0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Кто отвечает за то, чтобы симфонический оркестр играл в правильном темпе, а все музыканты вступали вовремя?

Ответ

Это – дирижёр. Он показывает, кому когда вступать, следит за темпом и правильным настроением исполнения. Раньше первые скрипачи подавали сигналы музыкантам взмахами смычка. Но со временем оркестры стали очень большими и управлять ими стали специальные люди — дирижёры.

bimka16 vopros1 sДирижёрскую палочку начали использовать в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижёров как отдельной профессии — они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике. Уже к началу XX века дирижёры были настоящими поп-звездами, с гастролями и невероятными гонорарами.

Однако был и оркестр без дирижёра — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях.

Вопрос №2. Как называется пение без музыкального сопровождения?

Ответ

bimka16 vopros2 sАкапелла (от итальянского a cappella, «как в капелле») – это пение на несколько голосов или хоровое, но без аккомпанемента. Его стали использовать ещё в XVII веке, когда акапелла пели при богослужении. Принято считать, что изначально так называли церковные песнопения, проводимые в Сикстинской капелле Рима. Впоследствии термин стали применять для обозначения любых религиозных песнопений.

Сегодня акапеллой принято считать все виды вокальной музыки без сопровождения музыкальными инструментами, неважно, поёт ли один солист, целый хор или даже несколько вокальных ансамблей. Кроме того, акапеллой называют не только само исполнение, но и написанные композиторами партии для вокала.

Акапельными произведениями, как народными, так и авторскими, весьма богато русское, украинское, грузинское наследие. В России это творчество Бортнянского, Веделя. Активно вошло в культуру пение акапелла в хоровой музыке в XX веке. В этом стиле писали музыку и особо преуспели Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Сергей Танеев, Виссарион Шебалин, Чесноков, Калинников, Коваль.

Вопрос №3. Что такое «Собачий вальс»?

Ответ

Собачий вальс — это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. И очень часто именно с неё начинается знакомство ученика с игрой на фортепиано. Но это произведение не является вальсом. Вальс, как известно, характеризуется своим особенным ритмом (раз-два-три, раз-два-три), а тут скорее полька, или даже галоп.

Авторство данной пьесы достоверно не определено. При этом можно встретить информацию о принадлежности данной пьесы Фредерику Шопену. Данная информация ошибочна и опирается на недоразумение. Дело в том, что у Шопена и впрямь есть произведение, которое он сам называл «Вальсом маленькой собачки»  – это Вальс № 6 ре-бемоль мажор, опус 64, № 1. На сочинение пианиста вдохновила его возлюбленная Жорж Санд, которая как-то обмолвилась, что будь у неё талант, она непременно написала бы музыку в честь её собачки по кличке Маркиза. У шопеновского вальса есть ещё одно неофициальное название – «Кошкин хвост»: якобы композитор сочинил его, наблюдая за котёнком, который увлечённо гонялся за собственным хвостом. Так или иначе, вальс Шопена – совершенно другая мелодия, куда более изысканная.

Пианисты-любители играют «Собачий вальс» во всем мире. Музыковеды собрали все его названия, которые иллюстрируют легкомысленный характер. В Германии, Бельгии Нидерландах и Норвегии он именуется «Блошиным вальсом», в Болгарии – «Кошачьим маршем», в Финляндии – «Кошачьей полькой», в Корее – «Кошачьим танцем», в Японии – «Я наступил на кошку». Мексиканцы наигрывают на фортепиано «Маленьких обезьянок», венгры – «Ослиный марш». Нередки и гастрономические ассоциации. В Испании пьеса называется «Шоколадницей», во Франции и в Польше «Отбивной котлетой», а датчане оказались самыми большими фантазёрами, придумав название «Фрикадельки убегают через забор»!

Как вариант этого произведения, в мире известна композиция под названием «Первый урок» («Lesson One»). Её автор – британский пианист и композитор Расс Конвэй.

Вопрос №4. Композитор Джон Кейдж сочинил пьесу «4′33″», в которой пианист 4 минуты 33 секунды не издаёт ни звука. Зачем он это сделал?

Ответ

«Четыре тридцать три» - одно из самых необычных и спорных сочинений американского композитора Джона Кейджа. Пьеса интересна тем, что для её исполнения подходит любой набор музыкальных инструментов, которые просто молчат. А всё то, что слышно вокруг (например, скрип стульев в зале и уличный шум), предлагается воспринимать как музыку. По задумке автора, когда человек прислушивается к звукам окружающей среды, то он приходит в гармонию с ней.

Впервые произведение было исполнено пианистом Дэвидом Тюдором в 1952 году во время благотворительного вечера, что выглядело и воспринималось крайне неоднозначно. Представьте себе: объявляется произведение, на сцену вышел пианист, который садится за фортепиано, достает часы и на четыре минуты и тридцать три секунды в зале устанавливается тишина.

После знакомства с пьесой, людей можно разделить на две группы. Первые утверждают, что глупо и бессмысленно из «ничего» создать что-то великое, а вторые говорят, что «4′33″» - это музыкальная первооснова. Тем не менее, эти 273 секунды тишины со звуками окружающей среды считаются одним из ключевых произведений современной академической музыки.

Вопрос №5. Мы знаем, что существуют музыкальные фонтаны. А есть ли «поющие» дороги?

Ответ

bimka16 vopros3 sМузыкальная, акустическая, она же поющая дорога существует в четырех странах: Японии, Южной Корее, Дании и США. Поющая дорога — это обычное асфальтовое шоссе, на отрезке которого вырезаны точно рассчитанные бороздки различной ширины (от 8 до 24 миллиметров) и глубины (от 3 до 6 миллиметров). При движении автомобиля бороздки создают чередующиеся колебания высоких и низких частот, благодаря чему пассажиры машины слышат определённую мелодию. К слову, они сконструированы таким образом, чтобы мелодии звучали разборчиво только тогда, когда машина едет с определенной скоростью. По замыслу создателей, это должно служить стимулом для водителей соблюдать скоростные ограничения на трассах. Причём, чтобы «музыка дорог» не стала неожиданностью для водителя, о приближении к необычному участку предупреждают знаки и разметка.

Впервые такая дорога появилась в октябре 1995 года в Дании, а затем мода на «асфальтофон» перекинулась на другие страны. Например, в Японии сегодня насчитывается более 20 поющих шоссе.

Эти участки шоссе в несколько сотен метров стали достопримечательностью: порой автомобилисты намеренно преодолевают сотни километров с одной только целью – чтобы весело промчаться по «асфальтофону»...

bimka16 menu 

 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве