0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

20 июня – 75 лет со дня рождения

ЕВСТАХИЯ ЯРОСЛАВОВИЧА НАЧАСА

(род. в 1940 году)

Евстахий Ярославович Начас родился на Украине, в селе Ярчевцы Тернопольской области. В 1962 году, после службы в армии он приехал в Тамбов, стал студентом историко-филологического факультета Тамбовского государственного педагогического института (ныне – ТГУ имени Г. Р. Державина). К этому времени относится начало его журналисткой и поэтической деятельности.

С тех пор прошло много лет, но имя поэта и журналиста Евстахия Начаса, члена Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженного работника культуры РФ, лауреата областной премии имени Е. А. Баратынского, не сходит с газетных страниц. Любители поэзии всегда ждут его стихи, а глубокие по содержанию, написанные хорошим литературным языком статьи, очерки, рецензии находят отклик у читателей разных поколений

Первые стихотворные строки Евстахия Начаса были опубликованы в многотиражной газете «Народный учитель». Уже тогда они привлекали искренностью, новизной, поэтической образностью, тонким лиризмом и высокой гражданственностью:

 

Я был рабочим и солдатом

И помню запах кирпича.

Горжусь спецовкой и бушлатом

С худого юного плеча.

 

Голос поэта с каждым стихотворением становился всё уверенней. Автора отличала душевная приподнятость, свойственная человеку, которому дано видеть и слышать больше, чем другим. Стихи о ровесниках, стремившихся своими руками строить новую жизнь, о высокой любви, помогавшей выжить в самые трудные моменты, не могут не тронуть сердце читателя: ему близко ощущение мечты, которой живёт поэт, идущий в ногу со временем.

Первый сборник Евстахия Начаса «Солнечные ветры» вышел в Воронеже в 1976 году. В нём – жизнь автора, его сверстников, в нём - отражение событий, происходивших в стране. С беспокойством пишет поэт о судьбе человека, живущего не по совести, не знающего, какое это счастье – делать добро:

 

Есть дни, что прячут свет и окоём,

Есть ночи, что нам совесть просвещают:

Пока друг друга мы свободно бьём,

А надо жить, друг друга защищая.

 

Немало стихотворений и поэм посвятил Евстахий Начас Украине и России – это его «две матери великих», которых он не устаёт благодарить и воспевать. Его книга «Зимний листопад» (1981) открывается знаменательными строчками:

 

Два полюса магнитных у планеты,

Две матери великих я люблю.

С одной делил росистые рассветы,

С другою дни метельные делю.

 

Мне по душе тамбовские долины

И над Днепром литые зеленя.

Меня брала за руку Украина,

Россия в люди вывела меня.

 

В этом сборнике много лирических стихов, проникнутых духом единения двух славянских народов. И до сих пор они звучат современно, потому что, как пишет поэт, «У Родины адрес один: / Та земля, где тепло от рябин…»

И какой же болью отзываются в душе поэта события, происходящие сейчас в Украине! Но он верит в победу разума и справедливости…

Тема большой и малой родины присутствует и в других сборниках Евстахия Начаса: «Я в России прописан» (1993), «Именины жаворонка» (1995), «Притяжение травы» (1997). В венке сонетов, посвящённом Тамбовскому краю, автор с убеждённостью поэта и гражданина говорит: «Отечество себе не выбираем, / Подобным выбиралам – грош цена. / Прародина и родина вторая / Слились в словах – родимая страна…»

В этом произведении поэтически осмыслена история Тамбовщины, названо много связанных с нею имён: «Здесь Боборыкин вёл своих стрельцов»; «Здесь для Отечества служил Державин»; «Здесь жил поэт Евгений Баратынский»; «У Вечного огня цветы алеют»; с любовью описана природа, вдохновляющая всех, в ком есть искра творца: «Над Цной синеет узкая тропинка»; «Висят дождинки, крупные, как бусы»; «Над площадями носятся стрижата». И всё это – «Моя вторая родина – Тамбов»:

 

Тамбов растёт с рассвета до заката,

И вехи обновления – во всём,

А стал ему фундаментом когда-то

Непаханый весенний чернозём.

 

Особенность стихов Евстахия Начаса ещё и в том, что он насыщает их не только образами исторических личностей, связанных с нашим краем, но и современников, которые сыграли немаловажную роль в судьбе автора, их имена заметны на литературной карте области: Майя Румянцева, Георгий Ремизов, Геннадий Якушенко, Геннадий Попов. В стихах-посвящениях поэт стремится донести до читателя их глубинно человеческие качества, которые просматриваются и в произведениях этих авторов.

Важное место в творчестве Евстахия Начаса занимает тема Великой Отечественной войны. Он родился за год до её начала и по рассказам мамы знает, что семья жила в землянке, где «таилась сырая тишина»:

 

Землянка детства скрылась под травою,

Но мне она по-прежнему видна.

А мать моя состарилась вдовою,

И у меня, как иней, седина.

 

С сыновней любовью пишет Евстахий Начас о вдовах России, о выпавших на их долю страданиях. Но, несмотря ни на что, они растили детей, вместе со страной переносили военные и послевоенные тяготы. В «Балладе о вдове» поэт пишет о том, что «её печаль неизлечима», и, даже получив похоронку, вдова продолжала ждать любимого: «И рушниками украшала / Солдатский выцветший портрет». Женщинам, оставшимся без мужей, приходилось, помимо всего, терпеть сплетни, людские наветы, потому что не все оставались верными находившимся на фронте бойцам, некоторые, как говорит автор, были «не вдовами, а вдовушками», и легкомысленное поведение одной давало повод думать нелестно обо всех:

 

Я знаю – много есть названий,

Хитра на выдумки молва.

Но, точно воинское званье,

Произношу всегда: «Вдова».

 

Мысли о страданиях Отчизны не покидают поэта. Особенно остро он ощущает причастность ко всему, что происходило и происходит в стране, когда приходит на Соборную площадь к монументу Славы, где «На берёзе, высокой и белой, / Проступают мазки черноты, / Словно кто-то рукой неумелой / Наложил торопливо бинты». На этой священной площади Тамбова вспышками огня приходят воспоминания о военном детстве:

 

Я стою с обнажённой душою,

И цветы обжигают ладонь.

И, похожий на сердце большое,

Здесь пульсирует Вечный огонь.

 

Глубокими раздумьями о судьбе Родины, о смысле жизни наполнены стихи в сборнике «Избранное» (2005). Читая их, чувствуешь, что автор – зрелый поэт и гражданин, осознающий своё предназначение, стремящийся передать поэтическим словом всё, чем богат: красоту, доброту, восхищение человеком и природой, преданность и верность в любви и дружбе. Поэт словно растворяется в природе, сердцем чувствует каждую травинку, каждое дерево – всё такое родное и близкое, что представить себя без этого невозможно:

 

Нет, не просто дождинки роняют берёзы

На холодные росы в осенней тиши.

Это чьи-то далёкие, долгие слёзы,

Это весть от измученной чьей-то души…

 

Творчество Евстахия Начаса отличают разнообразие тематики, духовность, открытость души лирического героя, бережное отношение ко всему, что окружает поэта. Его стихи – это широкое поэтическое полотно, в центре которого - Любовь как спасение от всех бед и напастей, чувство, помогающее бережно хранить в душе всё самое светлое, необходимое для каждого человека:

 

Всё чаще время нас венчает с горечью,

Всё меньше оставляя нам добра,

А наша жизнь летит с такою скоростью,

Что нынче ты не тот, что был вчера.

А окоём пугает неизвестностью,

Мы на каком-то чёрном рубеже…

Лишь только ты своей святою нежностью

Мне помогаешь свет хранить в душе…

 

Сочинения:

Начас Е. Я. Солнечные ветры: Стихи. – Воронеж, 1976.

Начас Е. Я. Зимний листопад: Стихи. – Воронеж, 1981.

Начас Е. Я. Я в России прописан: Стихи. – Тамбов, 1993.

Начас Е. Я. Притяжение травы: Стихи разных лет. – Тамбов, 1997.

Начас Е. Я. И есть любовь – желанье чуда: Стихи. – Тамбов, 2000.

Начас Е. Я. Избранное. – Тамбов, 2005.

 

Литература:

Тамбовские даты-1990: Рекомендательный библиографический указатель. – Тамбов, 1989. – С. 26 – 27.*

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 106.

Литературное краеведение: Учебник. – Тамбов, 2007. – С. 218 – 221.

 

* На 26-й странице в третьем абзаце неправильно указаны инициалы Начаса - Е. А. Правильно - Е. Я.; на 27-й – ошибка в инициалах у Ремизова: следует читать Г. Д., а не Г. У.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве