотив литературных программ по этим произведениям является осознание того, что все вместе мы можем прыгнуть через лужи, подняться на Эверест, спеть песню. Главное быть вместе.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья чувства пространства, территории, родной земли, немыслимо без краеведения. Интересно узнать о своём городе что-то новое, особенно на автобусной экскурсии! На экскурсии ребята познакомились с главными памятниками Тамбова, историей первых улиц и площадей города, знаменитыми людьми. А, вернувшись в библиотеку, с энтузиазмом построили макет крепости Тамбов из конструктора лего.

Познакомившись с Красной книгой Тамбовской области, дети узнали о редких растениях и животных своего края, о единственном тамбовском заповеднике, попутно поучаствовав в конкурсах и играх; попытались нарисовать редкое растение или животное Тамбовского края. Эти рисунки были объединены в детскую самописную Красную книгу Тамбовской области. Надеемся, что ребята задумались, как важны умение и желание активно беречь и познавать природу.

Трогательно, с большим волнением вместе с взрослыми ребята открывают для себя страницы Великой Отечественной войны – чтением стихов о войне и Победе, рисунками, рассказом о прочитанных книгах, участием в мастер-классе по изготовлению фронтового треугольника, минутой молчания в память о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Письма-треугольники со словами поздравления ребята вручали ветеранам 9 мая.

Особое место в жизни ребёнка с нарушениями в здоровье занимают физкультура и спорт, которые открывают перед детьми новые горизонты, учат стойкости и выносливости, заставляют радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.

На олимпийском часе свои первые шаги к олимпийским рекордам сделали команды школа-интерната и лицея. Готовясь к этой спортивной программе, ребята изучали историю олимпийских игр, стихи и песни о спорте, рисовали эмблемы команд, учились прыгать со скакалкой. Основательная подготовка и командный дух, помогли ребятам успешно справиться с заданиями. Воспитанники школы-интерната, несмотря на недостаточно точную координацию, неуверенность в движениях и замедленную скорость выполнения отдельных движений, не отставали от своих сверстников из лицея. Всех объединяли атмосфера сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания.

В клубных мероприятиях активно используется метод игротерапии, цель которого – не менять и переделывать ребёнка, а дать ему возможность быть самим собой. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Известно, что ООН провозгласил игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

С интересом ребята участвовали в других мероприятиях клуба.

Метод терапии творчеством – арт-терапия, изотерапия, музыка, лего-конструирование – также активно используется в наших программах, что позволяет усилить личностное начало ребёнка через поиск нереализованных возможностей.

Как правило, заключительная программа «Творческий дождь» проходит под девизом «Мы – талантливы!». Где на выставке «Ты в этом мире не один» размещаются отзывы на прочитанные книги, рисунки, коллективные самодельные книги, красочные плакаты, в которых дети выражают своё отношение к книгам и проблемам, затронутым в наших программах.

Специалисты, работающие с детьми – сурдопедагоги и библиотекари, как правило, отмечают позитивные изменения в развитии детей-участников клуба «Солнечный круг».

Невнятная речь, ограниченный словарь, неумение излагать мысли последовательно и в правильной форме; трудности в общении между собой, в понимании прочитанного, неумение самостоятельно, последовательно и логично пересказывать, обобщать и делать выводы – это то, что отмечалось у детей в начале совместной работы.

Клубные мероприятия помогают ребятам продемонстрировать свои возможности, раскрыть творческий потенциал. В процессе кропотливой работы у детей формируются умение выделять главные и второстепенные события, описывать предметы и явления, передавать содержание прочитанного через рисунок. Формируются пространственные представления, совершенствуются все стороны речи, расширяется и обогащается словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь.

Мы надеемся, что наша работа принесёт свои плоды. То душевное тепло, знания, внимание, которым стараются окружить библиотекари ребят из школы-интерната, имеют успокаивающий и отвлекающий эффект и помогают мобилизовать их духовные силы на преодоление недуга и способность со временем более уверенно адаптироваться в обществе.

«Солнечный круг»: программа клуба литературного и творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья


«Путешествие в страну любимых кукол» - познавательно-игровая программа


«Мечтай, двигайся, осуществляй!» - олимпийский час


«Мечтай, двигайся, осуществляй!» - олимпийский час


«Компьютерный ликбез» - урок-презентация


«Творческий дождь» - инклюзивная творческая программа


«Творческий дождь» - инклюзивная творческая программа

Тамара Анатольевна Косова
заведующий отделом массовых программ
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»
COM_KUNENA_EDITING_LASTEDIT_ON_BY

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2018 11:42 #100 от Чупахина Т. Н.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Тамара Анатольевна, с удовольствием прочитала о вашей работе. Какие вы молодцы - поднять такую программу, как развитие одарённости детей с серьёзными проблемами здоровья! Это же вдвойне сложнее, чем работать по этой теме со здоровыми детьми. Дальнейших успехов!

Чупахина Татьяна Николаевна,
ведущий методист БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»
г. Орёл

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2018 11:54 #101 от Косова Т.А.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Большое спасибо, Татьяна Николаевна.Согласна с Вами, дело это действительно очень серьёзное, ответственное, вместе с тем очень интересное. Работаем с удовольствием. Вам всего доброго и с наступающим Новым Годом!

Тамара Анатольевна Косова
заведующий отделом массовых программ
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве