6 июня – 210-летие А. С. Пушкина (1799 – 1837)
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

6 июня – 210 лет со дня рождения
АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
(1799 – 1837)

Наверное, нет такого человека, который, читая произведения Пушкина, не задумывался бы о судьбе поэта. Слишком уж эта судьба необычна, не укладывается она в рамки многих судеб, тоже трагических. М. Горький назвал А. С. Пушкина «началом всех начал». О нём написаны горы книг - художественных, документальных, исторических. Но ни одна не раскрывает до конца тайны его жизни и смерти. Пушкин навсегда останется тайной – видимо, так предопределено свыше.

Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского языка, писатель всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, - внучка А. П. Ганнибала, «арапа Петра Великого». С раннего возраста у Александра Пушкина, по воспоминаниям его брата Льва, «проявилась страсть к поэзии». Первые стихи были написаны в Царскосельском лицее, в котором Пушкин учился в 1811 – 1817 годы. За это время им написано 120 стихотворений - баллады, оды, элегии, начаты поэмы «Монах» и «Бова». Это свидетельствует о том, что уже к 18 годам юноша Александр Пушкин сформировался как поэт, ставший впоследствии и оставшийся на века вершиной поэтического творчества, «солнцем русской поэзии».

Влияние А. С. Пушкина на литературу всех времён и народов огромно. Он вдохновлял и продолжает вдохновлять поэтов, музыкантов, художников, посвятивших ему лучшие свои творения.

Когда читаешь произведения Пушкина (не бегло, а глубоко вдумываясь в их содержание) и золотые строки о нём (их, может быть, не так уж и много в нашей литературе), невольно думаешь: поэт знал свою судьбу, и не потому, что был суеверен и всегда помнил, что ему нагадала цыганка. Он знал это глубже и сознательно шёл по тому пути, который сам себе внутренне определил. Как гений, он видел далеко. Отсюда – «Памятник». Общая идея стихотворения знакома из Горация и Державина. Но у Пушкина она приобретает большую глубину и закономерность.


Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


Да, пока живы будут «пииты», Пушкин – бессмертен и славен. Осознавая значимость своего творческого труда, всей своей жизни, Пушкин был убеждён, что это – история, и она не канет в Лету.

Мы не всегда обращаем внимание на даты. Читая «Памятник», многие не знают, когда создано это стихотворение, просто не придают этому значение. «Памятник» написан 21 августа 1836 года – за пять месяцев до гибели поэта.

Нерукотворный памятник, воздвигнутый Пушкиным п о э т у, дороже и значительнее чугунных, бронзовых, даже золотых. Сказав о высочайшем предназначении творца, Александр Сергеевич пробудил и в других чувство достоинства и осознания роли поэта-гражданина в истории. Не от пушкинского ли «Памятника» пророческие строки Марины Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…» или ахматовское обращение к «мраморному двойнику»: «Холодный, белый, подожди – я тоже мраморною стану…»?

В 1921 году поэт серебряного века Александр Александрович Блок (1880 – 1921) произнёс вдохновенную речь о поэте золотого века Александре Сер-геевиче Пушкине: «Мы знаем Пушкина-человека… Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт… Пушкин-поэт вытеснялся Пушкиным-лицеистом, Пушкиным – светским щёголем, кутилой, забавником… Возникла очевидная необходимость вернуться к настоящему Пушкину, к его гению, к существу его дела, к его исторической миссии…».


Пушкин дорог и близок нам простотой, доступностью, отзывчивостью на все явления жизни. Он в XIX веке написал стихи, а они и сейчас, в XXI, звучат весьма кстати:


Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя…

Очень точно подметил особенность общения с поэтом Александр Твардовский (1910 – 1971): «Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности…».

Ясность и простота и есть одно из проявлений неисчерпаемости духовных сил поэта.

Исследованием жизни и творчества Пушкина занимались историки, критики, литературоведы. Из поэтов особенно глубоко и пристально – Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) и Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Ахматова, по её словам, занималась Пушкиным всю жизнь. В 1930-е годы печатались её статьи о сказках Пушкина, о «Каменном госте». К сожалению, более фундаментальные работы – «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Достоевский» были уничтожены в трагические моменты жизни Ахматовой. Но до последних лет она не переставала изучать Пушкина и писать о нём. За год до кончины Анна Андреевна опубликовала работу «Пушкин и дети» (1965), рассказав в ней о мало кому известном эпизоде. В 1937 году, к 100-летию со дня гибели Пушкина, было решено «снять» неудачный, на чей-то взгляд, памятник поэту в темноватом сквере в Ленинграде. Прислали всю нужную технику. «Но затем, - пишет Ахматова, - произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: “Как быть?” - Ответили: “Оставьте им памятник”, и грузовик уехал пустой».

А. С. Пушкин стёр все возрастные понятия, он победил и время, и пространство. В «Слове о Пушкине» - редчайшем по силе выражения своего отношения к поэту-эпохе, Ахматова, с присущей ей убийственной иронией, доходящей до сарказма, говорит: «В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин…». И, что самое страшное, продолжает Ахматова, они могли бы услышать от поэта:


За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила – право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.

Они у Ахматовой – это прямые и косвенные виновники гибели поэта. И как бы ни была велика их власть, она – ничто в сравнении с властью гения: «Но в мире нет власти грозней и страшней, / Чем вещее слово поэта…».

Не менее пристально и глубоко изучала жизнь и творчество А. С. Пушкина Марина Цветаева. Цикл стихотворений о нём, очерки, статьи, исследования – «Мой Пушкин», «Поэт и царь», «Пушкин и Пугачёв» и многие другие - свидетельство огромной работы поэта о поэте.

Если даже не знать биографии поэта, воспоминаний о нём доброжелателей и недоброжелателей, а прочитать всё, что он написал… какой создаётся образ? Пушкин – образованнейший человек, Пушкин – великий поэт и гражданин, Пушкин – гений. Поэтому читать надо не только и не столько о поэте, сколько самого поэта…

Александру Сергеевичу Пушкину не довелось, к сожалению, побывать в Тамбовском крае, но, тем не менее, Пушкинская тема по праву считается краеведческой: здесь жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена, здесь часто бывали его дети, внуки; с Тамбовщиной связаны имена литературных спутников Пушкина, адресатов его лирики. Тамбов и тамбовцы несколько раз упоминаются в произведениях А. С. Пушкина: в романе «Евгений Онегин» («Мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова…»); в основу сюжета повести «Дубровский» положены подлинные события, происходившие в Козловском уезде; история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино использована Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка». Об этом и о многом другом рассказано в книге краеведов Николая Михайловича Гордеева (1918 – 1973) и Владимира Павловича Пешкова (1932 – 1974) «Тамбовская тропинка к Пушкину», третье издание которой вышло в 1999 году – к 200-летию со дня рождения поэта. Оно дополнено и исправлено, так как в двух предыдущих (1969, 1978) были допущены некоторые неточности.

Прадед поэта по материнской линии Алексей Фёдорович Пушкин (1717 – 1777) был «тамбовским воеводою», как писал Александр Сергеевич в своей биографии. Однако авторы «Тамбовской тропинки к Пушкину» не могли найти документального подтверждения тамбовского воеводства именно этого предка поэта, и посчитали, что он ошибся, перепутав Алексея Фёдоровича с Петром Михайловичем Пушкиным (? – 1684), который в 1653 – 1656 годы был воеводой в городе Козлове (ныне Мичуринск). Так и осталась в первых двух изданиях книги глава «Об одной ошибке поэта». На самом деле Пушкин не ошибся. Уже после того, как Гордеева и Пешкова не стало, липецкий писатель и краевед Сергей Панюшкин нашёл документальное подтверждение тамбовского воеводства прадеда великого поэта. Вот что написал в предисловии к третьему изданию «Тамбовской тропинки к Пушкину» журналист Иван Овсянников: «Отставной капитан, участник «турских кампаний» Алексей Фёдорович Пушкин, владевший по наследству имением Коренёвщина (село Покровское, под Липецком), был в 1772 году воеводою небольшого городка Скольска, который являлся крепостцой Белгородской оборонительной черты. Территориально он (городок) подчинялся Тамбовскому наместничеству… В Липецком краеведческом музее хранится чугунная плита, под которой в своё время и был похоронен «тамбовский воевода».

Интересна такая деталь: ещё один предок поэта – Никита Воинович Пушкин (? – 1673) – был в 1651 году Козловским воеводою, а двумя годами позже им был уже упомянутый Пётр Михайлович Пушкин.

Жена Алексея Фёдоровича Пушкина – Сарра Юрьевна, урождённая Ржевская (? – после 1782), жила вместе с мужем в селе Покровском, там же и похоронена. Их дочь – Мария Алексеевна Пушкина-Ганнибал (1745 – 1818) - «тамбовская бабушка» поэта. Умная и образованная женщина, она первая пробудила у Пушкина интерес к русской старине и родной природе. В доме Пушкиных говорили по-французски, а Мария Алексеевна стала для маленького Саши первой учительницей родного русского языка. Её речь была красочной и образной. Впоследствии, читая письма бабушки к Пушкину-лицеисту, его друг Антон Дельвиг приходил от них в восторг.

Жизнь Марии Алексеевны Пушкиной была далеко не лёгкой. Родилась она в тамбовском имении родителей, под Липецком. Из книги Н. Гордеева и В. Пешкова мы узнаём, что в 1773 году на липецкие заводы приезжал «по казённым делам» сын арапа Петра Великого флотский офицер Осип Абрамович Ганнибал (1744 – 1806). Бывая с визитами у Алексея Фёдоровича Пушкина, он познакомился с его 28-летней дочерью Марией. Вскоре состоялась свадьба, но брак оказался неудачным, и супруги расстались, но неофициально. Осип Абрамович, не расторгая брака с Марией Алексеевной, женился вторично, что, по тем временам, считалось большим преступлением. Мария Алексеевна, жившая с дочерью Надеждой (будущей матерью Пушкина) в селе Покровском, обратилась в суд. В 1779 году четверть владений Осипа Абрамовича, обвинённого в двоежёнстве, - село Кобрино Петербургской губернии – было «взято в опеку на содержание малолетней дочери Надежды».

После этого Мария Алексеевна жила то в Кобрино, то в Петербурге. Когда её дочь Надежда Осиповна Ганнибал (1775 – 1836) вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина (1770 – 1848), она продала Кобрино и поселилась с ними в Москве. Её стараниями и усердием, по воспоминаниям тех, кто бывал у них, держался весь дом. Умерла Мария Алексеевна в 1818 году, её прах покоится в Святогорском монастыре, где через 19 лет после кончины бабушки похоронили и её гениального внука.

У Марии Алексеевны было два брата, которые также родились в селе Покровском. Старший – Юрий Алексеевич Пушкин (1743 – 1793) – стал после смерти отца владельцем тамбовского имения. Это один из первых русских георгиевских кавалеров. Он был женат на родной сестре тамбовского просветителя и издателя Ивана Герасимовича Рахманинова (1753 – 1807). Юрий Алексеевич имел троих детей. Старший сын – Александр Юрьевич (1777 – 1854) – был крёстным отцом Пушкина; второй – Михаил Юрьевич (1787 или 1789 – 1827) – служил поручиком Тамбовского полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Человек передовых взглядов, он в 1818 году освободил принадлежавших ему крестьян от крепостной зависимости.

Говоря о тамбовских связях А. С. Пушкина, нельзя забывать и о его литературных и политических единомышленниках. Александр Сергеевич долгие годы дружил и вёл переписку с нашим земляком – поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским (1800 – 1844), высоко ценил его поэтическое дарование. Конечно, неслучайно в 1828 году в Петербурге вышла в свет книга, в которой под одной обложкой были напечатаны поэмы «Граф Нулин» А. С. Пушкина и «Бал» Е. А. Баратынского. Вот как отзывался Пушкин о «Бале»: «Сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной. Поэт с удивительным искусством соединил в быстром рассказе тон шутливый и страстный, метафизику и поэзию…».

А. С. Пушкин живо интересовался творчеством собрата по перу и в одном из посвящений упрекал Баратынского: «Я жду обещанной тетради, / Что ж медлишь, милый трубадур!». В другом посвящении Пушкин даёт блестящую оценку творчеству Баратынского: «Стих каждый в повести твоей / Звучит и блещет, как червонец…».

Поэт, как известно, не состоял в тайных обществах, но он глубоко сочувствовал декабристам, со многими дружил. Среди них – наши земляки: М. С. Лунин, братья Вадковские, А. И. Сабуров, С. И. Кривцов.

С Тамбовским краем связаны и некоторые адресаты лирики Пушкина. Это прежде всего Екатерина Павловна Бакунина (1795 – 1869) и Анна Петровна Керн (1800 – 1879).

«Катенька Бакунина» - первая юношеская любовь Пушкина. Она сестра лицейского друга Пушкина - Александра Бакунина. Видимо, во время одного из её приездов к брату в 1815 году поэт и познакомился с очаровательной девушкой, нежные чувства к которой он сохранил на всю жизнь. Ей он посвятил более 20 стихотворений, в том числе: «Слеза», «Окно», «Осеннее утро», «Разлука» («Когда пробил последний счастью час…»).

В 1834 году Екатерина Павловна вышла замуж за одного из петербургских приятелей Пушкина, сына рассказовского помещика – А. А. Полторацкого, и многие годы жила в селе Рассказово (ныне – город). Двоюродной сестрой Полторацкого была Анна Петровна Керн, приезжавшая к нему в гости со своим отцом в 1812 году.

С Анной Петровной Керн Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году. Но первая встреча, видимо, не произвела на него такого потрясающего, «глубокого и мучительного», по его признанию, впечатления, как вторая, которая произошла в 1825 году в Тригорском. Именно после этой встречи было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» («К***), положенное на музыку композитором Михаилом Ивановичем Глинкой (1804 – 1857) и ставшее едва ли не самым популярным классическим романсом.

А. П. Керн оставила «Воспоминания о Пушкине», изданные отдельной книгой в 1988 году в Москве.

В 1820 году произошло знакомство поэта Александра Сергеевича Пушкина и композитора Александра Николаевича Верстовского (1799 – 1862). Верстовский родился на Тамбовской земле – в селе Мезинец Козловского уезда (ныне – Староюрьевский район). В 1830-е годы встречи поэта и композитора были довольно частыми. Еще при жизни Пушкина Верстовский написал несколько песен и романсов на его стихи. Особенно популярными и любимыми у слушателей были романсы «Чёрная шаль» и «Цыганская песня». И поэт, и композитор любили русские народные песни. Верстовский вспоминал, что Пушкин приходил в восторг, когда слышал песню «Как на матушке на Неве-реке…». Незадолго до смерти композитор создал симфоническую кантату на стихотворение А. С. Пушкина «Пир Петра Первого», включив в неё полюбившуюся поэту русскую народную песню.

Мы не можем не гордиться такими обширными связями А. С. Пушкина с Тамбовским краем, где, помимо всего, родилась и жена поэта – Наталья Николаевна Гончарова (1812 – 1863) – в селе Кариан-Загряжское (ныне – рабочий посёлок Знаменка). Здесь есть музей, в котором экспонируются документы, произведения, рассказывающие о поэте и его жене. Это о ней Пушкин в стихотворении «Мадонна» написал: «Чистейшей прелести чистейший образец».

Старший сын А. С. Пушкина – генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны Александр Александрович Пушкин (1833 – 1914) в 1878 – 1880 годы жил со своими детьми от первого брака в г. Козлове (ныне - Мичуринск): он командовал полком, который дислоцировался в этом городе. Сюда к нему приезжала его сестра – старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг (1832 – 1919), помогавшая брату воспитывать детей. Потомки великого поэта побывали за это время во многих местах Тамбовской губернии, где жили их родственники: в селе Арапово (ныне – село Красносвободное Тамбовского района), в деревне Николаевке под Тамбовом; посетили они и имение Мара – родину Е. А. Баратынского. Дочери Александра Александровича Пушкина – Надежда Александровна (1871 -1915) и Вера Александровна (1872 – 1909) каждое лето отдыхали в Арапово. В один из приездов, летом 1915 года, Надежда Александровна скоропостижно скончалась и была здесь похоронена. К сожалению, могила внучки великого поэта не сохранилась.

В Тамбове имя Александра Сергеевича Пушкина носит областная универсальная научная библиотека, где хранятся прижизненные издания произведений поэта.



Сочинения:

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. – М., 1962 – 1966.

Пушкин А. С. Избранные произведения. – М., 1969.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. – М., 1994 – 1997.


Литература:

Тамбовские даты-1992: Рекомендательный указатель литературы. – Тамбов. 1991. – С. 5 – 6.

Гордеев Н., Пешков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. – 3-е изд., испр., доп. – Тамбов, 1999.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVIIXXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С.119 – 120.

Полякова Л., Дорожкина В. Литературное краеведение: Пособие для учителя. В 2 ч. – Тамбов, 2007. Ч. 1. – С. 81 – 90.