0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Человек приходит из детства. Организация клубной деятельности в библиотеке как форма работы с семьей. Нестеренко Надежда Константиновна

  • Липецкая ОДБ
  • Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
21 окт 2015 13:51 #22 от Липецкая ОДБ
Новое сообщение
Нестеренко Надежда Константиновна,
заведующий сектором отдела досуга и творческого развития читателей
Липецкой областной детской библиотеки


Наша страна всегда славилась традициями семейных чтений и в недавнем прошлом считалась одной из самых читающих стран в мире. Именно сейчас очень важно, используя опыт прошлого и поднимая его на новую ступень, объединёнными усилиями семьи и библиотеки формировать культ книги среди детей, культ семейного чтения, положительного имиджа библиотек. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. Лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой.

По мнению психологов, грамотный читатель формируется в возрасте от рождения до 9 лет. Поскольку интерес к чтению закладывается в раннем детстве, очень многое тут зависит от родителей. А родителям очень часто не хватает элементарных знаний по воспитанию юных читателей. Задача библиотеки — помочь родителям. Изучение и удовлетворение читательских потребностей взрослых, раскрытие перед ними возможностей детских библиотек повышает социальную значимость и престиж библиотеки.

Именно библиотека может способствовать тому, чтобы восприятие ребенком книги стало более свободным и неформальным. Библиотека выступает альтернативой школе: здесь легко создать неформальную обстановку и стимулировать детское творчество. Чтение не должно вызывать стресс у ребенка. Важно, чтобы чтение сопровождалось кукольными спектаклями, инсценировками сказок, собственным сочинительством, аппликацией, рисунками и свободным обсуждением. Все эти виды деятельности мы используем на своих занятиях.

Одно из приоритетных направлений в работе с семьей в нашей библиотеке — клубная деятельность. Много лет у нас активно работают клубы различной направленности. В отделе досуга и творческого развития читателей на сегодняшний день работает 6 клубов и объединений по интересам.

«Пусть книга будет интересна малышам» — девиз занятий в книжном «Клубе книгопутешествий». Учитывая, что дошкольники чаще являются слушателями, нежели читателями, основная задача, которую перед собой ставит руководитель клуба, — правильно подать книгу, раскрыть ее игровые способности, увлечь сюжетом. Образно говоря, дети путешествуют по книгам маршрутами нетрадиционными, знакомясь с произведениями последних десятилетий. После посещения таких занятий ребенок с удовольствием возвращается в библиотеку, ведя за руку родителей.

Уже больше 20 лет в нашей библиотеке действует Театр книги «Синяя птица». Здесь не просто готовятся театрализованные представления, но и проводятся занятия по актерскому мастерству, сценической речи, пластике и вокалу, итогом занятий является выступление детей на сцене для родителей и читателей библиотеки.

Занятия в клубе английского языка «Британика» построены по международным программам, обязательной частью которых является: фонетика (постановка произношения); аудирование (восприятие английской речи на слух); обучение чтению и разговорной речи; изучение грамматики. После занятия ребенка ждет дома совместная работа с родителями по выполнению домашнего задания.

Лепка, рисование, аппликация, конструирование развивают творческие способности, наглядно-образное мышление, мелкую моторику. На занятиях клуба рисования и лепки «Фантазия» ребята вместе с родителями учатся и развивают навыки работы с различными художественными материалами. Дети знакомятся с обучающими пособиями по изобразительным видам деятельности и учатся использовать книги в решении творческих задач.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Ранним развитием, как правило, называют всестороннее развитие детей первых трех лет жизни. Современные родители понимают, что важно с первых дней жизни начинать заниматься с ребенком, стимулировать его познавательную активность, помогать развивать его способности. При этом современные методики стремятся не навязать обучение извне, а сделать его гармоничным и естественным для ребенка, соотнести воспитание с естественными потребностями и индивидуальными способностями. Как известно, детство начинается с книги, и создание клуба раннего развития в библиотеке позволяет ребенку не только получать знания об окружающем мире, но и прививает любовь к книге и чтению.

В нашей библиотеке с 2009 года работает клуб раннего развития детей от 1,5 до 4 лет «Кроха», руководителем которого я сейчас и являюсь.

В начале своей работы клуб посещали дети от 1,5 до 2,5 года. На занятиях малыши учились слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, объяснять поступки персонажей. С помощью родителей учились инсценировать небольшие отрывки из народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», знакомились с устным народным творчеством.

Я возглавила этот клуб в 2013 году. За это время была проделана большая работа. От прежнего клуба осталось только название, изменилась специфика занятий. Первоочередной задачей было определиться, какой направленности будет клуб, написать программу и календарный план занятий. До того как прийти в библиотеку, я работала в частном детском саду, поэтому у меня уже был опыт написания и проведения развивающих занятий с детьми. В детском саду я работала с малышами в возрасте от 1 года 7 месяцев до 3-х лет. Таким образом, и для клуба я выбрала именно эту возрастную категорию. В это время в развивающих центрах набирали популярность комплексные занятия для детей. Комплексные развивающие занятия — это совокупность каких-либо упражнений, заданий из разных по назначению курсов.

У меня уже были необходимые базовые знания, приобретенные на предыдущем месте работы, но для того, чтобы понять специфику ведения именно развивающих занятий, было принято решение посетить занятия в развивающем центре, этот опыт помог мне понять, как должно строиться занятие и какая необходима развивающая среда. Ведь для маленьких детей очень важно не только видеть и слышать, ребенку необходимо ощущать, взаимодействовать с предметами, поэтому наличие развивающих игрушек (массажных мячиков, разноцветных прищепок, пирамидок, развивающих ковриков и др.) обязательно. Кроме того, в Интернете есть множество видеороликов с проведением занятий в развивающих центрах различных городов, и этот опыт также был использован. За этот период я прочитала множество методической литературы. К счастью, в нашей библиотеке очень хороший фонд со всей необходимой литературой, и он постоянно обновляется. Я познакомилась с самыми популярными методиками раннего развития Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Лены и Бориса Никитиных. Благодаря информации, полученной из всех этих источников, и была разработана программа и написаны конспекты комплексных развивающих занятий.

Оставалось только набрать группу детей. Была опубликована информация на сайте, сделаны визитки. На первом занятии присутствовал один ребенок с мамой. Маме и ребенку занятие понравилось, их даже не смутило отсутствие других детей. На следующем занятии присутствовали уже двое детей и их родители. Далее реклама и «сарафанное радио» сделали свое дело, в мае 2013 года в группе было уже пять детей, а в сентябре занятия посещали две группы по шесть детей в каждой. В сентябре 2014 года общее количество групп выросло до четырех. По просьбам родителей для детей, которым уже исполнилось 3 года, были открыты две дополнительные группы. Таким образом, на сегодняшний день действуют две группы для детей от 1,5 до 3 лет и две группы, для детей от 3 до 4 лет с общим числом детей 20 человек.

Перед занятием каждому ребенку на столик кладется книга, чтобы время до занятия он мог провести с пользой. Дети читают книгу с мамой или самостоятельно просматривают картинки. Каждая мама знает, что в нашем зале есть стеллаж с методической литературой по раннему развитию детей, с которой каждый желающий может познакомиться и почитать.

Занятие традиционно начинается с приветствия, детишки вместе со мной берутся за руки и мы водим хоровод, повторяя стихотворение. На каждое занятие к нам приходит всем известный с раннего детства герой сказок Волчок — Серый бочок. Он здоровается за ручку с каждым ребенком и просит назвать свое имя, затем садится за соседним столиком и наблюдает, как хорошо сегодня занимаются детки. Использование мягкой игрушки в начале занятия позволяет снизить напряжение, избежать стресса у ребенка и создает доброжелательную игровую атмосферу. Все занятия тематические и каждое делится на 3 блока: развивающий, творческий и подвижный.

Развивающий блок направлен на развитие у детей основных психологических функций (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и речи). Выполняя задания, детишки вместе с родителями знакомятся с окружающим миром, повторяют цвета, считают. Учатся держать карандаш и проводить линии, соединяя точки. Играют с прищепками и массажными мячиками. Конструируют, сортируют, складывают пазлы. Учатся застегивать и расстёгивать пуговички с помощью специального развивающего коврика-полянки. Пробуют завязывать узелки и бантики, изучают свойства предметов и занимаются другой интересной работой. Также в этот блок входит работа со сказкой: прослушивание, обыгрывание, просмотр кукольных спектаклей, с помощью родителей дети учатся инсценировать небольшие отрывки.

Подвижный блок включает в себя подвижные игры, спортивную гимнастику, игры на формирование коммуникативных качеств, а также музыкальные минутки. Дети вместе со взрослыми или самостоятельно участвуют в играх, учатся соблюдать правила, работать в коллективе, помогать друг другу, учатся повторять и запоминать движения.

Творческий блок включает развитие у детей художественного восприятия окружающего мира. На занятиях дети при небольшой помощи взрослых создают поделки из различных материалов, лепят, рисуют, создают аппликации. Использование различных техник не только не дает заскучать, но и формирует творческое мышление.

Все задания дети выполняют вместе с родителями. Занятия посещают мамы, папы, бабушки. Бывали случаи, когда ребенок приходил с обоими родителями одновременно. Присутствие взрослого — обязательное условие проведения занятий. И здесь дело не только в раннем возрасте ребенка, так как после второго, третьего занятия дети уже привыкают и не боятся оставаться одни. Главной причиной является совместная деятельность взрослого и малыша. Часто мамам не хватает времени, чтобы позаниматься с ребенком, а здесь целый час они могут посвятить друг другу, познакомиться с методической литературой, а главное — продолжать заниматься с ребенком дома, закрепляя полученные на занятии знания.

После занятия многие родители остаются еще на полчасика, чтобы вместе с ребенком почитать. Все родители, которые посещают клуб, берут книги в других отделах библиотеки, посещают общебиблиотечные мероприятия, рассказывают о нас своим знакомым и друзьям. Как оказалось, многие люди даже не знают о том, что в библиотеку можно прийти, почитать и взять домой книги бесплатно. Такие посетители становятся постоянными читателями, а самых активных из них мы традиционно награждаем на читательском празднике на Неделе детской и юношеской книги.

Таким образом, клубная деятельность в библиотеке позволяет не только привлечь новых читателей, но и помогает родителям в обучении и воспитании детей.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве