Машина времени
Путешествие в историю летних каникул
Вряд ли найдётся хоть один школьник или студент, который не любил бы каникулы, особенно летние. Длинные и дающие больше времени для семьи и друзей, широкие возможности для разнообразного и увлекательного отдыха: путешествий, творчества, спорта, развлечений.
Когда появились каникулы
История летних каникул уходит в далёкое прошлое. Появилась школа – появились и каникулы, ведь учащиеся должны отдыхать от нелёгкого процесса получения знаний. Длительные перерывы в занятиях позволяли детям расслабиться, чтобы с новыми силами взяться за учёбу.
Само слово «каникулы» в переводе с латинского означает, как ни странно – «пёсик». Так древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду созвездия Большой Пёс (Canis Majoris). Утренний восход Сириуса совпадал с началом летней жары, из-за которой многие свободные жители городов предпочитали уезжать на отдых. Сначала это были сенаторы, потом богатые люди, а потом дело дошло и до школяров. Этот период с июля по август прозвали – «собачьи дни» («dies caniculares»). Отсюда и произошло слово «каникулы». И хотя термин имеет римское происхождение, сам летний отдых появился ещё раньше – в Древнем Египте. И там он тоже был связан с Сириусом, важнейшей звездой для египетской цивилизации. Здесь утренний восход звезды предшествовал разливу Нила, главной реки, приносившей засушливому пустынному Египту много плодородного ила. Дату разлива (обычно в середине августа) вычисляли жрецы, в этот день праздновали Новый год, а древнеегипетские ученики отправлялись на двухнедельные каникулы. Так что самые первые каникулы в мире были напрямую связаны с летом.
А вот в Древней Греции единого периода каникул не было. Школы делали перерывы в обучении в разное время года. Но в летние месяцы дети, жившие в деревнях, помогали родителям в работе на полях и фермах, и вряд ли могли учиться. Так что каникулы у них были, а вот отдыхом назвать их сложно.
Каникулы в средневековой Европе
В средневековой Европе постепенно на смену школам античного типа пришли церковные школы. В них учебный год был тесно связан с религиозным календарём и начинался 1 сентября, а заканчивался чаще всего весной после праздника Пасхи. Помимо школ в средневековой Европе уже с IX века стали появляться высшие учебные заведения – университеты. Зачастую они не подчинялись ни светским, ни церковным властям, имели свои уставы и свои периоды каникул. Например, в Болонском университете (основан в 1088 году), учебный год начинался 18 октября (в день святого Луки) и заканчивался во второй половине августа. Так что каникулы у болонских студентов были совсем короткими. В другом знаменитом университете средневековья – Парижском (основан в 1150 году) – официальных каникул не было, но в летний период занятий было мало и до середины октября можно было немного отдохнуть от постижения знаний. И вот в 1231 году Римский папа Григорий IX (1170–1241) издал указ, согласно которому учебные заведения должны были давать студентам летний отпуск, чтобы они могли помогать своим семьям на сельскохозяйственных работах. Впрочем, есть и другая версия широкого распространения летних каникул. Связана она с постоянными эпидемиями чумы, случавшиеся чаще всего в жаркое время года. Тогда университеты и школы закрывались, а люди старались покинуть опасные для здоровья города, чтобы переждать вспышку заболевания в сельской местности.
Научно обоснованная идея школьных каникул появилась в XVII веке. Её выдвинул чешский общественный деятель, основоположник современной педагогики и автор классно-урочной системы Ян Амос Каменский (1592–1670). Он предложил теорию образования доступного для всех. Каменский считал, что обучение должно включать в себя следующие элементы: учебные дисциплины, план занятий, проверку усвоенного материала, систему оценок, иллюстрированные учебники, обязательное посещение занятий и каникулы.
В XVI–XVIII веках с распространением грамотности значительно выросло число школ. К XIX веку почти не осталось детей, не получивших хотя бы начальное образование. Стало понятно, что в школах, работающих круглый год, ученики сильно уставали и медленно усваивали знания. К тому же дети по-прежнему часто были вынуждены помогать взрослым. Поэтому было решено делать перерывы в учёбе. Так, к примеру, во Франции все католические праздники были выходными от занятий, а с августа по сентябрь устанавливались так называемые «сборные» каникулы, время, когда дети и студенты отправлялись домой, помогать собирать урожай. В XIX веке император Наполеон I (1769–1815) увеличил пасхальные каникулы на 5 дней, чтобы у школяров было два периода отдыха. Ранее, прусский король Фридрих II (1712–1786) ввёл обязательное образование, включающее в себя и длительные летние каникулы.
Постепенно из Европы летние школьные каникулы распространились по всему миру. Сейчас они неотъемлемая часть системы образования. В некоторых странах каникулы длиннее, в других короче. В России школьники отдыхают все три летних месяца (12 недель), а вот в Великобритании летние каникулы длятся меньше – 6 недель. Французские дети уходят на летние каникулы на 8 недель, а итальянские на целых 14. У школьников, живущих в Южном полушарии, например в Южной Африке наоборот зимние каникулы длиннее летних, они начинаются в декабре и заканчиваются в середине января, в Австралии и Новой Зеландии – с середины декабря по начало февраля. Ведь там это самое жаркое время года.
Каникулы в России
Долгое время на Руси детей учили грамоте и счёту дома, а школ было очень мало. В них учебный год начинался одновременно с Новым годом. Согласно указу Ивана III (1440–1505) с 1492 года его перенесли с 1 марта на 1 сентября. При императоре Петре I (1672-1725) стало открываться большее число школ с разными учебными программами: цифирные (начальные школы, обучающие с упором на арифметику и геометрию), навигационные, школы для медиков, металлургов, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. Даже была введена учебная повинность для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет». С 1721 года открылись религиозные архиерейские школы. А вот единого начала учебного года во всех этих учебных заведениях не было, соответственно и отдыхали ученики в разное время. Но преимущественно, конечно же, летом, в сельских школах с августа и до окончания полевых работ. В начале XIX века народные училища преобразовали в гимназии, а при церковных приходах стали открывать начальные школы для крестьянских детей для обучения грамоте, счёту и Закону Божьему. В 1804 году правительственным указом было время занятий в гимназиях: с 1 августа по 1 июля, так что летние каникулы длились тогда всего один месяц. Летние каникулы считались «большими», а «малыми каникулами» назывался отдых, приуроченный к крупным церковным праздникам. Рождественские праздники и летние каникулы ещё называли словом «вакации», как было прописано в специальном циркуляре Министерства просвещения 1878 года вакации – «время для отдохновения» учащегося.
Впрочем, у деревенских детей летние каникулы, по-прежнему, были длиннее, чем у их городских сверстников. Только отдыхом они, конечно же, не были. Когда начиналась посевная пора, то вплоть до сбора урожая этим детям было не до учёбы, потому что родителям требовалась помощь. Так что в летние каникулы ребята не отдыхали, а трудились, помогая своей семье. Начинались эти рабочие каникулы весной и заканчивались нередко поздней осенью.
После революции 1917 года система образования в стране кардинально изменилась. Было введено бесплатное и совместное обучение детей, школы была отделена от церкви. При этом в некоторых школах проводили педагогические эксперименты: отменяли домашние задания, начало учёбы и время каникул устанавливали самостоятельно. Долго так продолжаться не могло, и в 1935 году постановлением правительства было введено единое начало учебных занятий во всех школах СССР – с 1 сентября, а окончание в начальной школе – 1 июня, в 4-7 классах – 10 июня, в старших классах – 20 июня. Так официально стало определено время летних каникул.
Летние каникулы и пионерские лагеря
Летние каникулы в Советском союзе неразрывно связаны с таким явлением как пионерский лагерь. Пионерские лагеря можно без преувеличения назвать одним из главных социальных достижений советской власти, ведь нигде в мире организованный детских отдых не был доступен практически каждому ребёнку. Пионерское движение в СССР было создано в 1920-е годы как преобразование существовавших ранее скаутских отрядов. Эта идея принадлежала знаменитому педагогу-новатору, литератору, скульптору и видному деятелю российского скаутского и пионерского движения Иннокентию Николаевичу Жукову (1875–1948). Он придумал название «пионеры», девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», красный пионерский галстук.
Пионерские лагеря создавались для организации летнего досуга пионеров как продолжение деятельности отрядов с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям сельской местности и вели просветительскую работу среди местных детей. Великая Отечественная война застала миллионы ребят в лагерях, многим из них пришлось эвакуироваться на восток, иногда далеко от своего дома. Но пионерские лагеря не прекращали работу, путёвки в них в первую очередь получали сироты, дети фронтовиков и дети с ослабленным здоровьем, в том числе из блокадного Ленинграда.
Расцвет пионерских лагерей пришёлся на 1960–1980-е годы, они работали в окрестностях практически каждого города. В них соблюдался единый распорядок дня с четырёхразовым питанием, утренней линейкой, водными процедурами, тихим часом, занятиями в кружках и секциях, походами, концертами к родительскому дню, выпуском стенгазеты, прощальным костром и неформальными традициями после отбоя: боями подушками, обмазыванием спящих зубной пастой и обязательными «страшилками» про «гроб на колёсиках» и «чёрную руку». Детей в лагере распределяли по возрастному признаку на отряды, которым на общем собрании выбирали название, девиз, сочиняли речёвки. Присматривали за пионерами вожатые и воспитатели, которых набирали из студентов и учителей. Постепенно сложился формат пионерского лагеря. Он представлял собой огороженную территорию, на которой располагались корпуса для размещения посетителей, лечебный корпус, кинозал, спортивный зал, стадион, библиотека, помещения для кружковой работы. Если изначально пионерский лагерь был в первую очередь государственным институтом, воспитывавший младшее поколение членов советского общества, то со временем идеологическая составляющая стала скорее фоном, а пионерлагерь стал местом, где дети могли увлекательно и с интересом провести летние каникулы среди ровесников. В 1980-е годы в стране работало до 40 000 загородных пионерских лагерей, в которых отдыхали около 10 миллионов школьников. Среди них выделялись крупнейшие пионерские лагеря всесоюзного значения: «Артек», «Орлёнок» и «Океан».
Самый знаменитый пионерский лагерь Советского союза «Артек» расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. Он был открыт 16 июня 1925 года как лагерь-санаторий для детей больных туберкулёзом по инициативе врача, председателя общества Красного Креста, заместителя наркома здравоохранения РСФСР Зиновия Петровича Соловьёва (1876–1928). В первое лето своей работы «Артек» принял 320 ребят. Они жили у самого моря в больших палатках с деревянными полами. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который разместили вдали от лагеря. Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. Через два года на берегу были построены фанерные домики. А в 1930-е годы, когда был построен зимний корпус, «Артек» перешёл на круглогодичную работу. В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован сначала в Сталинград, затем на Алтай. В 1944 году после освобождения Крыма началось восстановление «Артека». К 1970-м годам в лагере насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «АртекФильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7 000 мест и детские площадки. «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная»). Путёвка в «Артек» получали самые лучшие из пионеров за участие в делах пионерской дружины, отличное поведение, высокую успеваемость. Ежегодно в лагерь приезжали 27 000 школьников, в том числе из зарубежных стран. Международный детский центр «Артек» продолжает свою работу и сейчас. Он включает в себя более 400 зданий и сооружений из 9 лагерей, спортивные площадки, физкультурный центр с двумя бассейнами, медицинский корпус, технические помещения, биосферная станция, парки, рекреационные зоны и пляжи, современный скалодром и верёвочный парк, центр дополнительного образования площадью, эстрадно-концертный комплекс «Артек-Арена».
12 июля 1960 году на берегу Чёрного моря рядом с городом Туапсе (Краснодарский край) был открыт Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». Сначала это был палаточный городок. В первую смену приехали 520 детей со всей страны: отличники учёбы, победители олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований. Так же как и «Артек» «Орлёнок» представлял собой комплекс из нескольких лагерей. В «Орлёнке» проводились различные фестивали, соревнования, олимпиады, слёты и сборы всесоюзного и всероссийского значения. В настоящее время «Орлёнок» преобразован во Всероссийский детский центр, в котором школьников ждут 5 лагерей (летних и круглогодичных), профильные отряды, дворец культуры и спорта, стадион «Юность», гостиница и автогородок, творческие площадки, оснащённые современным оборудованием, позволяющим проводить мероприятия всероссийского и международного уровня. Ежегодно здесь отдыхают около 20 тысяч детей из России, ближнего и дальнего зарубежья.
В 1972 году было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Название лагеря определили по результатам конкурса, проведённого газетой «Тихоокеанский комсомолец» в 1975 году. Так на берегу Тихого океана неподалёку от города Владивосток появился Всесоюзный лагерь «Океан». В 1983 году на торжественное открытие лагеря приехали гости из всех республик Советского Союза, пионеры Вьетнама, делегации из «Орлёнка» и «Артека». Сейчас во Всероссийском детском центре «Океан» работают дружины: «Бригантина», «Парус» и «Океанская эскадра», летний комплекс «Тигрёнок-Китёнок», детский морской тренировочный центр, школа подготовки вожатых. Для юных посетителей проводятся разнообразные программы, акции, фестивали и мастер-классы.
Жизнь в пионерских лагерях нашла своё отражение и в художественной литературе: от детективной «Бронзовой птицы» Анатолия Рыбакова о пионерах 1920-годов до написанной на основе популярных «страшных историй» повести «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» Эдуарда Успенского.
В детском лагере или дома, на даче или в путешествии по стране – летние каникулы дают детям прекрасную возможность отдохнуть, расслабиться, насладиться свободным временем и … подготовиться к новому учебному году.
Что почитать по этой теме
- Алеников, В. М. Каникулы Петрова и Васечкина : [повести] / Владимир Алеников. – Москва : РИПОЛ классик, 2013. – 280 с. : ил. – (Приключения Петрова и Васечкина). – Текст: непосредственный.
- Арсеньева, Е. А. Большая книга ужасов. Самые страшные каникулы : [повести] / Елена Арсеньева. – Москва : Эксмо, 2014. – 448 с. : ил. – (Большая книга ужасов). – Текст: непосредственный.
- Артамонов, С. Ф. Бунт на корабле или повесть о давнем лете / С. Ф. Артамонов ; рис. Л. Гольберга. – Москва : Дет. лит., 1971. – 175 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Байяр, Ж. Необычайные каникулы Мишеля / Жорж Байяр ; [ил. Т. Толстой]. – Москва : Коллекция «Совершенно секретно», 1995. – 336 с. : ил. – (Детский детектив). – Текст: непосредственный.
- Берестов, Валентин Дмитриевич Весёлое лето : стихотворения и сказки / Валентин Берестов ; [вступительная статья А. Д. Анпилова] ; художник И. Годин. – Москва : Детская литература, 2021. – 256 с. : ил. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.
- Блайтон, Э. Опасные каникулы : приключен. повесть / Энид Блайтон ; пер. с англ. С. Чулковой ; ил. А. Э. Сопер. – Москва : Махаон, 2018. – 224 с. : ил. – (Знаменитая пятёрка). – Текст: непосредственный.
- Булычёв, К. Гостья из будущего. Каникулы в космосе : фантаст. повести и рассказы / Кир Булычёв ; худож. Е. Т. Мигунов. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007 : ОЛМА-Пресс. – 448 с. : ил. – (Детский русский сериал). – Текст: непосредственный.
- Воробей, В. Мечты сбываются; Сумасшедшие каникулы; Удержать мечту / Вера Воробей, Марина Воробей. – Москва : Росмэн-Пресс, 2005. – 352 с. : ил. – (Лучший роман для девочек). – Текст: непосредственный.
- Госинни, Р. Каникулы малыша Николя : рассказы / Рене Госинни, Жан-Жак Сампе ; пер. с фр. И. Прессман. – Москва : Махаон, 2011. – 166 с. : ил. (Мировой детский бестселлер!). – Текст: непосредственный.
- Губарев, В. Г. Монтигомо-Ястребиный коготь: повести / В. Г. Губарев. – Москва : Мол. гвардия, 1965. – 282 с. – Текст: непосредственный.
- Дворкин, И. Л. Бурное лето Пашки Рукавишникова: повесть / И. Л. Дворкин. – Ленинград : Дет. лит., 1969. – 158 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Дегтярёва, И. В. Степной ветер: повесть / Ирина Дегтярёва ; [ил. М. Салтыкова]. – Москва : Дет. лит., 2016. – 320 с. : ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – Текст: непосредственный.
- Емец, Д. А. Город динозавров : повесть / Дмитрий Емец. – Москва : Эксмо, 2013. – 240 с. – (Весёлые каникулы. Повести для школьников). – Текст: непосредственный.
- Ерёмин, В. Великолепная шестёрка, или Полосатое лето: повесть для подростков, их родителей, а также всех тех, кто уже научился или ещё не разучился читать / В. Ерёмин, Д. Венская ; кн. 1. – Москва : ОНИКС 21 век, 2004. – 223 с. : ил. (Батакакумба!!!). – Текст: непосредственный.
- Ерёмин, В. Огонь выходит из тени, или Полосатое лето: повесть для подростков, их родителей, а также всех тех, кто уже научился или ещё не разучился читать : кн. 3 / В. Ерёмин, Д. Венская. – Москва : ОНИКС, 2005. – 192 с. : ил. (Батакакумба!!!). – Текст: непосредственный.
- Ерёмин, В. Тайны Огонь-горы, или Полосатое лето : повесть для подростков, их родителей, а также всех тех, кто уже научился или ещё не разучился читать : кн. 2 / В. Ерёмин, Д. Венская ; [ил. Н. Бугуславской]. – Москва : ОНИКС 21 век, 2004. – 223 с. : ил. – (Батакакумба!!!). – Текст: непосредственный.
- Зак, Авенир Григорьевич Пропало лето; Спасите утопающего : юмористические киноповести / Авенир Зак, Исай Кузнецов ; рисунки Г. Валька. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019. – 160 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Киселёва, М. С. Маняшкино лето : повести : рассказы : сказки / М. С. Киселёва. – Москва : Сов. Россия, 1980. – 235 с. – Текст: непосредственный.
- Колмыкова, Марина Вынеси попить / Марина Колмыкова ; иллюстрации Н. Кузьминой. – Москва : Белая ворона / Albus Corvus, 2021. – 152 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Крапивин, В. П. Лето кончится не скоро : повесть / Владислав Крапивин ; рис. О. Брезинской. – Москва : Изд. Дом Мещерякова, 2015. – 208 с. : ил. (БИСС: Большое иллюстрированное собрание сочинений). – Текст: непосредственный.
- Крапивин, В. П. Оруженосец Кашка : повесть / Владислав Крапивин ; худож. С. Гаврилов. – Москва : Махаон, 2015. – 160 с. : ил. – (Классная классика). – Текст: непосредственный.
- Крюкова, Т. Ш. Костя+Ника : повесть / Тамара Крюкова. – Москва : Аквилегия-М, 2015. – 320 с. . – (Современная проза). – Текст: непосредственный.
- Лето с капитаном Грантом : повести. – Москва : Физкультура и спорт, 1990. – 383 с. – Текст: непосредственный.
- Литтл, Д. Этим летом я – не я / Джин Литтл ; [пер. с англ. К. Сошинской]. – Москва : АСТ, 2008 : Астрель . – 224 с. . – (Внеклассное чтение). – Текст: непосредственный.
- Лихоталь, Т. В. Одно лето на краю света : повесть / Тамара Лихоталь ; худож. А. Борисенко. – Москва : Дет. лит., 1989. – 142 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Нёстлингер, К. Рассказы про Франца и каникулы : книга 5 / Кристине Нёстлингер ; перевод с немецкого В. Комаровой ; иллюстрации К. Толстой. – 2-е изд., испр. – Москва : КомпасГид, 2016. – 48 с. : ил. – (Рассказы про Франца). – Текст: непосредственный.
- Палазоло, В. Лучшие игры на отдыхе / В. Палазоло ; пер. с итал. А. Ю. Левичева ; худож. Э. Модуньо. – Москва : Росмэн-Пресс, 2006. – 111 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Рыбаков, А. Н. Бронзовая птица : повесть / Анатолий Рыбаков ; вступ. ст. Е. Стариковой ; худож. И. Ильинский. – Москва : Дет. лит., 2013. – 232 с.: ил. – (Школьная библиотека). – Текст: непосредственный.
- Рыбаков, А. Н. Приключения Кроша : [повести]; Каникулы Кроша / Анатолий Рыбаков. – Москва : Дрофа-Плюс, 2006. – 320 с. – Текст: непосредственный.
- Селин, В. Девочка-лето : любовь и море / Вадим Селин. – Москва : Эксмо, 2010. – 192 с. : ил. – (Любовь & море). – Текст: непосредственный.
- Сурова, Зинаида Михайловна Лето в Деревне : повесть для семейного чтения / Зина Сурова ; иллюстрации автора. – 2-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 176 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Усачёва, Е. А. Каникулы любви : [повесть] / Елена Усачёва. – Москва : Эксмо, 2007. – 160 с. : ил. – (Летний роман для девочек). – Текст: непосредственный.
- Успенский, Э. Н. Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы : страшная повесть для бесстрашных школьников / Эдуард Успенский ; илл. С. Ф. Бобылев. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1991. – 47 с. : ил. – Текст: непосредственный.
- Чёрный, С. Чудесное лето / Саша Чёрный ; художник Е. Володькина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 224 с. : ил. – (Читаем всей семьёй) – Текст: непосредственный.
- Эппелгейт, К. Лето большой любви / Кэтрин Эппелгейт ; [пер.с англ. А. Гузовой]. – Москва : Олимп, 2002 : Астрель : АСТ. – 218 с. : ил. – (Любимые книги девочек). – Текст: непосредственный.
- Ярцева, Е. Лето – лучшая пора : [повесть] / Евгения Ярцева. – Москва : Аквилегия-М, 2014. – 400 с. – (Школьные прикольные истории). – Текст: непосредственный.