0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00;
 28 апреля – с 9:00 до 16:00;
 29 апреля – с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Живая и поныне старина:
народные промыслы Тамбовского края

Тамбовский костюм

Народная одежда при тщательном изучении очень многое может рассказать о вкусах и традициях народа, укладе жизни того или иного периода. Для каждой местности были характерны свои отличия в одежде: колорит, обилие вышитых и вытканых узоров, накладных украшений, сочетание головных уборов.

«Тамбовский костюм», как один из традиционных для тамбовского края видов декоративно-прикладного искусства, имел свои отличительные особенности.

Одежда русских крестьян Тамбовской губернии представлена в областном краеведческом музее, областной картинной галерее, прекрасные образцы крестьянской одежды тамбовского края есть в собраниях музеев Москвы, Санкт-Петербурга.

Русская народная одежда, особенно женская, сочетает в себе практичность и красоту, искусство ткачества, кроя, вышивки, аппликации.

Современные художники-модельеры в своих костюмах используют какие-либо традиционные народные мотивы, это просматривается в сценических костюмах.

Куклы Ремни, кушаки. Татаново

 

Женский традиционный костюм

Женская крестьянская одежда подразделялась на будничную, рабочую, праздничную, обрядовую, имела социальные и возрастные отличия. Женский костюм был многосоставным, и в нём использовались различные варианты украшений.

Женская крестьянская одежда Тамбовской губернии XIX – начала XX веков состояла из домотканой рубахи, понёвы, передника, пояса и различных шейных украшений.

Основным элементом женской одежды являлась рубаха. Для повседневного ношения рубахи шились из льняного или конопляного белого или пестрядинного холста длиной почти до пят. Праздничные рубахи шились из более тонких холстов. Повседневные рубахи украшались несложным орнаментом в виде геометрических узоров на вороте, подоле и крае рукава. Особенно для губернии характерна рубаха с косыми поликами, т.е. трапециевидными вставками на плечах. Праздничные рубахи имели сложный орнамент в виде полос по верхней части рубахи и почти всему рукаву. Шились рубахи из четырёх полотнищ. Рукава были длинные, суженные к запястью. Украшали рубахи вышивкой и красноузорным тканьём, нашивками из полосок кумачёвой ткани, лент. Подолы рубах украшали тканым узором.

Для замужней женщины обязательным элементом одежды являлась понёва – домотканая юбка из шерстяной ткани, чаще клетчатой. Понёвы отличались по покрою (распашные и глухие), по орнаментации, по способам ношения. Праздничные понёвы женщин до рождения ребёнка украшались вышивкой и лентами, бахромой из шёлковых нитей и различными блёстками. Понёвы пожилых женщин были почти без украшений, тёмного цвета. В некоторых уездах носили юбки из домотканого одноцветного материала.

Поверх рубахи и понёвы надевали шушунчик или шушпан.

Шушунчик – праздничная одежда, шитая из холста туникообразным покроем, без рукавов, с прямоугольным воротом и небольшим размером посреди груди. По сторонам центрального полотнища спереди и сзади вшивали по одной полоске красной крашенины. Подол украшали полосой крашенины и шитьём цветной перевитью.

Шушпан был такого же покроя, но длиной до колен и с рукавами. Будничный шушпан украшался по подолу и по краю рукавов плетёной тесьмой, а праздничный – ещё и широкой полосой тканого рисунка.

Сарафан был девичьей одеждой. Носили косоклинный распашной и прямой на лямках, состоящий из нескольких полотнищ, собранных под кокетку. Украшали сарафан красным кантом по подолу, кокетке.

Женщины носили разнообразные передники – поверх рубахи или сарафана. Шили передники туникообразные или с колодочкой. Передники не только защищали от загрязнения, но и выполняли декоративную роль и поэтому обильно украшались нашивками, вышивкой, лентами, бахромой.

Дополняли одежду для женщин пояса и кушаки. Пояса были плетёные и тканые. Кушаки с узором в полоску (сочетался красный цвет с белыми, зелёными, синим, жёлтым).

Бусы, шейные украшения из бисера носили к праздничной одежде в соответствии с возрастом и местными традициями.

К верхней женской одежде относились: полушубок, зипун, свита, тулуп.

Завершал женский костюм головной убор, который подчёркивал семейное положение женщины.

Праздничным девичьим нарядом был кокошник – твёрдый головной убор с высоким передом, покрытым золотым галуном. Кокошник украшали блёстками или бисером, по краю – узким чёрным кантом из бархата. Затылок прикрывали позатыльником из холста и также украшенным блёстками, бисером, разноцветными лентами.

Девичьим головным убором была повязка, сшитая из ткани или золотого галуна шириной 2-14 сантиметров и имеющая твёрдое основание. Украшались повязки разноцветными лентами, блёстками, бисером.

В некоторым уездах Тамбовской губернии женщины носили головной убор – сороки, который состоял из налобной части («кички»), чехла и позатыленя. К концу XIX века носили и фабричные платки.

На ноги женщины обували в будни лапти, сплетённые из липового лыка косым плетением и прикреплённые оборотами, а в праздники – лапти особого плетения («писаные») и в некоторых местах – «черевики» (кожаную обувь).

На женскую одежду Тамбовской губернии оказало влияние близкое соседство с коренным нерусским населением – мордвой и украинцами.

Женский костюм Костюмы южнорусского крестьянства. Из коллекции ТОКМ. Свадебный костюм. Одиначка, занавеска, репесовый платок, восковой венок. ТОКМ

 

Мужской традиционный костюм

Мужская одежда была довольно однообразной и состояла из повседневной и праздничной рубахи и штанов (портов). Шилась мужская одежда тоже из домотканых материалов: холста, пестряди, сукна, набойки. К концу XIX века использовались фабричные материалы: ситец, плис, кумач, шерстяные ткани.

Рубахи носили туникообразного покроя, косоворотку с разрезом на левой стороне груди, с прямыми рукавами. Ворот на шее был с узкой обшивкой из холста или другой ткани и застегивался на пуговицу. Рубаха шилась с «подоплёкой» из грубого холста «углом» до середины спины и середины груди.

Подол праздничной рубахи, края рукавов, ворот украшали вышивкой, узорным тканьём, блёстками. Носили рубахи чаще навыпуск, подпоясывали плетёными поясами, кушаками.

Штаны (порты) шили старорусским покроем из холста, пестряди, набойки. Порты у пояса собирались на шнурок или верёвку – гашник. Длина штанов доходила до щиколотки. Праздничные штаны шили из плиса или домотканой шерстяной ткани, покроем похожим на современные брюки.

В весенне-осенний период мужчины поверх рубахи носили кафтаны, сшитые из шерстяной крашенины, а также жилеты и зипуны. Зимой мужчины ходили в овчинных полушубках длиной до колен и тулупах колоколообразной формы с меховым воротником и длинными рукавами. Верхняя одежда подпоясывалась шерстяным домотканым кушаком.

Головным мужским убором была белая или серая войлочная или поярковая шляпа с маленькими полями. Широкое распространение к XX веку получил картуз типа форменной фуражки и кепка, а зимой повсюду носили ушанку и треух.

Мужской обувью были лапти московского или русского типа, одеваемые поверх онучей (тканых из конопляной пряжи или сшитых из домотканого сукна) и закреплённых оборами. Кое-где праздничной обувью были сапоги с подковами и широкими голенищами. Зимой мужчины носили валенки.

И мужская, и женская одежда была домотканой, а в сёлах близ городов – из фабричных тканей.

 

Библиография

Зверев, А. Керь, сюльгама и пулай : без этих украшений уважающая себя тамбовская мордвинка из дома не выходила : [народный костюм тамбовских мокшан] / А. Зверев // Притамбовье. – 2021. – 17 февраля – С. 17.

Крестьянская одежда Тамбовской губернии // Славянский мир / сост.: Р. В. Андреева [и др.]. – Воронеж : Центр. духовного возрождения Чернозёмного края, 2001. – С. 70-77.

Смолеева, М. Сарафаны, косоворотки и кокошники : в селе Изосимово прошёл фестиваль русского сарафана / М. Смолеева // Тамбовская жизнь. – 2018. – 15 августа – С. 4.

Степанова, В. Сам себе историк, этнограф, краевед : возрождением практики утерянного тамбовского народного костюма занимается клуб "Тамбовская сударыня" / В. Степанова // Город на Цне. – 2016. – 26 октября – С. 9.

Тамбовская старина : ил. науч.-попул. альманах. Вып. 2 / сост. М. А. Климкова. – Тамбов : Тамбовский полиграфический союз, 2010. – Из содерж. : Костюм среднецнинской мордвы IX-XI веков / В. С. Андреева. – С. 133-138 ; Женский головной убор среднецнинской мордвы VIII-XI вв. / Р. Ф. Воронина. – С. 139-146.

Тезикова, С. В. Городская верхняя одежда конца XIX – начала ХХ вв. в коллекции тканей Тамбовского областного краеведческого музея / С. В. Тезикова // Тамбов : история, современность, перспективы : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 370-летию г. Тамбова / отв. ред. В. В. Канищев. – Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2007. – С. 35-36.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве