Емельянова Лариса Петровна,
Ведущий библиотекарь
Центральной детской библиотеки им. С. Я. Маршака
МБУ «Централизованная библиотечная система» города Тамбова
Первые шаги в будущее: из опыта работы
ЦДБ им. С. Я. Маршака г. Тамбова
По подсчётам социологов, среднестатистический подросток может назвать в среднем, лишь 30 профессий. А по подсчётам библиотекаря-практика, сегодняшний школьник назовёт, не задумываясь, лишь 10-15 известных ему специальностей. А ведь современный мир профессий огромен и возможности в нём намного шире, чем большинство людей это себе представляют.
Среди различных форм массовой работы с детьми и подростками в помощь профессиональному самоопределению специалисты ЦДБ им. С. Я. Маршака предпочитают использовать активные формы.
Профориентационные игры, как один из вариантов активного познания и обучения, пользуются неизменной популярностью у читателей всех возрастных групп.
Игры для старшеклассников из цикла «Первые шаги в будущее», практикуемые специалистами нашей библиотеки, востребованы у классных руководителей. В активном общении с одноклассниками и библиотекарем ребята расширяют свой кругозор, узнают неизвестные им профессии и сферы деятельности человека. Условное подразделение мира профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия вызывает у большинства подростков удивление и затруднение при выполнении игровых заданий. Почему, например, архитектор относится к профессиям типа «Человек – художественный образ», ведь архитектор владеет инженерно-техническими и экономическими знаниями? Или, почему эксперт-криминалист – из группы профессий «Человек – человек»? Разбираясь в деталях, старшеклассники делают для себя полезные выводы и понимают, что имели одностороннее представление о той или иной специальности, которая на самом деле охватывает разные сферы деятельности.
Бурю положительных эмоций вызывает игра «Угадай-ка!» Здесь надо проявить не только эрудицию, но и суметь задать правильный вопрос однокласснику, чтобы верно угадать, какую работу он хочет выбрать в будущем.
Представления школьников о многих профессиях порой далеки от реальности. В игре «Профсловарь» дети испытывают неожиданные трудности. Казалось бы, совсем несложно охарактеризовать известную профессию своими словами. Увы.
Дети часто высказывают обывательское или поверхностное мнение о профессии: ненужная работа, нервная, высокооплачиваемая, непрестижная и т. д.
Когда участники читают официальную профессиограмму этой профессии, то часто недоумевают. Если об условиях труда и необходимых знаниях, умениях при выполнении какой-либо работы они хорошо осведомлены, то о противопоказаниях не задумываются. Большое удивление, например, вызвали озвученные профессиональные требования к программисту, маникюрше, а количество медицинских противопоказаний к профессии бармена удивили и развеселили игроков.
Профориентационные игры помогают школьникам по-новому взглянуть на современный мир профессий. Так, для наших читателей – участников ролевой игры «Есть такая профессия!» – стал открытием тот факт, что знакомая профессия библиотекарь включает в себя целый спектр других, в том числе, и творческих профессий.
Действительно, современный библиотекарь сегодня – это не только хранитель книг, как многие себе представляют. Он ещё и педагог, и артист, и психолог, и социолог, и литературовед, и специалист в области информационных технологий. И это всё – в одном лице!
Частично убедиться в этом наши юные читатели смогли «прожив» один день библиотекаря в ЦДБ им. С. Я. Маршака.
Накануне общероссийского Дня библиотек все желающие были дублёрами библиотекарей. В их обязанности входило: выдача и приём книг от читателей; расстановка фонда; помощь читателям в подборе литературы и выполнение справок; работа с каталогом и картотеками; рекомендательные беседы у выставки «Советует читатель» и ксерокопирование документов для посетителей. Дети с удовольствием включились в работу и старались справиться со всеми обязанностями библиотекарей. «День самоуправления» в ЦДБ им. С. Я. Маршака разрушил стереотипное представление многих о современных библиотекарях.
При подготовке материала в помощь профессиональному самоопределению юных читателей библиотекари используют все имеющиеся информационные ресурсы ЦДБ им. С. Я. Маршака. И всегда стараются, чтобы вся преподносимая информация о профессиях была интересна детям и по форме, и по содержанию. Так, в игре «На весёлой волне» ребята должны отгадать, о какой профессии идёт речь в профессиональном анекдоте.
– Вы не разговариваете во сне? – спрашивает врач пациента.
– Нет, доктор, я часто говорю, когда другие спят.
В данном случае, на вопрос: «Кем работает пациент?» правильно ответил только классный руководитель.
Лариса Петровна Емельянова,
Ведущий библиотекарь
Центральной детской библиотеки им. С. Я. Маршака
МБУ «Централизованная библиотечная система» города Тамбова
Лариса Петровна Емельянова,
Ведущий библиотекарь
Центральной детской библиотеки им. С. Я. Маршака
МБУ «Централизованная библиотечная система» города Тамбова
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве