0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов, начало 1900-х годов«Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Именно такой фразой отозвался композитор Цезарь Кюи (1835–1918) о своём младшем коллеге после неудачной премьеры его Первой симфонии в Петербурге. Рецензии были разгромными, необычное новаторское сочинение Рахманинова единодушно не приняли и критика и публика. Молодой композитор впал в депрессию, он практически не выходил из дома и почти четыре года ничего не сочинял. Тогда, в 1897 году, могла закончиться блистательно начавшаяся музыкальная карьера Сергея Васильевича Рахманинова. Но он справился с невзгодами и стал признанным классиком и символом русской музыки во всём мире. Великолепный пианист, блестящий дирижёр, великий композитор, оставивший после себя колоссальное культурное наследие.

Сергей Рахманинов родился в 20 марта [1 апреля] 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии. Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Не удивительно, что с раннего возраста мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, и мама Любовь Петровна стал обучать его игре на фортепиано с четырёх лет. Сам Рахманинов говорил, что именно с музыкой были связаны все его детские воспоминания. И первые награды, когда маленький Серёжа на импровизированном домашнем концерте играл в четыре руки с дедом по отцовской линии музыкантом Аркадием Александровичем Рахманиновым (1808–1880). И первые невзгоды тоже: так в наказание Серёжу не ставили в угол, как других детей, а сажали … под рояль.

Николай Зверев с учениками. Стоят: Семён Самуэльсон, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Фёдор Кёнеман. Сидят: Александр Скрябин, Николай Зверев, Александр Черняев, Матвей Пресман. 1888 годОсенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского (1846–1915), позже учился в Москве в частном пансионе для одарённых учеников у Николая Зверева (1833–1893). А в 1888 году продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе своего родственника Александра Ильича Зилоти (1863–1945).

Сергей Рахманинов за корректурой Третьего концерта. Ивановка, 1910 годЕщё в бытность студентом консерватории, Сергей Рахманинов получил известность среди московской публики. Во время обучения он написал Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано. С этим произведением, ставшим по всеобщему признанию, настоящей жемчужиной его творчества Сергей Васильевич в 1892 году впервые выступил перед публикой как пианист.

Почти каждый год с июня 1890 по апрель 1917 года Рахманинов приезжал на лето в Ивановку. Выросший среди пейзажей северной России, Рахманинов поначалу скучал, но постепенно он полюбил этот простор бескрайних чернозёмных равнин. Именно в Ивановке Рахманинов любил сочинять свои произведения. Здесь были написаны Вторая симфония (1907 г.), Третий концерт для фортепиано с оркестром (1909 г.), «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1910 г.), поэма «Колокола» (1913г.) симфония «Всенощное бдение» (1915 г.), оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (1905), сорок три романса (среди них «Сирень» «Ночь печальна», «Здесь хорошо»).

Диплом Сергея Рахманинова об окончании Московской консерваторииРахманинов окончил консерваторию как пианист и композитор. За свою дипломную работу – одноактную оперу «Алеко» – он получил Большую золотую медаль. Принимал экзамен Пётр Ильич Чайковский (1840–1893). Он был так восхищён талантом и мастерством Сергея, что поставил ему оценку «5 с тремя плюсами» и рекомендовал оперу к постановке в Большом театре. Её премьера состоялась весной 1893 года. Так молодой Рахманинов быстро стал любимцем музыкальной общественности как талантливый пианист, композитор и дирижёр.

Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов, конец 1890-х годовА потом случился знаменитый провал Первой симфонии в Петербурге, когда у Рахманинова по его собственным словам рухнули все его надежды и вера в себя. Справиться с тяжёлым психологическим состоянием помог известный русский предприниматель и меценат Савва Иванович Морозов (1841–1918). Он покровительствовал целой плеяде художников, музыкантов, артистов. В созданном Мамонтовым художественном кружке, а затем и в основанной им Московской частной русской опере, блистали талантами живописцы Валентин Серов (1865–1911), Константин Коровин (1861–1939), Виктор Васнецов (1848–1926), Василий Поленов (1844–1927), Михаил Врубель (1856–1910), скульптор Марк Антокольский (1840–1902), певец Фёдор Шаляпин (1873–1938) и дирижёр Сергей Рахманинов.

С Фёдором Ивановичем Шаляпиным Рахманинова связывала долгая дружба. Рахманинов помогал начинающему певцу при создании сценических образов, был учителем в области теории музыки и гармонии. Часто бывая в доме Рахманиновых, Шаляпин перед выступлениями репетировал с Сергеем Васильевичем все романсы и арии, стоящие в программе. «Что Серёжа скажет – то закон», нередко повторял Фёдор Иванович.

Новый этап в жизни Сергея Васильевича наступил в 1901 году, когда он завершил Второй фортепианный концерт, вернувший композитору статус известного российского музыканта. В то время он много писал, дирижировал, ездил с концертами по Европе, в Соединённые Штаты Америки и Канаду. Одно время возглавлял художественный совет Российского музыкального издательства, занимал должность дирижёра в Большом театре, дирижируя всем русским оперным репертуаром на протяжении нескольких сезонов. С него началась реформа дирижёрского управления, и дирижёр стал главным музыкальным руководителем спектакля.

А 21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление Рахманинова в Петрограде и в России. В бурное революционное время композитора неожиданно пригласили играть на концерте в Стокгольме (Швеция). Сначала ехали в переполненном поезде, который в любой момент могли арестовать и отправить обратно. Затем уже на финской границе в сильную метель пассажирам пришлось пересесть на розвальни. При переходе пограничной линии, Сергей Васильевич опустился на колени и поцеловал землю Родины, вернуться на которую ему было уже не суждено. Так в декабре 1917 года, оставшись практически без средств, Рахманинов с женой и двумя дочерями Татьяной и Ириной оказался в эмиграции.

Сергей Рахманинов, 1910-е годыРеволюция и разрушение привычного мироустройства стали для Сергея Васильевича настоящей трагедией. Он говорил, что «лишившись родины, потерял самого себя…». Но жизнь продолжалась, надо было обеспечивать семью и расплачиваться с долгами. Поэтому Рахманинов вновь стал выступать с концертами. Покорив европейскую публику, в 1918 году он уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели единодушно признавали его одним из величайших музыкантов своего времени. Ему приходилось много и напряжённо концертировать, готовить программы, иногда из-за чего сильно болели руки. И почти 10 лет эмиграции Рахманинов не мог сочинять, только во второй половине 1920-х годов он создал первые произведения нового творческого периода: Четвёртый концерт (1927 г.) и «Три русские песни для хора и оркестра» (1928 г.). Всего 6 произведений Рахманинов создал за всё время жизни за рубежом (1918–1943), но они, безусловно, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Это и «Вариации на тему Корелли для фортепиано» (1931 г.), «Рапсодия на тему Паганини» (1935 г.) и Третья симфония (1937 г.) и «Симфонические танцы» (1940 г.).

Сергей Рахманинов во время концертаАктивную концертную деятельность Рахманинов не прекращал до самого конца своей жизни, давая по многу десятков выступлений за сезон. Популярность Рахманинова была огромной, сопоставимой с популярностью современных кинозвёзд, практически всё время за ним ходили толпы репортёров.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов весь денежный сбор от нескольких концертов направил в фонд Красной армии и Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На деньги композитора был построен военный самолёт.

Тамбовское музыкальное училище, 1900-е годыИмя Сергея Васильевича Рахманинова неразрывно связано с Тамбовской областью. Ещё в XVIII веке прапрадед композитора Герасим Иевливич Рахманинов (?–ок. 1790) приобрёл имение в селе Таракановка (Знаменка) Козловского уезда (сейчас – Петровский район Тамбовской области). Его потомки расселились по всей губернии. Один из представителей этого рода Иван Герасимович Рахманинов (1753–1807) известен как просветитель, переводчик, издатель журналов «Утренние часы» и «Почта ду́хов», собрания сочинений Вольтера.

Сергей Васильевич Рахманинов неоднократно бывал в губернском центре у своих родственников и друзей, а также как вице-председатель Императорского Русского музыкального общества приезжал в 1909 году с инспекцией («ревизией») в Тамбовское музыкальное училище. «Общее впечатление отрадное» – сделал тогда вывод композитор. Ещё в 1895 году Рахманинов подал прошение о внесении его в родословную книгу дворян Тамбовской губернии, которое было удовлетворено.

Сергей Рахманинов за рулём автомобиля. Ивановка, 1912 годНо главным местом в жизни и творчестве Рахманинова на многие годы стала Ивановка – имение родителей жены композитора Натальи Александровны Сатиной (1877–1951). Имением он занимался не жалея сил и средств, вникая в хозяйственные вопросы и приобретая новейшие сельскохозяйственные машины (хотел даже купить трактор), Музей-заповедник «Ивановка»племенной скот, лошадей. Последний раз Рахманинов приезжал в Ивановку в апреле 1917 года. По словам самого Сергея Васильевича, общение с крестьянами в то время было «не самым приятным, и он предпочёл бы оставить страну с более дружескими воспоминаниями». В декабре 1917 года ивановский комитет бедноты и волостной исполнительный комитет раздали нуждающимся местным жителям лошадей, коров и овец, разделили землю, распродали вещи из усадьбы. В 1920-22 годах Ивановка оказалась в эпицентре «антоновщины» – крестьянского восстания под руководством А.С. Антонова (1889–1922). В деревне и на территории имения шли бои. В итоге трагических событий оставшееся имущество было разграблено и все строения уничтожены.

Знал ли об этом Сергей Васильевич, подозревал, что его любимо детище постигла печальная судьба? Но живя в далёкой Америке, Рахманинов честно признавался «… туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь…».

Музей-заповедник «Ивановка»Возрождение Ивановки началось в 1968 году, когда было издано постановления бюро Тамбовского областного комитета КПСС «Об увековечении памяти С.В. Рахманинова». 26 мая 1968 года в Музей-заповедник «Ивановка»здании ивановского сельского клуба коллективом Тамбовского областного музея была создана комната-музей С.В. Рахманинова, в Ивановке стали проводиться ежегодные Дни музыки. Двумя годами раньше журналист Дмитрий Калашников побывал на территории бывшего имения и описал свои впечатления от совершенно заброшенного места в газете «Тамбовская правда». Статья привлекла внимание, как общественности, так и властей. Началась долгая работа по восстановлению усадьбы. В ней приняла участие сестра жены Рахманинова Софья Александровна Сатина, проживавшая в Нью-Йорке. Она описала как выглядели постройки, планировку и обстановку домов, рассказала о том как жили в Музей-заповедник «Ивановка»Ивановке. Благодаря ей удалось всё сделать практически так же, как было при Рахманинове. Постепенно были воссозданы все здания усадьбы: в 1971 году был заложен фундамент флигеля, в 1993 году на территории усадьбы был воссоздан гараж, в 1995 году – главный Александр Иванович Ермаков усадебный дом. 18 июня 1982 года был торжественно открыт Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке, с 2019 года – Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка». С 1982 года в Ивановке ежегодно проходят Международные музыкальные фестивали им. С.В. Рахманинова, ежегодно в мае проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке». И всё это во многом заслуга удивительного яркого человека – педагога Музей-заповедник «Ивановка».и музейного деятеля Александра Ивановича Ермакова (1951–2022). Начав работу учителем в Ивановской средней школе, в 1978 году он принял предложение стать директором создающегося музея и более 40 лет возглавлял его. Он вдохнул в разорённую Ивановку новую жизнь, инициировал и организовал воссоздание усадебных построек и парка, приобретение мемориальных вещей и предметов старины, позволивших воссоздать дух усадьбы. Большую часть своей жизни Александр Иванович занимался просветительской деятельностью: активно популяризировал наследие Сергея Рахманинова, организовывал музыкальные фестивали, международные конференции и выставки. И сейчас Музей-заповедник «Ивановка» является центром сохранения и продвижения российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством великого композитора.

Что почитать по этой теме:

  1. Антипов, В.И. Творческий архив С.В. Рахманинова : указатель произведений : сб. статей : к 140-летию со дня рождения С.В. Рахманинова (1873-1943) / В.И. Антипов. – Тамбов : Изд-во Першина Р.В., 2013. – 136 с. : ил. – (Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»). – Текст: непосредственный.
  2. Брянцева, В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова / В.Н. Брянцева. – 2-е изд. – Москва : Сов. композитор, 1973. – 134 с. : фот. – Текст: непосредственный.
  3. Валькова, В.Б. С.В. Рахманинов : летопись жизни и творчества. Ч. I. 1873-1899 / В.Б. Валькова . – Тамбов : Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2017. – 276 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  4. Веселова, А.И. Начало пути. [Ч. 2] / А.И. Веселова ; А.И. Веселова – Санкт-Петербург : Союз художников, 2011. – 136 с. : ил. – (Гении земли русской). – Текст: непосредственный.
  5. Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Кн. 3 / В.М. Воскобойников. – Москва : ОНИКС, 2008. – 184 с. : ил. – (Жизнь замечательных детей). – Текст: непосредственный.
  6. Емельянова, Н.Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова / Н.Н. Емельянова. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 159 с. : фот. – Текст: непосредственный.
  7. Знаменское : рахманиновские места Тамбовской области : альм. / упр. культуры Тамб. обл., ГУ «Рахманиновский центр», музей-усадьба С.В. Рахманинова ; сост. : А. Ермаков, А. Жогов – Тамбов : Тамбовполиграфиздат, 2004. – 92 с. : ил. – (Рахманиновские места Тамбовской области) (Труды музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка») – Текст: непосредственный.
  8. Ивановка. Времена. События. Судьбы : альманах / сост. А. Ермаков, А. Жогов. – Москва : Изд-во Фонда И. Архиповой, 2008. – 191 с. : ил. – (Труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка»). – Текст: непосредственный.
  9. Ивановка. Времена. События. Судьбы : альманах 2. – Москва : МАКС Пресс, 2009. – 164 с. : ил. (Труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка»). – Текст: непосредственный.
  10. Ивановка. Времена. События. Судьбы : альманах 3. – Москва : Макс Пресс, 2010. – 200 с. : фотоил. – (Труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка»). – Текст: непосредственный.
  11. Казьмин, О.А. Рахманиновские места Тамбове / О.А. Казьмин. – 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов : Пролет. светоч, 2002. – 23 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  12. Казьмин, О.А. Тамбовские друзья, знакомые и родственники С. В. Рахманинова / О.А. Казьмин. – Тамбов : Б. и., 2013. – 32 с. : фотоил. – (140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова и Году культуры в Тамб. обл. посвящается...) – Текст: непосредственный.
  13. Калашников, Д.В. «В Ивановку я всегда стремился...» : Сергей Рахманинов на Тамбовской земле / Д.В. Калашников, О.А. Казьмин. – Воронеж : Центр духовного возрождения Чернозем. края, 2003. – 272 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  14. Калинина, Н.А. С.В. Рахманинов : повесть / Наталья Калинина ; оформ. А. Савельева. – Москва : Дет. лит., 1989. – 127 с. : фот. – (Великие композиторы). – Текст: непосредственный.
  15. Крутов, В.В. Мир Рахманинова. Темы и вариации. Россия. Кн. 1. Сережа [Текст] / В.В. Крутов, Л.В. Швецова-Крутова Тамбов : Юлис, 2004 466 с. : ил.; фот. – Текст: непосредственный.
  16. Крутов, В.В. Мир Рахманинова. Темы и вариации. Россия. Кн. 2. Один год / В.В. Крутов, Л.В. Швецова-Крутова. – Тамбов : Юлис, 2006. – 464 с. : ил.; фот. – Текст: непосредственный.
  17. Михеева, М.В. Архив С.В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора / М.В. Михеева. – Ивановка : Б. и., 2012. – 240 с. : ил. (Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка») – Текст: непосредственный.
  18. Новое о Рахманинове : сб. статей / ред.- сост. И.А. Медведев ; Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. – Москва : Дека-ВС, 2006. – 200 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  19. Очерки по истории русской музыки конца XIX-начала XX века : для учащихся ст. кл. / Т.А. Хопрова, А.Н. Крюков, С.Я. Василенко, М.К. Михайлов, Э.С. Барутчева. – Москва : Просвещение, 1965 ; Ленинград. – 208 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  20. Рахманинов, С. Воспоминания, записанные О. фон Риземаном / Сергей Рахманинов ; послесл., пер., коммент. В.Н. Чемберджи. – Москва : Радуга, 1992. – 256 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  21. Рахманинов, С.В. Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX веков. Диск 26. Сергей Васильевич Рахманинов : фонохрестоматия / С.В. Рахманинов – [Москва] : Dominanta, 2004. – 1 CD-ROM. – Текст. Изображение. Звук : электронные.
  22. Рахманинов, С.В. Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX веков. Диск 27. Сергей Васильевич Рахманинов : фонохрестоматия / С.В. Рахманинов. – [Москва] : Dominanta, 2004. – 1 CD-ROM : – Текст. Изображение. Звук : электронные.
  23. Род Рахманиновых на Тамбовской земле: Обзор фондов и документов Государственного архива Тамбовской области / сост. Т.А. Кротова, Ю.В. Мещерякова, Н.В. Рубан. – Тамбов : ООО «ТПС». 2023. – 256 с. : фот. – Текст: непосредственный.
  24. С.В. Рахманинов : альбом / сост. Е. Рудаковой. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1988. – 192 с. : ил. – Текст: непосредственный.
  25. С.В. Рахманинов в Ивановке : сборник материалов и документов ; сост. Н.Н. Емельянова. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1971. – 297 с. : фот. – Текст: непосредственный.
  26. С.В. Рахманинов и мировая культура : материалы V Международной науч.-практ. конференции, 15-16 мая 2013 года / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» ; ред.-сост. И.Н. Вановская. – Ивановка : Б. и., 2013. – 294 с. (140-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова посвящается) – Текст: непосредственный.
  27. С.В. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры. Ч. I. : II Рахманиновские чтения: материалы докладов / сост. С.В. Костюкова; Упр. культуры и арх. дела Тамб обл. [и др.]. – Тамбов, 2006. – 83с. – Текст: непосредственный.
  28. С.В. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры. Ч. II : II Рахманиновские чтения: материалы докл. / сост. С.В. Костюкова; Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. [и др.]. – Тамбов, 2006. – 65c. – Текст: непосредственный.
  29. Сенков, С.Е. С.В. Рахманинов : сб. статей / С.Е. Сенков ; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2013. – 134 с. : ил. (К 140-летию со дня рождения С.В. Рахманинова) – Текст: непосредственный.
  30. Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор...» [Текст] : выставка / Министерство культуры РФ ; Российский Национальный музей музыки ; Орфей. – Москва : б. и., 2020. – [32] с. : ил. – Текст: непосредственный.
  31. Соколова, О.И. Сергей Васильевич Рахманинов / О.И. Соколова ; худож. Д. Бязров. – 3-е изд. – Москва : Музыка, 1987. – 160 с. : ил. – (Русские и советские композиторы) – Текст: непосредственный.
  32. Соколова, О.И. Сергей Васильевич Рахманинов / О.И. Соколова. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1984. – 157 с. : фот. (Русские и советские композиторы). – Текст: непосредственный.
  33. Третьякова, Л.С. С.В. Рахманинов : (к 100-летию со дня рождения) / Л.С. Третьякова. – Москва : Знание, 1973. – 47 с. : ил. – (Новое в жизни, науке , технике. «Искусство»; вып. 2). – Текст: непосредственный.
  34. Федякин, С.Р. Рахманинов / Сергей Федякин ; [науч. ред. В.И. Ражева]. – Москва : Мол. гвардия, 2014. – 480 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1691 (1491)). – Текст: непосредственный.

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве