0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели, мы работаем для вас:

 22 февраля  с 9:00 до 18:00,
25 февраля – с 9:00 до 16:00.

23, 24 февраля библиотека не работает.

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расписные человечки

bimka17 timemachine1История декоративно-прикладного искусства уходит корнями в стародавние времена. Слово «декоративный» означает красочный, нарядный, а «прикладной» - то, что данные вещи ещё и полезны, их можно использовать каждый день. Игрушка – это, конечно, не чашка или ложка. Но детям они требуются всё время, а в древности считалось, что куклы ещё и оберегают семейный очаг. Но обо всём по порядку.

Вот так кузнецы! (Богородская резная игрушка)

bimka17 timemachine2«Куплено разных игрушек царевне Наталье Петровне… великому князю и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами» - так записано в старинных дворцовых документах о покупке в Сергиевом Посаде игрушек для детей царя Петра I.

Когда-то давным-давно у стен Троице-Сергиевой лавры шумел торг. Какие товары здесь только не продавали! Но самыми желанными были игрушки. По преданию, сам основатель Лавры Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил их детям.

Искусными резчиками по дереву считались жители подмосковного села Богородское. Привозили игрушки на ярмарку не десятками, не мешками, а целыми возами. Стоил этот товар недорого, но как он радовал детей и взрослых!

Изготавливали игрушку обычно так: выберет мастер полено, расколет его на несколько частей – «балбешек» – из них и получится будущая поделка. Поэтому и мастеров игрушечного дела часто называли «балбешниками». Инструменты у мастера самые простые – топор, пила и набор стамесок. И только один – особенный – острый нож с треугольным скосом. Его так и называют – богородский.

bimka17 timemachine3Каких только игрушек нет в мастерской резчика – медведи, зайцы, кони, гусары, барышни! Всех и не перечислишь. А есть среди них и те, которые двигаются, как живые: солдаты маршируют, кони скачут, медведи играют на балалайках… Но самые знаменитые богородские игрушки – это «кузнецы». Мужик и медведь по очереди стучат молотками по наковальне. Привести фигурки в движение очень просто – нужно передвинуть две палочки.

Богородская игрушка похожа на настоящую скульптуру – настолько хорошо она выполнена. В наши дни на прилавках можно найти много игрушек, но изделия подмосковных умельцев по-прежнему пользуются спросом у детей и взрослых.

Праздничная «дымка»

bimka17 timemachine4Когда-то на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город. Где город – там и дома. Где дом, там и печи. Топят хозяйки печи. Весело поднимается к небу дымок. Может, именно поэтому и назвали слободу Дымковской. А в печах пекли не только хлеб. Мастера гончарного дела обжигали в них фигурки и свистульки в виде людей, зверей и птиц. Вылепят, обожгут, раскрасят – красота получается.

bimka17 timemachine5Игрушки эти предназначались не только детворе. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Праздник так и назывался – «Свистунья».

bimka17 timemachine6Старинная легенда рассказывает о том, как город окружили многочисленные враги. Поняли вятичи, что не одержать им победу без какой-нибудь военной хитрости. Думали-думали и придумали. Собрались люди ночью – все – от мала до велика – взяли свистки и пошли в стан врага. Подкрались и как засвистят! Испугались враги. Подумали, что сила несметная на подмогу горожанам пришла, и убежали. С тех пор и отмечают горожане «Свистунью».

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – красивым, нарядным и ярким. Какие красавицы получаются у мастеров! В длинных колоколом юбках с оборками, нарядных фартуках. На щеках горит румянец, брови чёрные, дугой. Платья расписные, узорчатые, в горошек, полоску и клетку. Хвастают модницы друг перед другом шляпками, зонтиками. Кто-то трудится – несёт коромысло, кто-то ребёночка баюкает. Есть и весёлые музыканты, танцоры, бравые гусары. Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, быстрых коней.

«Дымка» популярна и в наши дни не только в России, но и за рубежом.

Матрёна Ивановна (О русской матрёшке)

bimka17 timemachine7Матрёшка – древняя русская игрушка. Так ли это? Оказывается, не совсем. Она появилась только в конце ХIХ века. К тому же, она совсем не народная, имена её создателей хорошо известны. Над куклой потрудились художник Сергей Малютин и токарь Звёздочкин из подмосковного села Абрамцево. Токарь выточил фигурку из дерева, а художник – расписал. Первая матрёшка была румяной девочкой в русском сарафане и платке. В руках она держала петуха.

bimka17 timemachine8Есть мнение, что художник «подсмотрел» идею матрёшки. Испокон веков на Руси изготавливали расписные пасхальные яйца «писанки». Они бывают полыми внутри, в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом матрёшки могла стать японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.

Матрёшку сделать непросто. Сначала нужно изготовить несколько деревянных фигурок – гладких, ровных, «без сучка, без задоринки». Работа начинается с самой маленькой, потом их размер становится всё больше и больше. Яркими красками распишет художник матрёшку, и готова русская красавица.

А почему же матрёшка? По легенде кто-то, увидев первую куклу, расписанную Малютиным, воскликнул: «До чего на нашу Матрёну похожа!» Так и получила игрушка своё название.

bimka17 timemachine9Матрёшки всем понравились, и начали их изготавливать не только в Абрамцево, но и в других местах России. Начали появляться разные их виды: есть такие, которых не расписывают, а украшают выжженными узорами, а есть и те, которых матрёшками уже не назовешь. Это былинные богатыри, весёлые музыканты, важные бояре, цари. Многие современные матрёшки как две капли воды похожи на разных знаменитостей. Бывают матрешки позолоченные, крохотные – с напёрсток, и огромные – до метра высотой. Внутрь такого великана можно спрятать не один десяток «братишек» или «сестричек».

В наше время матрёшка не просто не потерла свою популярность, но даже стала национальным символом России.

Японский Ванька-Встанька (Дарума)

bimka17 timemachine10Мы уже говорили о том, что в Японии есть свои матрёшки. А ещё там есть игрушки, похожие на Ваньку-Встаньку. Уложить его спать так же невозможно, как и нашего. Но вот разрисован он совсем по-другому. Японцы говорят: «Дарума некрасив лицом, но прекрасен душой».

В жилище японцев он пришёл из старинной легенды. Вот она.

«Один очень старый монах следил за свечами в храме. Ему предстояло дежурить всю ночь, не смыкая глаз. Ни одна свеча не должна была погаснуть. Но вот среди ночи глаза старца начали закрываться. Что он только не делал, чтобы не уснуть – всё напрасно. Тогда монах прибег к последнему средству – лишил себя век. На заре, когда солнце коснулось лучом пола, старик увидел крошечные листочки. Это был крепкий чай – награда монаху за его мужество». Чай бодрит и прогоняет сон. Поэтому сегодня на многих коробках японского чая можно увидеть изображение безвекого Дарумы. А вырезанные из дерева фигурки японской неваляшки можно купить в любой лавочке Страны восходящего солнца. Вместо глаз художник рисует на фигурке два белых кружка. С Дарумой связана одна примета: если загадать желание и закрасить кукле один глаз чёрной тушью, желание обязательно исполнится. Тогда нужно закрасить и второй.

В ночь под Новый год папа ставит удачливого Даруму на самое видное место в доме. Считается, что кукла, которая помогла исполнению желаний в прошлом году, будет помогать и в новом.

Игрушка или шедевр? (Куклы для девочек)

bimka17 timemachine11Кукла в Древнем мире играла роль оберега, но со временем превратилась в любимую детскую игрушку. Когда-то девочки сами умели делать кукол из соломы: перевязывали пучок в нескольких местах нитками, плели из пряжи косу, повязывали платок, наряжали в платье. Поскольку изготавливалась такая кукла из стриженной соломы, игрушка называлась стригушкой.

bimka17 timemachine12В середине XVII века в Европе появились бумажные листы, на которых был изображен гардероб светской дамы. Так зарождались журналы мод. Много лет спустя, когда игрушки из бумаги стали популярными, об этих листах вспомнили. В 1790 году в продажу поступила английская кукла высотой 20 см, изображённая на картоне. Её нужно было вырезать ножницами. К ней прилагалось 6 комплектов одежды: летняя, зимняя, манишка, меха, чепцы, шляпы, шубу, платья и т. д. Их предлагалось вырезать из бумаги. Новинка пользовалась большим спросом. Куклам придавали сходство с известными актрисами, балеринами, певицами. Картонные манекены рисовались двусторонними, анфас или в пол-оборота и могли стоять, благодаря картонным подставкам. Они пользовались популярностью не только у детей, но и у взрослых – так девушки узнавали о новых модных тенденциях. В 1870 году появились также свадебные бумажные куклы с костюмами жениха, невесты, подружек. В России в журнале для детей «Задушевное слово» за 1876 год упоминаются подобные «картинки для развития изящного вкуса в ребёнке и как подспорье для наглядного обучения». В 1908 году за 10 копеек можно было купить лист «Куколка с переодеванием», за 15 копеек – «Золушка: Кареты. Кони. Арапы. Сама Золушка. Кучер. Конюхи».

Но самыми любимыми куклами девочек были фарфоровые красавицы. Сегодня это музейные экспонаты.

bimka17 timemachine13Процесс изготовления такой куклы был сложным и длительным. Над каждой из них трудилось множество мастеров. Сначала кукол делали вручную. Самые лучшие мастера кукольного искусства в Европе жили в Нюрнберге. В XVIII веке производство кукол переросло в огромный промысел. Фарфоровые детали изготавливали на заводах. Часто на таких куклах ставили клеймо производителя. Для пошива одежды использовались дорогие ткани и кружево ручной работы. Стоила такая кукла недёшево. Для фарфоровых модниц изготавливали не только одежду, но и чайные сервизы, наборы мебели. У красавиц был нежный цвет лица, закрывающиеся глаза и натуральные локоны. Это были, скорее, куклы для любования, а не для игры. У дочерей императора Николая II тоже были такие куклы. Княжны относились к ним бережно и играли редко.

Интерес к фарфоровым куклам не пропал и в наши дни. Ушли в прошлое пластиковые Барби и Кены, а эти красавицы в старинных нарядах по-прежнему притягивают взгляды удивительной красотой.

Список литературы:

  • Варава, Л. В. Декоративно-прикладное искусство [Текст] : современная энцикл. : худож. обработка камня, кожи, металла : худож. эмаль, литье, керамика : мозаика из дерева, точение по гипсу / Л. В. Варава. - Ростов н/Д ; Донецк : Феникс : Кредо, 2007. - 304 с. : ил. - (Город мастеров).
  • Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / П. П. Жемчугова. - СПб. : Литера, 2006. - 128 с. : ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
  • Зайцев, В. Б. Поделки из глины [Текст] / В. Б. Зайцев. - М. : РИПОЛ классик, 2011. - 15, [1] с. : ил. - (Детское творчество) (Поделки-самоделки).
  • Зайцева, А. А. Роспись по стеклу [Текст] : оригинал. техники и приёмы / Анна Зайцева. - М. : Эксмо, 2011. - 62, [2] с. : ил. - (Азбука рукоделия).
  • Кассис, В. Б. Человечки из страны деревянной [Текст] : маленькие рассказы / В. Б. Кассис, Г. И. Лукомский; худож. Т. Зуйкова. - М. : Дет. лит., 1981. - 24 с. : ил.
  • Клиентов, А. Е. Народные промыслы [Текст] / Алексей Клиентов. - М. : Белый город, 2004. - 48 с. : ил. - (История России).
  • Лыкова, И. А. Дымковская игрушка [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : ИД «Карапуз», 2002. - [16] с. : ил. - (Карапуз).
  • Мудрагель, Л. Куклы из текстиля и трикотажа [Текст] : история, коллекционирование, изготовление / Лидия Мудрагель. - М. ; СПб. ; Н. Новгород : Питер, 2015. - 127, [1] с. : ил. - (Ручная работа).

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве