Из истории народов России
В современной России проживает около 200 народов. Все они имеют сложившийся веками уклад и традиции. История некоторых из них уходит в глубокую древность, и, зачастую сложно определить, кого и из них можно официально назвать древнейшими поселенцами на российских землях. На территории нашей страны в незапамятные времена обитали самые различные этносы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя и культуры. О племенах и народах, населявших в древности Восточно-Европейскую равнину и Сибирь, мы можем судить по археологическим находкам, исследованиям этнографов, дошедшим до нас географическим названиям и сохранившимся письменным источникам.
Древние жители Руси
Задолго до появления государства у восточных славян на землях, которые сейчас являются российскими, люди жили ещё 25 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Рядом с городом Владимиром была раскопана стоянка древнего человека – Сунгирь. На этом месте жили охотники, оставившие после себя хорошо сохранившиеся погребения, изучением которых занимаются ученые. Здесь были найдены копья и дротики из бивня мамонта, древние ткани, орудия, диски, символизирующие солнце, а также более 80 видов украшений. Реконструкция внешнего облика найденных останков показала, что сунгирские люди вполне могли быть предками современных североевропейцев.
Археологические памятники были найдены и на территории современной Москвы, в том числе на месте Кремля. Они относятся к VIII–VII векам до н. э. – это так называемая дьяковская археологическая культура. Известно, что дьяковцы относились к финно-угорским племенам, именно от их потомков нам остались названия рек Кашира, Вологда, Вычегда. Эти племена вели оседлый образ жизни, их городища были построены на высоких мысах при слиянии рек, и обитало в них от 50 до 200 человек. Основным занятием было разведение лошадей и охота. Дьяковцы занимали большую часть России от современных Вологды до Смоленска.
Если перенестись через несколько веков вперёд, то мы обнаружим, что к моменту образования Древнерусского государства (IX век) в Центральной России было смешанное население. Коренными были финно-угры и балты, а не иноземными славяне и варяги. В Повести временных лет перечислены племена, «дающие дань Руси»: весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, пермь, печера, ямь, литва, зимиголы, корсь, нарова и ливы. Названия подмосковных рек Ока, Дубна, Протва и Истра остались от балтского племени «голядь», которое со II века проживало на границе современных Московской, Калужской и Смоленской областей и окончательно смешалось с соседними народами только в XIV веке. По одной из версий, и слово «Москва» имеет балтийский корень.
Но это всё территория Центральной России, давайте теперь посмотрим на более широкую географию нашей страны.
Первыми обитателями степей северного Причерноморья и Крыма ещё в бронзовом веке (5-м и 1-м тыс. до н.э.) были киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков и клинописных текстов Древнего Востока. Несмотря на то, что эти сведения носят полулегендарный характер, бесспорно, что киммерийцы оставили значимый след в истории причерноморских степей, сохранившись в памяти следующих поколений. Подтверждение тому – античное название керченского пролива – Боспор Киммерийский.
С VII в. до н.э. началась греческая колонизация этой области, и появились основанные древними греками города Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия и другие. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединились в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь), которое стало важнейшим поставщиком в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, и, увы, рабов.
Долгое время соседями греков были скифы. В VIII в. до н.э. они пришли из Азии и расселились на берегах Черного моря, а позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было хорошо развитое скотоводство, земледелие и ремесла.
К началу новой эры в Южной Руси появились соперники скифов – сарматы. О них известно очень мало, кроме того, что они победили скифов и заняли их земли. Позднее и они место уступили другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.
Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов и в IV в. н.э. образовали первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Впрочем, это государство просуществовало недолго, и было завоёвано гуннами, которые вторглись в Европу из степей Центральной Азии в конце IV века. Они кочевали между Волгой и Дунаем и образовали обширное, но непрочное государство. Именно массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок Великому переселению народов.
В течение почти целого тысячелетия из Азии в Европу шло одно племя за другим. Они двигались по черноморским степям и не заходили на север, в лесные пространства. Древнерусское государство много веков вело с ними постоянные войны.
С IV века степи Северного Причерноморья населяли тюркские племена – булгары. Они образовали союз, который затем в VII в. разделился на несколько групп: одна часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе, другая ушла на Балканы, а третья осела в Среднем Поволжье и создала многонациональное государственное образование – Волжско-Камская Булгария.
В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян, совершали набеги на Византию и германские племена, но в начале Х века были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. Авары имели и другое название – «обры», под ним они остались в древнерусских летописях. В них было сказано, что обры «погибоша вся» (все погибли), а в русском языке надолго осталось устойчивое выражение «погибоша яка обре».
Из школьной программы многие помнят про вещего Олега, воевавшего с «неразумными хазарами». Тюркоязычное кочевое племя хазаров пришло из Азии в VII в. и образовало самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат, включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область. В Х веке каганат был разгромлен русской ратью, а в южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.
Как самостоятельные многих из названных этносов больше не существует, они растворились в потоках дальнейших переселенцев. Но, разумеется, некоторые из древних обитателей современной России сохранились до сих пор. К ним, в первую очередь, относятся славяне, занимающие лидирующую позицию в списке наиболее древних жителей России.
Славяне
Славяне – это крупнейшая в Европе группа народов, говорящих на славянских языках, в число которых входит и русский народ. На самом деле существует множество гипотез происхождения славян: и от скифских племён Средней Азии, и от германских народов. Трудно точно определить, когда появился этот этнос. Так, знаменитый древнерусский монах-летописец Нестор (ок. 1056–1114) взял за основу библейское предание и начал историю славян с разрушения Вавилонской башни, которое разделило человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».
В науке до сих пор нет единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на просторы Восточно-Европейской равнины, когда образовали свои первые города, каким было хозяйство древних славян. Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников.
Учёные пришли к выводу, что славяне отделились от древне-европейской общины примерно к 400 году до н. э. В этот период времени уже существовали кельты и италики, германцы и западные балты, венеты и иллирийцы. По одной версии, прародиной славян была долина между реками Вислой и Одрой (Одером) на территории современной Польши. Согласно другой версии славяне изначально селились между Западным Бугом и средним течением Днепра – сегодня это территория на пересечении Польши, Украины и Беларуси. Точно установлено, что самыми ранними славянами или прямыми предками славян были представители культуры, зародившейся между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры и называющейся культурой подклёшевых (подклошевых) погребений. Это необычное название произошло от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», что означает «верх дном». Исследователи считают, что именно от неё можно проследить элементы преемственности в развитии до славянских племён более позднего периода.
В конце IV века из-за изменения климата началась «великая славянская миграция». V век был самым холодным за прошедшие 2 000 лет, в это время резко поднялся уровень воды в Северном и Балтийском морях, а реки затопили прибрежные поселения. Люди стали массово покидать обжитый регион и к VII–VIII векам они пересекли границу современной России.
В той же Повести временных лет Нестор-летописец упомянул 15 славянских племенных союзов, из которых на территории современной России жили словене, кривичи и вятичи. Словене основали Великий Новгород, Ладогу, Белоозеро, Старую Руссу и Псков. В 862 году они пригласили в Новгород варяга Рюрика, родоначальника русской княжеской, а затем царской, династии. Кривичи расселились от Днепра и Западной Двины до верхней Волги. Их главными городами были Смоленск, Изборск и Полоцк. Главным городом вятичей, живших по Оке и верховью Дона, стал Корьдно недалеко от нынешней Калуги.
Близкими родственниками русских являются такие славяне, как белорусы и украинцы. В Средние века предки этих трёх народов создали объединённое государство – Киевская Русь.
Конечно же, славяне не единственный древний этнос, населяющий нашу Родину. Расскажем немного и о других российских народах с давней историей.
Башкиры
Важным центром взаимодействия культур издревле была южная часть Уральских гор и прилегающие к ней степи. Здесь сложился башкирский этнос. В настоящее время есть несколько основных версий происхождения башкирского народа. Первая (индоиранская) утверждает, что башкиры произошли от индоиранских племён сарматов раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых был Южный Урал. По другой, версии (финно-угорской), башкиры являются родственниками современных венгров, так как и те и другие произошли от мадьяр. В подтверждение этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока на территорию нынешней Венгрии. Третья версия основывается на средневековых арабских источниках, которые приравнивают башкир к тюркам. По мнению некоторых историков древне башкирские племена выделились на основе тюркских общностей в VII веке н.э. и впоследствии смешались с финно-угорскими и сарматскими племенами. В XIII веке в исторический Башкортостан вторглись кочевые племена, которые и сформировали облик современных башкир. Башкиры известны как замечательные земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды.
Марийцы или Черемисы
С VIII-II веков до н.э. прослеживается история марийцев – финно-угорского народа. Некоторые историки отождествляют их с фиссагетами – древним полулегендарным народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель в северном Причерноморье. Позже из них выделились марийцы, расселившиеся по правому берегу Волги между устьями рек Сура и Цивиль. Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии с готскими и хазарскими племенами, а также Волжской Булгарией. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства. Их традиционными занятиями являются земледелие, пчеловодство и охота.
Саамы
Предки северного народа саамов пришли на место своего обитания в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чьё название переводится как «земля», своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры, представители которой населяли во II-I тыс. до н.э. широкую территорию от среднего Поволжья до севера Финского полуострова, включая Карелию. Тогда же возник саамский язык и сложился физический облик саамов, который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.
Первое дошедшее до нас письменное упоминание о саамах относится к 325 году до н.э. и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о некоем народе «фенни». В I веке уже нашей эры о них писал римлянин Тацит, он рассказывал о народе фениев, обитающем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.
Народы Дагестана
Своим древним происхождением могут похвастаться многие народы современного Дагестана, здесь находят остатки поселений людей, датируемые 6 тысячелетием до нашей эры. Особенно это относится к даргинцам и лакцам. По мнению историков, эти народы живут на одной территории со времён позднего каменного века.
Вайнахи
Также как и многие народы Дагестана вайнахские народы (чеченцы и ингуши), относятся к древнему антропологическому типу, как указывал советский учёный профессор Г.Ф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их прямые предки заселили территории Северного Кавказа в IV–начале III тысячелетия до нашей эры. В письменных источниках упоминания о вайнахах встречаются впервые у античного историка и географа Римской Греции Страбона (I век до н.э.), который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.
Юкагиры
А вот самым-самым древним российским этносом можно назвать малочисленный сибирский народ – юкагиры («люди мерзлоты» или «дальние люди»). Этот этнос также появился ещё в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от реки Енисей. Антропологи считают, что этот народ, изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт коренного населения полярной Сибири. До XIX века племена юкагиров занимали обширную область от реки Лены до устья реки Анадырь. К началу ХХ столетия юкагиры сохраняли свой древний хозяйственный уклад охотников и рыболовов. В культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, «вороний» эпос), восходящих к древней полярной традиции культуры охотников на диких оленей. В числе интереснейших юкагирских традиций, зафиксированных учёными на рубеже XIX–XX столетий, было пиктографическое (рисуночное) письмо. Согласно переписи населения 2010 года, численность юкагиров составляла 1597 человек.
Традиции и обычаи
Понять культуру народов помогает знание традиций и обычаев. Некоторые из них уже не практикуются, другие сохранились до современности, часто изменившись почти до неузнаваемости.
Так после распространения христианства на Руси в X веке, языческие праздники, обряды и мифологические персонажи не исчезли, воспоминания о них можно обнаружить и сейчас, через тысячу лет. Например, многие христианские святые в сознании русских приобрели черты, свойственные древним славянским богам: святой Власий – покровитель скота, как и славянский бог Велес, а Илья-пророк по русским легендам ездит по небу на колеснице, как его предшественник Перун – бог грома и молнии. Древнее языческое происхождение имеют обряды, связанные с празднованием Иванова дня (7 июля) – дня рождения Иоанна Предтечи, которого на Руси называют Иван Купала. Этот праздник в древности отмечался в самый долгий день в году 22 июня и изначально был посвящён солнцу. В некоторых регионах вплоть до XVII-XIX веков славяне в этот день жгли костры, вокруг которых устраивали танцы, а молодёжь прыгала через огонь. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствам. Характерной приметой праздника Ивана Купалы стали многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, нечистой силы, урагана, пожара и других бедствий. Именно в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли наибольшую силу.
С давних времён благоговейное отношение к родникам, колодцам и лесу сохранили марийцы. До сих пор у них существует правило: нельзя громко разговаривать, а тем более ругаться, около родника или колодца, бросать что-нибудь в воду, иначе богиня-мать воды обидится и уйдёт в другое место. Если марийцу нужно срубить дерево, то он обращается к его духу, объясняет, для чего он это делает и просит прощения.
Языческие корни можно проследить и у башкир, принявших в X веке ислам. Чтобы отпугнуть злые силы на колыбель ребёнка прикрепляют обереги: ягоды рябины, камни из священных мест, кольца. Универсальным защитным средством долгое время считался огонь, добытый трением. Люди верили, что болезни обойдут дом стороной, пока такой огонь горит в очаге, а его дымом окуривали домашних животных. С давних пор и до сегодняшних дней башкиры, а также татары и прочие тюркские народы, отмечают весенний праздник Каргатуй. Он посвящён весеннему пробуждению природы и приурочен к окончанию сезонных полевых работ. До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы, что связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени. Во время проведения праздника девушки и молодые женщины украшают деревья цветными лентами, платками, серебряными подвесками или монетами, бусами, кольцами. Для угощения готовят ритуальную кашу, символизирующую плодородие. После окончания трапезы устраиваются спортивные состязания (перетягивание каната, бег, борьба, прыжки) и проводится ритуал угощения птиц.
Потомки скифо-сарматских племён (аланов) – современные осетины – живут в центральной части Кавказа. Один из основных и очень древних праздников осетин – Ногбон («Новый день») до сих пор отмечается в ночь с 13 на 14 января. По традиции, в этот древний праздник жители разводят костры перед домом и прыгают через них. Считается, что огонь очищает от всего плохого. В этот праздник на столе обязательно должен быть большой пирог «артхурон» (в переводе – огонь солнечный). Он посвящался солнцу и выпекался в форме солнечного диска. И сейчас в него запекают монету, тому, кому она попадется, в наступившем году ждёт богатство.
Это только некоторые из национальных обычаев, сохранившихся у народов, населяющих Россию до наших дней. Так сложилось, что Россия является одним из самых многонациональных государств в мире. Большинство этносов, населяющих нашу страну, оказалось в ней мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый из них отличается своей долгой и славной историей, культурой и наследием, а богатство национальных культур – это великое непреходящее достояние всей нашей Родины.
Что почитать по этой теме
- Лазарев, А.В. Портреты народов мира / А.В. Лазарев ; сост. Н. Астахова. – Москва : Белый город, Б. г. – 272 с. : ил. – (Рассказы по истории для детей).
- Лисова, К. Л. Народоведение : учеб. пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. шк. / К. Л. Лисова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 286 с. : ил. –(Основное общее образование).
- Миловский, А.С. Песнь жар-птицы : рассказы о народных праздниках / Александр Миловский ; фот. автора ; оформ. Б. Школьника ; вступ. ст. и коммент. И.П. Уваровой. – Москва : Детская литература, 1987. – 190 с. : фотоил. – (Библиотечная серия).
- Мифы и легенды народов мира. Народы России : сборник / худож. И. Сайко. – Москва : Мир книги, 2004. – 478 с. : ил. – (Мифы и легенды народов мира).
- Народы мира / сост. А.В. Волкова. – Москва : РОСМЭН, 2013. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Народы мира [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва : Медиа - Сервис, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
- Народы России : праздники, обычаи, обряды. – Москва : РОСМЭН, 2014. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Народы России : энцикл. / гл. ред. В. А. Тишков. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с. : ил.
- Праздники народов России : энцикл. / авт.-сост.: М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская,М. Д. Каракетов и др. ; худож.: И.В. Максимова, Л.Т. Митрюкова, О.К. Пархаев и др. – Москва : РОСМЭН, 2004. – 103 с. : ил. – (Энциклопедия).
- Русский народ. Кн. 1. Праздники, обряды и обычаи на Руси / сост. М. Забылин. – Москва : Белый город, 2005. – 175 с. : ил.
- Русский народ. Кн. 2. Суеверия, приметы, заговоры / сост. М. Забылин. Москва : Белый город, 2007. – 175 с. : ил.
- Рыбаков, Б. . Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – 2-е изд. Москва : Наука, 1994. – 608 с.
- Самые знаменитые народы мира : иллюстрир. энцикл. / ред. Ю.В. Журбей. – Москва : Белый город, б. г. – 104 с. : ил.
- Сахаров, А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века : учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов ; под. ред. А.Н. Сахарова. – Москва : Просвещение, 1995. – 304 с. : ил.
- Синова, И. В. Народы России : история и культура, обычаи и традиции : справ. школьника / И. В. Синова. – Санкт-Петербург : Литера, 2008. – 94 с. : ил. – (Любимая Россия).
- Сто народов, сто языков : этногр. очерки ; под ред. Л.М. Минца. – Москва : Просвещение, 1992. – 208 с. : ил.