0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Чтение – ценность семейная. Социологическое исследование. Итоги. ГБУК ВО «Воронежская областная детская библиотека».

Больше
24 сен 2015 10:44 - 02 окт 2015 17:17 #5 от Кылчик Л.Н.
Новое сообщение
Кылчик Людмила Николаевна,
заведующая психолого-педагогическим отделом
ГБУК ВО «Воронежская областная детская библиотека»
«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
Л. Н. Толстой

За тысячелетия своего существования человечество изобрело самый лучший способ для развития интеллекта и творческих способностей – чтение!

Различные исследования показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Читатели точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении.

Но в современном обществе, где на человека буквально «выливаются» гигантские информационные потоки, чтение отступает под натиском телекоммуникационных средств. Более легкие, увлекательные занятия, связанные с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, составляют серьезную конкуренцию чтению.

Много исследований посвящено проблеме соотношения чтения и средств массовой информации. У детей продолжает падать интерес к чтению, но растет «телесмотрение», увлеченность компьютером. Книге сложно соперничать с продвинутыми гаджетами. Чтение — это труд, а телевизор и компьютер не требуют никаких усилий. К тому же, такое безобидное времяпрепровождение вполне устраивает и детей, и родителей.

Сажая ребенка перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот закон открыт Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности с взрослым. Ребенок открывает мир, познает его только вместе с взрослым.

Ни одно техническое средство, даже самое совершенное и приспособленное для детей, не может заменить живого человека и открыть смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения с взрослыми, вся человеческая культура и книжная культура в том числе, остается закрытой, чужой, невостребованной, а внутренний мир ребенка – пустым.


Вхождение ребенка в книжную культуру начинается очень рано - в дошкольном периоде его развития. Несмотря на важную роль в начальном приобщении детей к чтению учителей, воспитателей и библиотекарей, основное влияние на развитие ребенка как читателя, на формирование его читательских вкусов оказывает семья и читательская культура родителей.

Растить читателя – вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. Можно потратить время и силы на освоение процесса чтения и не только не привить любовь к книге, но и добиться прямо противоположного эффекта. Чтение детей начинается либо не начинается именно в семье.

Что думают родители о чтении вообще и детском в частности? Читают ли сами? Какие книги выбирают для своего ребенка? Чем руководствуются при выборе? Чтобы получить ответы на эти вопросы, Воронежская областная детская библиотека провела в 2013 г. социологическое исследование «Чтение – ценность семейная».

Опрос респондентов проводился с 1 марта по 31 мая 2013 года.

Метод исследования – анкетный опрос.

Выборка: родители детей, посетившие библиотеку и согласившиеся ответить на вопросы анкеты (79%), а также родители воспитанников ДОУ №32 г. Воронежа (21%). Всего было обработано 48 анкет.

Цель: Выявить мнение родителей о значимости семейного чтения, о роли книги и чтения в воспитании и образовании ребенка. Выявить факторы, положительно влияющие на преемственность чтения. Определить рейтинг любимых книг детей по мнению родителей.


Гипотеза:

1. Большинство родителей рассматривают книгу как источник знаний, как средство развития определенных навыков и умений, таких как память, словарный запас, широкий кругозор ребенка, и недооценивают воспитывающую роль книги, её влияние на нравственное воспитание и эмоциональное развитие ребенка.

2. Количество семей, где практикуется чтение ребенку вслух, очень мало.

3. Сегодня мало семей, ориентированных на воспитание читателя.

4. Родители плохо ориентируются в современной детской литературе и в своих рекомендациях основываются только на личном читательском опыте.

Традиционно наша анкета содержала вопрос о возрасте опрашиваемых. Наибольшую часть опрошенных составили родители 9,10,11-летних детей (24%, 29%, 19%). Возраст наших респондентов:

• 28-30 лет - 13%,
• 31-35 лет - 36%,
• 36-40 лет - 24%,
• 41-45 лет - 18%,
• 46-50 лет - 10%.

Наибольшую часть опрошенных составили молодые родители 30-40 лет.

Приятно отметить, что в семьях 94% респондентов читают дома книги, лишь 6% семей не читают дома книг.


Что же дает чтение, какую роль в развитии ребенка оно играет? Большинство респондентов (89%) считает, что чтение развивает общий кругозор и эрудицию ребенка, формирует конкретные, необходимые для учебы знания и навыки: орфографическую грамотность, правильную речь, обогащение словарного запаса, развитие памяти, речи и фантазии, внимательности.

В развитии ребенка чтение, по мнению родителей, играет в основном информационно-познавательную и образовательную роль. Оно стимулирует воображение, повышает интеллект. Большую роль чтения родители видят в формировании умения хорошо излагать свои мысли.

Лидируют мотивы полезности и приобретения знаний, информации.

Эмоционально-нравственную составляющую чтения отметили лишь 29% опрашиваемых. Эти родители подчеркивают воспитывающее значение чтения (влияние на нравственное становление личности ребенка и его эмоциональный мир). Ответы звучат так:

• чтение помогает слушать и слышать;

• чтение прививает духовные ценности;

• чтение укрепляет внутренний стержень;

• чтение формирует в ребенке мораль и культуру поведения, а также характер;

• читая, ребенок учится сопереживать героям;

• читая, ребенок учится размышлять и сравнивать;

• чтение - это способ понять окружающий мир.


Для подавляющего меньшинства родителей - 8% - чтение - это развитие личности ребенка и способ понять окружающий мир. Эстетическая составляющая чтения не отмечена опрошенными родителями вообще.

Некоторые размышления родителей при ответе на вопрос «На Ваш взгляд, семейное чтение – это»:


• «семейное чтение это процесс, объединяющий и рождающий общие интересы, когда налаживается контакт и устанавливаются доверительные отношения с ребенком»;

• «семейное чтение – занятие, способствующее пониманию между взрослыми и детьми»;

• «духовное объединение, общее семейное занятие, без которого не обойтись для полноценного развития и воспитания ребенка»;

• «когда книга переходит от родителя к детям»;

• «способ формирования личности ребенка»;

• «чудесный, благоприятный способ общения с ребенком, формирование его ценностей, переосмысление детских впечатлений взрослыми»;

• «общие интересы и герои»;

• «увлечение, сближающее родителей и детей и объединяющее семью»;

• «это когда мама читает детям, папе, когда те тихонечко занимаются своими делами, при этом читает эмоционально, с комментариями и не абы что»;

• «это воспитание характера, сближение родственников»;

• «это залог дружбы и понимания в семье»;

• «прекрасное, увлекательное времяпрепровождение вдвоем, втроем, время, которое посвящено погружению в удивительный, загадочный мир»;

• «отличный способ отдохнуть вечером в семейном кругу»;

• «семейное чтение - это читающая семья, где ребенок берет пример с родителей, которые любят читать и много читают. Это семья, где родители помогают выбирать детям книги, рассказывают об этих книгах. Семейное чтение – это обсуждение прочитанных книг, а иногда и чтение вслух»;

• «это традиция, в семье, когда интересные книги прочитываются всеми по очереди. С книгой человек никогда не будет жить скучно, она основной источник познания»;

• «семейное чтение - это когда долгими зимними вечерами, сидя в удобных креслах, каждый читает свою книгу. Потом обсуждение прочитанного – что понравилось, что непонятно, что запомнилось».


Как видно из ответов для большинства родителей, семейное чтение - это повод для общения, способ сплочения семьи и мощный инструмент для гармоничного развития ребенка.

Первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении, преимущественно вслух, и задача, которую чтение должно решать – это общение. Во время чтения происходит четырехканальное общение ребенка – общение с мамой, с самим собой, с автором и художником - иллюстратором.

Совместное чтение вслух – лучший способ развития любви к книгам. Чтение вслух – устная коммуникация, привносящая в процесс особую интимность, чувство близости, способствует формированию атмосферы доверия, общности интересов, понимания, вносит эмоциональный момент в процесс чтения и восприятия прочитанного. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.

Сопоставив ответы на вопросы «Читаете ли Вы вместе с ребенком?», «Принято ли в Вашей семье читать вслух?» и «Читали ли ВЫ в раннем детстве своему ребенку потешки, прибаутки?», мы попытались выяснить, как решают эту задачу наши респонденты.

В семьях наших респондентов 85% родителей читают вместе с ребенком, 15% не читают. Вслух читают детям 54 % родителей, 25% читают редко, а 21% не читают вслух. Полученные результаты не подтверждают нашу гипотезу о том, что количество семей, где практикуется чтение вслух, очень мало, т.к. большая часть семей все же предпочитает практику чтения ребенку вслух.

Родители очень огорчаются, если их ребенок, порой уже школьник, не любит книг и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина тому может лежать в раннем детстве.

Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. С первых дней жизни ребенок улавливает не смысл слов, а интонацию, ритм. Еще не умея говорить, ребенок переживает положительные эмоции, читая вместе с мамой стихи, песенки, приговорки, таким образом преодолевает первый, важный этап своего читательского развития.


Для того чтобы выяснить, используют ли родители чтение или пение потешек, прибауток, закличек, был задан вопрос «Читали ли ВЫ в раннем детстве своему ребенку потешки, прибаутки?»

Потешки, прибаутки своим детям читали 93% родителей и лишь 6% не читали.

Результаты ответов на вопросы о чтении совместно с ребенком, чтении потешек и прибауток, а также чтении вслух, говорят о том, что большая часть наших респондентов интуитивно или осознанно ориентированы на воспитание ребенка-читателя, а это опровергает нашу гипотезу.

Ребенок–дошкольник, успешно прошедший этапы восприятия детской литературы на слух, может и хочет сопереживать литературным героям, стремится понять то, что хотел сказать автор, с удовольствием рассматривает иллюстрации и воспринимает чтение как интересное и радостное занятие.

Взрослых часто удивляет настойчивость детей в своих просьбах перечитать вновь и вновь одну и ту же полюбившуюся книгу. Ребенок знает книгу наизусть, знает всех героев, может описать все события, знает, чем все закончится, но все равно просит прочитать еще раз. Вроде ничего нового он не узнает, но вновь переживает, смеется, удивляется, печалится вместе с героями. В этот момент и происходит сопереживание, сочувствие – очень важная составляющая детского чтения.

Мы пытались рассмотреть, осознается ли родителями чтение как занятие, помогающее обогатить внутренний мир ребенка, помогающее научиться сопереживать и переживать, понимать другого человека. Для этого в анкету был включен вопрос «Перечитываете ли Вы своему ребенку его любимые произведения?» Перечитывают ребенку его любимые произведения 54% опрошенных, 29% считают, что это ни к чему. Большинство родителей внимательны к своему ребенку, не отказывая ему в удовольствии повторного прочтения понравившегося произведения. Данные результаты также не подтверждают гипотезу о том, что мало семей, ориентированных на воспитание читателя.


Читатель общается с книгой не просто как с предметом. Рассматривая книги, ребенок воспринимает иллюстрации как графическое послание, вступает в общение с людьми его создавшими – с художником, писателем.

Нашим респондентам был задан вопрос «Обращаете ли Вы внимание (и свое, и ребенка), на автора книги, на художников-иллюстраторов?» 60% ответили «да», из них 13% акцентируют внимание только на авторе, а 23% не обращают внимания ни на автора, ни на иллюстраторов. Редко обращают внимание 8% родителей. Можно предположить, что 31% родителей не учитывают эстетическую роль литературного произведения. И могут допустить, что в руки их ребенка может попасть пустая по содержанию книга, но возможно, внешне нарядная и праздничная, коими изобилуют прилавки книжных магазинов.

Наши руки сами тянутся к той книге, которая выглядит ярко и привлекательно. Конечно, никакое украшательство не сделает пустую по содержанию книгу хорошей. Но не следует забывать слов древнего восточного мудреца о том, что порой одна картинка может рассказать больше тысячи слов. Верно заметил художник-график Н.В. Кузьмин, что иллюстрация в книге может помочь читателю представить образ героя лучше, чем словесное описание, особенно тогда, когда образ создан художником-профессионалом.

Ответы на вопрос «Обращаете ли Вы внимание (и свое, и ребенка), на автора книги, на художников-иллюстраторов?» также подтвердили гипотезу о том, что большинство родителей недооценивают воспитательную роль книги, её влияние на нравственное воспитание и эмоциональное развитие ребенка и рассматривают книгу как источник знаний, как средство развития определенных навыков и умений.

В последнее время на литературном горизонте появилось много новых писательских имен. Но, к сожалению, читатели не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны, как писатели маститые, хорошо знакомые. Наша гипотеза о том, что родители плохо ориентируются в современной детской литературе и в своих рекомендациях основываются только на личном читательском опыте, подтвердилась после анализа ответов на вопросы: «Какие книги Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок обязательно прочитал? Назовите несколько вариантов», «Имена каких современных детских писателей и поэтов Вам знакомы из представленных ниже», а также «Какие книги Вы порекомендовали бы другим родителям для прочтения их детьми или совместного чтения?»


Выясняется, что родители по своей природе консервативны, предпочитая, чтобы их дети читали классику, на которой росли они сами. И другим родителям рекомендуют тоже знакомые имена: Н. Носова и А. Барто, В. Берестова и Б. Заходера, А. Линдгрен и А. Волкова, сказки А. Пушкина и Г.Х. Андерсена, А. Бианки и М. Зощенко, Ч. Дикенса, Ж. Верна, А. Дюма, Дж. Лондона.

Из вопроса о любимых книгах ребенка тоже видно, что дети читают преимущественно классическую литературу, в ответах современные авторы встречаются гораздо реже.

Может быть, все дело в том, что сами родители не знакомы с современными писателями и их произведениями? На наш взгляд, из ответов на вопрос: «Имена каких современных детских писателей и поэтов Вам знакомы из представленных ниже» (в список авторов намеренно были включены и классики) высветилась немаловажная проблема: наши респонденты, в большинстве своем, не знают Артура Гиваргизова, Арнольда Лобела, Свена Нурдквиста, Марину Бородицкую, Михаила Яснова и Сергея Седова. А Астрид Линдгрен, Агнию Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака и Беатрис Поттер большинство респондентов считают нашими современниками.

«Имена каких современных детских писателей и поэтов Вам знакомы из представленных ниже»

Современные авторы
Кейт ди Камилло 77%,
Андрей Усачев 46%,
Тамара Крюкова 21 %,
Катя Матюшкина 15%,
Тим Собакин 13%,
Сергей Седов 8%,
Михаил Яснов 8%,
Марина Бородицкая 6%,
Свен Нурдквист 6%,
Арнольд Лобел 4%,
Артур Гиваргизов 2%,

Классики
Сергей Михалков 85%,
Самуил Маршак 81%,
Агния Барто 77%,
Астрид Линдгрен 71%,
Беатрис Поттер 13%,


Безусловно, классические книги были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими маленького читателя и воспитывающими в нем личность. Но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходимы, как свежий воздух, новые книги о современной жизни, написанные современными писателями.

Чтобы не лишать детей первоклассного чтения, необходимо знакомить детей, и их родителей, с современными авторами, пишущими для детей.

Несмотря на то, что книге в современном обществе сложно конкурировать с телевизором, компьютером и разнообразными информационными технологиями, наши респонденты уверены, что без книг нельзя обойтись. 92% респондентов дали отрицательный ответ на вопрос «Как Вы думаете, можно ли обойтись без чтения книг в современном мире информационных технологий?». 6% считают, что можно обойтись, но с оговоркой «Не стоит о книгах забывать». Некоторые ответы:

• «читая, человек многое додумывает, представляет себе, мозг при этом трудится. А телевизор дает «готовую пищу», где меньше возможностей для осмысления увиденного»;

• «сейчас в мире переизбыток информации, много ненужного, лишнего мы получаем из СМИ. Книги же, прежде всего классика, спасают нас от этого»;

• «книги - это тоже информация, они неотделимы от информационных технологий»;

• «информационные технологии делают людей роботами, отучают мыслить».

Книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.


Следующие вопросы, «Какие книги Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок обязательно прочитал? Назовите несколько вариантов» и «Какие книги Вы порекомендовали бы другим родителям для прочтения их детьми или совместного чтения?» предполагают называние конкретных произведений, индивидуальный для каждого родителя «золотой фонд» детской литературы. Необходимо отметить, что не стали отвечать на эти предложенные вопросы 17% респондентов. Почему? Может быть, посчитали себя некомпетентными, недостаточно читающими, чтобы давать рекомендации, или просто им нечего рекомендовать. Ответ неясен.

«Какие книги Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок обязательно прочитал? Назовите несколько вариантов»


• детская классическая литература 14%;
• А. Пушкин - 13%;
• русская классика - 13%;
• Л. Толстой «Война и мир» - 10%;
• Н. Гоголь - 6%;
• Д. Дефо «Робинзон Крузо» - 6%;
• Ж. Верн «Дети капитана Гранта» - 6%;
• Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо» - 4%;
• М. Твен «Принц и нищий», «Приключение Тома Сойера» - 4%;
• Л. Толстой - 4%;
• Н. Лесков , А. Чехов - 4%;
• книги о ВОВ - 4%;
• приключения - 4%;
• фантастика - 4%;
• юмор - 4%;
• У. Шекспир
• Э. Успенский;
• Ф. Достоевский;
• К. Паустовский;
• И. Бунин;
• Ю. Лермонтов;
• В. Гюго;
• А. Данте;
• М. Тургенев;
• П. Бажов;
• В. Добряков;
• В. Маяковский;
• М. Шолохов «Тихий Дон»;
• А. Дюма «Три мушкетера»;
• В. Каверин «Два капитана»;
• В. Крапивин «Тень каравеллы»;
• Р. Киплинг «Книга джунглей»
• Э. Распе «Приключение барона Мюнхгаузена»
• Я. Бжехва «Путешествие пана Кляксы»;
• Д. Емец;
• Н. Носов;
• В. Драгунский;


«Какие книги Вы порекомендовали бы другим родителям для прочтения их детьми или совместного чтения?»

• русская классическая литература 13%;
• А.С. Пушкин «Сказки» 6%;
• приключения 4%;
• фантастика 4%;
• юмор 4%;
• А. Барто 4%;
• Кейт ди Камилло 4%;
• А. Линдгрен 4%;
• К. Матюшкина 2%;
• Л. Матвеева 2%;
• Т. Крюкова 2%;
• Ж. Верн 2%;
• Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
• Дж. Лондон;
• Дж. Кервуд;
• А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
• Дж. Харриот «О всех созданиях больших и малых»;
• Ю. Третьяков «Андрейка и лодырь Ромашка»;
• Л.Чарская;
• В. Осеева;
• Д. Емец «Дракончик Пыхалка»;
• В. Драгунский;
• А. Усачев;
• С. Седов;
• М. Яснов;
• Свен Нурдквист;
• Арнольд Лобел;
• Ю. Вознесенская;


Как видно из ответов, родительский «золотой фонд» детской литературы, по мнению наших респондентов, состоит в основном из классической литературы и литературы, прочитанной родителями в детстве.

Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Но родители сами обычно плохо ориентируются в детской литературе. Это приводит к тому, что ребенку часто рекомендуются книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально-психологических особенностей ребенка.

Большими возможностями в информировании родителей о лучшей детской литературе, об основах психологии детского чтения обладает детская библиотека и библиотекарь как транслятор этих знаний.

Библиотекам важно сотрудничать с родителями в руководстве чтением детей. Такая работа должна вестись систематически, на протяжении всех лет, когда ребенок пользуется детской библиотекой. Это должно быть содружество семьи и библиотеки.

Рассмотрим, какая помощь от библиотеки нужна нашим респондентам.

«Какую помощь (советы, рекомендации по приобщению к чтению ребенка и т.п.) вы хотели бы получать от детской библиотеки?»:


• «хотелось бы, чтобы в библиотеке был хороший каталог по всем имеющимся книгам в библиотеке»;

• «встречи с детскими писателями, интересными людьми, как это было в старые времена»;

• «рекомендации книг соответственно возрасту ребенка»;

• «рекомендации по новой литературе для детей, информацию о новинках книжного рынка»;

• «советы по выбору авторов и книг в зависимости от увлечений и интересов ребенка»;

• «рекомендации библиотекаря по выбору книг современных авторов»;

• «помощь в приобщении ребенка к чтению не только фантастики, но и других книг»;

• «организовывать в библиотеке тематические спектакли с участием детей»;

• «новые рекомендации книг на вашем сайте»;

• «рекомендации ребенку книг, в которых много познавательного и нравственного»;

• «рекомендации книг по эмоциональному развитию ребенка, этикету»;

• «больше книжных выставок»;

• «больше рассказывать детям о литературных персонажах из интересных и захватывающих книжных историй и всевозможных произведений»;

• «внимательное и добродушное обслуживание каждого посетителя».


Как видно из ответов, родители нуждаются в сотрудничестве с библиотекой и ждут конкретных рекомендаций по поводу формирования репертуара чтения ребенка, а также навигации в море литературы для детей.

Что может сделать библиотека? Популяризировать традиции семейного чтения, проводить психолого-педагогическое просвещение родителей, использовать различные формы сотрудничества с ними, оказывать методическую помощь родителям в руководстве детским чтением.

Формы работы могут быть разнообразными, от индивидуальной, до массовой. Сосредоточить свои усилия необходимо на основном направлении работы – организации семейного чтения и формировании ребенка-читателя. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.


Выводы

Подводя итоги исследования, можно с уверенностью сказать, что наши гипотезы подтвердились только частично.
Как видно из ответов, для большинства родителей семейное чтение - это повод для общения, способ для сплочения семьи и мощный инструмент для гармоничного развития ребенка. Родители осознают, что чтение - это занятие, помогающее обогатить внутренний мир ребенка, научиться сопереживать и переживать, понимать другого человека. Но, тем не менее, по результатам исследования видно, что в развитии ребенка чтение, по мнению родителей, играет в основном информационно-познавательную и образовательную роль. Это подтверждает нашу первую гипотезу о том, что большинство родителей рассматривают книгу как источник знаний, как средство развития определенных навыков и умений, таких как память, словарный запас, широкий кругозор ребенка, и недооценивают воспитывающую роль книги, её влияние на нравственное воспитание и эмоциональное развитие ребенка.

Читатели не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны, как писатели маститые, хорошо знакомые. Наша гипотеза о том, что родители плохо ориентируются в современной детской литературе и в своих рекомендациях основываются только на личном читательском опыте, подтвердилась.

Не подтвердилась гипотеза о том, что количество семей, где практикуется чтение вслух, очень мало, т.к. по нашим результатам все же большая часть семей предпочитает практику чтения ребенку вслух.

Большая часть наших респондентов интуитивно или осознанно ориентированы на воспитание ребенка-читателя, а это также опровергает нашу гипотезу о том, что сегодня мало семей, ориентированных на воспитание читателя.
Возрождение традиций семейного чтения – одна из главных задач детских библиотек на сегодняшний день. Для этого библиотекам:


• необходимо активизировать сотрудничество с родителями;

• создавать рекомендательные списки детской литературы для семей по возрастному предназначению, жанрам, размещая их в Интернете для более доступного использования;

• ввести в структуру читательской деятельности родителей и семей в целом работу с рекомендательной библиографией детской литературы.

Кылчик Людмила Николаевна, заведующая психолого-педагогическим отделом
ГБУК ВО «Воронежская областная детская библиотека»
Вложения:
COM_KUNENA_EDITING_LASTEDIT_ON_BY

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 окт 2015 08:50 #13 от Микрюкова Н.А.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Добрый день, Людмила Николаевна! Сегодня в практической работе нам не хватает системных исследований, посвященных детскому и подростковому чтению. У меня вопрос. После проведенного исследования, как ваша библиотека использует возможности рекомендательной бибилографии для семейного чтения.
Заранее спасибо

Микрюкова Наталья Анатольевна, руководитель пресс-службы
ГБУК СО «Свердловская областная библиотека для детей и юношества»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве