Живая и поныне старина:
народные промыслы Тамбовского края
Гончарное дело
Гончарное дело практиковалось с незапамятных времён. Это подтверждают археологические раскопки на территории Среднецнинских могильников в Тамбовской области. Ранее всего появилась лепная керамика. За отсутствием каких-либо приспособлений глиняные изделия лепили руками. В коллекции Тамбовского областного краеведческого музея находится большое число сосудов, фигурок животных, птиц, людей, в которых нашли отражение верования и приметы ушедших столетий.
Изобретение гончарного круга упростило изготовление глиняных изделий. Наиболее популярными на Тамбовщине стали горшки и кувшины. Деревенские гончары изготовляли горшки с низким горлом для приготовления пищи, чашки для еды, «черепушки», разного размера кувшины, корчаги для воды, пива, кваса, браги, жаровни для приготовления мяса. В конце XIX века с появлением традиции выращивать на подоконниках комнатные растения умельцы стали для них изготавливать горшки с поддонами.
Тамбовские мастера применяли рельефную и тиснёную орнаментацию, обварку, полив, роспись и лощение, когда блестящие полоски наносились на поверхность сосудов. Керамические изделия украшали желобками и рельефными жгутиками, делали утоньшение и утолщение краёв, кольцевые ножки и ручки. Все эти детали придавали горшкам и кувшинам художественную выразительность.
Гончарный промысел развивался в Тамбовской губернии по нескольким направлениям: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Основная часть гончаров-кустарей производила кирпич. Наиболее развитым кирпичное производство было в пяти деревнях Грачёвской волости Тамбовского уезда, в сёлах Козловского и Кирсановского уездов, в сёлах Сосновка, Атманов Угол, Салтыково, Пахотный Угол.
Керамика является не только наиболее древним и традиционным ремеслом и видом декоративно-прикладного искусства, но и неоценимым источником для культурологического анализа в силу своей широчайшей распространённости как территориально, так и во временных границах, а также в силу тесной связи со всеми аспектами человеческой жизни.
Керамика даёт уникальный исследовательский материал для изучения истории, закономерности развития человеческого общества, взаимодействия культур и этносов. Особенность Тамбовского региона в культурологическом аспекте состоит в сохраняющемся на протяжении веков различии в характере этносов, заселявших лесную и лесостепную части территории области.
Своеобразие территории Тамбовской области заключается в её географическом положении, особенностью которого является проходящий Окско-Донской водораздел и граница лесостепной зоны и зоны леса, что явилось предопределяющим обстоятельством развития и взаимодействия, заселяющих территорию Тамбовской области с древнейших времён народов. Лесные и лесостепные племена и народы, жившие в разное время, почти не контактировали между собой, на протяжении многих веков их культуры развивались автономно. Это различие в культурах отразилось на различных аспектах, в том числе и на керамике.
Изучение особенностей развития гончарного промысла Тамбовской области позволяет сделать вывод, что с момента появления керамики (эпоха неолита) и до ХVI–ХVII веков тамбовская керамика сохраняет значительные различия у народов, проживающих в лесной зоне, от кочующих народов в степной полосе. И только в позднем средневековье, со времени активного заселения территории русскими, здесь проявляется многообразие керамических традиций, привнесённых из соседних областей России. Таким образом, со временем вырабатывается собственная региональная гончарная традиция. Подробное изучение и анализ тамбовской керамики XIX–XX веков даёт возможность сделать выводы об исторически предопределённой самобытности региональной традиции, имеющей такие разнообразные и интересные корни.
В ХVIII–ХIХ веках в Тамбовском регионе формируются гончарные центры со своими самобытными чертами народной керамики. Самые массовые из них – Малое Лаврово Козловского уезда и Фёдоровка (Зайцево) Тамбовского уезда.
Деревня Малое Лаврово Жидиловской волости Козловского уезда ныне расположено в Мичуринском районе Тамбовской области и относится к Староторбеевскому сельскому совету. Село Старое Тарбеево (Торбеево) было основано драгунами, о чём можно прочитать в писцовой книге 1651-1652 годов. На период ревизской сказки 1719-1722 годов стала называться Староторбеевым. В это время в селе числилось 27 однодворцев и 29 приписных.
Гончарный промысел просуществовал тут до 40-х годов ХХ века. Местная глина высокого качества годилась и для посуды и игрушки, и для производства кирпича. Залегала глина глубоко, и её добыча была сопряжена с трудностями и риском, – глубина ствола была в среднем 8 метров, были случаи обвалов. В 1830-40 годов был построен кирпичный завод Суховеркова. Производимый тут кирпич экспортировался во Францию и Германию, где использовался для футеровки паровозных топок. Гончарный промысел уже во второй половине ХIХ века был массовым.
Производимая здесь посуда реализовывалась в радиусе 120 км от Малого Лаврово. Делали в Малом Лаврово и игрушку.
Мичуринский художник Николай Константинович Андросов в 1990-х годов делал зарисовки игрушек по описаниям художников Сергея Георгиевича Архипова и Льва Дмитриевича Тарасова, уроженцев Малого Лаврова. По этим зарисовкам, основанным на детских воспоминаниях художников, Николай Константинович лепил реплики Лавровских игрушек.
Со слов Н. К. Андросова, игрушки делались из красной глины с белой ангобной росписью, процарапкой и прозрачной глазурью.
Созданием кухонной посуды прославилась деревня Зайцево (ныне Фёдоровка) Бондарской волости.
Сырьём для производства служила местная красножгущаяся глина. Посуду делали как глазурованную, так и чёрно-лощёную. На продажу массово производились горшки, крынки (махотки) для молока, кувшины различных размеров, большие кувшины для взбивания масла, миски и другая утварь, а также ритуальные предметы (кадильницы, формы для пасхи и др.)
Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм с минимальным декором, начали появляться «нарядные» декорированные налепами изделия, в создании которых местные мастера давали волю своей фантазии и проявляли природный художественный вкус. Кроме горшков и игрушек фёдоровцы делали различные вазы и «банки» для цветов с налепами (налепы – объёмные рисунки). Некоторые «банки» специально создавались закрытыми. Как и на свистульках, в них было множество отверстий, в ветреную погоду они издавали различные звуки. Такие изделия вешали на огороде, чтобы отпугивать птиц. На горшках с налепами могли изображать не только отдельно взятых зверей или людей, но и целые сюжеты. Так, на выставке есть кувшин, на котором охотник крадётся за зайцем, а в это время за охотником на задних лапах идёт ещё один заяц.
Для того, чтобы слепить горшок или игрушку, гончары брали местную красную глину. Каждый гончар зимой выкапывает глубокую яму, в которой берёт сырьё. Морозы не позволяют грунту обрушиться. Глину приносят в избу и топчут ногами, чтобы добиться большей пластичности. Мастер способен вылепить горшок за 7 минут, затем около недели его просушивают. При этом очень важно соблюдать температурный режим, и чтобы глина была в помещении без сквозняка. Иначе изделие начнёт трескаться. После сушки его сутки обжигают в горне. Если требуется сделать горшок с налепами, узор и фигуры лепят только спустя сутки после того, как создана форма. Затем сушат и обжигают. Некоторые горшки покрывают прозрачной серебристой глазурью. Её изготавливают из свинца.
Занимались изготовлением глиняных изделий и мужчины, и женщины. Везде гончарное ремесло передавалось по наследству. Начиная с семилетнего возраста, мальчики и девочки обучались мять глину, делать горшки, высушивать их и обжигать. Свои изделия гончары возили по соседним деревням и меняли на хлеб. Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные сосуды – кувшины, горшки, крынки – являются сцены охоты. На многих из них с поразительной точностью в деталях (козырёк фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, охотничья сумка, ремень и даже мушка на ружье, иногда висящий за спиной трофей – подстреленный заяц или птица) изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающие лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на её охотничью породу. Лесной ландшафт вокруг изображался лаконично-условно вылепленными деревьями, очень напоминающими славянский символ Древо жизни.
В ХIХ веке сбытом продукции занимались в основном перекупщики. Скупая у мастеров изделия оптом, они расплачивались деньгами, а при продаже посуды крестьянам мерой стоимости посуды служил её объём – за горшок брали столько зерна, сколько в него вмещалось.
Большую роль в сбыте продукции кустарей во второй половине XIX века сыграли земства. Они старались всячески помочь и развитию русских промыслов. Посылали инструкторов для обучения, открывали ремесленные школы и кустарные мастерские для подростков и взрослых, в том числе и гончарные. Они даже обеспечивали гончаров бесплатными «глинищами».
Благополучие гончаров зависело от рынка сбыта, поэтому земства помогали не только в приобретении сырья, но и в реализации продукции. Например, в 1902 году в Тамбове был открыт сельскохозяйственный склад, деятельность которого не ограничивалась продажей изделий. Он также предоставлял кредиты и сырьё для постоянных клиентов.
Если производство кирпича с разной долей успеха развивалось и в ХХ веке, и продолжается на Тамбовщине и ныне, то с появлением на рынке фаянсовой и фарфоровой посуды, а затем и металлической, глиняные горшки и кувшины были потеснены.
В ХХ веке с целью привлечения городского покупателя фёдоровские мастера расширили свой ассортимент – появились декорированные налепами цветочные горшки и кашпо (банки), затейливые копилки, вазы. Выдающимся мастером своего дела был Григорий Иванов. Мастерство ему передали дед и отец. И он стал виртуозом гончарного круга. Горшки, кувшины, игрушки, свистки, вазы, миски и блюда Григория Сергеевича отличались свойственным только ему стилем. Он был единственным мастером, создававшим чернолощеную посуду. Большой популярностью пользовались глиняные изделия и других фёдоровских гончаров. Промысел успешно функционировал вплоть до 90-х годов ХХ века. В конце 80-х годов фёдоровская гончарная посуда в большом объёме реализовывалась на рынках Тамбова и городах области, а также вывозилась грузовиками в другие области (в основном в Ленинградскую). И сегодня гончарное дело не забывается в этом селе, как, впрочем, и в других уголках Тамбовщины.
В настоящее время реконструкцией и восстановлением гончарной посуды занимаются керамисты Каллас Е. С. и Кудрова Е. С. Овладеть мастерством им помогают мастера Попкова О.П., Попков П. Я. (награждён правительственными наградами за вклад в сохранение и развитие народной культуры).
Библиография
Волкова, Д. В Пушкинской библиотеке открылась выставка Фёдоровской керамики / Д. Волкова // Тамбовская жизнь. – 2018. – 28 февраля – С. 6.
Гридчина, Е. Настоящие гончары : гончарная школа "Колокол"; о керамике, душе и творческой интуиции / Е. Гридчина // Притамбовье. – 2020. – 29 июля. – С. 3.
Дудова, Ю. Мастер и его глина : [изготовление глиняных изделий в традициях тамбовских умельцев] / Ю. Дудова // Наш город Тамбов. – 2017. – 13 июня. – С. 7.
Карасёв, М. Тамбовчане примерили на себя «Фартук» : [возрождение гончарного промысла в детской художественной школе №2 имени Поленова] / М. Карасёв // Тамбовская жизнь. – 2017. – 5 апреля. – С. 6.
Матюшина, М. Корчаги, чашки, «черепушки» : [гончарное дело на Тамбовщине] / М. Матюшина // Тамбовская жизнь. – 2019. – 30 августа. – С. 4.
Мещерская, А. История идёт по кругу : [молодой мастер Данила Чулюкин возрождает старинное ремесло Тамбовского края] / Анна Мещерская // Тамбовский курьер. – 2020. – 1 дек. – С. 25.
Михайлова, А. Неуловимое очарование : [открытие уникальной выставки фёдовской игрушки в детской художественной школе №2 города Тамбова] / Анна Михайлова // Наш город Тамбов. – 2017. – 5 декабря – С. 8.
Рындина, К. Многоликая керамика Андрея Щербакова / К. Рындина // Тамбовская жизнь. – 2021. – 16 июля. – С. 4.
Смыкова, О. Научить детей гончарному делу : [возрождение забытого ремесла] / О. Смыкова // Притамбовье. – 2019. – 4 сентября – С. 3.
Шарапов, И. Первый блин – "комом"? : [как современные тамбовские гончары воспитывают в детях творческое начало] / Иван Шарапов // Тамбовский курьер. – 2020. – 3 ноября – С. 25.