0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00;
 28 апреля – с 9:00 до 16:00;
 29 апреля – с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Детское литературное объединение «Тропинка»: поиск, вдохновение, творчество

Больше
12 нояб 2021 12:37 - 12 нояб 2021 12:44 #164 от Дорожкина В.Т.
Новое сообщение
Валентина Дорожкина,
руководитель литературно-творческого
объединения «Тропинка» Тамбовской областной детской библиотеки,
член Союза писателей России
 
Детское литературное объединение «Тропинка»: поиск, вдохновение, творчество

«Людей неинтересных в мире нет…» – эта строка из известного стихотворения Евгения Евтушенко наводит на мысль: «Людей неодарённых в мире нет…»

Действительно, каждый человек – и это утверждают психологи – рождается с каким-то даром; и не только от него одного зависит, разовьётся этот дар в будущем или нет. Общество должно быть созидателем и накопителем творческого потенциала человека. К сожалению, наше общество – в целом – пока таковым не является. Есть отдельные сообщества, способствующие развитию творческого потенциала человека, но это островки, которые по площади – может быть, и острова, но и они могут стать необитаемыми. Это мрачная перспектива, и не хотелось бы сосредоточиваться именно на этом… Тем не менее, проблемы в образовательной, культурной сферах, призванных способствовать накоплению творческого потенциала человека, решаются не так быстро, как хотелось бы, а если и решаются, то без должной эффективности…

Всё начинается с детства. И мне хочется сказать именно о работе с детьми. С самого раннего возраста необходимо закладывать прочный фундамент, который и будет способствовать тому, чтобы человек стал носителем творческого потенциала. Этим надо заниматься комплексно, систематически, в тесной связке: семья – школа – внешкольные образовательные и воспитательные учреждения – то есть всё общество.

В Тамбовской областной детской библиотеке 35 лет работает литературно-творческое объединение «Тропинка». Для занятий с детьми есть все условия: прекрасный кабинет с полками книг, портретами писателей, в том числе и тех, чьи имена, связаны с Тамбовским краем. Это создаёт творческий настрой, вызывает интерес к истории малой родины.
Неизменным помощником в развитии творческого дара ребёнка является книга. В условиях библиотеки работа с книгой особенно эффективна. Антон Павлович Чехов говорил, что литератор должен общаться с литератором. Вполне понятно, что это не исключает его общение с творческими личностями других сфер. Понятно также и то, что без книги такое общение не даст необходимого результата.

На творческих занятиях с детьми книга присутствует всегда. Надо сказать, что работа литературного объединения проводится по индивидуальному плану руководителя: теоретические уроки по основам стихосложения и по всему комплексу вопросов, связанных с развитием творческой личности, и практические занятия, когда дети применяют полученные знания при сочинении стихов.

Знать основы стихосложения, жанры художественной прозы и поэзии необходимо, если заниматься творчеством всерьёз. Поэтому и надо стремиться к тому, чтобы дети чувствовали себя в творческой лаборатории, осознавали ответственность за всё, что создаётся их умами и сердцами, чтобы они имели прочный фундамент для дальнейшего развития своего дара. И такой творческой лабораторией является детская библиотека.

Без книги не проходит ни одно занятие с одарёнными детьми, даже на начальном этапе. Идёт разговор, например, о рифме и ритме. Руководитель объясняет, что это такое, приводит примеры. На столах перед учащимися – томики стихов Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Ахматовой, Цветаевой, сборники наших современников. Задание детям: найти в стихах этих поэтов точную рифму или неточную, простую или сложную. Кто-то один читает вслух стихотворение, остальные определяют, какую рифму использовал тот или иной поэт. При этом руководитель следит за тем, чтобы стихотворение было прочитано выразительно.

Таким образом, с помощью книги расширяется кругозор детей: они узнают новые имена писателей, запоминают их произведения, учатся анализировать текст.

Имея под рукой книгу с блестящими примерами, как говорится, «на все случаи жизни», можно сделать маленькое открытие: ребята обнаружили, что роман Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» написаны одним и тем же размером – ямбом. А ведь читаются и воспринимаются они по-разному, так же, как по-разному звучит у разных поэтов одна и та же тема…
Постоянное общение с книгой, творческое отношение к ней делают работу с одарёнными детьми в условиях библиотеки более эффективной ещё и в том смысле, что сама атмосфера обилия книг настраивает на творчество, поиск, вдохновение. Положительным следует считать и тот факт, что в формулярах учащихся, занимающихся в «Тропинке», появились записи книг не только по программе литературы как учебного предмета, но и произведения, как говорят им в школе, «не обязательные» для чтения. А они сами решили, что должны обязательно прочитать лирику Блока, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой и так далее, не ограничиваясь двумя-тремя стихотворениями (а то и одним), рекомендуемыми для факультативных занятий.

Начинающих авторов не так-то легко приучить к отшлифовке своих творений. На первых порах подавляющее большинство детей не умеют (да и не хотят) работать над строчками, чтобы сделать их не просто зарифмованными, а поэтическими. Примеры из творческой жизни писателей-классиков, выставки их книг с многочисленными вариантами одного и того же произведения (например, роман Ф. М. Достоевского «Подросток» или роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») настраивают и начинающих авторов на кропотливый труд. Они теперь знают, что такое черновик, и сколько надо потратить сил и времени для того, чтобы сделать из него чистовик.

Особенно сильное впечатление производит на юных авторов знакомство с отдельными страницами рукописей писателей, включёнными в качестве иллюстраций в академические издания собраний сочинений, которые свидетельствуют о черновой работе автора. Наглядность – великое дело! Сколько перечёркнутых страниц видели дети в рукописях Пушкина, Лермонтова, Баратынского, поэтов серебряного века! А тамбовские писатели, которые часто встречаются со школьниками, сами рассказывают о том, как они работают, порой, по несколько раз меняя слова или строки в поисках самых точных, выразительных…

На занятиях с одарёнными детьми обязательно используются технические средства: проигрыватель, диктофон. В частных архивах и коллекциях, с владельцами которых детская библиотека поддерживает дружеские связи, сохранились виниловые пластинки с голосами писателей, читающих свои произведения. Дети с удовольствием слушают их, сравнивают авторское чтение и актёрское. С помощью диктофона записываются голоса молодых, читающих стихи (свои или других авторов), и при воспроизведении они сами отмечают и достоинства, и недостатки. В каждое занятие с детьми вводятся элементы выразительного чтения и культуры речи, что способствует повышению общего культурного уровня творческой личности.

Одарённых детей гораздо больше, чем мы думаем. Сколько их в районах – в сёлах, деревнях, даже самых отдалённых! Тесная связь с детскими библиотеками области, встречи с учителями, родителями, самими учащимися способствовали тому, что на базе литературно-творческого объединения «Тропинка» были созданы и уже несколько лет успешно работают районные творческие лаборатории. И как тут не порадоваться, что занятия с одарённой молодёжью проходят в детских библиотеках, в окружении книг!

Какую же цель преследует создание детских творческих объединений, и какие задачи ставят перед собой их руководители? Если говорить о комплексном подходе к этой нелёгкой и ответственной работе, то цели и задачи эти следующие:

1. Выявление одарённых детей. Для этого необходим тесный контакт со школой. У нашей библиотеки он всегда был и есть. Проведение в классах уроков творчества даёт возможность обнаружить дар у ребёнка и привлечь его к занятиям в объединении.

2. Развитие творческого потенциала учащихся с помощью систематических занятий – теоретических и практических.

3. Реализация творческого потенциала – то есть, попросту говоря, публикация. Для этого нужно, во-первых, чтобы стихи, рассказы или сказки (а дети работают в разных жанрах) были на должном уровне; во-вторых, нужна связь со средствами массовой информации.

4. Расширение кругозора детей и приобщение их к книге не просто как к источнику знаний, а как к стимулу для творческого поиска.

Какие темы затрагивают юные поэты в своих стихах? Самые разные. Первые рифмованные строки, наивные, но искренние, – это строки о родном крае, о его природе. Видение красоты родной природы пробуждает в одарённых детях духовность, способствует всходам ростков нравственности, патриотизма.
Молодым свойственны способность и желание откликаться на все события, происходящие в родном крае, в России, в мире. Сколько написано сочинений, стихов о событиях в Беслане, о подводной лодке «Курск», о молодых ребятах, погибших в так называемых «горячих точках»!

Тема Великой Отечественной войны в творчестве юных поэтов – это вообще отдельная, требующая долгого разговора тема. Откуда дети, знающие о трагических сороковых годах только по книгам, фильмам и по рассказам дедов и прадедов, берут такие слова, что взрослому человеку порой трудно сдержать волнение при чтении их непритязательных стихотворений, а порой и достаточно зрелых по содержанию и форме?

Дети пишут о блокадном Ленинграде, о Сталинградской битве, о Прохоровском Поле, о Великой Победе и, в конечном счёте, – о великой России. Каким же надо обладать даром, чувством сопричастности ко всему, чем жила и живёт Родина, чтобы написать вот такие строки:

Всё пройдёт. Останется Россия -
Чистая, свободная, - без нас, -
Пустынью, лампадой негасимой, -
Той, которую никто не спас.


Порицали, отвергали, уезжали,
Но забыть в итоге не смогли
Край святой любви, святой печали,
Плачущее сердце всей земли.


Эти стихи написала несколько лет назад 17-летняя Ольга Кулькова, сейчас уже – кандидат исторических наук, автор пяти книг, многих публикаций в периодике…

Когда читаешь такие строки молодых, как: «Помилуй, Господи, скорбящую Россию, / Истерзанную, но душою – сильную» (Ольга Штыркина); «Но дышит сердце болью о Беслане. / О, Господи, что завтра будет с нами?» (Елена Захарова); «Я родился в великой России, / И в России я буду жить» (Олег Григоров); «Русь моя – жизнь моя, в сердце бездонном / Только любовь к тебе будет законом» (Анна Клещ) и многие, многие другие, – с волнением и гордостью думаешь: «Если у нас есть такая молодёжь – значит, Россия не пропадёт…»

Опыт творческой работы с детьми накапливался постепенно и каждый год – новые результаты. Конечно, год на год, как говорится, не приходится: иногда собирается группа очень сильных учащихся, одарённость которых видна сразу, с первых занятий. А бывало и так, что приходили слабенькие в творческом отношении дети, но имеющие огромное желание учиться мастерству, знать как можно больше. И ростки творчества, еле заметные на первых порах, через какое-то время начинали прорастать свежо и бурно. А сколько радости принесли первые публикации! Установились дружеские отношения с областной газетой для подростков «Ровесник», в которой под рубрикой «Проба пера» и стали печататься творения юных авторов.

Поэтическое перо начинающих поэтов от 8 до 17 лет от занятия к занятию крепло, становилось увереннее. Приобретённые теоретические знания успешно применялись на практике, и ребята сами порой удивлялись, как это они раньше не могли отличить оригинальную рифму от шаблонной, допускали сбив ритма в стихах, не знали стихотворных размеров…

За прошедшее годы более тысячи одарённых детей прошли через творческое объединение «Тропинка». Выход к читателю начинался с рукописных книг, которые дети посылали на конкурс в Москву. Дважды тамбовская «Тропинка» была победителем – во Всесоюзном конкурсе в 1990 году и во Всероссийском в 1992-м. Сейчас у юных дарований много публикаций в периодике, в коллективных сборниках (их вышло уже более двух десятков), в столичных журналах: «Детская литература», «Костёр», «Ромео и Джульетта», в альманахе «Мы». В последние годы дети из старшей группы «Тропинки» печатаются в «Литературной газете» в журналах «Наш современник», «Волга», «Подъём».

Успехи у юных творцов есть, и немалые. Семь воспитанников «Тропинки» стали членами Союза писателей России. Тамбовские поэты – постоянные участники фестивалей «Дети Солнца», «Новые имена», «Молодые писатели России». Многие имеют по две-три и более собственных книг. С радостью замечаю, что юноши и девушки выбирают литературу своей будущей профессией. Значит, не прошли даром и беседы по профориентации, которые являются неотъемлемой частью занятий с одарённой молодёжью, так же, как и беседы по культуре речи, по сохранению чистоты русского литературного языка…

Не только в Тамбове, но далеко за его пределами известно сейчас имя поэта и прозаика Марии Знобищевой. Она пришла в литературно-творческое объединение десятилетней девочкой. В книги, в библиотеку влюблена. Её поэтический дар нельзя было не заметить. В 2001 году она, 9-классница, приняла участие в проходившем в Рязани Межрегиональном конкурсе-фестивале «Начало» и заняла первое место в номинации «Поэзия»; в 2002-м стала лауреатом премии Комитета природных ресурсов по Тамбовской области за лучшее стихотворение о природе Тамбовского края; в 2003-м - лауреатом Первого Всероссийского конкурса юных поэтов «Моя мечта – моя Россия».

По результатам Всероссийской олимпиады школьников по литературе (Нижний Новгород, 2003), Мария стала обладателем трёх дипломов: «За лучшую интерпретацию стихотворного текста», «За лучший комплексный анализ прозаического текста» и «За безупречное владение литературным стилем». Она – лауреат военно-патриотического фестиваля народного творчества «Салют Победы» (Смоленск, 2004), Международного Интернет-конкурса, посвящённого Великой Победе. В областном литературном конкурсе «Мы не забудем той войны...» она заняла первое место и стала лауреатом премии имени Зои Космодемьянской.

Будучи студенткой Института русской филологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Мария Знобищева за особые успехи в литературе стала обладателем стипендии имени С. Н. Сергеева-Ценского и Е. А. Баратынского. Она несколько раз была участницей проходивших в Москве Форумов молодых писателей России и Слёта «Дети Солнца»; удостоена стипендий фондов Сергея Филатова и Владимира Потанина, обеспечивающих ежегодное проведение встреч с молодыми дарованиями России.

Мария Знобищева – автор семи поэтических сборников. В 2006 году её приняли в Союз писателей России. На тот период она была самым молодым членом профессионального писательского Союза Российской Федерации. В последние годы у неё вышли книги, в которые помимо стихов включены и прозаические произведения.

В настоящее время Мария – кандидат филологических наук, работает в детской библиотеке имени С. Я. Маршака… В 2021 году она, по итогам Всероссийского конкурса, признана лучшим молодым поэтом России.

Связали свою работу с библиотекой и другие выпускники «Тропинки», которым занятия творчеством помогли обрести профессию и найти свой пусть в литературу. Член Союза писателей России Александра Николаева, кандидат исторических наук, автор пяти поэтических сборников, работает в Областной библиотеке имени А. С. Пушкина. Выпускники «Тропинки» Анастасия Серова, Дарья Ипполитова, Вячеслав Трубицын после окончания ТГУ имени Г. Р. Державина выбрали профессию учителя. А Елена Захарова несколько лет преподаёт литературу и русский язык в Китайской Народной республике…

«От чтения книги – к собственному творчеству», – эта мысль мне особенно понравилась в статье Ирины Ивановны Тихомировой «Одарённый ребёнок и библиотека» («Педагогика и культура», № 11, 2011):

«Реализация творческого потенциала ребёнка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя…»

Согласитесь, многие привыкли считать, что творческий человек – тот, кто уже реально что-то создал, сотворил. Например, автор, написавший книгу.
Но творческим должен быть и читатель. Не случайно мы встречаем у классиков обращение к «проницательному читателю», то есть к читателю
творческому. Он сам ещё ничего не создал? Это только так кажется. Проницательный, творческий читатель, подросток, уже сотворил в своём воображении картины событий, которые, как ему хочется думать, автор не дописал, не додумал, а дал возможность сделать это ему.

И опять я позволю себе обратиться к статье Ирины Ивановны Тихомировой: «Став подростком, начитанный и одарённый школьник часто прибегает к литературному творчеству… Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения…»

Как это верно! Сколько можно привести примеров, когда, после прочитанного стихотворения Пушкина, Лермонтова подросток пытается как-то откликнуться на него, написать что-то своё. Поэтому так часто первые пробы пера – это подражательные строки. Ничего страшного! Идёт процесс развития и становления творческого потенциала, который накапливается постепенно, но верно, чтобы в будущем можно было бы использовать этот потенциал на благо общества…

Валентина Дорожкина,
руководитель литературно-творческого
объединения «Тропинка» Тамбовской областной детской библиотеки,
член Союза писателей России
COM_KUNENA_EDITING_LASTEDIT_ON_BY

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 нояб 2021 13:08 #174 от Меркушова Н.С.
COM_KUNENA_MESSAGE_REPLIED_NEW
Как всегда, умная, насыщенная фактами  статья. 

В нашем районе с 2007 года работает отделение "Тропинки".  Многие дети,  которые занимались несколько лет в  "Тропинке",  вспомнают дружеские занятия-встречи.  Раньше  они были в библиотеке. Сейчас только посредством электронных писем, но отделение работает. Чему я рада. Талантливые дети должны ощущать  внимание и поддержку.
 Спасибо Вам, Валентина Тихоновна!

Наталья Сергеевна Меркушова,
поэт, лауреат литературной премии им. Вячеслава Богданова

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве