0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день


 

 

Сто народов – сто праздников


bimka12 timemachine1 sТерритория нашей страны огромна. Природные зоны её разнообразны. В современной России проживает более 100 различных народов. Культура, традиционные занятия их формировались в разных условиях. Поэтому так не похожи одежда и жилища разных народов. Поэтому в одном месте люди привыкли пахать землю, в другом – пасти лошадей, в третьем – передвигаться на оленьих упряжках, ловить рыбу и тюленей. Народы нашей страны издавна проживают в тесном соседстве, а потому многое перенимают друг у друга. В то же время люди бережно хранят свои традиции и обычаи. Национальная культура особенно интересно и многогранно раскрывается в народных праздниках. Во время праздника можно увидеть традиционные костюмы, игры, кулинарные изыски. А главное, люди собираются вместе, могут пообщаться и лучше понять друг друга.


Праздник сева

bimka12 timemachine2 sИздавна проживает в Поволжье многочисленный народ – чуваши. Они относятся к тюркской языковой группе. Заметное влияние на культуру чувашей оказали соседи - как славяне, так и степные кочевники и булгарские племена. Часть современных чувашей исповедуют ислам, часть – православие. В древние же времена у этого народа были свои обычаи и традиции, связанные с сезонными изменениями в природе, созреванием урожая, выгоном скота. Таков Акатуй - Праздник сева.

Название праздника состоит из двух чувашских слов: «ака» («сев») и «туй» («свадьба»). Значит, в этот день, земля свадьбу празднует. А всё для того, чтобы в нужный момент она принесла потомство – богатый урожай. Главными героями Акатуя были соха и земля. Праздничными блюдами были каша и варёные яйца. Их же зарывали на засеянном поле, таким образом «угощая» землю в надежде на скорые всходы. Ну и какой же праздник без весёлых забав – состязаний в беге и скачек! У жителей села, которые недавно вступили в брак, собирали вышитые полотенца, платки и варёные яйца. Всё это служило призами для соревнующихся.

 

Халат из рыбьей чешуи

bimka12 timemachine3 sbimka12 timemachine4 sБогата наша страна разными природными зонами – есть у нас и степь, и лес. Есть и обширная область, которую географы называют тайгой. Здесь растут ели и сосны, водятся олени, лоси, лисы и волки. В тайге на Дальнем Востоке живут два немногочисленных народа нашей страны – нанайцы и ульчи. Они пришли сюда около 5 тыс. лет назад. Интересны традиционные обычаи нанайцев. Вот, например, праздник свадьбы у них тоже имеет свои особенности. Чего стоит один халат невесты! Спину его покрывает орнамент, состоящий из полукружий. Они символизируют рыбью чешую. Такой «панцирь» предохраняет девушку от злых духов. Сегодня его изготавливают из кусков синей ткани, пришиваемой как аппликация, а до начала ХХ века шили из кожи настоящей рыбы – лосося. Если спина халата – это чешуя, то впереди на нём вышивают волшебное дерево «омя-мони», на котором вьют гнёзда маленькие птички «омя-гаса». Считается, что птички – это души, которые затем вселяются в женщин, и в положенный срок на свет появляются дети.

 

Праздник кумыса

bimka12 timemachine5 sbimka12 timemachine6 sЯкуты – один из самых многочисленных народов нашего севера. Живут они в непростых условиях – ведь именно в Якутии находится полюс холода нашей планеты. Но они не унывают. К тому же Якутия знаменита своими полезными драгоценными ископаемыми – алмазами. Традиционные хозяйственные занятия якутов – коневодство, охота, рыболовство. Именно из кобыльего молока получается вкусный и необычный напиток – кумыс. Якуты настолько почитают кумыс, что посвятили ему отдельный праздник. Отмечают его в конце весны – начале лета. Люди поют, танцуют, устраивают единоборства. Название праздника Ысыах происходит от якутского «обрызгивать», «окроплять». Почему же так? Дело в том, что в старину шаман кропил кумысом огонь. У огня был свой покровитель – бог Уот-иччите. Положив в пламя кусочки пищи и окропив кумысом, можно накормить божество. А вот грязные предметы в огонь класть ни в коем случае нельзя – «владыка огня» может разгневаться.

Вся жизнь древнего якута была тесно связана с лошадьми. В древнеякутских мифах говорится, что первым живым существом на земле был полуконь–получеловек. Это и был прародитель всех людей. Поэтому принесённый в жертву кумыс связан ещё и с почитанием коня.

 

Когда на Руси в старину Новый год отмечали?

bimka12 timemachine6 sРоссийское государство изначально складывалось на территории Восточно-Европейской равнины. На коренной территории своего расселения русские делятся на северных, южных и средних великорусов. При всей огромности территории, русов объединяют общие традиции, обряды и праздники, язык, элементы одежды и жилищ, занятий.

Великорусы – в первую очередь, земледельцы. Конечно же, для них в старину самым важным календарем был сельскохозяйственный. За год нужно было успеть посадить, вырастить и собрать урожай. Поэтому праздник начала нового года приходился на осень, когда заканчиваются полевые работы, а не на 1 января, как в наши дни. К тому же, в начале осени новый год отмечали православные греки, от которых русский народ перенял веру. Итак, если сегодня 1 сентября – это День знаний, то на Руси до начала XVIII века в этот день отмечали Новый год.

С середины XIV века и до 1700 года в Московском государстве даже существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь со стены Московского Кремля раздавался грохот вестовой пушки, а затем на колокольне Ивана Великого гудел самый большой колокол. Потом начинали звонить остальные колокола московских храмов – в церквах начиналась служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новые.

И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

А 1 января Новый год, как известно, стали праздновать в России с 1700 года, при Петре I. Тогда же из Германии пришёл обычай наряжать на праздник зелёную красавицу – ёлку.


Праздник первой борозды

bimka12 timemachine8 s«Дагестан» переводится как «страна гор». Горды и суровы горные обитатели. Уважать старших, соблюдать традиции, быть смелым и выносливым – вот те правила, которым непременно должен следовать каждый дагестанец. Традиционные занятия жителей кавказских гор – скотоводство, земледелие, виноградарство.

Древний сельскохозяйственный праздник первой борозды сохранился во многих дагестанских селениях до нашего времени. Борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал наизнанку овчинную шубу, чтобы всходы были такими же густыми, как мех. Пахаря поливали водой, чтобы всходам хватило влаги. Украшали и быков, которыми он управлял. Быкам завязывали ленты. Процессия двигалась под бой барабанов и звуки зурны. Семена для первого посева собирали со всей деревни, а перемешивал их мулла, который читал соответствующую молитву. От того, хорошо ли взойдет зерно, зависело пропитание всего селения.

Все одевались в праздничную одежду и готовили удивительных размеров выпечку – огромные бублики и круглый хлеб весом 14-15 кг – их выдавали победителям в праздничных состязаниях. В некоторых селах устраивали праздничные забеги. Сначала соревновались дети, затем – юноши и девушки и в конце – старики. Ряженые в масках сопровождали бегущих, смешили зрителей.

 

Что такое Сабантуй и как к нему готовиться?

На обширной территории - от Тамбова на западе до Омска на востоке и от Перми на севере и Астрахани на юге - компактными группами проживают татары. Это второй по численности народ в нашей стране. Традиционно татары обитали в степях и занимались скотоводством, затем освоили и земледелие.

Народные праздники татар связаны с сельским хозяйством.

bimka12 timemachine9 sПри появлении первых проталинок аксакалы - старожилы поселений-аулов, подсказывают детям, что наступило время варить кашу. Этот весенний обряд у татар называется «Каргаботкасы». Дети делились на группы – каждая обходила свою часть деревни и собирала продукты – пшено, полбу, гречку, яйца, масло – всё, что необходимо для каши. Чтобы хозяева были более щедрыми, дети придумывали специальные заклички, как на колядках. Затем под руководством одной-двух пожилых женщин в большом котле варилась каша для угощения всего селения. И с этого момента начиналась подготовка к основному весеннему празднику – Сабантую. Название праздника происходит от двух татарских слов – «сабан» - плуг и «туе» – свадьба, торжество. Значит, в этот день плуг свадьбу справляет. Чтобы осенью был хороший урожай. В этот праздник все веселились, пировали и устраивали спортивные состязания. В разнообразных соревнованиях принимали участие все – от мала до велика. Открывала состязание пара мальчиков, иногда – стариков. Затем приходила очередь юношей, и наконец, взрослых мужчин. Самыми зрелищными забавами были скачки и корэш – национальная борьба на поясах. Борец охватывал противника поясом или полотенцем и пытался положить на лопатки.

Кругом толпились болельщики. Они подзадоривали бойцов. Всем было интересно, кто же выйдет в последний тур состязаний и получит звание «батыр»?

Было много шуточных состязаний – бег с ложкой во рту с положенным в неё яйцом, бой мешками с сеном, бег в мешках, перетягивание каната. А через несколько дней приступали к полевым работам. Делу время – потехе час.

 

Праздники на опушке леса

bimka12 timemachine10 sМордва – народ с очень древней историей. В наши дни особенно много мордвы проживает в Среднем Поволжье в Республике Мордовия. Издавна жили они и на территории Тамбовской области. Название народа состоит из двух слов «морд» - мужчина, человек и «ва» - много. Необычен язык мордвы. В словах много согласных, идущих друг за другом. Но мы привыкли – ведь многие топонимы – названия поселений, рек и озер пришли к нам из мордовского языка. Таково и название главной тамбовской реки Цны.

Древняя мордва всегда жила в гармонии с природой. Селилась по берегам рек, занималась земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслом. И праздники у этого народа связаны с хозяйством.

Весной, летом и осенью собиралась мордва на лесной опушке под старым дубом или вязом. Руководили торжеством старейшины. Праздники были мужские, женские и общие. На поляне стелили скатерть, ставили угощение. Считалось, что духи леса прибудут к трапезе и будут лакомиться вместе с людьми. Накануне люди ходили в баню, надевали парадные одежды, а старейшины произносили речи в честь духов, обращались к ним с просьбами.

В начале июня отмечался праздник Алашань озкс, который был посвящен животному, без которого в сельском хозяйстве никак не обойтись. Конечно же, это лошадь. На ней пахали, возили сено и урожай. К духам – покровителям лошадей, обращались такими словами: «Дай нашим лошадям силу сердца, ногам их – здоровья, загороди их от человека – колдуна, пусти на чистый корм, на зелёный луг».

 

Кто такой кегри?

bimka12 timemachine11 sКарелы – народ русского Севера. Они говорят на языке близком к финскому. Со времен Древней Руси карелы живут бок о бок с русскими. Они отмечают православные праздники, но есть и местные, появившиеся у этого народа гораздо раньше.

Кто такой Кегри? Можно сказать, что это осенний Дед Мороз для карел. Похож он и на домового, только не для одного дома, а для всей деревни. В его честь в конце октября-начале ноября устраивали праздник. К этому времени урожай был собран, обмолочен и перемолот в муку, овощи собраны на хранение в ямы, мужчины закончили осенний лов рыбы, а женщины подготовили лен к прядению. «Репа в яме, баба на печи – значит пришел Кегри», - говорили карелы. «Должность» Кегри на празднике занимал кто-нибудь из жителей села. Этот кто-то одевал старую грязную одежду и маску, чтобы его не узнали. Особенно любил он посещать дома, где много детей. Тогда девочки стремились показать Кегри, какую изготовили пряжу, чтобы заслужить похвалу. Потом его угощали блинами и пирогами, и он шел в следующий дом.


Список литературы:

1. Афонькин, С. Ю. Народы России [Текст]: шк. путеводитель / С. Ю. Афонькин; [ил. Л. В. Макаровой]. - СПб. Балт. кн. компания: Тимошка, 2012. - 93, [3] с. :ил. - (Узнай мир. История).

2. Большая энциклопедия России. Народы России. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: Хорошая погода, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

3. Народы России [Текст]: праздники, обычаи, обряды / [М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов и др.]; [сост. Е. В. Широнина]. - М.: РОСМЭН, 2014. - 95, [1] с.: ил. - (Детская энциклопедия РОСМЭН).

4. Праздники народов России [Текст]: энцикл. / авт.-сост.: М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская,М. Д. Каракетов и др.; худож.: И. В. Максимова, Л. Т. Митрюкова, О. К. Пархаев и др. - М.: РОСМЭН, 2004. - 103 с.: ил. - (Энциклопедия).

5. Синова, И. В. Народы России [Текст]: история и культура, обычаи и традиции: справ. школьника / И. В. Синова. - СПб.: Литера, 2008. - 94 с.: ил. - (Любимая Россия).

menu9

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве