0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Как люди переплыли все океаны

Реки и озёра всегда играли важную роль в истории человеческого общества. Сначала они были источниками пресной воды и рыбы. Рядом с различными водоёмами было легче заниматься земледелием и разведением скота. И люди научились строить дамбы и плотины, создавать целые системы каналов и водохранилищ, и уже 4 000 лет до н. э. придумали водопровод. И, конечно же, по рекам плавали на различных судах (плотах, лодках, потом кораблях), исследуя всё новые регионы, перевозя людей и товары в другие города и страны.

Египетская тростниковая лодкаНо наиболее важной связующей нитью между народами стало мореплавание. Оно появилось ещё в глубокой древности, примерно 5 000 лет тому назад. Долгое время судоходство ограничивалось прибрежными районами, корабли плыли из порта в порт, стараясь не потерять землю из вида. Капитаны древности вели свои корабли с помощью простейших приспособлений, но они, безусловно, умели наблюдать за ветрами и приливами, прогнозировать смену погоды, ориентироваться по солнцу и звёздам, прокладывать курс судна, знали особенности берега, расстояния до места назначения, течения, глубины и мели по маршруту плавания. И у них для этого не было особенных специальных приборов. А первое упоминание о морских картах относится только к 490 г. до н. э., причём эти карты мало похожи на современные, скорее это были простейшие схемы. Известно, что древнегреческие мореплаватели для подсчёта пройденного пути использовали водяные часы клепсидру. Есть версия, что в более поздние времена для определения положения судна по звёздам применялся знаменитый антикитерский Александрийский маякмеханизм. Для указания пути в тёмное время суток сначала просто зажигали костры на берегу, а потом начали строить маяки. В их числе одно из семи чудес света – Александрийский маяк. Он был сооружён архитектором Состратом из Книда в городе Александрия Египетская, крупнейшем порту на северном берегу Африки, в 299–280 годах до н. э. В его конструкции имелся какой-то сложный аппарат, свет которого был виден на расстоянии до 20 морских миль (примерно 37 километров). Маяк просуществовал до XIV века и был разрушен несколькими землетрясениями. До XVII века простоял маяк в Болонье (Италия), построенный при римском императоре Калигуле, а до наших дней сохранился маяк на северо-западном берегу Пиренейского полуострова (Испания), сооружённый предположительно во время правления императора Траяна.

Практически все цивилизации древнего мира рано или поздно, самостоятельно или заимствуя опыт соседей, вышли в море. Как ни странно, одними из первых в этом стали египтяне, жившие в стране без лесов и окружённой пустыней. Древний Египет занимал территорию вдоль реки Нил, и для передвижения по ней корабли были просто жизненно необходимы. Их изготавливали из папируса – тростника растущего на болотистых берегах великой реки. Несмотря на кажущуюся хрупкость, на этих судах Финикийский корабльперевозили зерно, скот, строительные материалы. Плавали египтяне и по Средиземному морю, впрочем, не удаляясь далеко от берега. А вот настоящими мореходными странами были островное государство Крит и, особенно, Финикия (восточное побережье Средиземного моря на территории современного Ливана). И те и другие усовершенствовали кораблестроение (критяне первыми придумали шпангоуты – «ребра» корпуса и днища), проложили морские маршруты по всему региону. В VIII веке до н. э. финикийцы достигли берегов Сицилии, Сардинии, Корсики и Пиренейского полуострова. Около 1500 года до н. э. они вышли в Атлантический океан и добрались до Азорских и Канарских островов. В 600-е годы до н. э. по инициативе египетского фараона Нехо II они обогнули Африканский континент. Отплыв из Красного моря, они достигли Гибралтара за 3 года. Эстафету лидеров мореплавания у финикийцев перехватили греки, у которых были более совершенные корабли. Древнегреческие судостроители могли делать большие суда, (до 100 м в длину и более 10 м в ширину), имевшие более 400 гребцов. Греки впервые ввели в обиход понятия «широта» и «долгота». К VI веку до нашей эры они плавали к западному побережью Африки, берегам Англии и Скандинавии, основали свои полисы вокруг Греческая триераЧёрного моря. Многое из достижений греческих мореплавателей переняли римляне. Морской флот появился в Риме в 500-е годы до н. э. В громадной Римской империи Средиземное море часто называли внутренним.

К временам Рима относится первое упоминание о названии корабля, которое было написано на его борту. Конечно, имена у кораблей появились гораздо раньше. Из древнегреческой мифологии до нас сохранилось имя корабля «Арго», на котором Ясон отправился за золотым руном. Люди древнего мира наделяли свои суда чертами живых существ, рисовали на их корпусах большие глаза для Европатого чтобы они могли разглядеть приближающиеся опасности. Названия корабля предпочитали указывать в виде символов, например, если на парусе была нарисована сова, то корабль назвался «Афина». В 1957 году при раскопках Помпей на стене одного из зданий был найден очень точный рисунок грузового судна, на борту которого было указано «Европа», в честь мифологической героини. В современном языкознании существует целый раздел – каронимика, который изучает происхождение корабельных названий, исследует традиции и системы наименований на флотах.

Корабли викинговНо вернёмся в море. Опытными судостроителями и отважными мореплавателями были легендарные жители Скандинавии – викинги. Они плавали на самых совершенных судах своего времени. На драккарах и кноррах викинги первыми переплыли Атлантический океан, открыли Гренландию и Лабрадор и добрались до американского материка. Произошло это в X–XI веках. Воды Индийского океана исследовали арабские купцы. Они дошли до Индонезии и почти пятьсот лет были посредниками между европейскими и восточными Китайская джонкастранами. Первым известным европейцем, пересёкшим Индийский океан, был возвращавшийся из Китая венецианский путешественник Марко Поло (1254–1324). О своих приключениях он поведал в «Книге о разнообразии мира», которая оказала сильнейшее влияние на средневековых европейских мореплавателей, подсказав им пути дальнейших плаваний. Этот маршрут был известен и китайским мореходам. В 1405–1433 годах китайский путешественник, флотоводец и дипломат Чжэн Хэ (1371–1433) совершил семь экспедиций к берегам Индокитая, Индии, Аравийского полуострова и восточной Африки. Китайские джонки совершали походы вдоль азиатских берегов Индийского океана и достигали Восточных берегов Африки.

Систематическое исследование морских просторов европейцами началось с XV века в эпоху Великих географических открытий. Тогда в поисках морских путей в Индию и Китай португальские и испанские Первое кругосветное плаваниекапитаны практически одновременно отправились на юг и восток вокруг Африки и на запад, через Атлантику. Португалец Бартоломеу Диаш (1450–1500) в 1488 году открыл крайнюю точку африканского континента мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. В 1497 году его соотечественник Васко да Гама (1469–1524) обогнул африканский континент и доплыл до Индии. В 1492 году 3 корабля экспедиции Христофора Колумба (1451–1506) преодолели Атлантический океан и открыли Карибские острова. В 1500 году Педру Алвариш Кабрал (1467–1520) пересёк южную Атлантику и открыл Бразилию. В 1520 году во время первого в мире кругосветного плавания Фернан Магеллан (1480–1521) нашёл и успешно преодолел пролив из Атлантического океана в Тихий. Но это были экспедиции по поиску новых путей в дальние страны для торговли, завоеваний, даже пиратства, как плавание Френсиса Дрейка (ок. 1540–1596), который вторым в мире совершил кругосветное путешествие, по дороге ограбил испанские колонии и корабли и благополучно вернулся в Англию.

Корабль Д. КукаВремя для полноценных научных исследованиям морей и океанов пришло значительно позже. Во второй половине XVIII века во время различных экспедиций были проведены замеры температуры и удельного веса морской воды на разных глубинах, установили маршруты подводных течений в океанах, изучались морские растения и животные. Известно, что такие исследования проводил английский путешественник-исследователь и первооткрыватель Джеймс Кук (1728–1779), совершивший три кругосветных плавания. На основании этих данных была составлена карта течения Гольфстрим (Бенджамин Франклин, 1770). Тот же Кук составил несколько очень точных Корабли Ж.-Ф. Лаперузакарт, которыми пользовались почти сто лет. Гидрографические изыскания входили в обширную программу исследований экспедиции Жана-Франсуа де Гало де Лаперуза (1741– ок. 1788). К сожалению, корабли Лаперуза потерпели крушение в Тихом океане и результаты изысканий, если они и были получены, до нас не дошли.

В начале XIX столетия во время кругосветных плаваний 1803–1806 и 1815– 1818 годов русских кораблей под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770–1846), Юрия Фёдоровича Лисянского (1773–1837) и Отто Евстафьевича Коцебу (1787–1846) впервые были произведены точные измерения температуры на больших глубинах океана Вид ледяных островов(до 1200 м). В 1831–1836 гг. английский натуралист Чарлз Дарвин (1809–1882) совершил кругосветное плавание корабле «Бигль», наблюдая за жизнью морских обитателей. К началу 70-х годов зоологи собрали много информации о морской прибрежной фауне, а вот океанские глубины были ещё практически не исследованы. Крупнейшая научная океаническая Корвет Челленджерэкспедиция проходила на английском корвете «Челленджер» в 1872–1876 годах. Её результаты стали основой новой науки – океанографии. На судне работали биологическая и химическая лаборатория, средства измерения глубин, приспособления для взятия проб воды и грунта, определения температуры воды. Идея экспедиции принадлежала шотландскому океанологу, геологу и биологу Чарльзу Уайвиллу Томсону (1830–1882). За время плавания было выполнено 492 промера глубины, 362 измерения температуры воды, взято 133 пробы грунта, получены новые данные о составе вод мирового океана и рельефе дна, описано свыше 4 000 видов морских растений и животных, обитателей. Через 10 лет была организована экспедиция (1886—1889) на российском корвете «Витязь» под командованием полярного исследователя и океанографа адмирала Степана Осиповича Макарова (1849–1904). «Витязь» пересёк Атлантический и Тихий океаны, доплыв до Японии. За время плавания экипаж судна выполнил громадный объём исследовательских работ: каждые четыре часа в любую погоду измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения.

Офицеры Витязя ведут наблюдения 1886-1889 Океанографическое и гидробиологическое изучение океана продолжилось в XX веке: экспедиция на английском корабле «Дискавери-II» (1931–1932, 1938), впервые выполнила океанографическую съёмку вод, омывающих Антарктиду в Атлантике и Тихом океанах. В рамках Международного геофизического года (1957–1958) были проведены исследования во всех районах Мирового океана. В 1960 г. в рамках организации ЮНЕСКО для изучения океанов и морей, проведения международных экспедиций, обмену научными данными была создана Межправительственная океанографическая комиссия.

Уже в XXI веке измерения океана стали проводится с помощью космических спутников. А начинались подводные исследования с изобретения подводной лодки, акваланга и батискафа.

В океанских глубинах

Первая подводная лодкаЕщё Геродот (ок. 484 до н. э. – ок. 425 до н. э.) описал устройство для спуска человека под воду. Оно представляло собой ёмкость похожую по форме на большой колокол, в верхней части которой оставался воздух для дыхания. В таком воздушном колоколе можно было погружаться на глубину 10-20 метров. Эту конструкцию использовали много столетий, и вот в 1620 году голландец Корнелиус Якоб Дреббель (1572–1633) провёл в Лондоне успешное испытание аппарата для подводного передвижения. Это была обычная лодка, обтянутая промасленной кожей. У неё было 6 пар весел, но не было иллюминаторов. Несколько проектов подводных лодок, которые так и не были реализованы, разработал создатель одного из первых пароходов, американский изобретатель Роберт Фултон (1765–1815) в 1800–1806 году. В 1834 году прошли успешные испытания первой цельнометаллической бронированной подводной лодки российского инженера Карла Андреевича Шильдера (1786–1854). А уже в 1860-е годы подводные лодки стали использоваться в военных целях. И сейчас слова «подводная лодка» ассоциируются скорее с вооружёнными столкновениями, хотя они с середины XX века широко используются в научных исследованиях. Первой такой лодкой был американский «Наутилус», который с 1931 года проводил океанографические изыскания. В период с декабря 1958 года по декабрь 1966 года советская научно-исследовательская подводная лодка «Северянка» совершила десять экспедиций в Северной Атлантике. В них принимали участие морские геологи, гидрологи, гидробиологи.

Кусто и аквалангВодолазные скафандры появились на рубеже XVIII-XIX веков. Воздух в такие скафандры подавался с корабля через специальный воздухопровод. Проводить в них широкомасштабные исследования было трудно. В 1943 году французский изобретатель Жак-Ив Кусто (1910–1997) и французско-канадский инженер Эмиль Ганьян (1900–1984) создали первый безопасный аппарат для дыхания под водой акваланг (от латинского aqua – вода и английского lung – лёгкое, то есть «водяное лёгкое»), с которым можно было свободно передвигаться под водой глубине до 60 метров. С современными аквалангами под водой можно проводить около 2 часов и достигать глубины до 100 метров. После Второй мировой войны в научно-исследовательский обиход вошли многие важные изобретения, которые до того применялись военными. Среди них эхолот (прибор, использующий принцип радиолокационного отражения), с помощью которого стало возможным детально изучать рельеф морского дна. В 1948 году швейцарец Огюст Пиккар (1884–1962) спроектировал первый глубоководный исследовательский аппарат – батискаф (от греческих слов bathus Батискаф Триест– глубокий и skaphos – судно). При первом погружении батискаф Пикара спустился на 1 380 метров, при том, что тогда подводные лодки могли погружаться не более чем на 130 метров. Через 6 лет батискафы уже достигали около 4 000 метров в глубину, а 23 января 1960 года сын Огюста, Жак Пиккар (1922–2008) и американец Дон Уолш (1931–2023) на батискафе «Триест» первыми в мире добрались до дна Марианской впадины (11022 м) – самого глубокого места Мирового океана. Российские подводные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» погружались на глубину более 6 км. Их использовали, в том числе, и для уникальных съёмок затонувшего «Титаника» (глубина 3800 м), использованных в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона, вышедшем в 1997 году.

Подводный мирВеликий французский исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто известен не только изобретением акваланга. Его по праву можно назвать человеком, благодаря которому мы знаем, как выглядит подводный мир. За свою жизнь он совершил тысячи погружений и снял об Батискаф Ж-И. Кустоэтом более 120 фильмов. В 1959 г. Жак-Ив Кусто вместе с напарником Жеаном Молларом изобрёл свой вариант подводного батискафа. Прозванный «Ныряющее блюдце» за своё сходство с «летающей тарелкой» (классическим изображением НЛО), он мог погружаться на глубину до 400 м, двигался под водой со скоростью 1 узел, был оборудован манипулятором-клешней, гидролокатором, подводными фото– и кинокамерами, устройствами звукозаписи. В середине 1960-х Кусто создал несколько уникальных подводных домов (проекты «Преконтинет-1», «Преконтинет-2», «Морская звезда», «Преконтинет-3»). В последнем экспериментаторы три недели прожили Калипсона глубине 100 метров. На переоборудованном бывшем военном судне «Калипсо» Кусто и его команда много лет занималась подводными исследованиями, съёмками фильмов о жизни океанов. Кроме того, Кусто был одним из первых экологов планеты. Благодаря его активности не стали делать свалку радиоактивных отходов в Средиземном море и запретили добычу полезных ископаемых в Антарктиде. В 1980-е годы под его руководством был построен современный экологичный корабль «Алкиона» с турбопарусом, который движется при помощи энергии ветра. Два турбопаруса позволяли экономить до 50% горючего. «Алкиона» успешно обошла вокруг света, собирая информацию об использовании новой технологии в различных погодных условиях.

По полярным морям

Не было в истории лёгких и безопасных морских экспедиций и исследований. Отважные путешественники выходили на просторы мирового океана, ежедневно подвергая риску свою жизнь, не зная, смогут ли они вернуться к родным берегам. Но особенно трудно было совершать плавания и открытия в суровых условиях полярных морей. На протяжении столетий люди упорно пытались проплыть из Атлантики в Тихий океан арктическими морями. Глядя на карту всё казалось вполне достижимо: плыви вдоль берега, открывай новые земли, прокладывай путь… Почти четыреста лет с XV по XX века продолжалась тяжёлая, славная и драматичная история открытия так называемых Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

Северо-западный проходСеверо-Западным проходом называют морской путь через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан. Это кратчайший путь из северной Атлантики к странам Азии. Первая попытка преодолеть его была предпринята в 1498 году англо-итальянским мореплавателем Себастьяном Каботом (1476–1557). Экспедиция на четырёх кораблях смога обогнуть остров Ньюфаундленд, но на 58° с. ш., упёрлась в сплошные паковые льды и вернулась в Англию. В 1501 году при попытке пройти Северо-Западным проходом пропала без вести команда португальца Гашпара Корте Реала (1450–1501). В 1527 году англичанин Роберт Торн пробовал проплыть в Индию через Северный полюс. Одно из его судов затонуло между Гренландией и Ньюфаундлендом, второе повернулось назад. Неудачами закончились попытки Ричарда Хора (1536 год) и Майкла Лока (1545 год). В 1576–78 годах, получив официальную лицензию у Московской торговой компании, на поиски прохода отправился английский мореплаватель Мартин Фробишер (1535–1594). За время его трёх плаваний были исследованы южные берега Гренландии, открыты крупные острова у канадских берегов (в том числе Баффинова земля), изучена природа айсбергов. Но не Северо-Западный проход. Он остался недоступен для знаменитых британских мореплавателей: экспедиции 1585–1587 годов Джона Дейвиса (ок. 1550–1605), 1607–1611 годов Генри Гудзона (ок. 1570–1611?), 1612–1616 годов Уильяма Баффина (1584–1622), по имени которого назван один из открытых ранее островов. Катастрофой окончилось плавание норвежско-датского исследователя Йенса Мунка (1579–1628), организованное в 1619–1620 годах. Во время зимовки погиб почти весь экипаж (всего в плавание отправились 65 человек), в Данию вернулись только трое. В 1670 году в Великобритании была основана Компания Гудзонова залива, её официальной целью был поиск пресловутого прохода. В 1721 году корабли компании «Олбани» и «Дискавери» пропали без вести около острова Марбл в западной части Гудзонова залива. В 1741–1742 годах по заданию компании поисками северного морского пути тщетно занимались капитаны Кристофер Миддлтон и Уильям Мур, открывшие вместо прохода несколько бухт и пролив Фрозен-Стрейт, а через 20 лет в 1761–1762 годах – капитан Уильям Кристофер. Он всё же доказал, что из Гудзонова залива в Тихий океан прохода нет. Неудача постигла и великого Джеймса Кука, который во время своего третьего кругосветного плавания в 1776–1779 годах на Корабль Генри Гудзонакораблях «Резолюшн» и «Дискавери» пытался найти проход с востока на запад из Чукотского моря. Вековые льды преградили дорогу исследователям, и они были вынуждены вернуться на открытые ими ранее Гавайские острова, где сам капитан погиб в столкновении с аборигенами. В 1816–1817 годах со стороны Берингова моря поисками прохода безуспешно занималась русская кругосветная экспедиция О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик». В следующем 1818 году британское адмиралтейство по инициативе вице-президента Королевского географического общества Джона Барроу (1764–1848) Корабль Д. Росса_Виктория в заливе Бутия, 1832 г.отправило две полярных экспедиции. Одна из них под командованием Дэвида Бучана попыталась пройти восточнее Гренландии к Северному полюсу, затем проплыть к Берингову проливу, но добравшись до широты 80°30' не смогла преодолеть арктические льды и вернулась в Англию. Другая экспедиция во главе с Джоном Россом (1777–1856) изучила море Баффина, пролив Ланкастер и также была остановлена льдами. В 1829–1833 годах Джон Росс предпринял новый поход и исследовал берега полуострова Бутия, открыл остров Кинг-Уильям и Северный магнитный полюс. В 1819–1820 и 1821–1822 годах две экспедиции совершил британский исследователь Вильям Парри (1790–1855). Он поднялся до 81°44' западной долготы, описал берега моря Баффина, и также как и его предшественники вернулся, не добившись цели.

Эребус и ТеррорНо самой печально знаменитой стала британская экспедиция 1845–1848 годов, которой руководил опытный полярный исследователь Джон Франклин (1786–1847). Два корабля экспедиции: «Эребус» под командованием коммандера Джеймса Фицджеймса (1813–1848?) и «Террор» под командованием другого полярника, известного открытиям в Антарктиде, капитана Френсиса Родона Мойра Крозье (1796–1848?), оснащённые по последним достижениям того времени должны были пройти из Атлантического океана в Тихий. На обоих судах были установлены паровые двигатели, для защиты ото льдов корпусы кораблей укрепили стальными листами, специально для экспедиции были разработаны отопительная система на суднах и система дистилляции воды. Запас еды и лимонного сока (главного профилактического средства того времени против цинги) был рассчитан на 4-5 лет. Но оба корабля были затёрты льдами и утонули. Участники экспедиции попытались добраться до ближайших обжитых мест. Из состава экспедиции никто не выжил. После того, как стало понятно, что случилась беда, в 1850–1860 годы правительство Великобритании и частные лица предприняли неординарные попытки найти пропавших исследователей. В них принимали участие многие известные мореплаватели и путешественники, включая Джона Росса и его племянника капитана Джеймса Кларка Росса (1800–1862), совершивших за время поисков несколько значимых географических открытий. Так была составлена карта почти всего арктического побережья Канады. В 1853 году частично по воде, частично по земле на санях вдоль желанного морского пути прошла спасательно-поисковая группа под руководством Роберта Мак-Клура (1807–1873). Полностью морем злополучный Северо-Западный проход впервые был пройден в 1903–1906 годах Руалем Амундсеном (1872–1928) на моторной яхте «Йоа». И только в 2007 году в связи с резким потеплением климата и таянием арктических льдов этот путь был признан судоходным, в 2016 году по нему прошло первое круизное судно. А ставшие легендарными «Эребус» и «Террор» были обнаружены только в 2014 и 2016 годах соответственно.

Коч (русское морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников).Параллельно поискам Северо-Западного прохода велись поиски пути из Атлантики в Тихий океан в восточном направлении. Сначала этот маршрут называли Северо-Восточным проходом, с начала XX века – Северный морской путь. Это кратчайшее расстояние от Европы до Дальнего Востока (около 5 600 км) проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и Берингову морю Тихого океана.

Впервые о такой возможности заявил в 1525 году русский дипломат, учёный и богослов Дмитрий Герасимов (1465–1535/36). Он ссылался на опыт жителей побережья Белого моря – поморов, которые в XIII и XIV веках доплывали до Обской губы. Первую экспедицию по исследованию Северо-Восточного прохода возглавил английский путешественник и исследователь сэр Хью Уиллоуби (1595-1654). На трёх кораблях в 1553 году он отправился из Англии в Китай. Увы, два корабля застряли во льдах Белого моря, сам Уиллоуби погиб. До Архангельска дошло только одно судно, под управлением Ричарда Ченслера (1521–1556). В начале 1601 году по приказу царя Бориса Годунова (1562–1605) в Западной Сибири на реке Таз (Мангазейка) был основан заполярный город Мангазея, быстро ставший центром международной торговли. В 1616 году поморы через Карское море проложили морской путь в Мангазею из Архангельска. В 1620 году новый царь Михаил Фёдорович Романов (1596–1645) строжайше запретил плавание морским путём. Город быстро пришёл в упадок, на некоторое время приостановилось и продвижение на восток по арктическим водам. Но уже в 1647 году Семён Иванович Дежнёв (1605–1673) на парусно-гребных кочах обошёл Чукотский полуостров и вышел в Тихий океан. Впрочем, из-за того, что отчёты Дежнёва затерялись, открытие пролива между Евразией и Америкой ещё 80 лет оставалось неизвестным. Его существование точно доказала экспедиция Витуса Беринга (1681–1741). Первые научные исследования арктического побережья осуществила Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов. По результатам её деятельности Михаил Ломоносов в 1762–1763 годах подготовил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и В полярных моряхпоказание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», где представил проект плавания по полярным водам к странам Востока. В 1765 и 1766 годах для обнаружения «морского прохода Северным океаном в Камчатку» были организованы экспедиции под командованием Василия Яковлевича Чичагова (1726-–1809). К сожалению, преодолеть льды им не удалось и оба раза корабли вынуждено вернулись в Архангельск. В первое плавание экспедиции достигали 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена, во второе 80° 30’ северной широты. Не смотря на то, что заявленная цель не была достигнута, участниками похода провели ряд океанографических и метеорологических наблюдений, описали животный и растительный мир Шпицбергена.

Потом последовал новый длительный перерыв. Вот в 1878–79 годах шведский исследователь Эрик Норденшельд (1832–1901) на китобойном парусно-паровом барке «Вега» смог пройти практически весь путь, обогнув мыс Челюскин – крайнюю северную точку материка. Дойти до Берингова пролива за один сезон снова помешали льды. После зимовки «Вега» обогнула Евразию и через Суэцкий канал вернулась в Швецию. Так впервые был пройден Северный морской путь. Казалось, что проход окончательно покорён. Но следующие две экспедиции окончились трагически. В 1912 году в плавание отправились паровая шхуна «Святая Анна» лейтенанта Георгия Львовича Брусилова (1884–1914?) и зверобойное судно «Геркулес» арктического исследователя Владимира Александровича Русанова (1875–1913?). Корабли пропали без вести во льдах Карского моря, выжили только два члена экипажа из команды Брусилова.

Ледокол Ермак 1899 г.Успешному освоению Северного морского пути способствовало строительство ледоколов. Первым таким кораблём стал ледокол арктического класса «Ермак», созданный по инициативе адмирала С.О. Макарова. Ледокол совершил несколько плаваний в полярных морях и в 1909 году на нём планировали пройти за одну навигацию из Балтийского моря в Берингов пролив. В 1910–1915 годах была организована Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. 26 июня 1913 года два ледокола «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Бориса Андреевича Вилькицкого (1885–1961) вышли из Владивостока, обогнули мыс Челюскин, в ходе плавания открыли ряд островов в Северном Ледовитом океане, достигли Северной Земли и вернулись во Владивосток. В 1914–1915 годах «Таймыр» и «Вайгач» по Северному морскому пути совершили первое в истории плавание с одной Таймыр и Вайгач на ледовом якоре, 1913зимовкой из Владивостока в Архангельск. План экспедиции был разработан при активном участии гидрографа, путешественника Фёдора Андреевича Матисена (1872–1921) и учёного-океанографа, арктического исследователя, будущего адмирала Александра Васильевича Колчака (1874–1920). Уже в разгар гражданской войны 23 апреля 1919 года постановлением Совета Министров Временного Сибирского правительства Александра Колчака был создан Комитет Северного морского пути. Главной задачей Комитета было создание постоянной морской торговой связи Сибири с европейскими портами через Северный Ледовитый океан. Комитет был сохранён и после установления советской власти.

К изучению и освоению Северного морского пути активно притупили в 1930-е годы. В 1932 году экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта (1891–1956) впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Несмотря на некоторые трудности, плавание от Архангельска до Берингова пролива заняло два месяца. В том же году для развития полярных областей страны, строительства ледоколов и судов ледового класса, развития полярной авиации, обеспечения радиосвязи и создания метеорологических станций вдоль северного побережья было создано Главное управление Северного морского пути. В 1933 году по маршруту «Сибирякова» под руководством О. Шмидта отправился ледокольный пароход «Челюскин». Судно сумело обойти мыс Челюскин, затем дрейфовало со льдами до Берингова пролива. Но сильные встречные ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в В Карском мореКарское море. В феврале 1934 года непроходимые льды раздавили пароход и он затонул. Полярной ночью на льду оказались 104 человека. Все они были спасены лётчиками, которые с 5 марта по 13 апреля 1934 года за 23 рейса вывезли их на большую землю. В 1934 году ледорез «Литке» впервые и за одну навигацию прошёл весь путь с востока на запад – из Владивостока в Мурманск. По традиционному направлению с запада на восток в 1935 году лесовозы «Искра» и «Ванцетти» впервые перевезли свои грузы из Ленинграда во Владивосток. Все эти экспедиции и в целом освоение арктических вод оказалось жизненно важным в годы Великой Отечественной войны. Северный морской путь стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в первую очередь оружия и продовольствия, в том числе от стран-союзников. И сегодня он остаётся одним из самых перспективных проектов в области транзитных перевозок.

В поисках великих рек и озёр

АфрикаНе менее интересна история исследования крупных рек. Почти до середины XIX века Африканский континент с его великими реками и озёрами оставался практически неизученным. Активные исследования Центральной и Южной НилАфрики начались в 1830–1840 годах, когда европейцы поставили себе целью найти истоки Нила. Большую роль в них сыграли миссионеры. Двигаясь на юг, они добрались до водопадов выше Гондокоро – торговой миссии на берегу Белого Нила (восточная часть центральной Африки). Параллельно с ними в Африку двинулись учёные. Среди них выдающуюся роль сыграл шотландский исследователь-путешественник Д. ЛивингстонДэвид Ливингстон (1813–1873). Во время своих экспедиций он отрыл озера Ньяса (Малави), Мверу, Бангуоло и одну из главных достопримечательностей Водопад Викторияконтинента водопад Виктория (или Моси-оа-Тунья на языке сото «Дым, который гремит») на реке Замбези. Другой шотландец Хью Клеппертон (1788–1827) и англичанин Диксон Денем (1786–1828) подтвердили существование и подробно описали крупное озеро в центральной части Африки. Сейчас оно называется Чад, что в переводе с языка местных жителей означает «большая вода». Об этом действительно большом реликтовым водоёме было известно со II века н. э. Информация о первом путешествии к его берегам сохранилось в работах греческого географа, картографа и математика Марина Тирского. Тогда римский наместник ЧадНумидии (территории в Северной Африке) Юлий Матерн за 4 месяца пересёк Сахару и обнаружил «обширное озеро», населённое «множеством гиппопотамов». Под названием Куар озеро упоминается в сочинении арабского историка и географа Абу-аль-Фиды (1273–1331), указывалось оно и на европейских картах XVII века.

Д.Х. СпикАнглийский путешественник и исследователь Джон Хеннинг Спик (1827–1864) открыл озера Виктория (названо так в честь правившей тогда английской королевы) и Таньганьика, реку Виктория-Нил, которая сливаясь с Голубым Нилом, Озеро Викторияобразует всем известную реку. Озеро Таньганьика отличается уникальной фауной, его обитатели похожи на морских животных. Ведь оно образовалось несколько тысячелетий назад, когда на его месте был океан, и ни разу с тех пор не пересыхало. Фауна не вымирала, только создавала новые более приспособленные для закрытого водоёма виды. В начале 1890-х годов несколько важных экспедиций через весь континент предпринял немецкий географ Адольф фон Гётцен (1866–1910), во время которых он обнаружил озеру Киву. Оно интересно тем, что является крупнейшим хранилищем метана. Важные для понимания эволюции человека находки были найдены уже в XX веке на берегах озера Рудольф (Туркана): скелет Турканского мальчика и череп Homo Habilis – первого представителя рода Homo.

Карта АмазонияВ отличие от Африки Южную Америку стали исследовать гораздо раньше. В 1540 году испанские конкистадоры Франсиско де Орельяна (ок. 1511–1546) и Гонсало Писарро (1510–1548) отправились в ОрельянаЮжную Америку на поиски легендарной страны Эльдорадо. Путешественники пересекли Кордильеры и оказались на реке Напо. Сильно заболоченные берега реки были покрыты густыми лесами. Для дальнейшего продвижения были построены несколько судов. 26 декабря 1541 года оставив Писарро ждать, Орельяно со своим отрядом отправился в разведку вниз по течению. Разведка заняла 172 дня. В результате он первым из европейцев пересёк с запада на восток Южную Америку в самой широкой её части и доплыл до Атлантического океана. Так была отрыта самая большая река мира – Амазонка. 2 августа 1542 года испанцы вошли в так называемое «Пресное море» – участок дельты Амазонки с пресной водой. В сентябре 1542 года Орельяно достиг острова Кубагуа в Карибском море. В составе экспедиции был монах-доминиканец Гаспар Карвахаль. В своём сочинении «Повествование о новооткрытии достославной реки Амазонок» он утверждал, что во время плавания испанцы вступили в сражение с индейским племенем, которым командовали женщины. По аналогии с героинями древнегреческого мифа их назвали амазонками. В их честь Амазонкой назвали и реку. Позднейшие экспедиции, подробно изучавшие её берега, не нашли никаких следов страны воительниц. Скорее всего, в той стычке индейские женщины наравне с мужчинами защищали свои дома.

АмазонкаПлавание Орельяно дало импульс к целому ряду путешествий по северной части Южной Америки. Почти через 100 лет после испанцев в 1639 году всю Амазонку, но в обратном направлении с востока на запад проплыла экспедиция португальца Педру Тейшейра (между 1575 и 1585–1641). В июле 1638 года 70 португальских и 1 200 индейских солдат и гребцов на 45 судах отправились из порта Белен на севере Бразилии вверх по реке. За 9 месяцев исследователи прошли саму Амазонку, её приток Напо, заходили в устья других крупных притоков, таких как Риу-Негру, Новое открытие АмазонкиМадейры и других. Сведения о великой реке, о самом плавании и отчёты Тейшейры включил в свою книгу «Новое открытие великой реки Амазонки» (1641 г.) сопровождавший отряд испанский миссионер Кристобаль де Акунья (1597–1675).

Последовательное изучение материка в целом и бассейна Амазонки началось в XIX веке. Большую роль в них сыграл немецкий Бейтс на Амазонкеестествоиспытатель и географ Александр Гумбольдт (1769–1859), путешествовавший по Южной Америке в 1799–1804 годах. Он на пироге проплыл по реке Апура до Ориноко, поднялся в её верховья и выяснил, что Ориноко связана с Амазонкой через реку Касьякьяре. В 1817–1820 годах Амазонку и её притоки исследовали немецкие натуралисты Иоганн Баптист фон Спикс (1781–1826) и Карл Фридрих Филипп фон Марциус (1794–1868), в 1843-1847 годах француз Франсис Луи де Лапорт де Кастельно (1802–1880) и другие путешественники. Одиннадцать лет провёл на Амазонке англичанин Генри Уолтер Бейтс (1825–1892) во время экспедиции 1848–1859 годов. Он впервые обстоятельно исследовал реку на протяжении свыше 3000 км, детально изучал флору и фауну неизведанной доселе долины реки. Бейтс собрал богатую коллекцию в 14 712 видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых и моллюсков, из которых около 8 000 оказались ранее неизвестными науке.

Также как и морские путешествия исследования рек и озёр, особенно в экваториальных регионах, сопровождались сложностями и опасностями. Это и жаркий влажный климат, и непроходимые леса и болота, и опасные насекомые, и тяжёлые болезни (например, малярия и жёлтая лихорадка). Но все они не смогли остановить человека в его стремлении открыть неизведанные места, узнать как можно больше об окружающем мире.

Более подробно об истории изобретений можно прочитать в 26 номере нашего журнала, о российских путешественниках и первооткрывателях в 25 номере.

 

Что можно почитать по этой теме

  1. Архенгольц, Иоганн Вильгельм фон История морских разбойников / И. В. фон Архенгольц. – Москва : Вече, 2010. – 448 с. : ил. – (Морская летопись). – Текст : непосредственный.
  2. Афонькин, С. Ю. Жизнь в пресной воде : школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин ; ил. Т. В. Канивец. – Санкт-Петербург : Балт. кн. компания, 2007. – 96 с. : ил. – (Узнай мир). – Текст : непосредственный.
  3. Блон, Ж. Великий час океанов : Средиземное море / Жорж Блон ; [перевод с французского А. М. Григорьева] ; [послесловие В. А. Дыгало, С. Г. Смирнова] ; художник А. А. Кузнецов. – Москва : Мысль, 1982. – 223 с. : ил. – (Путешествия. Приключения. Поиск). – Текст : непосредственный.
  4. Блон, Ж. Великий час океанов. В 2 т. Т. 1. Флибустьерское море; Средиземное море; Индийский океан = La grande Aventure des Oceans / Жорж Блон ; [перевод с французского А. М. Григорьева] ; [художник В. Е. Вольф] ; редактор Н. А. Литвина. – Москва : Славянка, 1993. – 543 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  5. Большая энциклопедия знаний. Подводный мир / Л. Д. Вайткене, М. В. Закотина, Д. В. Кошевар, В. В. Ликсо. – Москва : АСТ, 2019. – 192 с. : ил. – (Большая детская энциклопедия знаний). – Текст : непосредственный.
  6. Васнецова, Алёна Маяки. Помощники капитанов / Алёна Васнецова ; художник Екатерина Колесникова. – 2-е изд. – Москва : Настя и Никита, 2023. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. выпуск 165). – Текст : непосредственный
  7. Висковатов, А. В. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия / А. В. Висковатов ; предисл. и ред. К. В. Базилевича. – Санкт-Петербург : Браск, 1994. – 206 с. – Текст : непосредственный.
  8. Власенко, Е. А. Загадки и тайны морей и океанов / Е. А. Власенко, А. В. Колпакова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 256 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  9. Волков, А. В. Сто великих тайн земли / А. В. Волков. – Москва : Вече, 2013. – 368 с. : ил. – (100 великих). – Текст : непосредственный.
  10. Даль, Г. Последняя река : двадцать лет в дебрях Колумбии / Георг Даль ; [перевод со шведского Л. Л. Жданова] ; [послесловие Л. А. Файнберга] ; [художник С. А. Бочаров]. – Москва : Мысль, 1972. – 192 с., 8 л. ил. – Текст : непосредственный.
  11. Игнатьев, О. К. – Путешествие на «Каллисто» : записки участника экспедиции в Океанию / Олег Игнатьев ; '[послесловие Б. П. Баденкова]. – Москва : Детская литература, 1988. – 176 с. : фотоил. – Текст : непосредственный.
  12. Иллюстрированный атлас географических открытий : карты, цифры, факты, гипотезы, сравнения ; [пер. с англ. Ю. Амченков]. – Москва : Махаон, 2014. – 272 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  13. Кабеса де Вака, А. Н. Кораблекрушения / Кабеса де Вака ; [перевод с испанского Ю. В. Ванникова] ; [художник С. В. Юкин]. – Москва : Мысль, 1975. – 128 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  14. Калашников, В. И. Тайны воды: реки, озёра, моря и океаны : занимательное естествознание / Виктор Калашников. – Москва : Белый город, 2008. – 48 с. : ил. – (Энциклопедия тайн и загадок). – Текст : непосредственный.
  15. Кудишин, Иван Владимирович
  16. Кусто, Ж.-И. В мире безмолвия / Жак-Ив Кусто, Фредерик Дюма ; перевод с английского Л. Л. Жданова ; [послесловие А. Д. Добровольского, В. И. Войтова]. – Москва : Мысль, 1976. – 429 с., 24 л. ил. – (ХХ век: Путешествия. Открытия. Исследования). – Текст : непосредственный.
  17. Кусто, Ж.-И. В мире безмолвия / Жак-Ив Кусто, Фредерик Дюма ; перевод с английского Л. Л. Жданова ; [послесловие А. Д. Добровольского, В. И. Войтова]. – Москва : Мысль, 1976. – 429 с., 24 л. ил. – (ХХ век: Путешествия. Открытия. Исследования). – Текст : непосредственный.
  18. Кусто, Ж.-И. В поисках Атлантиды / Жак-Ив Кусто, Ив Паккале ; пер. с фр. А. Григорьева ; худож. Ю. Авакян. – Москва : Мысль, 1986. – 319 с. : 16 л. ил. – Текст : непосредственный.
  19. Кусто, Ж.-И. Затонувшие сокровища / Жак-Ив Кусто, Филипп Диоле ; [перевод с французского О. И. Фельдмана] ; [предисловие А. А. Аксёнова]. – Москва : Прогресс, 1975. – 206 с. : ил., фот. – Текст : непосредственный.
  20. Кусто, Ж.-И. Могучий властелин морей : подводные исследования Ж.-И. Кусто / Жак-Ив Кусто, Филипп Диоле ; перевод с английского Н. Елисеева ; [примечание и послесловие А. Я. Яблокова] ; [художник Е. Адамов]. – Москва : Мысль, 1977. – 188 с. : ил., карт. – Текст : непосредственный.
  21. Ланге, П. Горизонты Южного моря : История морских открытий в Океании / Пауль Вернер Ланге ; пер. с нем. Ю. И. Куколева, О. В. Харитоновой ; ред. М. Н. Бродовская ; послесл. В. И. Войтова. – Москва : Прогресс, 1987. – 288 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  22. Ломов, В. М. Сто великих рек и озёр мира / В. М. Ломов. – Москва : Вече, 2018. – 416] с. : ил.. – (100 великих). – Текст : непосредственный.
  23. Лялина, М. А. Подвиги русских адмиралов и мореплавателей [Текст] / М. А. Лялина. – Москва : Современник, 1996. – 383 с. : ил. – (История России в рассказах для детей). – Текст : непосредственный.
  24. Магидович, В. И. Географические открытия / В. И. Магидович, Н. Н. Малофеева, Е. В. Широнина. – Москва. : РОСМЭН, 2014. – 95 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН). – Текст : непосредственный.
  25. Макаров, С. О. «Ермак» во льдах / С. О. Макаров ; Русское географическое общество. – Москва : Эксмо : Око, 2013. – 480 с. : ил. - (Великие русские путешественники) (Библиотека ЕВРОЦЕМЕНТ груп). – Текст : непосредственный.
  26. Мак-Кормик, Г. Тени в море: Акулы и скаты / Г. Мак-Кормик, Т. Аллен, У. Янг ; сокр. пер. с англ. Г. А. Островской ; отв. ред. и авт. примеч. Л. С. Гликман ; авт. предисл. А. В. Неелов. – 2-е изд. – СПб : Гидрометеоиздат, 1992. – 229 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  27. Малов, В. И. Всё о подводном мире : [дет. энцикл.] / В. И. Малов. – Москва : АСТ, 2000. – 320 с. : ил. – (Всё о...). – Текст : непосредственный.
  28. Малов, В. И. Подводные исследования / В. Малов. – Москва : Слово, 2001. – 48 с. : ил. – (Что есть что). – Текст : непосредственный.
  29. Малов, В. И. Тайны знаменитых кораблей / Владимир Малов ; художник П. В. Высоцкий. – Москва : ОНИКС, 2006. – 256 с. : ил. – (Библиотека открытий). – Текст : непосредственный.
  30. Малов, В. И. Тайны морских глубин / Владимир Малов ; художник В. В. Горячев. – Москва : ОНИКС, 2007. – 256 с. : ил. – (Библиотека открытий). – Текст : непосредственный.
  31. Махлин, М. Д. Жизнь в соленой воде : шк. путеводитель / М. Д. Махлин ; ил. Т. В. Канивец. – Санкт-Петербург : Балт. кн. компания, 2010. – 96 с. : ил. – (Узнай мир. Природа). – Текст : непосредственный.
  32. Мирнова, С. С. Путешествия и открытия : полная энциклопедия / С. С. Мирнова, Е. Г. Серебренникова. – Москва : Эксмо, 2014. – 208 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  33. Можейко, Игорь Всеволодович Пираты, корсары, рейдеры; тайны морей и островов / И. В. Можейко. – Москва : АСТ, 2010 : Астрель. – 768 с. – Текст : непосредственный.
  34. Можейко, Игорь Всеволодович Тайны морей и островов / Игорь Можейко. – Москва : АСТ, 2011 : Астрель. – 224 с. – Текст : непосредственный.
  35. Морган, Н. Море / Нина Морган. – Москва : Эгмонт Россия Лтд, 2001. – 122 с. : ил. – (Моя первая энциклопедия LAROUSSE). – Текст : непосредственный.
  36. Морские обитатели. – Москва : Новый диск, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. – (Я познаю окружающий мир). – Систем. Требования: ОС Microsoft Windows 2000/XP/Vista/7; процессор Pentium III 500 МГц; 512 Мб оперативной памяти; 84 Мб свободного места на жёстком диске; разрешение экрана 1024х768 с глубиной цвета 16 бит; устройство для чтения компакт-дисков. – Текст : электронный.
  37. Муранов, А. П. Величайшие реки мира / А. Муранов. – Ленинград : Дет. лит., 1968. – 303 с. : ил. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.
  38. Океан : лит.-худож. морской сб. / редкол.: Тюрин В. М. (сост.). – Москва : Дет. лит., 1986. – 320 с. - Текст : непосредственный.
  39. Пикар, Ж. Глубина 11 тысяч метров; Солнце под водой / Жак Пикар ; пер. с англ. Л. Жданова ; пер. с англ. М. Беленького ; послесл. А. Монина. – М. : Мысль, 1974. – 399 с. : 16 л. ил., карт. – (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования). – Текст : непосредственный.
  40. Подводный мир : [для среднего и старшего школьного возраста] / Л. Д. Вайткене, М. В. Закотина, В. В. Ликсо, Д. В. Кошевар. – Москва : АСТ, 2020. – 256 с. : ил. – (Большая детская энциклопедия). – Текст : непосредственный.
  41. Популярная энциклопедия океана / составитель Ю. И. Смирнов. – Санкт-Петербург : МиМ, 1997. – 320 с. : ил. – (Хочу все знать!) – Текст : непосредственный.
  42. Рентта, Шерон Кто живёт на глубине? / Шерон Рентта ; [перевод с английского М. Пшеничная] ; [рисунки автора]. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2021. – [31] с. : ил. – (Живая серия). – Текст : непосредственный.
  43. Сахарнов, С. В. По морям вокруг земли : детская морская энциклопедия / С. Сахарнов ; [художники Э. Беньяминсон, Б. Кыштымов]. – Москва : Детская литература, 1972. – 463 с. : ил.. – Текст : непосредственный.
  44. Своллоу, С. Мир ручьёв, прудов и рек / Сю Своллоу, Маргарет Стефенс ; [перевод с английского М. Левиной, А. Нониной]. – Москва : АСТ-Пресс, 1997. – 32 с. : ил. – (Юный натуралист). – Текст : непосредственный.
  45. Смирнова, Юлия Андреевна Чудеса природы России / Юлия Смирнова ; художник Майя Бокова. – Санкт-Петербург : Качели, 2022. – 24 с. : ил. – (Сто тысяч почему). – Текст : непосредственный.
  46. Снисаренко, А. Б. Курс - Море Мрака : четыре шага за пределы Ойкумены / А. Б. Снисаренко ; предисл. А. Дитмара. – Москва : Мысль, 1982. – 159 с. – Текст : непосредственный.
  47. Сто великих мореплавателей ; [авторы -составители : Е. Н. Авадяева, Л. П. Зданович]. – Москва : Вече, 2006. – 510 с. : ил. – (100 великих). – Текст : непосредственный.
  48. Техника : энциклопедия / И. В. Кудишин, С. Л. Федосеев ; [иллюстрации Н. В. Данильченко и др.]. – Москва : РОСМЭН, 2007. – 118 с. : ил.. – Текст : непосредственный.
  49. Тихоокеанским маршрутом / Е. М. Сузюмов. – Москва : Мысль, 1980. – 141 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  50. Ткаченко, Александр Борисович Байкал. Прозрачное чудо планеты / Александр Ткаченко ; художник Елена Поповская. – 4-е изд. – Москва : Настя и Никита, 2022. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. вып. 167). – Текст : непосредственный.
  51. Ткаченко, Александр Борисович Земля. Планеты воды / Александр Ткаченко ; художник Ольга Салль. – 2-е изд.. – Москва : Настя и Никита, 2023. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. выпуск 236). – Текст : непосредственный.
  52. Томилин, А. Н. Как люди обживают океаны земли : науч.-худож. кн. / А. Томилин ; рис. Б. Забирохина. – Ленинград. : Дет. лит., 1985. – 159 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  53. Травина, И. В. Подводный мир / И. В. Травина. – Москва : РОСМЭН, 2015. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН). – Текст : непосредственный.
  54. Ульченко, Е. Путешествия. Открытия : энциклопедия / Е. Ульченко. – Москва : Росмэн, 2001. – 351 с. – (Что? Как? Почему?) (Детская энциклопедия). - Текст : непосредственный.
  55. Ушакова, О. Д. Великие путешественники : справ. школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург : Литера, 2006. – 96 с. : ил. – (Словарик школьника). – Текст : непосредственный.
  56. Уэйд, Л. Загадки моря / Лора Уэйд ; пер. с англ. Е. Степанцевой ; ред. Н. Райт. – Москва : Росмэн, 1999. – 32 с. : ил. – (Хочу все знать). – Текст : непосредственный.
  57. Фащук, Д. Я. Загадки морской одиссеи : авантюры и великие открытия / Д. Я. Фащук. – Москва : Вече, 2004. – 336 с. – (Великие тайны. – Текст : непосредственный.
  58. Хейердал, Т. Экспедиция «Кон-Тики»; «Ра» / Тур Хейердал ; [перевод с норвежского Л. Л. Жданова]. – Москва : Мысль, 1972. – 486 с. : ил., 24 л. ил. – (ХХ век . Путешествия. Открытия. Исследования). – Текст : непосредственный.
  59. Царица Вода : сказки, стихи и легенды о реках, морях и озёрах России / С. Иванов, Н. Голь, С. Махотин, М. Яснов ; художники : Е. Посецельская, О. Горсунов, Б. Забирохин и др. – Санкт-Петербург : Дом детской книги, 2019 : РусГидро. – 184 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  60. Центкевич, А. Человек, которого позвало море : [Руал Амундсен] / А. и Ч. Ченткевичи ; пер. с пол. Е. С. Брынского. – Ленинград : Гидрометеоиздат, 1971. – 298 с. – Текст : непосредственный.
  61. Широкова, В. А. Вода : океаны и моря, реки и озера / В. А. Широкова, Н. Л. Фролова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с. : ил. – (ОЛМА энциклопедия). – Текст : непосредственный.
  62. Шульман, Г. Е. Путешествие в синюю страну / Г. Е. Шульман. – Москва : Мысль, 1979. – 140 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  63. Эрне, А. Мир морских животных [Текст] / Андреа Эрне ; иллюстрации Анне Эберт. – Москва : Омега, 2018. – 16 с. : ил. – (Для почемучек) (Что? Почему? Зачем?). – Текст : непосредственный.
  64. Я познаю мир. Подводный флот : дет. энцикл. ; авт.-сост. В. Г. Шимановский ; худож. Ю. А. Станишевский. – Москва : АСТ, 2005 : Астрель : Транзиткнига. – 398 с. : ил. – (Я познаю мир). – Текст : непосредственный.

 

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве