0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00;
 28 апреля – с 9:00 до 16:00;
 29 апреля – с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Цифровая среда библиотеки для детей и молодежи...

Больше
21 нояб 2022 16:49 - 21 нояб 2022 17:11 #190 от Васькина Е.Ю.
Новое сообщение
Цифровая среда библиотеки для детей и молодежи: расширяя возможности, сохраняем традиции
 
Васькина Елена Юрьевна,
заместитель директора
ГАУК «Государственная библиотека Кузбасса
для детей и молодежи»
  
Говоря о цифровой среде библиотеки, следует, прежде всего, немного погрузиться в терминологию. В профессиональных публикациях такие термины, как «библиотечное пространство», «библиотечная среда», «цифровое пространство», «цифровая среда» все чаще приравниваются друг к другу и используются как синонимы.Связано это с тем, что у данных терминов до сих пор нет устоявшихся, нормативным образом закрепленных дефиниций. Подтверждению этому служат публикациивпрофессиональных издания, в которых предпринимается попытка определить значение данных терминов.
     
Цифровая среда, согласно ГОСТ Р52292-2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения», - среда логических объектов, используемая для описания (моделирования) других сред (в частности, электронной и социальной) на основе математических законов.   Но это термин, описывающий исключительно технологический аспект. Что же понимается под данным термином в профессиональной, практической деятельности?  
 
Относительно развернуто это понятие представлено в сфере образования и на законодательном уровне закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» «цифровая образовательная среда» - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.  
 
Библиотечная среда, в свою очередь, подразумевает реальное и виртуальное пространство, в котором осуществляется деятельность библиотекаря и пользователя, их взаимодействия со всеми объектами как предметного, так и духовного характера.  
 
Библиотечное пространств сегодня трактуется как «совокупность имеющихся в распоряжении библиотеки площадей (помещений), в которых хранятся документы на традиционных носителях, осуществляется обслуживание пользователей, операционно-технологическая и коммуникационная деятельность библиотеки, а также неосязаемые физически места, в которых происходит обращение электронных ресурсов, – память библиотечного компьютера и телекоммуникационные каналы связи (как проводные, так и беспроводные). Причем вторая составляющая пространства находится как внутри имеющихся площадей (объемов) библиотеки (внутренняя составляющая), так и за их пределами (внешняя составляющая)».  
 
Разыскания трактовок понятия «цифровая среда библиотеки» в библиотековедческих издания к положительному результату не привели.  
Однако систематизированный подход к пониманию сути термина «цифровая среда библиотеки» представляет Антон Александрович Пурник, руководитель информационно-технологического комплекса Российской государственной библиотеки для молодежи в лекции «Цифровая среда современной библиотеки», прошедшей в рамках  Межрегиональной выставки-конкурсе «Цифровая среда: творчество и карьера», которая прошла 30 ноября в Национальной библиотеке Чувашской Республики). 
 
 
 
В его представлении цифровая среда объединяет пространство, оборудование, ресурсы (собственные и подписные), персонал, являясь, по сути, главной составляющей современной библиотечной среды.  
 
Сегодня я представлю опыт создания цифровой среды в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, основываясь именно на таком подходе. Перед тем как перейти к рассказу о кузбасской библиотеке, хочу обратить внимание на то, что большая часть составляющихцифровой среды носят локальный характер, на ее формирование влияют финансовые возможности, административные решения конкретной организации. Но не стоит забывать и о внешнем контуре, создающем условия,которые также самым непосредственным образом влияют на цифровую среду конкретной библиотеки и создается он на федеральном и региональных уровнях власти.  Что же входит, в моем представлении, во внешние условия?  Прежде всего, это закрепленные на уровне федеральных законодательных актов решения, связанные с цифровизацией библиотечного дела, созданием инфраструктуры. К ним относятся: 
 
  1. подключение библиотек страны к сети Интернет;
  2. закрепление статуса «национальной библиотеки» за президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, содержание которой составляет именно цифровой контент;
  3. определение законом о библиотечном деле «национальной электронной библиотеки» как государственной информационной системы, ее целей и задач; отражение ее в качестве основополагающего ресурсного элемента в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
  4. принятие «Стратегии развития библиотечного дела до 2030 года», в которой одним из принципов развития декларировано «обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде»;
  5. создание на базе федеральных библиотек условий для создания и развития крупных электронных коллекций;
  6. разработка и принятие национального проекта «Культура», состоящего из трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», каждый из которых несет в себе мероприятия, непосредственно влияющие на создание или развитие цифровой инфраструктуры в учреждениях культуры.
 
  Библиотеки федерального уровня разрабатывают проекты, направленные на освоение библиотечными специалистами навыков работы с современными цифровыми ресурсами и технологиями. Ярким примером такого проекта является проект Российской государственной библиотеки для молодёжи «Библиотечная школа цифровой грамотности». Проект состоит из образовательных программ: «Организация цифровой среды библиотеки» - для руководителей библиотек и «Консультирование в области развития цифровой грамотности населения» - для специалистов.    
 
На региональном уровне внешний контур формируется региональными органами власти и центральными региональными учреждениями культуры, в нашем случае - библиотеками. Первыми шагами по созданию цифровой среды региона в библиотечной сфере была реализация Государственной научной библиотекой Кузбасса им. В.Д. Федорова таких проектов, как «Сводный каталог государственных и муниципальных библиотек Кузбасса», «Сводный каталог периодических изданий», «Электронный архив периодических изданий Кузбасса», «Современное краеведение» и пр.  Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи, обладая на тот момент уже хорошей материально-технической базой, АБИС, которая позволяла экспортировать библиографические записи в Сводные каталоги, подготовленными кадрами, стала одним из активных участников данных проектов. В 2013 году, в кооперации с библиотеками региона, был создан наш первый электронный ресурс, ориентированный на детей и подростков – сайт «Писатели Кузбасса - детям».
 
В 2021 году в регионе принята «Стратегии цифровой трансформации Кузбасса», что также стало стимулом для активизации работы библиотек в области применений информационных технологий: разрабатываются пилотные проекты, ведется большая работа по повышению уровня цифровой культуры работников муниципальных библиотек Кузбасса.  
 
Дискуссионным оставляется не только вопрос терминологии, но и концептуального видения модели современной библиотеки. Приверженцы одного подхода считают, что библиотека должна оставаться храмом для книги и чтения, местом, где ребенок сможет взять в руки книги, которые будут лучшими образцами издательского искусства, познакомиться с творчеством   классиков… Технологически-ориентированная часть профессионального сообщества стремится наполнить библиотеку техническими инновациями, удивить читателя их разнообразием, и, таким образом, привлечь технологически-ориентированную часть подростков.
 
Мы для себя решили, что цифровая среда должна стать гармоничным дополнением к традиционной, библиотечной среде, а применяемые технологические решения не навязываются читателю, а оставляют ему возможность выбора – общение с живым человеком или с цифровым устройством.
 
Примеры таких решений:
 
  1. Установка станции самообслуживания недалеко от кафедры обслуживания, за которой находится библиотекарь.
  2. Создание автоматизированных рабочих мест с доступом к базам данных в залах, в которых размещается и традиционный документный фонд
  3. Дополнение книжного фонда учебной направленности изданиями, входящими в подписку в базы данных.
  4. Синергетический подход к подписке на периодические издания – детские, развлекательные журналы и газеты выписываются в традиционном виде, издания, используемые студентам и преподавателями в учебных целях – в электронном виде.    
  5. Обеспечение возможности предварительного заказа документов двумя способами – традиционным (через лист заказа или по телефону) или через электронный каталог.
  6. Продление срока пользования документами осуществляется как по телефону, так и через цифровые устройства - на сайте или в мобильном приложении.
 
Внедряя какое-либо решение, мы не торопимся отказываться от ранее используемого способа коммуникации с читателем.
 
В библиотеке эффективно реализуются проекты, в которых главным действующим лицом выступает как ретро-техника (диапроектор), так и современные устройства – интерактивная песочница, глобус или VR-очки.
Фонд библиотеки уже более 10 лет можно смело называть гибридным, с документные источники информации гармонично дополняются электронными изданиями (см. Таблицу 1).
 
Источниками формирования гибридного фонда выступают как приобретенные, так и оформленные на условиях бесплатного доступа удаленные базы данных, доступ к которым организован, в том числе, и через систему виртуальных читальных залов. Дополняются они и создаваемыми собственными силами электронными коллекциями (или электронными библиотеками).  
 
Активную часть электронного фонда библиотеки составляют как раз ресурсы, создание которых обеспечено федеральными библиотеками – это такие ресурсы как Национальная электронная библиотека (НЭБ), Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ).
 
Электронный каталог, как основной поисковый ресурс, имеет сегодня определенную специфику, так называемую «ориентированность на потребителя». Насчитывая более 550 тысяч библиографических записей, он не только позволяет обеспечить оперативный поиск, но и наличие библиографических записей, одной из поисковой возможностью которой является обложка детского издания, помогающая  маленькому читателю визуально определиться с выбором книги, а библиотекарю - с оперативным ее разысканием на полке.  
Меняющаяся структура ресурсной составляющей становится основой для появления в библиотеке ряда новых услуг.
 
Предлагая читателю электронную книгу, вполне логичным является и создание условий для получения доступа к ней с помощью цифровых технологий. Для этого на сайте библиотеки разработана специальная форма, а читатель имеет возможность получить логин и пароль для «ЛитРес» на сайте, без необходимости личного посещения библиотеки.
Говоря о сайте, стоит отметить, что он сегодня становится единым окном получения читателем услуг в электронном виде, и, помимо услуг, реализованных на базе АБИС «OPACGLOBAL», становится местом непосредственного взаимодействия с читателем.
 
Об эффективности этого взаимодействия может говорить ряд цифр. Так, число консультаций по отдельным вопросам, связанным с деятельностью библиотеки, оказанные через приложение «Консультант он-лайн», реализованные с помощью сервиса «JivoSait», выросло по сравнению с первым годом появления данной услуги более чем в 15 раз, число обращения, связанных с предварительным заказом документов также неуклонно растет.
 
Сегодня на сайте читатель имеет возможность продлить срок пользования документом, познакомиться с афишей мероприятий, получить ответ на любой интересующий его вопрос у дежурного консультанта, заказать копию документа, отсутствующего в фонде нашей библиотеки у библиотек-партнеров (РНБ, ГПНТБ СО РАН).
 
Как центральная библиотека Кузбасса, обслуживающая детей и молодежь, мы непременно должны думать о детях и подростках, которые посещают районные, сельские, муниципальные библиотеки нашего региона и фонды которых далеко не в полной мере способны удовлетворять современные потребности читателей.  Технологии, существующие сегодня, помогают нам направить свои усилия и на решение проблем с доступностью актуальной информации для читателей небольших библиотек. Обеспечение доступа к электронным каталогам, электронная доставка документов, межбиблиотечный абонемент – имеющиеся на сегодня способы удовлетворения информационных потребностей юных жителей региона.  
 
Стремление к постоянному развитию, формированию навыков эффективного усвоения информации - характерная потребность современного читателя, реализовать которые помогают создаваемые при библиотеке объединения, кружки, студии. Второй год в обновленном формате функционирует «Школа цифровой грамотности», где дети и подростки осваивают основы веб-программирования, робототехники, создают свои первые сайты и компьютерные игры.
 
Да, сегодня сокращается число людей, посещающих библиотеку «ногами». С одной стороны, учитывая значительный дефицит свободного времени, библиотеки стараются внедрять новые сервисы, создавая условия, которые позволяют читателю пользоваться услугами библиотеки, не посещая ее, а с другой -  сделать библиотечное пространство комфортным для личного посещения, привлекательным, «третьим местом».
 
Создавая цифровую среду для читателей, не стоит забывать и о необходимости регулярного повышения уровня цифровых компетенций библиотечных специалистов. Поэтому уже не первый год мы для специалистов муниципальных библиотек Кузбасса проводим практико-ориентированные стажировки «Применение актуальных информационных технологий и инструментов в деятельности библиотеки», которая пользуется большой популярностью и проходит в очно-заочном формате. За последние три года порядка 200 человек участвовали в стажировках. Библиотекари изучили современные подходы к регистрации посетителей на мероприятия, познакомились с различными бесплатными сервисами, на которых можно создавать собственные электронные продукты, с графическими редакторами, бесплатными конструкторами сайтов, получили навыки программирования в «Scratch».
 
Работаем мы над повышением цифровых компетенций и в своем коллективе. По федеральному проекту «Творческие люди» за последние 5 лет по образовательным программам, связанным с применением цифровых технологий, повышение квалификации прошли 7 человек. Реализуется и внутрибиблиотечная программа обучения, главной задачей которой было получение практических навыков работы с различными цифровыми платформами и программным обеспечение. Было разработано 8 тем, в рамках которых сотрудники получили представление о существующих онлайн текстовых и графических редакторах, освоили навыки совместной работы с документами, онлайн площадки для проведения мероприятий в удаленном режиме и пр.   
 
Мировой опыт наглядно демонстрирует, что библиотека, активно осваивающая цифровые технологии, способна оставаться тем информационно-ресурсным центром, которым она по праву была на протяжении веков. Для этого необходимо обеспечить технологическую готовность всей инфраструктуры библиотеки к интеграции с самыми актуальными цифровыми тенденциями развития общества и постоянное развитие цифровых компетенций персонала.

Васькина Елена Юрьевна, заместитель директора
Государственное автономное учреждение культуры "Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи"
COM_KUNENA_EDITING_LASTEDIT_ON_BY

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве