0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

«Я не умею читать, но люблю». БУКОО «Библиотека им. М. М. Прившина», г. Орёл.

Больше
21 окт 2015 12:07 - 21 окт 2015 12:19 #19 от Русинова С.В.
Новое сообщение
Светлана Русинова,
библиотекарь отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4-х классов,
БУК ОО «Орловская детская библиотека им. М. М. Пришвина»


Библиотека. Из-за кафедры еле виден ребёнок – он маленький. Но сам тянет руки к книжным полкам, из широкого разнообразия книг зорко выхватывая взглядом приглянувшийся книжный корешок. И вот малыш, обнимая целую охапку книг, прилежно раскладывает их на столе, на котором постепенно вырастают две книжные стопочки - это значит, что одна из них останется в библиотеке ждать «своего» читателя. Малыш сопит, но не принимает помощи, желая сделать самостоятельный выбор. Мама устала или спешит, но до времени терпит. Проходят десять минут, потом ещё десять. Нередко мама начинает потихоньку уговаривать: «Побыстрее, мы опаздываем». Иная резко предупреждает: «Не набирай так много, сам понесёшь! – или. - Всё равно ведь не прочитаешь».

Вот входит другой ребёнок, он безразлично меряет глазами разнообразие ярких книжных выставок, подозрительно поглядывая на полки с книгами, будто опасаясь: «Как бы маме не пришло в голову взять чего лишнего!» - с тем, что задали в школе, он хотя бы как-то смирился.

Неоднократно возникали и такие случаи, которые многие назвали бы вопиющими. Ребёнок демонстративно не любит книгу, а в библиотеке, месте, где можно удовлетворить любой интерес, ребёнку заведомо не интересно.

Яркая, кричащая информация атакует детей с самого рождения, со всех рекламных щитов, экранов, мониторов, не давая ни минуты покоя, ни единой возможности зародить и развить в себе пусть и не гениальную, но собственную мысль. Книга, которая питает и взращивает разум и душу, по мнению многих, давно не востребована. А тут ещё и планшет подарили, теперь уж точно ребёнок не скроется от цепких навязчивых образов, от которых возникает настоящая зависимость. За внимание детей борются целые полчища супергероев. Отправляясь в притягательный мир бесконечно разнообразных компьютерных игр, ребёнок сам становится игрушкой. Через призму виртуального мира простое общение, окружающая природа становятся скучными, серыми и непривлекательными, что уж говорить о книге… Скоро ли эти скучные строчки сложатся в воображении в неповторимый мир, представленный автором, скоро ли в нём раскроется и заживёт своей жизнью глубокий образ героя? Да и захотят ли дети с ним знакомиться? Вот каких героев представила нам одна из маленьких читательниц нашей библиотеки. Этими героями являются игрушки, которые, по словам девочки, снискали большую симпатию многих её сверстниц.

Разглаживая блестящие кукольные волосы, из которых выглядывало совершенно синее кукольное лицо, передвигая, как при ходьбе кукольные ноги, обутые в обувь, в которой невозможно было бы ходить, даже имея настоящие, а не игрушечные ноги, улыбаясь в ответ на кукольную улыбку, которая обнаруживала белые клыки куклы, девочка долго и с удовольствием рассказывала библиотекарям о «жизни» своей любимицы и подобных ей.

Уникальность каждой ситуации обязывает библиотекаря находить индивидуальный подход к каждому читателю, а часто и к его родителям. Ненавязчиво предложить ребёнку хорошую книгу, а в ответ на фразу мамы: «Что хоть ты понимаешь, дай выберу я!» - незаметно дать понять, что для ребёнка немаловажно одолеть процесс определения собственного вкуса самостоятельно.

Да, многим детям повезло, их литературный вкус определялся посредством множества хороших книг, они росли с книгами, засыпали под каждодневное тихое чтение родителей, видели, что и мама, и папа тоже любят книги, читают их.

А если нет? Если в доме малыша не нашлось места и времени для книги? Если ритм современной жизни всецело поглотил родителей, в чём обвинить их сложно, и вспомнили они про книгу лишь тогда, когда ребёнку пришло время научиться читать самому?

Для того чтобы таких ситуаций возникало как можно меньше, в отделе обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов был разработан проект «Почитаем, поиграем». С упоминанием книги должны возникать самые приятные ассоциации, потому и подразумевается проектом не просто игра, а создание определённой игровой атмосферы, которая в воображении ребёнка будет ассоциироваться с книгой. «Почитаем, поиграем» - это не чтение и игра, это игровое чтение. Когда обезьянка Анфиса, героиня книги Э. Успенского «Про Веру и Анфису», не только озорно поглядывает на детей с ярких иллюстраций, она ещё и приводит за собой целую стаю маленьких сородичей, которые весело раскачиваются под потолком читального зала на ниточных лианах.

…Вот как это было.


МЫ ВЕСНОЮ НАЧИНАЕМ "ПОЧИТАЕМ, ПОИГРАЕМ"

Сегодня, в первый раз после зимы, в библиотеку пришли малыши из детского садика № 32. Зимой библиотека сама ходила к ним в гости. Усевшись, ребята заключили: «Ну, вот и мы к вам пришли!»

Мы сразу перешли к делу, ведь малыши и минуты не могут усидеть на месте просто так. В апреле в день шуток всерьёз родился замечательный писатель Валентин Берестов. Он писал для детей чудесные стихи и сказки. Ребятам так понравилась сказка про Витю, Фитюльку и ластик, что им тоже захотелось нарисовать своего Фитюльку. К тому же, у Валентина Берестова есть подробное руководство для рисования детьми маленьких смешных человечков: «…Голова кружком, нос запятой, рот закорючкой, живот огурцом, руки и ноги как спички».

«Легкотня», - сказали дети. Они ещё не знали, что для пущей «фитюлистости» их человечков им завяжут глаза. Фитюльку нарисовал каждый! Ну и смеху было!!! У кого-то получились Смешнюльки, у них потерялись или убежали со своего места глазки, ручки или ножки. Были Закорюльки и Кривульки, которые очень веселили ребят своей неказистостью. У кого-то получились Воображульки - очень ладненькие и ровненькие. Попадались даже Хитрюльки, их малыши рисовали, приподнимая личики к потолку и подсматривая на доску сквозь щёлочки внизу повязки.

Мы почитали, поиграли, но дети так соскучились по библиотеке, что никак не хотели уходить. Они буквально атаковали читальный зал. То и дело со всех сторон слышалось: «Про машины! Про динозавров! Про звёзды! Про поезда!» Все уже почти оделись, но один из малышей, спешно листая энциклопедию, умоляющим голоском убеждал: «Ща-ща, я быстро, я быыыстро…».


К нам сегодня прибежали обезьян весёлых стаи

Существуют такие герои детских книг, которых дети знают как будто с самого рождения. Чебурашка, крокодил Гена, дядя Фёдор, кот Матроскин и почтальон Печкин. Этих знаменитостей подарил детям Эдуард Успенский, но у него есть и другие, не менее замечательные персонажи. Например, девочка Вера и обезьянка Анфиса, которые до этого дня не были известны детям-дошкольникам.

Сначала Анфиса перевернула всю мебель, затем уронила телевизор, а после, играя в дочки-матери, и вовсе укачала на ручках бабушку. В общем, из книги стало понятно, что обезьянка в доме - это совсем не то, что кошка или собака, с ней нужно запастись терпением и, самое главное, не лопнуть со смеху при виде всех её чудачеств.

Все знают, что вести на хвосте разносит сорока. Однако с этой задачей прекрасно справились и маленькие симпатичные обезьянки. Покачиваясь на ниточках, как на лианах, они дразнили ребят яркими листочками, которые болтались на обезьяньих хвостиках. Благодаря этим листочкам мальчишки и девчонки узнали, что в природе обитают обезьяны, которые сильнее и больше льва; что некоторые обезьянки могут быть размером с ладошку; что существуют поющие обезьяны и даже полуобезьяны.

А на прощание одна плюшевая обезьянка игриво вторила библиотекарю смешным тоненьким голоском: «Молодцы! Приходите ещё!» Ведь обезьянки так любят шалить и дразниться!


В гостях у Мяули

Пушистые и лысые, короткие и длинные, цветные, однотонные, с домами и бездомные… Каждая кошка неповторима, имеет уникальный характер и свои особенности. Сегодня мы говорили о рассеянной! Ведь именно такой оказалась Мяули, главная героиня серии книг Джудит Керр.

Познакомились с этой удивительной кошкой трёхлетние дети. В библиотеку они шли впервые и всю дорогу интересовались, куда же, если не в садик, их ведут с прогулки. Получив ответ, малыши деловито передавали друг другу: «Нас ведут в аптеку!» Но потом всё стало на свои места, и с большого экрана на ребят смотрели красочные иллюстрации книги «Рассеянная Мяули». Дети, затаив дыхание, слушали истории про Мяули, которая, благодаря своей рассеянности, постоянно попадала в различные переплёты, в том числе и книжный.

Ребята увидели на экране кошку самой Джудит Керр, по образу которой и была создана Мяули. А когда в читальном зале появилась библиотечная кошка Манюля, мало кто не отметил её сходство с героиней книги, которая является героем в буквальном смысле этого слова, не зря ведь она заслужила медаль. Ну а мы поощрили Мяули за её рассеянные подвиги хотя и не медалью, но тем, что она наверняка тоже очень любит. Сказочная Мяули получила целую гору сказочных «сосисок», приготовленных из длинных шариков. Их было так много, что малыши «накормили» этими «сосисками» всех кошек, которых нашли в библиотеке - и рисованных, и плюшевых. Некоторые даже попытались предложить эту вкуснятину нашей Манюле, но она почему-то отказалась их съесть…


Мышиный сыр-бор

В сырном царстве, в мышином государстве жили-были мышки разные: чёрные, белые с глазками красными. Мышка песчаная, мышка лесная, горная мышь и полевая. Мышка игольчатая, словно ёжик, только колоться не хочет, не может, пёстрая напоминает арбузик, а мышка-малютка - совсем карапузик.

Все маленькие виды этого большого семейства очень понравились детям-дошкольникам. Показывая пальчиками на экран, они то и дело восторженно вторили друг другу: «Ой, какой хорошенький!» И только один мышиный вид не вызвал у детей восторга. Этот вид встречается не только в мышиных семействах, но и в человеческих тоже. Его называют вредным или капризным. Именно такого вида и оказался сказочный мышонок Тим, которому посвящена целая серия книг. То он не хочет идти в детский сад, то он не хочет есть, то выдумывает небылицы, в общем, плохо себя ведёт.

Вот и в наш сказочный сыр пробрались вредные мыши, оставив в нём только дырки и множество вопросов, на которые с великим удовольствием ответили дети. Их маленькие ручки то и дело проскальзывали в сырные дырочки и вытягивали из них сырные дольки с вопросами. Началась настоящая мышиная возня!

Все ребята ещё раз убедились, что плохое поведение не только расстраивает окружающих, но и очень портит собственное настроение, поэтому вредины должны жить только в книжках. А когда этот вид начнёт всё реже встречаться в природе, его и вовсе занесут в Красную книгу!


ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВООБРАЗИЛИЯ!

Какие чудные стихи написал Борис Заходер! Они пришлись по душе деткам из садика № 32.Ведь…

В его Вообразилии живут
Кавот, прожорливый камут.
Трава-везде-растунья в ней растёт,
Там можете отведать бегеброт!

Заходер в одном из своих стихотворений предложил очень лёгкий рецепт приготовления бегеброта. Это совершенно обычный бутерброд, просто вместо колбасы или сыра нужен обыкновенный бегемот. Мы с ребятами расширили кулинарную тему Заходера. В нашей Вообразилии мы приготовили кенгуброт, крокоброт, зеброброт, котоброт, в общем, мы пустились в разноброд. И даже если наши бутерброды получились невкусные, или не слишком съедобные, зато очень смешные!

Главной героиней сегодняшней встречи стала Пипа Суринамская. Услышав о ней, дети не могли разобраться, бывает она на самом деле, или она «понарошная». Некоторые даже сочли её змеёй, а она оказалась «жабой особого типа». Вряд ли нам доведётся встретить этого члена семейства лягушек. В Суринаме мы не были и не собираемся туда, спросили у детей – они тоже пока не поедут. И мы решили из привычной нам лягушки-игрушки сделать, хотя бы на короткий миг, лягушку Суринамскую, главной особенностью которой является трепетная опека своих малышей, которые, будучи икринками, крепко-накрепко прилипают к маминой спинке. Сидят они на ней в своих пузырьках, пока не подрастут и не станут головастиками.

На спину надувной лягушке радостно и щедро выдували ребята мыльные пузыри. Они, конечно, быстро лопались, что совсем не огорчало малышей, ведь и Пипа рано или поздно расстаётся со своими детками.

Намылили мы нашей лягушке и спину, и шею… Пусть знает, как Пипой быть!


В ПРИРОДЕ ВСЯКОЕ БЫВАЕТ!

Много ли чудес в природе? Да сколько угодно! Уместились ли они все в наших книжках - сказать сложно, но их более чем достаточно для всех приходящих к нам детей. И чудеса эти - одно чудеснее другого. В природе происходят такие превращения, которые и не снились фантастическим супергероям. Их суперпроделкам и суперфокусам ни за что не сравниться с тем, что выделывают животные ради выживания или добычи. Об этом пишут писатели натуралисты, такие, как Николай Сладков. Сегодня мы читали его книгу, в ней притаилась лисица, она охотится на мышку. Ловкий прыжок, секунда, и хищница довольно облизывается. И тут же начинает пляску. «Радуется, что поживилась мышкой», - предполагают дети. Но позже выясняется: она танцует на норках мышек полёвок, чтобы они от испуга выпрыгивали из своих домиков прямо в рыжие лапы. Мы с ребятами сделали вывод: не всем животным, чтобы покушать, нужно поработать, кому-то нужно станцевать. Как говорил знаменитый муравей: "Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!". Хитрюга Патрикеевна, видимо, подслушала его совет.

Мы спросили детей про оборотней, они заверили нас, что оборотни существуют только в фантазиях, чтобы мы не беспокоились. Мы же, в ответ на это, прочитали рассказ Николая Сладкова «Оборотни». А там… Яркая крапивница-бабочка сложила крылышки и вот она уже никакая не бабочка, а простой сухой лист, совсем неприметна стала в траве, ей того и надо. Вот на экране застыли серые гусенички, вытянутые по струнке, они очень хотят быть похожими на засохшие стебельки, и у них это хорошо получается. Гусеница бабочки бражника обратилась узеньким ивовым листочком с прожилками на боках. До чего же умная эта природа!

Если одну книгу слушают сразу почти двадцать детей, не всем удастся рассмотреть картинки. Поэтому мы постарались максимально проиллюстрировать книгу. Каждый ребёнок разглядел на большом экране все чудеса, о которых мы читали. Большой интерес и удивление вызвало у детей рождение бабочки. Она, неуклюжая и неприглядная на вид, проползла довольно длинный гусеничный путь, провисела очень долгий кукольный путь, и только потом преобразилась в прекрасную, яркую бабочку.

К нам на выставку присела огромная белая бабочка, она сидела смирно, видимо боялась, что её заметят. Конечно, её кипельная белизна, так и бросается в глаза. В таком цвете её можно не различить, пожалуй, только на снежном северном полюсе. А здесь, на красочной книжной выставке, ребята вмиг её приметили. Тут ещё краски, да кисточки оказались неподалёку. Всё совпало. И появились на крыльях у гигантской бабочки большие ложные глаза, прямо как у настоящей, и завитушки всякие, и полосочки, как у пчёлки, только голубые. Один из мальчишек даже присвоил нашей бабочке седьмой номер. Предположили, что она в таком случае, может играть в футбол или хоккей, например. Куда бы могла завести ребят фантазия, если бы бабочка была ещё больше… Но кто знает, может где-нибудь на свете и существует такая невероятная бабочка в полоску, жужжит себе и поигрывает на досуге в хоккей или футбол. В природе всякое бывает!


ДЕТИШКИ И ОЧКИ

Сегодня не найдётся, пожалуй, ни одного даже самого маленького ребёнка, который хотя бы раз не играл в компьютерные игры. Целью игры для детей, как они нам объяснили, являются переход на следующий уровень игры, добыча денег (воображаемых, конечно), накопление баллов и очков.

Детишки, пришедшие к нам, заработали очень много очков. Чтобы их получить, нужно было быстро повторить скороговорку, заодно ребята узнали, что такое скороговорки, как они полезны и насколько весел процесс их скоровыговаривания. Собственный язык не слушался ребят, путаясь в схожих по звучанию словах, детям представлялось, что скороговорка - это одно длиннющее слово. Ребёнок пристально следил за библиотекарем, потом, усердно сосредоточившись, пытался вторить ему и в итоге хохотал над тем, что у него выходило. Дети не оставляли попыток и получались сначала пусть и не скоро, но «говорки». Ну, ничего, терпение и труд всё перетрут - именно этому учит рассказ Евгения Пермяка «Дедушкины очки», который мы сегодня читали.

Дедушка плохо видел и всё просил внука о помощи, называя его своими очками. То нитку в иголку не с первого раза, но вденет внук, то бревно замеряет, то деревья валит. Научил дед внука терпеливо трудиться и мастерить, а когда дошло дело до тонкой работы, он издали указал, что внук линию кистью тоньше волоса выводит. Тот удивился, потому что даже своими глазами с трудом различал узор. А дедушка отвечал, что молод ещё, значит, мастер. Не может пока без дедушкиных очков работать. Вот мы и надели очки, не дедушкины, конечно, но с ними явно веселее дело спорится. Без них бы девочки долго щекотали ниточкой ушки иголочкам, а в очках одна быстрее другой иголку на нитку нанизывала. С удовольствием девочки и мальчики кистью соединяли точечные очертания рисунков, потому что в любой работе потом пригодится точность и внимательность.

Так и ушли ребята в очках, ведь на пути от библиотеки до садика им предстоит пересечь сложный перекрёсток, тут внимательность и очки пригодятся, к тому же они такие яркие и причудливые…

Вот мы снова и почитали играя. Оказывается, на следующий уровень можно перейти не только в компьютерной игре! Если ты читаешь книги, то можно перейти на новый уровень развития. А это уже не игрушки!


***

Результатом этого проекта должны быть, может, и неосознанные, но яркие детские впечатления, которые неразрывно будут связаны с книгой. Но есть и видимый результат. Уже не раз после начала осуществления проекта дети приводили в библиотеку своих родителей, которые признавались в том, что им не удалось объяснить ребёнку, что он не умеет читать, а значит - не нужно записываться в библиотеку. Не удалось объяснить, что помимо походов в библиотеку есть более значимые дела.

В последнее время родители присоединяются даже к занятиям, которые проводятся с малышами. Это стало происходить как будто само собой. Конечно, не часто и далеко не каждый родитель в разгар рабочего дня может прийти с ребёнком на мероприятие в библиотеку. По правде говоря, родители и в целом всё меньше времени проводят со своими детьми. Но хотя бы изредка нужно дать ребёнку возможность поделится радостью, воскликнув: «Мама, смотри, что я сделал!», получить одобрительный взгляд родителей. А ещё лучше, когда мама или папа принимает непосредственное участие в какой-нибудь игре, помогает что-нибудь смастерить или нарисовать рисунок. Появляется возможность заинтересовать книгой не только малыша, но и родителя, напомнить о важности и необходимости тихого чтения в семье.

Мы очень надеемся, что когда шаги наших малышей станут достаточно широкими и они пойдут в ногу со временем, то не забудут взять с собой книгу.











































Русинова Светлана Викторовна, библиотекарь БУКОО «Библиотека им. М. М. Прившина», г. Орёл
COM_KUNENA_EDITING_LASTEDIT_ON_BY

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве