15 августа – 70-летие В. А. Кудрина (род. в 1940)
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

15 августа – 70 лет со дня рождения
ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА КУДРИНА
(род. в 1940 году)


В полемических заметках критиков и литературоведов нет-нет да и мелькнёт мысль о том, что рассказ развивается менее активно, чем другие жанры. Возможно, для подобных высказываний и есть основания, но они не могут в полной мере относиться к тамбовским прозаикам, в чьём творчестве рассказ занимает видное место. Об этом свидетельствуют книги писателя Валерия Кудрина, состоящие в большинстве своём из рассказов.

Валерий Анатольевич родился в Тамбове. Здесь он окончил школу, здесь стал пробовать писать небольшие рассказы. Его школьные сочинения отличались самостоятельным мышлением и творческим духом. Тяга к литературе привела молодого человека на филологический факультет педагогического института, который он окончил в Ярославле. Работал учителем в Знаменском районе Тамбовской области. Глубокое проникновение в суть этой благородной профессии дало возможность писателю создать впоследствии прекрасные образы учителей, не представлявших своей жизни без работы с детьми.

Первые рассказы Валерия Кудрина были опубликованы в областной молодёжной газете «Комсомольское знамя», которую многие годы редактировал наставник начинающих авторов, писатель и журналист Георгий Дмитриевич Ремизов. Позже и Валерий Кудрин связал свою судьбу с журналистикой – был редактором районной газеты в Знаменке, где живёт по настоящее время. Встречи с людьми, прежде всего с жителями своего района, обогащали жизненный опыт и давали темы не только для газетных материалов, но и для художественных произведений. Герои рассказов и повестей Валерия Кудрина – не выдуманные, а реальные люди, живущие и работающие рядом с ним. Поэтому и читаются произведения с большим интересом. Разве не встречали мы добрую, справедливую учительницу, работающую в сельской школе? Такова Антонина из рассказа «Отпуск в октябре» (книга под таким названием вышла у Кудрина в 1983 году). Её не прельщают городские условия, она не собирается никуда уезжать и с патриотической убеждённостью говорит: «У нас отличная школа. И люди замечательные. И дом мой здесь».

Доброта, душевная щедрость, способность и готовность прийти на помощь другим – вот качества, присущие героям книг Валерия Кудрина.

Небольшой рассказ «Учитель» стоит многих статей и лекций о воспитании подростка. Он наряду с другими произведениями вошёл в книгу «Перед свиданием», вышедшую в 1984 году в Москве, в издательстве «Современник».

Люди разных профессий – врачи, учителя, шофёры – предстают перед нами в рассказах Валерия Кудрина. В основном это жители села и районного центра – наши, тамбовские. И пишет о них автор с любовью, вместе с ними он печалится и радуется - ведь это и его печали и радости.

Надолго запоминается рассказ «Дорогому сыночку». В нём автор возвращает нас к теме Великой Отечественной войны, события которой давно ушли в прошлое, но не перестают они тревожить души людей, особенно тех, кто потерял на войне родных и близких.

Рассказ начинается с того, что майским утром молодой инструктор райисполкома Горячев идёт на работу, радуясь прекрасной весенней погоде и волнуясь за предстоящее событие: в районном центре в этот день открывался памятник погибшим воинам-землякам, и он, Горячев, был назначен ответственным за возложение цветов. У самого райисполкома его поджидала старушка, которая, приняв инструктора за «главного по памятнику», обращается к нему с неожиданной просьбой: «Сын у меня на войне пропал, Володенька. А у вас, слышала, список погибших составляют, чтоб в памятнике замуровать. Так я к тому, чтобы и моего Володеньку в список внести».

Слова старушки привели Горячева в смятение: список уже утвердили на вчерашнем совещании, «отпечатали на лощёной бумаге и заложили в специальную металлическую капсулу». Он стоял и не знал, что ответить на просьбу матери, потерявшей сына. Но неожиданно вспомнил, что в список внесли только тех, кто родился в посёлке, жил здесь или уходил отсюда на фронт. А старушка в начале разговора сказала: «Саратовские мы…». Горячев облегчённо вздохнул и ответил: «Нельзя этого, бабушка. Понимаете? Памятник-то воинам-землякам. Здешним. А вы, сами говорите, саратовские…».

Горячев считал, что он ответил убедительно и никаких неожиданностей не будет. Каково же было его удивление (и недовольство!), когда в стройной колонне людей, шедших к памятнику с цветами, он увидел старушку в чёрном платке.

«Она медленно, чуть отстав от идущих с цветами, пробиралась вперёд, и было заметно, как оборачиваются и расступаются перед ней люди… В руках у неё был простенький жестяной венок. “Ну, зачем это? – с досадой подумал Горячев. – Всё дело испортит!.. Говорили же – никаких венков! Только живые цветы. Не могила ведь, памятник…”

Он уже был недалеко от старой женщины, чтобы успеть задержать её… Но она всё шла, не обращая на него никакого внимания, глядя вверх, в суровое лицо гранитного солдата, и впалые губы её шептали что-то, и Горячев, подойдя совсем близко, на расстояние вытянутой руки, когда уже можно было остановить старушку, вдруг заметил на венке маленькую чёрную ленту с неровно написанными буквами и скорее догадался, чем прочитал надпись: “Дорогому сыночку…”

Он прочитал эти два слова и замер, будто на преграду какую наткнулся, и остался на месте.

А старая женщина уже поднялась по ступенькам, у памятника помедлила чуть, а потом опустилась на колени и стала совсем маленькой. И всё вокруг замерло вдруг, умолкло, застыло.

Колебалось в воздухе сдержанное дыхание сотен людей, стоящих на площади, подрагивала согнутая спина старой солдатской матери, и Горячев неожиданно почувствовал, как у него перехватило горло».

Так, чётко организованное мероприятие неожиданно нарушается живым, волнующим эпизодом, заставившим дрогнуть сердце райисполкомовского работника. И, возможно, именно это событие будет способствовать более чуткому отношению к людям молодого, но стремящегося к карьере инструктора…

Оставаясь верным своему любимому литературному жанру, Валерий Кудрин и в выпущенную в Тамбове в 2005 году книгу «Крутой вариант» включил только рассказы. И опять мы становимся участниками событий, происходивших с самим автором (многие рассказы автобиографичны и написаны от первого лица), с его героями; вникаем в проблемы села, которым, кажется, нет конца. Примечателен в этом отношении рассказ «Мосток», затрагивающий, помимо всего, и извечную проблему «отцов и детей».

Мосток в рассказе Валерия Кудрина – символ: он соединяет не только два берега реки, но и два сердца, которые наконец-то обрели взаимопонимание.

Валерий Кудрин живёт в рабочем посёлке Знаменка, он – почётный гражданин Знаменского района. Писатель продолжает активно работать. Три его рассказа опубликованы в недавно изданном двухтомнике «Тамбовский писатель-2009».



Сочинения:

Кудрин В. А. Отпуск в октябре: Сборник рассказов. – Воронеж, 1983.

Кудрин В. А. Перед свиданием: Рассказы и повести. – М., 1984.

Кудрин В. А. Крутой вариант: Повести и рассказы. – Тамбов, 2005.


Литература:

Тамбовские даты-1990: Рекомендательный библиографический указатель. – Тамбов, 1989. – С. 33 – 34.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVIIXXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 95.

Литературное краеведение: Учебник. – Тамбов, 2007. – С. 185 – 187.