0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 25 апреля – санитарный день.
Библиотека не работает.

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00.
 28 апреля библиотека работает с 9:00 до 16:00.
 29 апреля библиотека работает с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От ракушки до валторны: история музыкальных инструментов

Современную жизнь трудно представить без музыки. А разнообразие музыкальных инструментов просто поражает. Живя в глобальном мире, люди видят и слышат огромное количество инструментов – как классических, так и фольклорных. Те и другие могут причудливо сочетаться в одном оркестре.

А давно ли появились музыкальные инструменты? И были ли времена, когда человек мог обходиться без музыки?

bimka16 eskiz1Скорее всего, возникновение музыкальных инструментов неотделимо от появления самого человека. Многие животные умеют издавать звуки, и только человек научился создавать для звукоизвлечения особые приспособления, а затем использовать их с необычными целями. Первая такая цель – ритуальная, вторая – эстетическая. Перед каждой охотой древний человек должен был задобрить духов, а для этого нужно было исполнить особый ритуальный танец и спеть песню. Поэтому первым музыкальным инструментом, видимо, был голос. Пение удачно сочеталось с хлопками ладоней и выстукиванием ритма на разных подручных предметах. Так могли появиться ударные инструменты. Для усиления и изменения звука человеческого голоса могли использоваться раковины и трубки из природных материалов – прообраз духовых. Идея создания струнного инструмента могла появиться у охотника, услышавшего звук спускаемой тетивы.

bimka16 timemachine2Музыка так всем понравилась, что стала звучать не только в ритуальных целях, но и для увеселения. К тому моменту люди создали государства и построили дворцы. Музыка услаждала слух правителей и звучала на полях сражений.

Инструменты развивались и изменялись. Некоторые дошли до наших дней, о других мы узнаем со страниц древних манускриптов.

Флейта Пана

bimka16 timemachine3Это деревянный духовой инструмент, состоящий из связанный между собой трубочек, в которые дуют поочередно. Своим необычным названием инструмент обязан древнегреческому богу Пану. Этот бог полей и лесов отличался весёлым и озорным нравом, но был крайне безобразен. Вместо ног у него были копыта, а голову венчала пара огромных рогов. Поэтому когда он влюбился в прекрасную нимфу Сирингу, случилась настоящая трагедия. Девушка не приняла его ухаживаний, а когда Пан стал настаивать, спряталась в зарослях тростника и стала просить бога реки спасти её. Тогда бог превратил её саму в тростник, а Пан от горя срезал несколько трубочек и изготовил флейту.

В древней Руси эту легенду не знали, а похожий инструмент существовал. Его называли кугиклы. Играли на нём только женщины. Сегодня флейту Пана и её аналоги можно встретить в фольклорных ансамблях разных народов мира.

Валторна

bimka16 timemachine4Когда люди научились обрабатывать металлы, они решили применять их и для изготовления музыкальных инструментов. Так получились медные духовые – металлические трубы с чашечкой или полушарием на одном конце и коническим раструбом-отверстием на другом.

Такие инструменты звучат очень громко. Их сразу стали использовать на полях сражений, во время торжественных приёмов и на охоте.

Охота в лесу была одним из любимых занятий знатных особ. Охотились тогда верхом, а загоняла зверя огромная стая собак. Чтобы регулировать движение массы людей и животных применяли охотничий сигнальный рог. От него и ведёт свою родословную валторна – медный духовой инструмент. Говорят, тот древний рог достигал в длину трёх метров. В XVIII веке валторна, ещё не имела клапанов и издавала только один звук. Но и в таком виде она смогла войти в состав оркестра. А в 1814 году был изобретён вентильный механизм. Поэтому теперь на валторне можно сыграть разные ноты.

Волынка

Вы, наверняка, слышали выражение «тянуть волынку». Так говорят про человека, который намеренно затягивает дело. А при чём здесь старинный музыкальный инструмент?

bimka16 timemachine5Оказывается, волынка, используемая многими народами мира, представляет собой специфический «затяжной» музыкальный инструмент. Он состоит из кожаного мешка и нескольких трубок. Если в другие духовые нужно непрерывно вдувать воздух, то волынка может его «запасать». Достаточно накачать инструмент при помощи специальной педали, и можно играть мелодии довольно долго.

Волынка была известна ещё во времена Древнего Рима. В средневековой Европе её брали в военные походы, а в Шотландии она стала национальным инструментом. Англичане же сочинили множество анекдотов о музыкальных пристрастиях северного соседа.

Например, такой.

Однажды шотландский студент поступил в Оксфордский университет. Через год к нему приехали родители, и он показал им свою комнату.

– Здесь спит мой сосед, – сказал юноша, – Крайне странный субъект. По ночам он просыпается, вскакивает с кровати и громко кричит.

– А ещё один мой сосед всю ночь не спит и бьётся головой о стену.

– Сынок, как же ты это выносишь?

– Не обращаю внимания. Я всю ночь играю на волынке.

bimka16 timemachine6Струнно-смычковые инструменты появились позже остальных. Идею их создания европейцы позаимствовали на Востоке. У арабов существовал рабаб, на котором играли при помощи смычка. Инструмент держали в вертикальном положении. Он явился предшественником европейских виелл и фиделей, на которых играли бродячие музыканты. Но этим инструментам было далеко до современной скрипки. По форме они больше напоминали лопату.

Благородные очертания струнные инструменты приобрели в Италии в XIV веке. Там была изобретена виола – предшественник всех современных струнно-смычковых. Её потомками являются скрипка, контрабас, виолончель, а также целая группа инструментов, дошедших до наших дней только в виде музейных экспонатов.

Пошетта

Так называли совсем маленькую скрипку длиной всего 35 сантиметров. Дословно с французского её название переводится как «носить в кармане». Такими инструментами пользовались учителя танцев, посещавшие богатые дома. На камзоле танцмейстера был предусмотрен специальный карман для пошетты. Но со временем на уроки танцев стали приглашать музыкантов. Танцмейстеры перестали музицировать и потребность в мини-скрипке отпала.

Скрипка

bimka16 timemachine7Её часто называют королевой оркестра. А появилась скрипка в XVI веке в Италии и Франции. Изготовление скрипки требовало особого мастерства. Значение имела древесина, форма инструмента, состав лака. Каждый мастер строго хранил секреты изготовления скрипок. Существует много полуфантастических-полудетективных историй о том, как конкуренты пытались похитить драгоценные формулы. Как правило, речь идёт о тайнах Страдивари и Гварнери – самых знаменитых скрипичных мастеров.

А эта история, говорят, произошла с одним виртуозом игры на скрипке – Никколо Паганини.

Однажды он опаздывал на концерт, нанял извозчика и спросил, сколько стоит проезд.

– Десять франков, – ответил тот.

Немалая сумма. Паганини был возмущён.

– Но ведь Вы возьмёте 10 франков с каждого, кто будет слушать вашу игру на одной струне, – возразил извозчик.

– Хорошо, – ответил Паганини, – я заплачу Вам 10 франков, если отвезёте меня в театр на одном колесе.

Клавишные

Дедушкой современных пианино и роялей считается клавишный струнный инструмент клавесин, появившийся около 1400 года. Однако у греков и ранее существовал многострунный щипковый инструмент псалтериум, который распространился по всей Европе. Он не имел клавиш, и когда их присоединили, получился клавесин. По форме клавесин напоминал крыло. А всё потому, что его струны были одинаковой толщины и разной длины. Так получали разную высоту звука. При нажатии на клавиши гусиное перо зацепляло струну, и раздавался звук. Но у инструмента были недостатки – звук был слишком тихим и не зависел от силы удара по клавишам.

bimka16 timemachine8Тем не менее, клавесин стал крайне популярным инструментом. На нём играли во дворцах и домах знати. А количество драгоценных материалов, затраченных на производство клавесинов, просто поражает. Для изготовления корпуса использовали чёрное и красное дерево, клавиши изготавливали из слоновой кости, крышку инкрустировали золотом и бронзой.

Чтобы изменить высоту звука, часто использовали не одну, а несколько клавиатур.

Фортепиано

bimka16 timemachine9Инструмент, который может играть и громко, и тихо, имея одну клавиатуру, называется привычным словом «фортепиано», что в переводе с итальянского означает буквально «громко-тихо». Изобрел инструмент Бартоломео Кристофори, служивший смотрителем коллекции знаменитых венецианских правителей Медичи.

Однако, клавесин не сразу «сдал позиции». Ещё около 100 лет публика привычно слушала его тихие звуки. Но знаменитые композиторы сделали своё дело. Сначала Моцарт, а затем Бетховен предпочитали фортепиано.

Барабан

bimka16 timemachine10Это, пожалуй, самый распространённый в мире ударный инструмент. И один из самых древних. В незапамятные времена под бой барабанов заклинали духов, устраивали шествия, хоронили умерших. В Африке барабан работал вместо телеграфа. Его звуки разносились далеко по саване. Таким образом можно было передать информацию соседнему племени. Больше века назад барабан использовался во время битв. Под бой барабанов солдаты бодро шли в атаку. Говорят, что сам Суворов, встретив барабанщика, из уважения уступал ему дорогу. В наши дни барабаны незаменимы на парадах.

bimka16 timemachine11Родственники барабана – литавры – медные котлы, обтянутые кожей. Именно эти инструменты довольно своеобразно использовал австрийский композитор Йозеф Гайдн. Дирижируя оркестром в Лондоне, он обнаружил, что публика утратила интерес к музыке и ходит в концертные залы по привычке, а некоторые слушатели даже засыпают в своих креслах. Тогда специально для лондонцев Гайдн написал симфонию. Как только часть публики начинала «клевать носом», раздавался удар барабана. Когда слушатели успокаивались, фокус повторялся вновь. С тех пор музыкальное произведение носит название «Симфония с ударами литавр» или «Сюрприз».

Список литературы:

  • Бэр, Ф. Музыкальные инструменты [Текст] / Ф. Бэр ; пер. с нем. А. Е. Ванюшина. – М.: Мир книги, 2007. – 48 с.: ил. – (Зачем и почему). – Авт. на обл. не указан.
  • Великович, Э. И. Концерт для оркестра [Текст]: науч.-худож. лит. / Э. Великович ; худож. В. Бродский. – Л.: Дет. лит., 1988. – 222 с.: ил.
  • Голованова, А. Мир звуков, струн и клавиш [Текст]: музыкальные инструменты / Алла Голованова. – М.: Белый город : Воскресный день, 2015. – 143, [1] с.: ил. – (Моя первая книга). – Авт. указан на тит. л
  • Истомин, С. В. Музыка [Текст] / С. В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М: Астрель : АСТ: Люкс, 2005. – 395 с.: ил. – (Хочу всё знать). – Авт. на обл. не указан.

 

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве