Живая и поныне старина:
народные промыслы Тамбовского края
Изделия из дерева
Береста
На Руси береста была второй в хозяйстве после дерева. Прежде всего из бересты делали посуду для хранения летних заготовок. Кроме того, плели лапти, лукошки, колчаны для стрел. Писали тоже на бересте. Внимание наших предков к бересте объясняется её замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тепло, не впитывает запахи, способна обеззараживать, имеет малый вес и достаточную прочность. Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям: достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет.
Береста при специальной обработке делается мягкой, податливой и не коробится, поэтому бытовые предметы из этого материала нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Наибольшей популярностью пользовались небольшие сосуды из бересты – туеса.
В них хранили продукты, засаливали грибы и огурцы, а налитые вода, молоко или квас долго оставались холодными. Такое свойство бересты объясняется тем, что она состоит из большого количества тонких слоёв, которые не пропускают воздух и влагу, а белый верхний слой отражает солнечные лучи.
Плели из бересты и влагоустойчивую обувь. Известно, что в Тамбовской губернии в XIX веке обувь была трёх видов: плетёная, валяная, сшитая или вязаная. В Тамбовской губернии лапотным промыслом было занято много кустарей. В Тамбовском уезде плели лапти из лыка в сёлах Новосельцево и Малой Даниловке, а в Моршанском уезде в селе Кадыковка работало триста кустарей. Продавали лапти на месте по цене 30 копеек за десяток.
Лапти не только имели практическое значение в деревне, но и имели определённый ритуальный смысл. В обычаях и обрядах тамбовских крестьян. Так, например, молодой человек в старину шёл свататься к девушке обязательно с «писаными» лаптями, сплетёнными непременно им самим. Если девушка принимала подарок, – быть свадьбе, а если дар отвергался, – парня ждал отказ.
Художественные изделия из бересты – оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства – мягкость, гибкость и прочность.
Береста – это верхний тонкий слой берёзовой коры нежного розовато-кремового цвета. Её древнее название «бересто» известно с XV – XVI веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) – сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь – плетёный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетённые из бересты. Кузовки, берестянники – короба для муки и мёда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей – всё это делалось из бересты.
Лозоплетение
Лозоплетение – самое древнее ремесло, оно появилось раньше гончарного ремесла, развито в основном среди славянских народов. Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные украшения, такие, как корзины, вазы и другие. Первой посудой, не пропускающей воду, была корзинка, обмазанная глиной. Лоза – самый доступный материал, который всегда был под рукой. Прутья лозы очень быстро отрастают и на следующий год полностью возобновляются. Многие плетельщики сравнивают лозу с мифической гидрой: чем больше прутьев будет срезано, тем больше вырастет на следующий год.
Плетение из лозы является традиционным тамбовским видом ремесла, а в настоящее время получает всё большую популярность и развитие.
В Тамбовском уезде работало 23 корзиночника. Почти весь товар через скупщиков отправлялся на продажу в Москву.
Плетение из лозы – один из самых изящных и популярных в наше время видов прикладного искусства. Известно, что используя гибкие очищенные от корья прутья, можно изготовить корзинку, которая будет весьма удобной при сборе лесной малины или земляники. А с корзиной больших размеров хорошо ходить за грибами. Плетение корзин из лозы не требует особых навыков и опыта – главное придерживаться выбранной техники и чётко следовать схеме плетения. В среднем на изготовление одной корзины уходит около двухсот прутьев. Искать прутья следует у самой воды, на тех местах, где прошли вырубки. Там растут гибкие и длинные прутья. Перед срезанием прута, следует испытать его на гибкость, наматывая на свой палец. Если прут не хочет надламываться, а ваши пальцы это почувствуют сразу, то такой прут подходит, и его можно срезать. Плетение корзин из лозы – занятие кропотливое и требует выдержки и усидчивости.
Традиции лозоплетения на Тамбовщине в настоящее время поддерживаются в Избердеевской школе Петровского района.
Резьба по дереву
Народное искусство складывалось веками усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но, создавая новые произведения, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, а и пытался привнести нечто новое в каждое изделие. Оттого каждая вещь, исполненная мастером, как бы хранит тепло его рук.
Дерево как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства. Оно вошло в обиход человека не только как строительный материал, но и как материал, из которого делали различные бытовые предметы: орудия труда, мебель, посуду.
Народные мастера придавали каждому предмету быта удобную и целесообразную форму, украшали его, в результате чего в изделиях воплощалась гармония прекрасного и полезного. В руках талантливого мастера дерево представляло собой материал неисчерпаемый по разнообразию художественных возможностей и позволяющий раскрыть разные стороны творческой личности.
Большое распространение имела объёмная или скульптурная резьба, в технике которой вырезали ковши, ложки с фигурами птиц или зверей. Многие предметы быта делали из лыка (лапти), бересты (кузова, лапти), луба (корыта, лукошки), ивовых прутьев (корзины, мебель, посуда). Из дерева делали игрушки ручным и токарным способом.
В начале XX в. в с. Полховский Майдан Темниковского уезда (ныне Нижегородская область) получил развитие промысел по производству токарных расписных изделий. Деревянные игрушки, посуда, загрунтованные крахмалом, затем расписывались анилиновыми красками ярких цветов с обводкой контуров чёрной краской. После двойной лакировки и сушки изделия приобретали необычайно насыщенное цветовой звучание.
Резьба по дереву была распространена во всех уездах. Мастера украшали резьбой или росписью бытовую утварь. Далёкие от искусства предметы, как вальки и рубели, предназначенные для выбивания и выкатывания белья, также делались резными в технике трёхгранно-выемчатой геометрической резьбы. Практически в каждом доме можно было встретить прялки, разнообразные по форме и декоративному оформлению. Для тамбовских прялок была характерна массивность и объёмность сильно вытянутой доски донца, а характерными узорами являлись композиции из кругов, розетов и декоративных желобков. Много труда и выдумки вкладывали мастера в изготовление посуды. Ковши, солонки, миски, туеса и ложки соединяли в себе три неотъемлемых качества народного искусства – красоту, целесообразность и долговечность.
С XVIII века в ряде деревень Моршанского уезда резчики по дереву исполняли круглую скульптуру и иконостасы, форма и орнамент которых отражают влияние барокко. С XIX века популярна сохранившаяся до настоящего времени в селе Заворонежском (Мичуринского района) пропильная домовая резьба. В 1910-1920-е годы на основе старого деревообрабатывающего промысла и под влиянием семёновской и мериновской росписи сложился Полхово-Майданский центр росписи по дереву – Темниковский уезд.
Много кустарей занималось тележно-колёсным, санным и дужным производством.
Библиография
Авилочкина, Д. Волшебное дерево [изделия из дуба, бука и ясеня] / Д. Авилочкина // Притамбовье. – 2022. – 3 августа. С. 17
Воронина, Р. Ф. О некоторых особенностях ремёсел цнинской мордвы / Р. Ф. Воронина, А. С. Розанова, Н. Н. Терехова // Тамбовская старина : ил. науч.-попул. альманах. Вып. 1 / сост. М. А. Климкова – Тамбов : Пролетарский светоч, 2007. – С. 133-137.
Григорьева, Е. И. Народные художественные промыслы / Е. И. Григорьева // Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. А. Ю. Ильин. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – Тамбов : Центр поддержки музейного дела "Провинциальные усадьбы", 2020. – С. 542-544.
Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края / Научно-метод. центр народного творчества и досуга ; сост.: Е. И. Григорьева, Е. Н. Ладыгина. – Тамбов :Юлис, 2009. – 143 с. : фото.
Смолеева, М. Дети, любовь и береста : [мастерица из Рассказово создаёт уникальные работы из бересты] / М. Смолеева // Тамбовская жизнь. – 2018. – 27 ноября. – С. 4.
Шарапов, И. Народные промыслы : [обработка древесины в Тамбовской губернии] / Иван Шарапов // Притамбовье. – 2022. – 9 марта. – С. 17.