0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

5 января – 95 лет со дня рождения
НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА АРХАНГЕЛЬСКОГО
(1917 – 2005)

Литературная жизнь края конца ХХ – начала XXI веков достаточно активна. Как-то так складывалось, что поэтов было всегда больше, чем прозаиков - по крайней мере, в Тамбовской писательской организации. Но очень редким явлением были драматурги и критики. Многие годы в Тамбове был один-единственный драматург – Николай Васильевич Архангельский. Он родился в селе Колюбакино Рузского района Московской области 23 декабря 1916 года по старому стилю, а по новому – 5 января 1917 года. Участник Великой Отечественной войны.

Николая Васильевича часто спрашивали, в чём он всё-таки видит своё призвание – в медицине или в литературе. Наверное, сама жизнь ответила на этот вопрос: и в медицине, и в литературе он был профессионалом…

Окончив в 1940 году Воронежский медицинский институт, Николай Архангельский работал в сельской больнице, откуда ушёл на войну. Его фронтовые заслуги отмечены боевые наградами. Демобилизовавшись, военный хирург приехал в Тамбов и около полувека проработал здесь в железнодорожной больнице.

Человек высокой эрудиции, он с юных лет интересовался художественной литературой, тянулся к творчеству. Встречи с интересными людьми, богатый жизненный опыт и, конечно, природный дар позволили ему попробовать силы в сочинительстве. Николай Васильевич начал писать пьесы.

Старожилы-театралы помнят, что в 1950-е годы на сцене Тамбовского областного драматического театра имени А. В. Луначарского с большим успехом шли спектакли по пьесам Николая Архангельского «Печать доверия» и «Упорные сердца». Редкий случай, когда театр взял для постановки произведения не профессионального драматурга (членом Союза писателей Николай Васильевич стал в 1960 году). Спектакли имели огромный успех не только у тамбовского зрителя, но и в других областях, куда коллектив театра выезжал на гастроли. «Печать доверия» видели и москвичи. На этот спектакль в столичных газетах были опубликованы похвальные рецензии. Критика отмечала высокую гражданственность произведений драматурга. Это, конечно, не могло не вдохновить автора на создание новых пьес. В 1974 году тамбовский театр включил в свой репертуар ещё одну пьесу драматурга – «Тропинки». Большой успех имели драма «Весна начинается с подснежников» и одноактная пьеса «Советник посольства».

Гораздо позже Архангельский стал известен и как автор рассказов, хотя писал он их тоже с 1950-х годов. Они в разное время появлялись на страницах областных и районных газет, в коллективных сборниках, звучали по радио. Его рассказы, как и пьесы, держат читателя в душевном напряжении, заставляют мыслить, оценивать поступки, задумываться над собственной жизнью.

Многие рассказы Архангельского, вошедшие в книги «Возвращение» (2000), «Право на жизнь» (2001), посвящены медикам. Современный читатель, познакомившись с рассказами «Концерт для скрипки», «Калитва» и другими, скажет: «Таких врачей сейчас нет». Но накал чувств героев, напряжение, с каким читаешь о происходивших событиях, забывая, что перед тобой – книга, а не операционная, не позволяют усомниться в правдоподобности рассказанного писателем.

Запоминается хирург Иван Степанович («Право на жизнь»), который на свой страх и риск делает операцию пожилому человеку, почти не надеясь на благополучный исход. Да и все в хирургическом отделении были уверены в смерти старика. Вот это и возмутило врача, заставило его решиться: «Ах, родственники прощаться пришли?! Это мы ещё посмотрим… Будем оперировать!..». Внутренний монолог хирурга, в котором угадываются черты самого автора, оформляется в одну ёмкую фразу: «Каждый человек имеет право на жизнь, и нельзя ему в этом праве отказывать…». По такому принципу жил и работал врач и писатель Николай Васильевич Архангельский…

Война, уничтожившая миллионы лучших сыновей и дочерей страны, искалечила судьбы тех, кто остался жив, но не смог, в силу разных причин, найти своё место в мирном строю. Немало и таких случаев, когда отчаявшегося человека спасало доброе участие окружающих. У Николая Васильевича Архангельского, бывшего военного хирурга, есть рассказ «Лейтенант Пётр», в котором описан случай из военной жизни, - случай, может быть, и типичный для видавшего виды военврача. Но тот, кто прочитает этот рассказ, запомнит его на всю жизнь.

«…Ночью на станцию прибыл санитарный поезд. Раненых было много. Все они уже побывали в руках хирургов медсанбатов, полевых и эвакогоспиталей. Такие раненые – сложные люди. За время мытарства по лечебным учреждениям у них порой складывались далеко не лёгкие характеры. Это были люди, тяжело переносившие своё моральное и физическое увечье… Сотрудники госпиталя были подняты по тревоге. Пришла даже Вера, библиотекарша, жившая с матерью неподалёку от госпиталя. Хрупкая, миловидная девушка лет девятнадцати…».

Особенно тяжёлым оказался молодой лейтенант с забинтованным лицом, который буйствовал, а подошедшую успокоить его Веру даже ударил. С содроганием сердца читатель узнаёт из рассказа, что боец получил чудовищное ранение: «Осколок снаряда лишил его глаз, бровей, щёк, носа, части верхней губы…». Даже хирургу, увидевшему то, что осталось от лица лейтенанта Петра, стало страшно…

Узнав, что он ударил девушку, Пётр приходит в себя, просит прощения у пришедшей к нему, по его настоятельной просьбе, Веры. Постепенно между ними завязываются дружеские отношения. Вера читает ему вслух книги, старается отвлечь его от мрачных мыслей. Но вскоре она сама оказывается на больничной койке: у неё обнаружен туберкулёз, и через несколько дней девушка умирает. Ещё один удар судьбы Пётр переносит тяжело, но мужественно: Вера сумела за короткое время знакомства с ним убедить его в том, что достоинство человека не во внешней красоте, а во внутреннем духовном богатстве, и он должен всегда чувствовать себя нужным людям, стремиться в любой ситуации приносить пользу.

Николаю Архангельскому удалось передать психологически тонко и точно душевное состояние двух молодых людей - красивой девушки Веры и изуродованного войной незрячего лейтенанта Петра. Сначала просто человеческое сострадание к раненому бойцу, а потом и желание помочь ему поверить в людей, а главное – в себя, сделали своё дело: после смерти Веры Пётр ещё долго лечился, ему удачно сделали пластическую операцию, он окончил педагогический институт и начал работать учителем, оставшись жить с приютившей его матерью Веры. Потеряв дочь, она обрела сына. Оставшись без глаз, Пётр обрёл внутреннее зрение. Так среди ужасов войны прорастали побеги новой светлой жизни…

Основной лейтмотив произведений Николая Архангельского – право на жизнь, идёт ли речь о человеке или о животном. Нельзя без волнения читать рассказ «Возвращение» (у него есть и другое название – «Калитва» - по фамилии главного героя). Однажды к известному в городе хирургу привезли мальчика с острыми болями в животе. Врач сразу определил: нужна срочная операция! Но ни мать, ни отец, несмотря на уговоры, согласия на операцию не дали: оказывается, ребёнка «пользовала» соседка, которая лечила своими средствами и, в конце концов, чуть не отравила. И вот по городу прошёл слух, что известный хирург отказался делать мальчику операцию, и он умер. Напряжение в рассказе достигает наивысшей точки, когда слухи дошли до школы, где училась дочь врача. Ей в классе объявили бойкот. С присущим молодости максимализмом она звонит отцу и произносит по телефону обвинительную речь: «Каким же ты оказался жестоким! Мелкий ты человечишко…На весь город прославился! Стыжусь тебя. Стыжусь, что ношу твою фамилию… Эх ты!..»

Ничьи бы другие слова так не ранили хирурга, как слова дочери, с которой у него были дружеские отношения, они любили и уважали друг друга. И вот – такое обвинение да ещё перед сложной операцией…

По ходу рассказа выясняется, что слухи оказались сплетнями, мальчика хирург спас. Дочь, поняв свою ошибку, примчалась в больницу, чуть не попав по дороге под машину. Вроде бы всё встало на свои места. Но сколько характеров проходит через повествование! Сколько выявлено мнимого и настоящего! Неординарная ситуация выявила, кто есть кто…

Николай Архангельский силён внутренними монологами. Он не даёт специальных характеристик персонажам, но по их внутренним монологам читатель ясно представляет каждого. В последние годы жизни драматург написал немало рассказов, вошедших в книгу «Тёплые дороги». Есть и не совсем обычные. Удивителен в этом отношении рассказ «Дворняжка». Читатель думает, что это о собаке. Нет. «Дворняжкой» правая рука обозвала левую, перед которой возгордилась до крайности. Рассказ написан в духе русских народных сказок, хотя в нём присутствуют все атрибуты современности. Как тонкий психолог, автор подводит нас к мысли: порознь ничего не получится, дело ладится только вместе.

В рассказе «Тёплые дороги» больше, чем в других, уделено внимания природе, отчётливо видна любовь писателя к русскому полю, ко всему живому, что делает человека нежнее и добрее. Тёплая дорога – это дорога к счастью, к взаимопониманию, к свету…

В жизни писателя встречались и холодные дороги – это, прежде всего, дороги войны, на которых было всё: страдание, жестокость, смерть. Но что бы ни происходило с человеком, он должен оставаться порядочным. На то он и человек. Ему дано право на жизнь, а проживает её каждый по-своему.

Николай Васильевич Архангельский достойно прожил долгую, насыщенную творческим трудом жизнь. Он скончался 19 октября 2005 года в Тамбове, оставив заметный след в медицине и в литературе.



Сочинения:

Архангельский Н. В. Упорные сердца. Печать доверия. Зрелость: Пьесы. – Тамбов, 1960.

Архангельский Н. В. Мачеха: Рассказы. – Тамбов: Книжная лавка писателя, 1994 (Рассказ-газета, № 2).

Архангельский Н. В. Возвращение: Рассказы. – Тамбов, 2000.

Архангельский Н. В. Право на жизнь: Рассказы. – Тамбов, 2001.


Литература:

Дорожкина В. Тёплые дороги Николая Архангельского // Архангельский Н. Право на жизнь (Вступ. статья). – Тамбов, 2001. – С. 3 – 8.

Башканков В. Старейший писатель Тамбовщины // Рассказ-газета литературная. – 2002. - № 1 – 4.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVIIXXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 51 – 52.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве