Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную
Добровольцы России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

23 февраля – 95 лет со дня рождения
ГАЛИНЫ ИВАНОВНЫ ТАТАРИКОВОЙ
(1923 – 1987)

Галина Ивановна Татарикова родилась 23 февраля 1923 года в Москве, в семье писателя Ивана Михайловича Новокшонова, соратника М. Горького. После окончания средней школы работала художником-оформителем, рабочей на заводе. Окончила юридическую школу и институт, была следователем прокураторы, адвокатом в Московский и Курской областях. С 1962 по 1985 год жила в Тамбове, работала юрисконсультом на заводе и в Горпромторге, писала очерки о лучших людях Тамбовского края, которые публиковались в местных газетах, в коллективных сборниках.

Первая повесть Галины Татариковой «Мои родные» (Записки ветерана торговли) вышла в Тамбове в 1974 году. В ней рассказывается о жизни коллектива универмага. В героях книги, в различных ситуациях угадываются наши земляки, с которыми довелось работать автору. На тамбовском материале написаны и повести «Вечный двигатель», «Первая борозда», затрагивающие важнейшие нравственно-этические проблемы.

Галина Ивановна много писала для юношества. В 1984 году в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве вышли две повести – «Температура души» и «Этюд для арфы с барабаном», в которых во всей сложности показаны представители молодого поколения 70 – 80-х годов прошлого века. Исследуя социально-нравственную активность героев (а это – реальные люди), Г. Татарикова ненавязчиво подводит читателя к размышлению о смысле жизни, о столкновении добра и зла, о возможностях коллектива, способного воспитать человека, возвысить его в собственных глазах.

Именно в такой коллектив попадает вернувшийся из заключения Виктор (повесть «Температура души»). Мастер цеха, зная о его прошлом, всё же взял Виктора на работу и не ошибся: доверие товарищей помогло оступившемуся человеку обрести собственное «я». Автор повести знакомит читателя с внутренним миром героя, которому не даёт покоя совершённое им преступление, и он живёт в постоянном страхе, что кто-то вот-вот напомнит ему о том, где он был целых три года. Он боится, что понравившаяся ему девушка Зоя просто из жалости и от собственного одиночества подошла к нему, но связать свою судьбу с бывшим преступником не захочет. И Виктор решает «жить тихо, мирно, никого не задевать, никуда не соваться». Такая позиция возмущает прежде всего Зою: «Это же не жизнь! Не может человек в норе отсиживаться!»

Выросшая в детском доме, научившаяся с малых лет узнавать и ценить людей, Зоя сердцем чувствует, что Виктор – хороший парень, она сумела разглядеть в нём доброе начало и «высокую температуру души». И перед ним открылось будущее, он увидел наконец-то свою жизнь – не ущербную, а полноценную жизнь в большой семье родных и друзей…

В повести «Этюд для арфы с барабаном» события раскрываются через восприятие девочки-подростка. Мы видим мир таким, каким видит его она, оцениваем людей по её отношению к ним. И в то же время на наших глазах происходит взросление маленькой героини – не только физическое, но и духовное: из непослушной, капризной девчонки, считавшей родителей мучителями, мечтавшей играть в ансамбле на ударных, Диана за несколько недель превращается в человека, понявшего, что значит быть нужной людям. А люди, к которым она попадает, не совсем обычные: они передвигаются на колясках, а некоторые и этого не могут.

Поработав один день в новом санатории, Диана возвращалась домой, опустив голову, - всё смотрела на ноги прохожих и думала: на земле миллионы здоровых, крепких ног, и если бы каждый человек со здоровыми ногами согласился дать тысячную долю своей силы, то все «колясочники» встали бы и пошли.

Трогательны и прекрасны порывы детской души. Встречи с разными людьми дают возможность Диане сравнивать их поступки, распознавать скрытую нежность и скрытую недоброжелательность.

И в этих, и в других произведениях Галины Татариковой основным лейтмотивом является нравственный критерий, поиск молодыми людьми правильного пути, смысла жизни.

Много лет отдала Галина Ивановна Татарикова работе над романом «Малая Бронная». Он вышел в Москве в 1986 году, когда писательница уже уехала из Тамбова в столицу. Здесь она и скончалась 10 января 1987 года.

Сочинения:

Татарикова Г. Мои родные: Записки ветерана торговли. – Воронеж, 1974.

Татарикова Г. Вечный двигатель: Повесть. – Воронеж,1980.

Татарикова Г. Этюд для арфы с барабаном: Повести. – Воронеж, 1984.

Татарикова Г. Первая борозда: Повесть. // Перекрёсток: Повести. – М., 1986.

Татарикова Г. Малая Бронная: Роман. – М., 1986.

Литература:

Дорожкина В. Высокая температура души. / Тамб. правда, 1984. – 18 мая.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С.128.

Дорожкина В. Тамбовский край талантами богат: Краеведческие статьи и очерки. В 2-х тт.: том 2-й. – Тамбов, 2016. – С. 14 - 19.