Экологическое воспитание
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

16+

Экологическое воспитание

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес.
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
Н.Некрасов

Кто из нас не любит отдыхать на природе, купаться. Собирать грибы или просто слушать пение птиц! Природа – наш друг, который нуждается в постоянной заботе. Но сегодня экология стала больной темой, и всё чаще поднимается вопрос об охране окружающей среды. Так давайте научимся сами и научим наших детей любить природу, уважать и охранять её, и тогда она всегда будет радовать нас своими удивительными красками, звонкими голосами птиц, живительной прохладой родников и обилием лесных даров!

Проблема экологического образования сегодня волнует всех: учёных, педагогов общественность. Чему и как учить, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, о представлении о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

 

Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе [Текст] : метод. пособие / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2009. – 224 с. – (Непрерывное развитие детей : детский сад – начальная школа «Синяя птица»).

В этом пособии даны рекомендации по ознакомлению детей 4-10 лет с окружающим миром, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, тематическое планирование занятий в клубах «Юный эколог» и «Юный путешественник». В приложениях даны сценарии экологических праздников в виде игры развлечения, в форме устного журнала и экологического калейдоскопа. Представлены выборочные конспекты занятий по ознакомлению детей 4-7 лет, и с 7-10 лет с окружающим миром по темам: Листопад, Кто зимой в лесу спит?,«Кому для чего нужны зубы», с природными зонами нашей страны; пресс-конференция в форме деловой игры «Природа в опасности», предлагаются сценарии экологических праздников.

Этот сборник содержит пять разделов:

  • содержание экологического воспитания,

  • формы и методы экологического воспитания,

  • план работы по экологическому воспитанию детей 4-10 лет,

  • тематическое планирование занятий в клубах,

  • приложения.

В первом разделе дан обзор использованных программ по экологическому воспитанию: «Из детства в отрочество», «Радуга», «Развитие», «Одарённый ребёнок», «Детство», «Юный эколог», «Зелёный дом»,. «Игровая экология», «Мир вокруг нас», «Окружающий мир» под ред. Н. Виноградовой, Г. Ивченковой, И. Потапова и парциальной комплексной программы «Синяя птица».

В рамках этой программы разработаны непрерывные технологии педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В программу «Синяя птица» вошли следующие непрерывные технологии:

  • «Здоровый ребёнок» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (для детей дошкольного возраста) и «приобщение детей к краеведению и истории Руси» (для детей младшего школьного возраста).

  • «Социально-эмоциональное развитие детей 3-10 лет» (программа «Мы с друзьями – целый мир»).

Раздел «Формы и методы экологического воспитания», предлагает разнообразные формы работы: занятия и уроки, экскурсии, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, работа кружков и клубов с природоведческой тематикой, проведение экологических викторин и олимпиад, выпуск детьми экологических листовок.

В разделе «Тематическое планирование занятий в клубах» рассматриваются занятия в клубах «Юный эколог» (1-2-й класс) и «Юный путешественник» (3-4 класс). Занятия в клубе «Юный эколог» предполагает работу со следующими темами: «Природа вокруг нас» (экскурсия вокруг школы), «Оформление гербария», «Умный микроскоп», «Животный мир разных материков нашей Земли», «Эти удивительные крылатые звери», «О насекомых», «Опасные обитатели моря», «Знатоки птиц» (изготовление кормушек, выпуск листовок-обращений «Помогите птицам!» и др.

Клуб «Юный путешественник» (3-4 класс), предлагает занятия по темам: «План местности», «Ориентирование», «Поход в пригородный лес», «Определение сторон горизонта», «Заочное путешествие в Санкт – Петербург», путешествие по великой русской реке Волге, игра-путешествие «Заветная поляна» и др.

В приложениях дан следующий материал:

  • Выборочные конспекты занятий по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром «Листопад», «Кто зимой в лесу не спит?»;

  • Выборочные конспекты и материалы к занятиям по ознакомлению детей 5-7 лет с окружающим миром «Сказка о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили», «Кому для чего нужны зубы»; сказки «О капельках» и «Снежная фантазия»; спектакль «Уют в снегу»; кукольный спектакль «Где и как зимуют насекомые» и др.

  • Выборочные конспекты уроков по ознакомлению детей 6-7 лет (1-й класс) с окружающим миром, «С кем дружит ель?», «Письмо из Грустного леса», урок-практикум «Определение сторон горизонта по компасу».

  • Выборочные конспекты уроков по ознакомлению детей 7-8 лет (2-й класс) с окружающим миром предлагают обобщающие уроки «Позади зима», «Весна в природе».

  • Выборочные конспекты уроков по ознакомлению детей 8-9 лет (3-й класс) с окружающим миром предлагают уроки «Живая почва», «Разнообразие растений».

  • Выборочные конспекты занятий по ознакомлению детей 9-10 лет (4-й класс) с окружающим миром, предлагает обобщающий урок и КВН «Природные зоны нашей страны», урок в форме деловой игры «Природа в опасности».

  • В сценарии экологических праздников вошли: игра-развлечение «Что? Где? Когда?» (для детей 6-7 лет), экологический праздник в форме устного журнала «Прилетайте, птицы» (для 1-2-х классов), экологический калейдоскоп (для 3-4-х классов).

 

Будь здорова, экология! [Текст] : сборник сценариев, уроки, праздники, викторины, игры. – М. : Либерия-Бибинформ, 2011. – 96 с. – ( Детская читальня «Библионяня», вып. 18).

В сборник «Будь здорова, экология!» вошли познавательные материалы, рассказывающие о мире растений и животных, о тайнах природы и удивительных явлениях, о том, как вести себя в лесу и как выжить, если вы заблудились, и конечно, об экологии и экосистеме. Здесь же вы найдёте увлекательные сценарии для проведения игровых программ на свежем воздухе, туристических слётов, а также занимательные викторины.

Сборник состоит из трёх глав:

  • «Как прекрасен этот мир!».

  • «С любовью к братьям нашим меньшим.

  • «В гармонии с природой».

Так, в первом разделе представлены сценарии, посвященные символу русской природы - берёзке, полезным ягодам, осень в произведениях русских писателей и поэтов и Байкалу.

В третьем разделе представлен материал о сохранении морских биоресурсов, об экологических проблемах планеты и методах борьбы с ними, о правилах выживания и правилах противопожарной безопасности в лесу.

 

Коломина, Н. В. Занятия по экологии в детском саду [Текст] : сценарий занятий / Коломина Н. В. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. – (Детский сад с любовью).

В пособии изложен курс экологического просвещения и воспитания дошкольников. В водной части даны общие рекомендации и список основной литературы. Описания занятий для старшей и подготовительной к школе группе даны по схеме: цели, наглядные пособия, методические приёмы (ход занятий, сценарии).

Для старшей группы предлагаются занятия: игра-хоровод «Здравствуй Осень!», «Дом для Кисточки», «Подготовка диких животных к зиме», «Через добрые дела можно стать юным экологом», сценарий сказки «Зачем зимой снег?», «Берёзы тоже плачут», рассказ-беседа «Человек – часть природы».

Для подготовительной группы: «Картина «Золотая осень» Левитана», беседа об обитателях наших водоёмов «По щучьему велению», «Жалобная книга природы», «Значение животных в жизни человека», «К первоцветам в гости», «Путешествие по морю», КВН «В гостях у животных», «Экотоша в подземном царстве», «В гостях у пчёлки», «Почему исчезают животные?», природоведческая викторина.

 

Прокопенко, В. И. «Учимся жить» [Текст].: учеб.-метод. пособие / В. И. Прокопенко, Н. Н. Зырянова, А. К. Ковалевский. – Екатеринбург : АМБ, 2008. -162 с.

Дети дошкольного возраста, проживающие в сельской местности, в большей степени общаются с окружающей природой, так как она находится рядом с ними. Однако, как считают авторы данного пособия, природная среда лишь в том случае будет выполнять воспитывающую и развивающую функцию, если ребёнок будет в неё погружаться с помощью взрослых. И в этом отношении именно целенаправленные прогулки-походы детей, могут обеспечить более глубокое познание окружающего природного и социального мира, развить у них более качественно двигательные умения и навыки, обеспечить активный отдых.

Программный материал прогулок-походов рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, но его можно и использовать в работе с младшими дошкольниками.

В пособии представлены организационно-методические рекомендации для реализации программы «Учимся жить». Основные направления программы: «Моя семья», «Моя малая родина», «Наедине с природой».

В цикл занятий «Моя семья» вошли беседы: «С кем я живу», «Моя трудовая семья», «Без дедушек, без бабушек прожить никак нельзя», «Этому я научился у своих родных», «Семейные традиции: именины», «Семейные традиции: чаепитие», «Семейные традиции: проводы в армию».

Цикл занятий «Моя малая родина» раскрывает темы: «Земля - наш общий дом», «Наш посёлок – часть большой страны!», «Все работы хороши», «Как выращивают хлеб», «Памятные места посёлка», «Народные традиции» (празднование Нового года, Масленицы, Вербного воскресенья), «Мы хозяева своего посёлка».

В приложениях Вы найдёте следующие материалы:

  • методические рекомендации по организации и проведению прогулок-походов,

  • рекомендации по обеспечению безопасности во время похода,

  • советы как разводить костёр и готовить на нём пищу, как разбить палаточный лагерь,

  • определение сторон горизонта по местным признакам,

  • дополнительные сведения для занятий (о животных, об обитателях рек и озёр),

  • примерные сценарии праздников («Дни рождения детей группы», сценарий Детской ярмарки в Вербное воскресенье»),

  • программа слёта юных туристов по проверке знаний, умений и навыков по туризму и краеведению, полученных за год.