Баркова Ирина Вениаминовна,
главный библиограф
Центральной детской библиотеки МБУ «Муниципальная
информационно-библиотечная система г. Новокузнецка»
Новокузне́цк - крупный город в Кемеровской области. Второй по количеству жителей и первый по площади, а также старейший город Кемеровской области. В 2016 году сразу трём районам города: Центральному, Кузнецкому и Куйбышевскому исполнилось по 75 лет. Появилась идея подготовить цикл виртуальных экскурсий по улицам Новокузнецка и назвать его «Прогулки по городу».
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно такие экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью.
Цикл виртуальных экскурсий задуман сотрудниками Центральной детской библиотеки для того, чтобы каждый житель Новокузнецка, маленький или взрослый, смог ещё раз, по-новому познакомиться с нашим прекрасным городом и узнать не только о главных достопримечательностях, но и о менее известных домах, людях, событиях, которые играют важную роль в истории и культуре Новокузнецка. А поскольку наши экскурсии виртуальные, с ними может познакомиться любой желающий. Задачи:
• расширить представление детей об истории улиц родного города;
• познакомить с различными источниками получения информации;
• развить самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;
• расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;
• воспитать у детей любовь к родному городу.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия - это мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Как и при разработке любого информационного продукта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата. Наиболее важные «шаги» при подготовке экскурсии:
• определение цели и задач экскурсии;
• выбор темы;
• определение источников экскурсионного материала;
• отбор и изучение экскурсионных объектов;
• составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
• подготовка текста экскурсии и изобразительного ряда;
• выбор сервиса или программы, с помощью которой будет готовиться экскурсия.
Виртуальную экскурсию можно создать в виде презентации, сайта, фильма или компьютерной программы. Есть сервисы, которые позволяют бесплатно и самостоятельно создать интерактивную виртуальную экскурсию или необычную цифровую историю библиотекарю, педагогу, школьнику. Мы использовали бесплатный сервис Mapwing
. С помощью цифровых фотографий можно создать виртуальное путешествие, которое включает в себя интерактивные карты, изображения, текстовые комментарии, ссылки на другие изображения или сайты. Сервис Mapwing имеет понятный дизайн, что позволяет любому желающему создавать специальные мероприятия и экскурсии. Созданную виртуальную экскурсию можно разместить в блоге и на сайте. Ссылку на созданную работу можно отправить по электронной почте.
Для начала нужно зарегистрироваться на сайте. Поскольку виртуальное путешествие в сервисе Mapwing готовится с помощью цифровых фотографий необходимо отобрать необходимый фотоматериал и обязательно, хорошего качества. В разделе «Для детей и не только…»
сайта МБУ «МИБС г. Новокузнецка» есть подраздел «Прогулки по городу»
. В нём размещены уже 12 виртуальных экскурсий по улицам Центрального, Кузнецкого и Куйбышевского районов.
Трудно представить Новокузнецк без проспекта Металлургов
. Он не только пролегает через всю центральную часть города, но с абсолютной уверенностью можно сказать, что пересекает всю его историю. Проспект Молотова, прежнее название улицы, начал формироваться ещё в 30-е годы прошлого века во время возведения металлургического гиганта. Многие здания проспекта имеют такие говорящие за себя приставки, как «первый в городе», «самый большой в Кузбассе» и давно стали визитной карточкой Новокузнецка. Итак, всё по порядку. Фотографии отобраны, маршрут составлен, текст тоже – под рукой.
Прежде необходимо загрузить карту с изображением нужной улицы. На неё мы будем наносить интерактивные точки нашего маршрута, с которыми предстоит ознакомиться. Если первые две улицы имели по 19 таких точек, то проспект Металлургов, богатый на достопримечательности и интересные места, мог иметь их больше, но возможности сервиса позволяют нанести до 20 интерактивных точек на один маршрут. Поэтому при составлении маршрута пришлось объединить несколько объектов и показать их как: «Театральная площадь», «Площадь Маяковского» и др. (рис.1).
(Рис. 1)
Загрузка фотографий – следующий этап. На данном этапе на один объект можно представлять до четырёх фото. Некоторые точки маршрута (учреждения) могут иметь несколько объектов. Поэтому появилась возможность показать не только главное здание, например, планетария, а представить все объекты, которые к нему относятся: здание обсерватории, солнечные часы и бюст Ю. А. Гагарина (рис.2). Театральная площадь – это: фотография всей площади, здание Драматического театра, Дворца культуры и техники кузнецких металлургов, фонтан.
(Рис. 2)
На следующем этапе создаём комментарии к каждой фотографии интерактивной точки. Комментарии (текст) должен быть содержательным и очень ёмким. Надо отметить, что на этом этапе, я размещала только фото объектов «вид с улицы». Это сделано осознанно, так как эти фотографии будут главными, ведь мы «идём по улице».
Следующий этап даёт возможность связать интерактивные точки маршрута между собой. Это важный момент, так как от него зависит весь путь нашей экскурсии (рис. 3).
(Рис. 3)
Переходим к следующему очень интересному этапу – отображение «горячих точек». Это даёт возможность нанести дополнительные изображения (фото) и комментарии или адреса веб-ресурсов. Каждое изображение может содержать до пяти таких «горячих точек» (рис. 4). Появляется возможность «оглянуться» назад, и «побывать», например, в прошлом веке, увидеть достопримечательности, которых уже нет, «зайти» в помещения планетария, музея, театра и познакомиться с экспозициями. «Горячие точки» (фотографии) здания планетария:
(Рис. 4)
- здание планетария 1970 г.;
- самолёт «ИЛ-18», в котором размещался кинолекционный зал планетария (этого объекта уже нет);
- звёздный зал планетария с проекционным аппаратом;
- фойе планетария с современными интерактивными экспонатами;
- фото А. А. Фёдорова, чьё имя носит планетарий.
Каждое из представленных фото содержит комментарий, поэтому экскурсия дополняется новыми сведениями. Например, на одном из фото содержится «горячая точка» на веб-ресурс: интерактивный кроссворд «Новокузнецкий планетарий», составленный сотрудником библиотеки.
Отметив на готовой экскурсии начальную точку, сохраняем готовый тур. Показ экскурсий доступен в двух режимах: автоматическом и ручном. Просмотр в автоматическом режиме будет доступен сразу. Чтобы перейти к показу в ручном режиме, необходимо слева под фотографией нажать кнопку «Stop» и с помощью карты перейти в начало экскурсии. Точками на интерактивной карте справа обозначены те объекты, с которыми вам предстоит ознакомиться. Дополнительные возможности ручного просмотра сделают вашу экскурсию более содержательной и интересной. Специальные кнопки и указатели помогут сориентироваться и двигаться вперёд. Если фотография является интерактивной, то наведя курсор мыши, на ней будут отображаться значки: точки с дополнительными изображениями и комментариями, веб-ресурсами, «повернуть налево или направо», «пройти вперёд», «выход, возвращение к предыдущему изображению» (рис. 5). Весь путь вашего следования будет отображаться на карте. Красные точки – «предстоит посмотреть», жёлтая – «просмотр объекта», синие - представляют места, которые вы уже посетили. В любое время просмотр можно остановить и вернуться в начало или к нужному объекту.
(Рис. 5)
За последнее время многие здания на проспекте Металлургов были отремонтированы и засияли новыми красками. Но, наше путешествие предоставит вам уникальную возможность «побывать» в 30-60-х годах прошлого века и посмотреть на привычное по-новому (рис. 6). Экскурсию по проспекту Металлургов представляют сто одиннадцать фотографий, более двадцати из которых – ретро фотографии. Поэтому для многих, эта, и другие экскурсии, станут своеобразным открытием того, чего, быть может, они никогда не знали и не видели.
(Рис. 6)
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными:
• не покидая библиотеки, учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами;
• имеется возможность повторного просмотра;
• у детей младшего школьного возраста формируется целостное восприятие
улицы;
• разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям;
• для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
Создание экскурсии – сложный процесс, который требует от составителя больших творческих усилий и знаний. Начало большой работе положено и мы, надеемся, что наши пользователи смогут увидеть и узнать много нового и интересного.
Прогулки по Новокузнецку доступны всем пользователям Интернета круглосуточно и из любой точки мира, для этого достаточно нескольких кликов! Желаем и, вам, приятного путешествия!
Баркова Ирина Вениаминовна,
главный библиограф
Центральная детская библиотека МБУ «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка»
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве