Бимка - Номер 15 - Машина времени
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

 

 

 

 

 

 ПРО БУТАФОРИЮ, СЦЕНУ И ДРУГИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

bimka15 timemachine1 sЕсли попросить любого человека быстро, не задумываясь ответить на вопрос, где впервые появился театр, он, скорее всего, ответит: «В Древней Греции». Самые знаменитые театральные жанры – трагедия и комедия зародились именно здесь, а актёров и по сей день называют «служителями Мельпомены», одной из девяти муз Аполлона, ответственной за театр. Однако попытки разыграть театральные представления предпринимались, наверное, с тех пор, как человек научился думать. И занимались этим люди, живущие в разных уголках земного шара. Шли века. Театр рос, развивался и сумел обзавестись своей особой терминологией, историю которой мы и попытаемся проследить.

Что означает слово «театр»?

Историки пишут, что в Древнем Риме народ больше всего любил две вещи – хлеб и зрелища. Словосочетание «хлеба и зрелищ» вошло в поговорку именно благодаря римлянам, но вкусно поесть и посмотреть что-нибудь интересное любили и любят люди всех стран во все времена. Поэтому, когда древние греки начали собираться вместе в деревянных помещениях, чтобы посмотреть игру актёров, эти места стали называть «местами для зрелищ» или «зрелищами», по-древнегречески «театрами».

bimka15 timemachine2 sВ древних Афинах театрам уделяли много внимания. Власти даже решили поручить их строительство и ремонт зажиточным горожанам. Горожане принимали это поручение с радостью, оно считалось почётным. Театр, в отличие от современного, находился под открытым небом. Видимо, в случае сильного дождя спектакли отменяли. Зато в Греции большую часть года тепло. Театр в Афинах был огромен – он вмещал 7 тысяч зрителей, а в Аркадии – еще больше – 44 тысячи человек! Кстати, в современном Большом театре умещается около 4 тысяч зрителей. Так как древнегреческие театры располагались на природе, строители использовали естественный ландшафт. Обязательно проверялись акустические параметры выбранного места – актёра со сцены должны были услышать тысячи зрителей. Посадочные места были не такими комфортными как сегодня. Зачастую деревянные лавки просто прикрепляли к склонам гор, у подножья которых шло театральное действо. А первый каменный театр был построен в Афинах только в IV веке до н. э. Древние греки настолько любили зрелища, что могли находиться в театре от восхода до заката солнца. Именно столько длились спектакли. А места в зрительном зале занимали ещё ночью. Посещение театра было платным, а вот билетов с номерами мест не было, поэтому тот, кто приходил раньше, устраивался лучше всех.

Кстати, акустические параметры любого театрального помещения должны быть таковы, чтобы голос актёра хорошо разносился по залу и отражался от стен.

Однажды в XIX веке в России произошёл такой случай. Богатый купец построил театр и пригласил знаменитого на тот момент режиссёра и актёра Александра Яблочкина осмотреть здание. Яблочкин заявил: «Дорогой мой! Это не театр, а коробка!» Купец обиделся. Ведь для строительства использовался первоклассный тёс. «Резонанса нет!» – сказал Яблочкин. «Чего-чего нет?» – спросил купец. – «Резонанса!»

Тут купец затопал ногами, замахал руками и закричал: «Ах, черти! Ах, канальи! Яшка, почему резонанса нет?! Чтоб завтра же из Парижа выписал!»

Оркестр и сцена

Оказывается, изначально эти слова имели иное значение, чем в наши дни. Орхестрой называли круглую площадку, где находился хор. Хор играл важную роль в ходе представления. Исполнители не только пели, но и пританцовывали, сопровождали своё выступление мимикой и жестами. Современные театральные постановки не всегда сопровождаются живой музыкой в исполнении оркестра, а если это так, то музыканты не поют, а играют на всевозможных инструментах и часто располагаются в специальной оркестровой яме и не привлекают к себе внимание зрителей.

Зрительские места часто назывались «театр» – место для зрелищ, а позже, как уже говорилось, так стали именовать всё сооружение. Сначала публика смотрела представление стоя, а затем появились скамьи. Сначала деревянные, затем каменные. Дело в том, что древние греки были очень эмоциональными зрителями. Однажды во время постановки трагедии Эсхила они так бурно реагировали, что деревянные лавки не выдержали и обрушились.

У современного актёра есть специальное помещение для переодевания – гримёрка. Там можно не только нанести грим, что следует из названия помещения, но и поменять костюм, посмотреться в зеркало, произнести несколько фраз и настроиться на исполнение роли. В античном театре таких возможностей не было. Все актёры переодевались в специальной палатке, где хранился и театральный реквизит. Располагалась палатка на виду у зрителей и переодетые актёры возникали прямо из этого шалаша. А назывался он по-гречески «скене». Сегодня «сцена» – это главное место в театре. Именно там разыгрывается основное действо. Часто говорят, что актёры «служат театру» или «служат сцене».

В наши дни зрительные залы больших театров разделены на множество секций, каждая из которых имеет своё название.

bimka15 timemachine3 sКресла партера расположены на уровне пола театра чуть ниже сцены. Поэтому если перевести слово «партер» с французского, получится «по земле». Полукругом партер охватывает амфитеатр. В Древней Греции и Риме места для зрителей были представлены только скамейками амфитеатра. Чтобы понять, как это выглядело, можно вспомнить римский Колизей. Выше амфитеатра располагаются ложи, ярусы и балкон. В имперской России и Западной Европе знатные семьи предпочитали иметь собственные ложи и покупали билеты на целый театральный сезон.

Самые отдалённые от сцены места сегодня называют галёркой, а в пушкинские времена употребляли слово «раёк». Раёк располагался выше прочих мест под самым потолком, поэтому и получил такое название. Там располагалась самая незажиточная и весёлая публика.

В «Евгении Онегине» Пушкин пишет:

Театр уж полон: ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Слово бельэтаж пришло в театральную терминологию из французского. И переводится оно просто – «красивый этаж». Какой же этаж в театре самый красивый? Оказывается, тот, который располагается над партером и боковыми местами – бенуаром.

Немного о декорациях

bimka15 timemachine4 sЕщё совсем недавно среди служителей театра была распространена профессия под названием бутафор. Без бутафора не мог состояться ни один спектакль. Чем же он был так важен? Оказывается, эти люди изготавливали весь реквизит для спектакля. В ведение бутафоров не входили только костюмы. А всё остальное – картонные мечи для битвы, фанерные дворцовые интерьеры, а также железные листы для изображения грома и свекольный сок для ран – их поле деятельности. Однако в наши дни режиссёры зачастую предпочитают приблизить спектакль к современности и поэтому отказываются от изысканных декораций, а шумовые эффекты создаются при помощи современных технологий. Поэтому профессии бутафора пришлось заметно потесниться. А жаль.

«Козлиная песня»

bimka15 timemachine5 sТеатральное действо Древней Греции во многом обязано религиозным торжествам в честь бога веселия и виноделия Диониса. Этого бога часто сопровождали озорные сатиры – существа с головой и телом человека и козлиными ногами. Сатиры или паны весело отплясывали своими копытцами и играли на флейтах. Многие празднества, посвящённые этому богу, были секретными и доступными только избранным. А посмотреть на ряженых и послушать их песни, видимо, хотелось всем. Поэтому часть ритуалов Диониса рассекретили и перенесли на сцену. Называться такие представления стали «козлиными песнями», то есть теми, которые исполняли козлоногие сатиры. А по-древнегречески «козлиная песнь» - это «трагедия». То есть в самом начале, когда зарождался этот театральный жанр, он был скорее весёлым. А сегодня – это представление с плохим концом.

Комедия

А вот комедия как была весёлым жанром, так и осталась. У древних греков это слово означало «Песня комоса», то есть весёлой толпы, возвращающейся с шумной пирушки. Говорят, что и к этому жанру приложили руку поклонники Диониса. Такие песни часто звучали на сельских праздниках, а затем перекочевали в театр. Актёры в Древней Греции не очень славились своей мимикой, так как её не было видно из-под огромной маски. Греки ассоциировали персонажа с определённой личиной, с которой актёры не расставались. А на ногах у артиста были сандалии на высокой подошве, чтобы зрители из дальних рядов могли лучше рассмотреть его. Актёры комедии кроме того надевали костюмы с накладным брюхом. А маски-типажи у них были такие: учёный-шарлатан, хвастливый воин, шут. Но комедия не была просто развлекательным жанром. Под маской юмора на сцену попадали очень серьёзные злободневные темы.

В опере и на балете

Античный театр, благодаря хору, сочетал в себе разные виды искусства: ритмические движения, пение, драматическую игру самих актёров. Позже театры усложнились и разделились. Каждый современный театр имеет свою специализацию. Это может быть театр драмы, оперы, балета, пантомимы, кукольный. В оперном театре больше поют, в балетном – танцуют, в драматическом – играют комедии, трагедии и драмы. Но, разумеется, в балетном и драматическом театре звучит музыка и песни, а оперный певец должен обладать не только голосом, но и актёрскими способностями.

Однажды знаменитый отечественный режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко пришёл в Большой театр на балет Бориса Астафьева «Пламя Парижа», посвящённый Великой французской революции. Рядом с ним сидел старичок и всё печалился, что театр оперный, а почему-то не поют. Владимир Иванович объяснил, что балет – это особый жанр. Это танцы. И вдруг хор запел революционный гимн – «Марсельезу». Старичок укоризненно покачал головой: «А, ты, видать, как я – первый раз в театре», – заметил он.

Театр кукол

bimka15 timemachine6 sКазалось бы, что нового можно сказать про театр кукол? Весёлая забава, придуманная специально для детей. Оказывается, история кукольного театра была гораздо более серьёзной. Первые куклы были предназначены не для игры, а для обрядов. Люди изготавливали фигурки и присваивали им магические функции, способность оберегать от злых духов. Родиной кукольного театра считается Древний Рим. Применяли кукол для религиозных спектаклей и в средневековой Европе. Со временем кукольный театр стал поистине народным зрелищем.

Появились любимые кукольные персонажи – острый на язык озорной Пульчинелла в Италии, Панч – в Англии, Петрушка – в России.

Сначала у кукольного театра не было собственного помещения. Кукольные представления разыгрывали бродячие артисты на ярмарках. Современные театры кукол располагаются даже в самых больших городах мира. Театр кукол имени С. В. Образцова находится в Москве и считается главным в нашей стране.

Руководитель театра получил множество наград. Среди них – самые необычные. В том числе польский орден Улыбки. Присуждается он тому, кто подарит больше всех радости и веселья людям. Правда, сначала номинанту нужно пройти испытание. Образцова торжественно пригласили на сцену и… предложили выпить стакан неразбавленного лимонного сока, при этом ни разу не поморщившись. И руководитель театра с честью выполнил задание, потому что для настоящего актёра на сцене нет ничего невозможного.


Список литературы:

1. Алянский, Ю. Л. Азбука театра [Текст]: 50 маленьких рассказов о театре / Ю. Л. Аляннский; худож. Э. Капелюш. – Л.: Дет. лит., 1986. – 144 с.: фот.

2. Андрианова-Голицына, И. А. Я познаю мир. Театр [Текст]: дет. энцикл. / И. А. Андрианова-Голицына; худож. Ю. А. Станишевский, А. А. Румянцев. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 398 с.: ил.

3. О театре [Текст]/ ред. Владимир Поляков; худож.: В. Сосновская, А. Хорошевский. – М.: Аргументы и факты, 2008. – 56 с.: ил. – (Детская энциклопедия; 2008; вып. 3).

 

Содержание