Бимка - Номер 14 - Машина времени
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
Карта сайта ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Наша страница ВКонтакте Наша страница в Одноклассниках Наша страница в Facebook Наша страница в Instagram Наше видео в YouTube
На главную Год театра в России

Разработано jtemplate шаблоны Joomla

 Народов много – семья одна

bimka14 timemachine1 sНаша страна – большая и могучая. В ней проживает много народов. Все они вместе – русские, татары, калмыки, башкиры и многие другие – представляют собой единую дружную семью. А сами народы часто называют братскими. Сколько бы не было у нас отличий, а всё же больше общего. Например, у каждого человека, к какой бы народности он не принадлежал, есть родной дом и семья. Все мы любим и уважаем своих родственников, заботимся о них, помогаем в трудную минуту.

Испокон веков существовали народные традиции и обычаи, которые сопровождали человека всю жизнь и отмечали самые важные события – рождение, свадьбу и другие. Отголоски этих обрядов сохранились и по сей день. В некоторых местах нашей страны праздники отмечают согласно древним традициям.

Из этой статьи вы узнаете о том, зачем проводился обряд «перепекания» ребёнка, почему перед свадьбой в Дагестане женщины закрывают лицо, что символизирует вышивка на праздничном халате нанайских женщин и многое другое.

Чтобы семейная жизнь была долгой, дружной и счастливой, важно правильно провести свадебный обряд. Посмотрим, как это делалось у разных народов России.

Один из самых древних народов Восточно-Европейской равнины – великорусы.

bimka14 timemachine2 sСвадьбы у них традиционно отмечались красочно и весело. Считалось, что у каждого человека должна быть семья. А не иметь её представлялось большим горем. И если случалось, что кто-то «засиделся» в «девках» или «женихах», на помощь приходили свахи. Это были бойкие женщины, знавшие свадебные обычаи. Входя в дом предполагаемой невесты, они становились в специальное место, которое, как считалось, способствует удаче в предстоящем деле, и произносили принятые в таком случае иносказательные фразы: «У вас товар (невеста), у нас купец (жених)» или «У вас ярка (невеста), а у нас пастух (жених)». Если стороны приходили к согласию, начиналась подготовка к свадьбе. Гости на торжестве получали специальные свадебные чины. Князь молодой и княгиня молодая – так называли жениха и невесту после венчания. Дружка – главный распорядитель на свадебном пире. Выбирался он из старшей родни жениха. Дружка должен был быть весёлым, умным и хитрым, чтобы и гостей развлечь, и свадьбу от сглаза уберечь. В некоторых местах дружку на немецкий манер называли шафером. А главная распорядительница со стороны невесты носила титул «старшая боярка».

Предсвадебные и свадебные обряды так же имели свои названия. Например, обычай, когда отцы жениха и невесты ударяли по рукам, прихватив полу кафтана, назывался «рукобитье» и означал обоюдное согласие на брак.

Был ещё такой обычай: рано поутру невеста вместе с подругами выходила на дорогу и прощалась с родными местами. Девушки печалились и громко голосили. А называлось это «окликать зорю»

bimka14 timemachine3 sВ горах Северного Кавказа в Дагестане свадьбу часто отмечают всем селом, а иногда и несколькими. Многие городские жители специально приезжают сюда справить свадьбу, чтобы соблюсти все старинные красивые обычаи. Из сундуков достают древние инструменты, расчищают площадку для танцев.

bimka14 timemachine4 sНевесту везут в дом жениха верхом на празднично убранной лошади, в сопровождении целой свадебной процессии. Лицо девушки закрывают платком для защиты от злых духов. Перед свадьбой невеста должна была подготовить подарки родственникам жениха. В частности, связать всем представителям мужского пола от мала до велика носки. Возможно, именно поэтому девочки в дагестанских селах рано учились рукоделию

В приамурской тайге живёт два родственных народа – ульчи и нанайцы. Свадебный халат нанайские женщины традиционно украшали на спине полукружьями, символизирующими чешую рыбы. Чешуя формировала панцирь-оберег, защищающий девушку от злых духов. Впереди на халате было изображено священное дерево души омя-мони. Считалось, что в его ветвях обитают ещё не воплотившиеся души омя-гаса. В положенный срок они вселяются в женщину и на свет появляются дети. Каждый род в тайге выбирал своё дерево омя-мони. Считалось, что пока растёт дерево, не прервётся род.

В междуречье Ветлуги и Вятки живут марийцы. В старину свадьбы у них проводились летом, до сенокоса. Во время пиршества родня жениха и невесты соревновалась в умении петь и плясать, стараясь не опозорить родное село. Любимыми музыкальными инструментами традиционно были барабаны и волынки.

bimka14 timemachine5 sУ всех народов брак считался счастливым в том случае, если у семьи в скором времени появлялись дети. У казаков при рождении мальчика отец и дед стреляли из ружей в знак того, что появился новый воин. У великорусов, если младенец рождался слабым, над ним могли совершить обряд «перепекания». Его клали на хлебную лопату и держали в тёплой печке. Зачем же это делали? Оказывается, считалось, что ребёнок, подобно хлебу, мог «недопечься» и появиться на свет раньше времени. Вот его и пытались довести до «готовности». Может быть, именно поэтому в русской сказке «Гуси-лебеди» дети спасаются в печке.

Событие рождения ребёнка отмечали почти сразу после его появления на свет. Родственники и соседи приходили поздравить семью и принести подарки. Назывался такой поход «проведок». У казаков было принято приносить мальчику разные военные предметы: лук, стрелы, ружьё, патроны и пули. Считалось, что ребёнок с раннего детства должен привыкать, пробовать «на зубок» оружие. Ведь он – будущий воин.

bimka14 timemachine6 sВажным событием в жизни ребёнка у великорусов считалось первое подпоясывание. Пояс был оберегом от дурных сил. Подпоясывание проводилось на 40-й день от рождения, и проводила его крёстная мать. А казак в день первого подпоясывания сына ещё и сажал его на коня, и давал в руки саблю.

Интересен обряд наречения имени у марийцев. Нужно было замесить три каравая и дать каждому из них имя. Затем посмотреть и попробовать, какой из них испечётся самым красивым и вкусным. Таким именем и называли ребёнка.

Для обитателей приамурской тайги, ульчей и нанайцев, особой радостью считалось рождение близнецов. Они верили, что одному из детей покровительствуют духи воды, другому – земли. Новорождённых укладывали в берестяную колыбель, наполненную черёмуховыми стружками. Эти стружки обладали бактерицидными свойствами. Жители поселения разводили небольшие костры, на которых жгли листья багульника. Считалось, что костёр отгоняет злых духов.

bimka14 timemachine7 sВ любой традиционной семье принято заботиться о младших и уважать старших. Например, у калмыков веками складывались особые правила почитания пожилых. Например, если в кибитку, а в наши дни – в дом, заходит пожилой человек, молодые обязаны открыть перед ним дверь и поддержать под руки. Если старший собирался в дорогу, младшие должны помочь ему собрать вещи, оседлать коня. Младшие не должны перебивать старших при разговоре. А на больших семейных торжествах, отмечаемых пожилыми вместе с молодёжью, молодые не имели права пить ни капли алкоголя.

bimka14 timemachine8 sВ Осетии обеденный стол – место, где собиралась вся семья. Накрытый стол считался святыней. К нему нельзя было сидеть боком или спиной. За столом нельзя было сквернословить. Первым из-за стола мог выйти только старейший. Все остальные должны были ждать, пока он закончит трапезу. За праздничным столом пожилые часто рассказывали нравоучительные притчи. Молодые слушали и запоминали. Произнося речь за благополучие младших, глава семейства передавал им бокал. Младшие слушали и благодарили стоя.

В Чечне и Ингушетии на обочинах дороги часто можно увидеть кучи камней, щепок и земли. Каждый проходящий должен кинуть туда камень. А называются сооружения – карлаги. Считается, что здесь был совершён злой поступок – кто-то обидел старика, вдову или сироту, срубил дерево, загрязнил источник. Местное население верит, что, даже не зная имени нечестивца, можно таким образом выразить свое презрение к нему.

bimka14 timemachine9 sКаждый народ чтит память своих предков. Раньше каждая удмуртская семья имела свою отдельную молельню – куалу. В ней хранился священный ритуальный короб воршуд. Считалось, что в коробе обитал дух родового предка. Поэтому реликвию тщательно оберегали. Внутри короба могли находиться перья тетерева, кусок жертвенного хлеба, серебряные монеты, ветки дерева. Они отождествляли собой разные стихии – Воду, Землю и Воздух.

У одного из поволжских племён – чувашей – семейно-родовые покровители назывались ирихи. Ирихами могли считаться древние бытовые предметы, ветки рябины или само дерево. К ним обращались в самых ответственных жизненных ситуациях: перед началом важной работы, перед совершением обрядов, при принятии важных решений.

Список литературы:

1. Афонькин, С. Ю. Народы России [Текст]: шк. путеводитель / С. Ю. Афонькин; [ил. Л. В. Макаровой]. – СПб.: Балт. кн. компания, 2013. – 93, [3] с.: ил. – (Узнай мир. История).

2. Народы России [Текст]: праздники, обычаи, обряды / [М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов и др.]; [сост. Е. В. Широнина]. – М.: РОСМЭН, 2014. – 95, [1] с.: ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

3. Праздники народов России [Текст]: энцикл. / авт.-сост.: М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов и др.; худож.: И. В. Максимова, Л. Т. Митрюкова, О. К. Пархаев и др. – М.: РОСМЭН, 2004. - 103 с.: ил. – (Энциклопедия).

4. Синова, И. В. Народы России [Текст]: история и культура, обычаи и традиции : справ. школьника / И. В. Синова. – СПб.: Литера, 2010. – 92 с.: ил. – (Моя Родина - Россия).

 

menu14