0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 25 апреля – санитарный день.
Библиотека не работает.

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00.
 28 апреля библиотека работает с 9:00 до 16:00.
 29 апреля библиотека работает с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Живая и поныне старина:
народные промыслы Тамбовского края

Тамбовская игрушка

Самые древние игрушки, найденные при раскопках археологами, отно­сятся ко II веку н.э. Это маленькие детские топорики, горшочки, погремушки. В VI – XIV веках в Древней Руси для детей изготовляли глиняные фигурки людей и животных. У каждой игрушки был свой образ. Например, женская фигурка олицетворяла землю, фигурки птиц – вестниц богини Земли.

Славяне верили, что детские игрушки – «оберег», их дарили с пожеланиями здоровья и благополучия, клали в зыбку к маленькому ребёнку.

Куклы с «лицом» на Руси не делали, так как считалось, что она может обрести душу и стать опасной для ребёнка.

С изменением жизненного уклада менялись и детские игрушки. С развитием народных промыслов появились центры игрушечных промыслов. Для каждого игрушечного промысла характерны свои формы, исходный материал, свой орнамент и цветовые гаммы. Игрушки делали из дерева, глины, лоскутов, бересты, соломы, воска. В Тамбовской губернии в XIX веке распространённой игрушкой была тряпичная кукла.

Шили куклу из поношенной родительской одежды, считалось, что это оберегало дитя от всяческих бед. Куклу изготовляли нескольких видов. Самой простой и обычной была кукла-закрутка, которая выполнялась на время игры. Были куклы с отдельно изготовленными частями туловища (голова, руки, ноги, торс), набитыми мягким материалом и сшитые. Делали и цельнокроеные куклы (единые голова, торс, ноги) с пришивными руками. Иногда выделяли стопы ног и кисти рук.

Качество изготовления куклы зависело от умения мастера, народных традиций каждой местности и социального положения конкретной семьи.

 В Тамбовской губернии, как и по всей России, куклу одевали очень продуманно в соответствии с этнографическими местными обычаями, т. е. кукольная одежда полностью копировала одежду из взрослой жизни.

В Липецкой губернии в селе Романове был гончарный промысел, и здесь же начали делать глиняные игрушки. Некогда село Романово (ныне расположено на территории Липецкой области) входило в состав Тамбовской губернии, на основании этого в исследованиях по истории русской игрушки романовские изделия называют «тамбовской игрушкой».

Романовская игрушка-скульптура экспонируется во многих музеях декоративно-прикладного искусства и краеведческих.

В начале XX века в селе Романово игрушки изготовляли всего двенадцать семей, хотя промысел был известен далеко за пределами Тамбовской губернии. Делали в селе мелкие игрушки-свистульки и скульптуры настольного размера, продавали их старьевщикам, которые меняли игрушки на утильсырьё в сёлах и городах.

Игрушечный промысел села Романово сложился давно, и у мастеров выработались свои приёмы лепки, обжига, раскрашивания. «Тамбовская игрушка» конца XIX – начала XX веков отличается от прочих небольшими размерами (чтоб умещалась в детской руке), мягкими линиями силуэта, гармоничными пропорциями. «Тамбовская игрушка» – это нарядно раскрашенные «барыни», «кормилки», «всадники», «офицеры» и «солдаты», коровы, бараны, собаки, петухи и др.

Романовская игрушка имеет жёлто-зелёный полив, есть раскрашенные анилиновыми красителями с просвечивающим фоном глины. Среди игрушек встречается сюжетная скульптура, превышающая размеры свистулек. Скульптурные работы изображают дам и кавалеров в колясках, каретах. Исключительным явлением в глиняных игрушках является изображением Л. Н. Толстого: это сюжеты «Лев Толстой беседует», «Толстой на прогулке».

В настоящее время в Бондарском районе есть мастера-игрушечники, прилагающие все свои силы для реконструкции и возрождения «Фёдоровской игрушки». Своё название глиняная игрушка получила благодаря деревне Фёдоровка, где и зародилась. Деревня Фёдоровка Тамбовской области Бондарского района Кривополянского сельского совета упоминается в документах ревизской сказки с 1833 года под названием: «Деревня Фёдоровка».

В этой деревне, расположенной в живописной лесной местности, богатой залежами красножгущейся глины, практически в каждом доме жили и работали местные гончары. Посуду делали как чернолощёную, так и глазурованную. Делали миски, вазы, копилки, кувшины, кадильницы, «мостюшки» (небольшие горшки и довольно широкая категория некрупной посуды), «безымёнки» (горшки меньше 1 литра), корчаги, формы для пасхи.

Глину заготавливали зимой. Рыли шурфы диаметром 2,5 метра, глубиной 6 метров. Изделия, в том числе и игрушки, сушились на специально устроенных деревянных полках, досушивали их на печке. Для обжига в деревне строили горны (в 70-80-х годах их действовало 5-6).Пользовались каждым горном несколько семей по очереди.

Игрушки когда-то делали в деревне Фёдоровка, отсюда и название. Глиняные игрушки для детей в Фёдоровке мастерили только мужчины, что отразилось на их облике. Отличительная черта фёдоровской игрушки – грубоватая лепка и отсутствие красок. Из украшений только «процарапывания». Создание игрушек и их роспись – занятие кропотливое, в других промыслах этим чаще занимались женщины.

Помимо глиняных фигурок коров, петухов и оленей, среди игрушек есть ещё и свистульки, или, как их называют, «товарняк». Такое прозвище они заслужили за то, что наиболее массово шли на продажу. У каждой свистульки несколько отверстий. В одно надо дуть, а с помощью двух других можно регулировать высоту звука, как на флейте. Форма тоже разнообразная – «товарняк» делают в виде овец, петухов, котов и других животных.

Игрушки и мелкую пластику мастера реализовывали на ярмарках и выставках. Во второй половине ХХ века яркими представителями промысла были Г. С. Иванов, П. Я. Попков, П. Н. Павлов, П. Л. Харитонов, Н. Я. Чиглов.

В 70-х годах фёдоровскую керамику экспонировали на выставках ВДНХ, приобретали музеи и коллекционеры страны. Одна из работ Г. С. Иванова, изображающая гончара за работой, экспонировалась на Всероссийской и Всесоюзной выставке народного прикладного искусства в манеже в 1977 году. И тогда к его прежним званиям лауреата всероссийских выставок 1973 и 1977 гг. прибавилось высшее – лауреата Всесоюзной выставки. О художественной значимости произведений фёдоровских мастеров говорят их высокие награды за вклад в развитие народного искусства, медали ВДНХ СССР, звания лауреата всесоюзных выставок, звания «Народный мастер». Чаще всего гончары лепили фигурки лосей.

Современные керамисты сохраняют и продолжают традиции прошлых веков. На какое-то время, промысел был почти забыт. Его стали возрождать в 2012 году.

Фёдоровская игрушка вошла в ряд символов российской культуры, таких, как сарафан, дымка, матрёшка. Сейчас такое время, что больше внимания уделяется региональной культуре, не общенациональной, потому что Россия слишком велика. Она как мозаика, культура создаётся из каждого объёмного регионального кусочка.

В настоящее время в художественной школе №2 имени В. Д. Поленова в Тамбове открыто керамическое отделение, где изучают и мастерят фёдоровскую игрушку.

Несмотря на брендовость фёдоровской игрушки, сами тамбовчане пока мало знают о ней. Нередки случаи, когда на выставках в других городах к ученикам художественной школы подходят земляки и удивляются существованию в регионе такого промысла. Ещё сложнее заинтересовать керамикой детей.

Пока при развитии промысла главная трудность для энтузиастов – финансовая.

Образцы традиционной фёдоровской керамики, как игрушки, так и посуды, хранятся во многих частных собраниях и музеях страны. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный дом народного творчества, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Тамбовский областной краеведческий музей в своих коллекциях имеют образцы изделий фёдоровской керамики.

Совершенно очевидно, что народная керамика Тамбовского края заслуживает не только тщательного изучения, но и возрождения её традиций в современном декоративно-прикладном искусстве.

Всадник Игрушка. Автор Кудрова Е.С. Игрушка-свистулька Лось. Попова В.2021 г. Игрушка-скульптура Гончар из композиции Преемтсвенность. Попова В. 2021г. Игрушка-скульптура. Кудрова Е.С., Чулюкин Д.В., Попова В. 2021 г. Игрушки-свистульки. Каллас Е.С. 2021 г. Романовская игрушка Фёдоровская игрушка. Автор Кудрова Е. Фёдоровская игрушка

 

Библиография

Авилочкина, Д. Когда игрушки будто оживают : тамбовская мастерица – о секретах валяния и творческом пути / Д. Авилочкина // Притамбовье. – 2021. – 24 марта - С. 17.

Евтихиева, Л. Узелковая кукла "Ломец – Атмановский боец" / Л. Евтихиева, Н. Павлова // Тамбовская старина : ил. научн.-попул. альманах. – Тамбов, 2015. – Вып. 4. – С. 68-74.

Мареева, И. Куклы-обереги из Притамбовья : Алиса Бабаева из Лысых Гор возрождает почти забытое ремесло / И. Мареева // Притамбовье. – 2019. – 16 января – С. 8.

Никитина, М. В картинной галерее открылась выставка коллекционной куклы / М. Никитина // Тамбовская жизнь. – 2018. – 23 января – С. 4.

Сиротенко, С. Попасть в сказку : [о выставке необычных кукольных персонажей Людмилы Савельевой в областном краеведческом музее] / София Сиротенко // Наш город Тамбов. – 2022. – 22 февраля – С. 7.

Смыкова, О. Барышня-пакетница и бабушка-игольница /О. Смыкова // Притамбовье. – 2022. – 22 июня. – С. 17.

Смолеева, М. Куклы с сердцем / М. Смолеева // Тамбовская жизнь. – 2018. – 28 ноября – С. 11.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве