0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели, мы работаем для вас:

 22 февраля  с 9:00 до 18:00,
25 февраля – с 9:00 до 16:00.

23, 24 февраля библиотека не работает.

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 Самые первые школы / Первый раз в древний класс.

Люди всегда хотели получить, сохранить и передавать знания, поэтому учились всегда. Мы расскажем о самых первых школах в истории человечества.

bimka20 timemachine1Еще 3–4 тысячи лет назад в Шумере (Месопотамия) в городе Уре существовала школа, в которой было несколько классов и обучалось 20–25 мальчиков разных возрастов. Учиться нужно было много лет, но примерно через два года прилежному школьнику, могли присвоить звание «младшего писца». Вместо бумаги ученики использовали глиняные таблички. На одной стороне такой таблички учитель писал задание, а на другой стороне ученик выполнял его. При раскопках в шумерских школах было найдено множество таких табличек с упражнениями по письму, текстами для заучивания наизусть, таблицу умножения, правила извлечения квадратного и кубического корня. Есть и такие, на bimka20 timemachine2которых шумерские школьники решали задачи по практической геометрии, например, вычисляли сколько потребуется вынуть из земли грунта для того, чтобы вырыть яму заданных размеров. Есть и таблички с сочинениями, которые ученики писали по заданию учителей. По свидетельствам исследователей, помимо грамматики, лингвистики и математики в шумерских школах изучались ботаника, зоология, география, минералогия. Оканчивающие школу были вполне грамотными людьми своего времени.

bimka20 timemachine3Другая цивилизация древности – Египет – обладала чрезвычайно высокой культурой, наукой и медициной, что невозможно без хорошо налаженной системы образования. В школах Древнего Египта учились только мальчики, причем только сыновья богатых и благородных египтян. Дети простых ремесленников крестьян по мере взросления наследовали профессии своих родителей, и или их обучение носило сугубо практическое направление – овладеть родительским ремеслом.

bimka20 timemachine4Египетские школы устраивались при храмах и преподавали в них жрецы, которые были не только священнослужителями, но и учеными, и медиками, и юристами, и финансистами. Маленькие египтяне начинали обучение в возрасте 5-ти лет, и учились лет до 17-ти. Ребят учили письму, счету, чтению. Писали ребята на черепках глиняной посуды. Школьников учили рисовать, выводить иероглифы, потом переписывать более длинные священные тексты и религиозные гимны. После завершения школы уже грамотный и знающий молодой человек мог продолжить обучение и стать жрецом, а мог стать государственным чиновником, например писцом. Писцы были одной из привилегированных групп Древнего Египта. Они обладали широкими познаниями, становились учителями, счетоводами, переводчиками, переписчиками, литераторами и чиновниками. Писцы имели свою иерархию, на нижних должностях работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные постах, оказывая влияние на политику.

bimka20 timemachine5Школы в древней Греции в чем-то напоминали древнеегипетские. Но были и существенные различия. Как и в египетской обучение в греческой школе так же было исключительно для мальчиков. Правда, в отличие от Египта все свободные греки независимо от достатка и положения в обществе имели право отдать своих детей в школу. И если дети бедных родителей, как правило, учились 1–2 года, чтобы овладеть лишь грамотой, то ребята из богатых семей учились до 16 лет, полностью завершая учебную программу. Как и в любой школе дети, прежде всего, обучались грамоте. Писать учились сначала на восковых табличках, позднее на папирусе завезенном из Египта. Овладев грамотой, ученики приступали к изучению греческой литературы. Прочитав, отрывок произведений Гомера или Гесиода, учитель разбирал его с учениками, рассказывая о великих богах и храбрых героях, сражениях и подвигах. Кроме грамоты древние bimka20 timemachine6греки изучали  математику и начала  геометрии, хотя изучали их не очень тщательно. Большее внимание уделялось обучению музыке: ребят учили игре на флейте, лире и кифаре, а также пению. Помимо обычной школы маленькие греки с 12–13 лет начинали посещать так называемую гимнастическую школу, где все внимание уделялось физическому воспитанию: силе, мужественности, ловкости и выносливости. Ведь каждый греческий ученик – это потенциальный воин, который в случае опасности долженp защитить родной полис от врагов. Так появилось слово «гимназия», которое теперь имеет совсем другое значение.

bimka20 timemachine7А вот слово «школа» появилось в Древнем Риме в III веке до н.э. В древнеримских школах обучение было платным. Дети бедных крестьян, ремесленников и, тем более, рабов учились дома, работая подмастерьями. В отличие от других древних стран в Римских школах учились и девочки. Сначала девочки и мальчики занимались в одних классах, но затем была введена система раздельного обучения. Мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Помимо базовых предметов, девочкам преподавали пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось вполне разносторонним.

Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли самым лучшим. Основателями первых школ были или римские учёные, или освобождённые учёные греческие рабы. Для преподавания важнейших предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий.

bimka20 timemachine8Дети, которые ещё не умели писать, заучивали уроки вслух, остальные писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на папирусе, изготовленном из тростника по методике древних египтян.

В Римской империи впервые был установлен обязательный список дисциплин и перечень вопросов, которые ученик должен был усвоить перед вступлением во взрослую жизнь: грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, риторика, диалектика, музыка, медицина и архитектура. Школьные предметы получили название «свободных искусств», потому что предназначались для детей свободных граждан. Римские дети учились без выходных, 7 дней в неделю. Учебный год начинался в марте, занятия начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука или сажи.

bimka20 timemachine9Несмотря на то, что современной высшей школы – университетов – еще не существовало, у подростков Римской империи после окончания школы была возможность продолжить обучение. При наличии достаточных средств у родителей, юноши в 15–16 лет могли поступить в риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически всегда поступали на государственную службу.

bimka20 timemachine10Если двигаться на восток, то мы окажемся в ещё одной стране с очень длинной историей – Индии. Конечно же и здесь образование существовало с древнейших времён. Школы в долине реки Инда появились предположительно еще в III–II–м тысячелетиях до нашей эры. От них остались материальные свидетельства: более тысячи печатей с надписями и глиняные чернильницы для письма на пальмовых листьях. Во II–I–м тысячелетиях до н.э. после вторжения племён из Древней Персии на территории Индии сложился так называемый кастовый строй, когда всё население Древней Индии стало разделяться на четыре касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры (наёмные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов, кшатрии участвовали в походах и сражениях, вайшьи относились к трудовой части населения, а шудры не имели никаких прав.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1–го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие (умение управлять своим телом), умственное развитие (ясность ума и разумность поведения), духовное развитие (способность к самопознанию). У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьев – трудолюбие и терпение, у шудров – покорность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут ему во вред. Основной учебной книгой была «Бхагаватгита» (I тысячелетие до нашей эры). В этой священной книге были описаны формы и примеры воспитания и образования.

С распространением религии буддизма сложилась новая программа образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита. В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали независимо друг от друга. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело религиозную направленность, в то время как в светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.

bimka20 timemachine11Много позже, в II–VI вв. в Индии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться достигать душевной гармонии и покоя. В это время при храмах сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы и учебные заведения полного образования. Был расширен доступ к образованию детей разных сословий, которых стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и прочим предметам.

Не менее развитой чем великие цивилизации Европы (египетская, греческая или римская) был Древний Китай. История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность: по преданиям первые школы появились здесь в III–м тысячелетии до нашей эры на месте прибежищ для пожилых людей, которые брались обучать и наставлять молодежь. В самых первых школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

bimka20 timemachine12Обучение начиналось в возрасте семи лет и могло продолжаться очень и очень долго. Постоянной учебной программы не существовало и учитель с каждым учеником занимался индивидуально, в зависимости от его способностей. Поэтому умный и способный ребёнок завершал обучение очень быстро, а кто-то мог учиться и половину жизни. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, через пять лет – насколько глубоки его знания, через семь лет – способен ли он к разумным суждениям и умеет ли выбирать друзей, через девять лет выпускник школы должен был «твёрдо стоять в науке».

Именно у древнекитайских учеников впервые появились вполне современные бумажные школьные тетради, ведь бумага была изобретена в Китае.

bimka20 timemachine13Хотя в китайских школах учились мальчики, состоятельные родители могли дать достойное образование и дочерям. Китайских девочек не учили стрелять из лука или скакать верхом, вместо этого они осваивали искусство танца, игре на музыкальных инструментах, писать стихи, и, конечно же, вести хозяйство и заниматься рукоделием.

Благодаря великому китайскому мудрецу Конфуцию (551–479 г. до н. э.) традиция учить только отпрысков богатых и знатных людей была прервана. Конфуций обучал детей из бедных и простых семей, поэтому и сейчас, много веков спустя, китайцы называют его «первым учителем Китая».

В целом педагогические традиции древних государств Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Индии и Китая повлияли на развитие воспитания и обучения в более поздние времена.

По этой теме можно почитать:

  1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука : словарь-справочник. – М. : Высш. шк., 1995. – 383 с. : ил.
  2. Гиро П. Быт и нравы древних греков : пер. с фр. / П. Гиро. – Смоленск : Русич, 2000. – 624 с. : ил. – (Популярная историческая библиотека).
  3. Гиро П. Быт и нравы древних римлян : пер. с фр. / П. Гиро. – Смоленск : Русич, 2001. – 576 с. : ил. – (Популярная историческая библиотека).
  4. Деревенский Б.Г. Древний Египет: шк. путеводитель. / Б.Г. Деревенский. – СПб. : Балт. кн. компания, 2010. – 96 с. : ил. – (Узнай мир. История).
  5. Деревенский Б.Г. Древний Рим: шк. путеводитель. / Б.Г. Деревенский. – СПб. : Балт. кн. компания, 2010. – 96 с. : ил. – (Узнай мир. История).
  6. Деревенский, Б. Г. Древний Рим: шк. путеводитель. / Б.Г. Деревенский. – СПб. : Балт. кн. компания, 2010. – 96 с. : ил. – (Узнай мир. История).
  7. Емельянов В.В. Древний Шумер: очерки культуры. / В.В. Емельянов. – СПб.: Петербург. Востоковедение, 2001. – 368 с. – (Мир Востока).
  8. История Древнего мира: кн. для чтения – Минск : Юнипресс, 2002. – 272 с. : ил. – (Вокруг света).
  9. Книга для чтения по истории Древнего мира: пособие для учащихся – М. : Просвещение, 1981. – 304 с. : ил.
  10. Корбишли М. Рим и древний мир. История мира от основания Рима до расцвета древних цивилизаций Китая и Индии : пер. с англ. / Майк Корбишли. – М. : Слово, 1994. – 78 с. : ил. – (Всемирная история в иллюстрациях).
  11. Курт, Д. Древний Египет : пер. с нем. / Дитер Курт.– М. : Мир книги, 2008. – 48 с. : ил. – (Зачем и почему).
  12. Майорова Н.О. Путешествие в Древний Шумер. / Н.О. Майорова. – М. : Белый город, 2009. – 32 с. : ил. – (Читаем сами. История).
  13. Петров, В.В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться...: как воспитывали детей в Древней Греции. / В.В. Петров. – М. : Ломоносовъ, 2011. – 234 с. : ил. – (История воспитания).
  14. Преображенский А.Б. Я познаю мир. История Древнего мира: энциклопедия / А.Б. Преображенский. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 398 с. : ил. – (Я познаю мир).
  15. Самые знаменитые страны Древнего мира: иллюстрированная энциклопедия. – М. : Белый город. – 101 с. : ил. – (50).

Узнать как «В старину учились дети» можно по ссылке

Обзор полезных интернет ресурсов для детей «И для ученья, и для развлеченья» доступен по ссылке

bimka18 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве