«Детская библиотека как среда сохранения и развития русского языка»
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

«Детская библиотека как среда сохранения и развития русского языка»

Областной семинар «Детская библиотека как среда сохранения и развития русского языка» состоялся в областной детской библиотеке 21 ноября 2012 года.

В семинаре приняли участие преподаватели ТГУ им. Г. Р. Державина, Уполномоченный по правам ребёнка в Тамбовской области Е. Л. Таможник, заведующие детскими библиотеками области, специалисты Тамбовской областной детской библиотеки.

На семинаре обсуждались вопросы современного состояния русского языка и языковой среды детства; роль русского языка в формировании системы ценностей, мировоззрения подрастающего поколения.

Открыла семинар Валентина Ивановна Ивлиева, заместитель начальника управления культуры и архивного дела Тамбовской области. Она обозначила проблемы и перспективы развития культуры Тамбовской области. Рассказала о планах по созданию региональных центров книжных памятников и о том, что следующий год в области будет объявлен Годом культуры.



Антонина Семёновна Щербак, заведующая кафедрой русского языка Института филологии ТГУ им. Г. Р. Державина, доктор филологических наук, в своём выступлении проанализировала наше отношение к родному языку – речи – слову, привела аргументы и доказательства в защиту великого русского языка, показав не только его духовную пользу, но и практическую значимость для нравственного возрождения и интеллектуального единения нации, и отражения социокультурной ситуации в регионе.

Антонина Семёновна отметила, что с помощью языка описывается и организуется всякая деятельность. Речевое поведение является важнейшим средством управления, и уровень нравственного и образовательного развития общества проявляется в способности организовать оптимальное речевое взаимодействие его сограждан, которое привносит состояние гармонии, мира, согласия, единомыслия. Духовно-нравственному совершенствованию личности способствует развитие речевого таланта, который необходимо раскрыть для формирования уникальной и неповторимой личности каждого человека.

Лариса Петровна Емельянова, главный библиотекарь научно-методического отдела Тамбовской областной детской библиотеки отметила, что специалисты нашей библиотеки считают важным – «заразить чтением» юных тамбовчан и продолжать с ними работать по мере их взросления. Приобщение детей к художественному слову – одно из главных направлений проектно-програмной деятельности Тамбовской ОДБ.

Для самых маленьких посетителей библиотеки в настоящее время разработан и реализуется проект «Дошкольник и библиотека: открой мир с книгой!». Цели его – познакомить ребёнка с книгой, сформировать у него устойчивый интерес к чтению, способствовать развитию речи ребёнка. Массовые программы и индивидуальные занятия разбиты по блокам: «Мир природы», «Мир искусства», «Мир художественной литературы». С «миром художественной литературы» малыши знакомятся в клубе литературного развития дошкольников «Филиппок».

Дискуссионный клуб «Путеводная звезда», популярный среди ребят старшего возраста, помогает им в активном познании и общении. Специалисты отдела массовых программ организуют дискуссии по книгам современных авторов и на актуальные темы, предложенные самими ребятами, организуют живое общение с писателями как реальное, так и виртуальное. Уже не один раз дети имели возможность пообщаться в режиме телемоста (on-line) с известными писателями, со сверстниками из других регионов.:

Валентина Тихоновна Дорожкина, заведующая сектором творческой работы с детьми, руководитель литературно-творческого объединения «Тропинка» Тамбовской областной детской библиотеки, член Союза писателей России, говорила о проблеме чистоты нашего языка, которая должна решаться комплексно. Прививать любовь и бережное отношение к языку надо с раннего детства. Если в семье это не делается, то двойная нагрузка ложится на образовательно-воспитательные учреждения. Валентина Тихоновна считает, что прекрасным способом обогатить свою речь является чтение лучших образцов русской классической литературы.

Инна Анатольевна Климанова, заведующая отделом обслуживания подростков Тамбовской областной детской библиотеки, познакомила участников семинара с результатами исследования, проведённого в 2012 году «Твой русский язык». Вопросы затрагивали различные болевые точки состояния русского языка в нашем обществе. В исследовании приняли участие 200 учащихся 5-11 классов школ г. Тамбова. Выводы, сделанные по итогам исследования, говорят о том, что проблемы русского языка, его судьба волнует современных подростков. Большой процент респондентов считает, что использование жаргонизмов и нецензурных выражений придаёт их речи выразительность. Среди важных качеств речи собеседников на первое место наши респонденты ставят грамотность. Радует то, что подростки испытывают гордость за свой язык и его авторитетность в мире.

Елена Евгеньевна Куликова, заведующая отделом автоматизации библиотечных процессов Тамбовской областной детской библиотеки, познакомила участников семинара с мультимедийными ресурсами по русскому языку и литературе из фонда медиатеки отдела автоматизации библиотечных процессов. Это известная серия «Скоро в школу», мультимедийные энциклопедии, словари; интерактивные учебные пособия, тесты, репетиторы.

Валентина Анатольевна Головкова, заведующая научно-методическим отделом Тамбовской областной детской библиотеки, познакомила собравшихся с одной из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки – планированием и отчётностью. Она отметила, что план является основой всей деятельности библиотеки, определяет перспективные и текущие цели и задачи, и самое главное – их выполнение.

В методических рекомендациях Валентина Анатольевна представила приоритетные направления деятельности детской библиотеки, которые помогут сориентироваться в важных датах 2013 года.

Евгений Леонтьевич Таможник, Уполномоченный по правам ребёнка в Тамбовской области, государственный советник юстиции 3 класса, заслуженный юрист Российской Федерации,  почётный работник прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, прокомментировал основные положения 'Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу с 01.09.2012 года. На территории области реализуется Закон Тамбовской области от 9 ноября 2009 года №576-3 «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей». Статья 6, которого, закрепляет нормативы распространения продукции, не рекомендуемой несовершеннолетним. Федеральный закон регулирует отношения в сфере информационной безопасности детей, защиту их прав, полноценное и гармоничное развитие при производстве, хранении, предоставлении и распространении на территории Российской Федерации информационной продукции.

Функции государственного надзора и контроля за исполнением данного Федерального закона возложены на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, которым стал Роскомнадзор РФ. Общественный контроль в указанной сфере должен осуществляться общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами.



В нашей области Управлением Роскомнадзора в рамках контроля за соблюдением данного Федерального закона проведён мониторинг 74 печатных изданий, 18 телепрограмм телеканалов, 22 радиопрограмм, 4 информационных агентств и 2 сетевых изданий. Выявлено 14 нарушений в печатных СМИ (отсутствие маркировки или частичная маркировка), нарушений в телеканалах/телепрограммах и радиопрограммах не установлено.

С учётом введения классификации информационной продукции, должны быть разработаны организационные и административные меры, обеспечивающие выдачу документов из фондов библиотек читателям в зависимости от их возраста, а также учитывающие возможность выдачи читателям в возрасте 6-12 лет в присутствии родителей (или с их согласия) литературы, которая отнесена законодателем к следующей возрастной категории (т.е. информационной продукции для детей старше 12 лет).