14 октября – 120-летие В. Т. Кириллова (1890 – 1943)
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

14 октября – 120 лет со дня рождения
ВЛАДИМИРА ТИМОФЕЕВИЧА КИРИЛЛОВА
(1890 – 1943)

Имя поэта Владимира Тимофеевича Кириллова упоминается в литературе тогда, когда речь идёт о Пролеткульте, о поэтах «Кузницы». Оно стоит в ряду таких известных имён, как Василий Казин, Илья Садофьев, Михаил Герасимов, Александр Поморский. Эти и другие пролетарские поэты были первыми, кто вместе с Владимиром Маяковским, Александром Блоком, Демьяном Бедным, Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным создавал образ новой России – борющейся и свободолюбивой. И эту их историческую заслугу невозможно зачеркнуть, несмотря на то, что многим пролеткультовцам так и не удалось преодолеть в своём творчестве односторонности, схематизма. К Владимиру Кириллову это не относится.

Родился поэт на Смоленщине. Жизнь его была богата историческими событиями, участником которых он стал ещё подростком. Плавая на судах Черноморского торгового флота, куда ему удалось поступить юнгой, Кириллов участвовал в революционном движении моряков 1905 – 1906 годов, за что был арестован и провёл три года в ссылке. Находясь среди политических ссыльных, рано повзрослевший юноша вступил в кружок социал-демократов, который занимался и просветительской деятельностью. Тогда же Кириллов начал писать стихи. Первые его поэтические пробы носили агитационный характер. Но не это составляло основу его творчества. Стихи-агитки он, не считая их поэтическими творениями, не включал в свои стихотворные сборники.

Первое стихотворение Владимира Кириллова «На родине», опубликованное в 1913 году, дышит прежде всего любовью к природе, нежным чувством человека, вдохнувшего её аромат.


Неподвижная даль, тишина и покой,

А вокруг бесконечное поле хлебов,

И разносится в воздухе сладкой волной

Аромат спелой ржи и медовых цветов.

Высоко уже солнце стоит в небесах,

Стихли говор и звуки работ полевых;

Только ветер, купаясь в полдневных лучах,

Чуть колышет верхушки колосьев златых.

Сизой дымкой подёрнут синеющий лес.

Вдалеке серебрится, сверкает река.

И, как светлые думы лазурных небес,

Белой стаей плывут в вышине облака.


Призванный в 1914 году в действующую армию, Кириллов, для которого поэзия стала уже необходимостью, пишет стихи о войне, отвергая её разрушительную силу, мечтая о том, чтобы на земле никогда не было разрушений и пожаров.

О, не знать бы отравленных ядом,

Этих жутко-звенящих стихов,

Улыбнуться бы солнечным взглядом

И упиться дыханьем цветов!

Позабыть бы безмерные муки

Этих страшных кровавых годин

И призывные светлые звуки

Разбросать средь унылых равнин.

Чтобы звукам тем жадным внимая,

Озарялися души людей,

И щемящая грусть вековая

Не туманила больше очей!


Стихи Владимира Кириллова 1914 – 1916 годов наполнены именно этой «щемящей грустью вековой», болью за гибнущую красоту, за жизнь человеческую.

1917 – 1918 годы – время работы Владимира Кириллова в Петроградском пролеткульте, о котором поэт говорил как о ярчайшей странице своей жизни. Он переживает высокий душевный подъём, что не могло не найти отражения в его творчестве. Именно в эти годы современники называют Владимира Кириллова «певцом революционной бури», а сам он признаётся: «Эти песни мне пропели миллионы голосов, / Миллионы синеблузых, сильных, смелых кузнецов...».

Из литературы известно, что Владимир Маяковский «громко приветствовал» стремление пролеткультовцев к разрыву с прошлым, их «левацкие» отношения к классическому наследию. В одну из встреч с Кирилловым Маяковский подарил ему свою книгу с автографом: «Товарищу Кириллову. Однополчанин по битвам с Рафаэлями. Маяковский».

Конечно, все эти призывы «расправиться с Рафаэлями», как и впоследствии футуристическое «сбросим Пушкина с корабля поэзии», - нельзя принимать буквально. Это было веяние времени, сумятица и неразбериха, полемические краски различных литературных течений. И в стихотворении «Поэтам революции», написанном в 1918 году и посвящённом Александру Блоку, Владимир Кириллов призывает как раз к единению:


О, светлый час благословенный,

Велик наш огненный союз:

Союз меча борьбы священной

С певцами легковейных муз.


Подробности начального этапа творчества Владимира Кириллова вызваны прежде всего желанием показать, что в Тамбов он приехал зрелым поэтом и деятельным человеком. Тамбовский период пришёлся на 1919 год. Имея опыт работы в Петрограде, Кириллов активно включился в работу Тамбовского пролеткульта, председателем которого в то время был поэт Александр Поморский. С ним Кириллов встречался и раньше – в кружке рабочих поэтов, собиравшихся в Петрограде, в Народном доме графини Паниной.

Надо сказать, что в первые годы Советской власти Пролеткульт был большой агитационной и просветительной силой. В нём работали профессиональные писатели, способствовавшие подъёму культуры в далёких от столицы городах. Во многих провинциях начали издаваться журналы и альманахи. В Тамбове выходил журнал «Грядущая культура». Кроме того, выпускалась газета «Красное утро» и было организовано Тамбовское губернское отделение РОСТА. Об этом пишет в своей книге «Тамбовские рассветы» (Воронеж, 1970) С. В. Евгенов – журналист, редактор, писатель, отдавший немало сил и времени работе в Тамбовском пролеткульте вместе с уже упоминавшимися А. Поморским и В. Кирилловым, а также с одним из видных поэтов и критиков 1920-х годов Г. Якубовским.

Работая в Тамбовском пролеткульте, Владимир Кириллов входил в состав агитационно-художественной бригады, с которой несколько раз выезжал на фронт.

Поработав в Тамбове, Кириллов в 1920 году уехал в Москву, где окунулся в кипучую жизнь литературных объединений и течений. В этот период он находился в центре литературной жизни, печатался во многих журналах, был председателем Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. К этому времени относится его сближение с Андреем Белым, Сергеем Есениным, Михаилом Герасимовым.

Однако в стихах Кириллова 1923 – 1924 годов всё чаще появляются нотки пессимизма, романтичность и возвышенность сменяются предчувствием мрачного конца. Это угасание прежних ярких красок чувствуется почти в каждом стихотворении. Он переживает глубокий кризис, усугубляемый ещё и тем, что в печати участились нападки на поэта, якобы изменившего идее: Кириллов к этому времени вышел из «Кузницы» и из Всероссийской ассоциации пролетарских поэтов. С глубокой горечью пишет он:


Не слова, - это призраки слов,

Смолкли звуки, угасли цвета.

Словно звенья ржавых оков

Давят мозг и сжимают уста.

Разве это сказать я хотел,

Что сказалось в намёках глухих?..

Бурный пламень сиял и пел,

А родился обугленный стих.


Но уже в конце 1920 годов Кириллов вновь ощущает прилив жизненных и творческих сил. Он предпринимает путешествие по стране с целью обновления тематики стихов, пишет о рабочих, учителях. С новой силой запела и лирическая струна его музы.


* * *


Чудна ты, человеческая жизнь!

Ещё вчера в душе сочилась слякоть,

Ещё вчера хотелось песням плакать,

А вот сегодня вновь они свежи

И радостны. Лишь солнышком влекомый,

Я вылез из прокуренной дыры:

Весенний шум и говор детворы,

И этот мир, давно, давно знакомый.


Период творческого подъёма длился у Владимира Кириллова до конца 1930-х годов, когда им были написаны лучшие лирические стихотворения, поэмы. И предстаёт он в них не просто пролетарским поэтом – в узко специфическом смысле, - а настоящим поэтом серебряного века, внёсшим несомненный вклад в развитие русской литературы первых десятилетий ХХ века.

В конце 1930-х годов Владимир Кириллов был репрессирован. И этим временем практически кончается его творческая деятельность, хотя умер он в 1943 году. Реабилитирован посмертно.

В 1958 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник Владимира Кириллова, в котором – его лучшие произведения 1913 – 1935 годов.

Верится, что у Владимира Кириллова найдутся свои исследователи, которые оценят по достоинству его личность, сделают глубокий анализ его творчества, ибо оно было достаточно заметной вехой на определённом этапе развития поэзии серебряного века.



Сочинения:

Кириллов В. Т. Стихотворения. – М., 1958.


Литература:

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1966. – Т. 3. – С. 537 – 538.

Дорожкина В. Неисчерпаемый серебряный век: Поэты серебряного века, связанные с Тамбовским краем. – Тамбов, 1997. – С. 93 – 104.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVIIXXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 87.