Ольга Геннадьевна Незнанова
ведущий методист методического отдела
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»
Проект в рамках коворкинг-клуба «Время меняться»
Проблема:
Вхождение подростков в социум, т. е. процесс их социализации, во все времена был непростым. Они всегда нуждались в помощи и защите. Сейчас необходимость такой помощи российскому юношеству особенно велика: и в силу усложнения экономической и социальной ситуации в стране, и в результате значительного увеличения возможностей выбора вариантов жизненной стратегии, сложности принятия решения. В этих условиях огромную ценность приобретает информация и конечно, социальный институт, обладающий ею. Среди социальных институтов, которые могут и должны оказывать социализирующее влияние на юную личность по праву должна занимать и библиотека.
Цель проекта:
Предоставление возможностей подросткам для осуществления личностного роста, формирования социальной активности, повышение образовательного и культурного уровня путём создания коворкинг-клуба «Время меняться».
Задачи проекта:
- создание позитивного имиджа и престижа библиотеки как культурного центра;
- продвижение и популяризация чтения;-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-адаптация подростков к современным условиям через культурно-досуговую деятельность;
- формирование личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу;
- укрепление и развитие чувства самоуважения, способности критически мыслить, чувства ответственности;
- помощь в профориентации.
Эффективность проекта:
Проект «Время меняться» был востребован и реализован с подростками, находящихся под патронажем отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями ТОГБУ СОН «Забота», обучающихся в МАОУ СОШ № 24 города Тамбова.
Проект стимулировал интерес к чтению и творчеству, объединил детей, увлекающихся творчеством и способствовал созданию позитивного имиджа и престижа библиотеки как культурного центра для привлечения новых читателей, развития их интеллектуальных и творческих способностей.
В ходе реализации данного проекта были организованы и проведены серии библиотечных мероприятий информационного и рекомендательного характера по широкому кругу мировоззренческих проблем.
1. «Дорожные ловушки – ситуационная игра на знание ПДД
В игровой форме проверили, насколько хорошо ребята понимают правила дорожного движения, разобрали наиболее распространённые ошибки на дороге.
Литературная викторина «Автомульти»
2. «Быть здоровым – это стильно!» - беседа-обсуждение
Беседа-обсуждение была посвящена здоровью человека, на которой дети были не просто зрителями, а вместе с библиотекарем вывели формулу здоровья.
Сами участники в итоге пришли к выводу – для того чтобы сохранить здоровье, и чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, необходимо вести здоровый образ жизни, который предполагает отказ от вредных привычек, замену отрицательного эмоционального состояния на положительное при помощи волевого усилия, самоконтроля и тренировки.
3. «Новому времени – новые профессии»: новый взгляд на профессиональное ориентирование. Деловая игра.
В ходе деловой игры участники проанализировали такой мотив выбора профессии, как престижность, рассмотрели критерии, определяющие престиж, трудности, с которыми сталкивается выпускник, выбирающий модные профессии, построили шаги достижения высокого уровня оплаты труда.
ссылка на игру
4. «На работу в первый раз» - деловая игра
В нюансах трудового права ребятам помогли разобраться игровые задания – интеллектуальные и творческие. Внимательно изучали права и обязанности несовершеннолетних в сфере труда.
5. «Хобби против зависимости»: беседа-обсуждение
Ребята познакомились с увлечениями многих великих людей: Александра Блока, Софьи Ковалевской, Владимира Даля, Льва Толстого, Владимира Путина и др.
После чего отправились в путешествие по странам разнообразных увлечений: страна Коллекционеров, страна Любителей природы, страна Умелых ручек, страна Спорта, страна Музыки и Танцев.
Каждый участник хотел рассказать всем, чем он увлекается. Ребята рассказали о способах проведения досуга, о том, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Обсудили и мир Вредных зависимостей. Ребята выразили своё отношение к жертвам увлечений курением, алкоголизмом, наркотиками – они вызывают жалость и сочувствие, потому что губят свою жизнь.
«Территория увлечений»
6. «Карьера и образование»: информационный час
Чтобы достичь в профессии определённых высот, участники игры узнали, как надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности, как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу.
В деловой игре принял участие инспектор службы занятости населения города Тамбова М. В. Горбушина. Она предоставила информационно-справочную помощь учащимся, позволяющую расширить представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессии.
В ходе мероприятия ребята пришли к выводу, что важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии своим интересам, склонностям, способностям и возможностям.
Ребята очень активно принимали участие в мероприятии и показали хорошие знания в области профориентации.
7. «Дети и соцсети»: познавательная программа
Вместе с участниками программы вспомнили и дали определение что такое Интернет, какие возможности он даёт, но и какие опасности там можно встретить. Дети узнали, что полезного внесла всемирная сеть в нашу жизнь и какой вред может быть от частого нахождения в сети. Были рассмотрены такие опасности как преступники в Интернете, вредоносные программы, азартные игры, интернет-хулиганство и т.д.
Ребята пришли к выводу, что Интернет – неотъемлемая часть современной жизни, а вот станет эта всемирная сеть для них другом или врагом, зависит только от них.
Информационно-выставочная работа
«Море идей для любимого хобби» выставка-информация
«Помогите найти Я» выставка-обзор
В рамках реализации проекта «Время меняться» была организована выставка-рекомендация
«Как выжить в дикой природе».
На страницах лэпбука были представлены информационные карточки, тест-задания и рекомендации как вести себя при встрече с дикими животными, как выбраться из леса, если вы заблудились, или что делать, если придётся заночевать в лесу.
Материал, представленный в виде лэпбука и тематической литературы, был полезен и интересен не только юным читателям, но и вызвал интерес у взрослого контингента библиотеки, интересующегося данной тематикой.