Семейное чтение и музицирование
У многих семей есть свои традиции и среди них важное место занимает чтение. В России эта традиция имеет долгую историю. Например, в Изборнике Святослава 1076 года – одной из трёх древнерусских рукописных книг сохранившихся со времени правления великого князя Святослава Ярославича (1027–1076) – говорится, что чтение книг это «доброе дело». Знатные люди и богатые монастыри собирали большие библиотеки, но книги были и у простых людей. В древности книги стоили очень дорого, их сохраняли и передавали из поколения в поколение. В основном это были религиозные тексты: Евангелие, Псалтырь, жития святых. Не зря в Повести временных лет (начало XII века) сказано, «что книги наставляют нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных». По мнению историков, чтение духовной литературы было нравственной обязанностью, а не развлечением. Грамотных людей в те времена было мало и те, кто умели читать читали вслух в кругу своей семьи и близких. Читали медленно и вдумчиво, комментировали и обсуждали услышанное. Так появилась и сохранилась традиция семейного чтения.
После распространения книгопечатания примерно с XVI в. и в Европе и в России стало увеличиваться число домашних библиотек. Самих книг стало больше, расширилась их тематика, появились сугубо светские издания, ведь всё больше грамотных людей стали интересоваться различными публикациями: от вполне научных до просто развлекательных. А в XVIII– XIX веках чтение и обсуждение литературных новинок превратилось в неотъемлемую часть жизни светского образованного круга. До нас сохранились многочисленные портреты тех лет, на которых дамы и кавалеры позируют с книгами в руках. И надо заметить, что женщин с книгами изображали гораздо чаще, чем мужчин. Образованные матери семейств любили много читать сами, читали своим детям, прививая им с малых лет привычку и к чтению и книгам. Так в XIX веке чтение из просто модного увлечения стало значимым занятием для культурных людей. Образовывались литературные кружки и салоны в которых авторы ещё до публикации устраивали публичные слушания своих произведений. Так становились известными и расходились в списках по всей стране позже ставшими классическими произведения: стихи А. Пушкина (1799–1837) и М. Лермонтова (1814–1841), «Горе от ума» А. Грибоедова (1795–1829) и многие другие. В этой уникальной интеллектуальной и творческой среде создавались великая русская культура и литература. О таких чтениях упоминали многие писатели Н.С. Лесков (1831–1895), А.П. Чехов (1860–1904), А.И. Куприн (1870–1938), И.А. Бунин (1870–1953). Наиболее известными были домашние чтения в семье писателя, общественного деятели и критика Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) – так называемые «Аксаковские субботы». В них участвовали литераторы, актёры, неравнодушные друзья семьи. Наравне с взрослыми на этих вечерах присутствовали и дети Аксакова.
В это время создавались богатейшие домашние библиотеки с взрослой и детской литературой, а семейное чтение вырабатывало у детей желание читать и размышлять каждый день. Конечно, это касалось в первую очередь состоятельных семей, но к чтению и образованию стремились и люди из не привилегированных слоёв населения. Сохранились отчёты Общества Распространения Полезных книг о деятельности бесплатных народных читален за 1900–1901 годы. В них прямо говорится о том, что грамотные подростки, закончившие несколько классов начальных школ, читают книги своим родственникам, друзьям и даже работникам и хозяевам мастерских, где они начали свою трудовую деятельность. Стоит ли говорить о том, что книги стали желанным подарком для многих поколений российских детей.
Постепенно вечера семейных чтений стали настоящей русской народной традицией. Собирались по вечерам, читал обычно глава семьи, но иногда несколько домочадцев читали по ролям. Часто чтение переходило в обсуждение услышанного произведения. Знакомясь с лучшими образцами художественной и научно-популярной литературы дети учились слушать и понимать прочитанное. В богатых семьях в этих вечерах принимали участие не только члены семьи, но и домашние учителя и гувернантки. Так происходило сближение на духовном уровне, появлялись эмоциональная близость, общие интересы и ценности. Но не все могут просто читать и слушать, обсуждать и даже спорить. Нередко семейное чтение трансформировалось в семейное творчество: дети и взрослые совместно сочиняли рассказы и стихи, рисовали иллюстрации к полюбившимся произведениям, играли в буриме (литературную игру, заключающуюся в сочинении стихов на заданные рифмы), ставили домашние спектакли и даже издавали домашние литературные журналы. А ещё некоторые дети старались подражать персонажам полюбившихся книг и порывались сбежать, например, в Америку или Африку открывать новые земли, спасть попавших в беду героев, искать сокровища и приключения. В начале прошлого века была создана целая общественная организация «Комиссию по организации домашних чтений», которая создавала списки литературы, рекомендованных для семейных чтений, публиковала журналы и книги для чтения всей семьёй.
Но если в первой половине ХХ века чтение вслух в семейном кругу было распространённым явлением, то ко второй половине прошлого века эта традиция стала утрачиваться. Читают ли сейчас вслух, конечно читают, но в основном для самых маленьких детей. А ведь это так интересно не просто самому ознакомится с текстом, но и обсудить его, поспорить, посоветовать в кругу близких во всех смыслах людей.
Существовала и другая прекрасная традиция – домашнее музицирование. Оно было широко распространено в России в XIX веке. Играли на самых разных инструментах: на гитаре, скрипке, в 4 руки на фортепиано, пели романсы. Появилось оно в народной среде во времена Древней Руси. Но, как и многие другие культурные традиции домашнее музицирование в дворянской среде стало бурно развиваться с эпохи Петра I. Тогда на многочисленных ассамблеях во время танцев и просто для непринуждённого общения звучала модная светская музыка. Богатые вельможи заводили целые домашние оркестры. Музыкальное образование стало неизменной частью учебной программы для русского дворянства, в первую очередь для девочек. Пример подавала императорская семья, для юных великих князей и княжон нанимали лучших педагогов своего времени. Конечно, музыкальные способности у них были разные, но многие из представителей царской фамилии выросли настоящими ценителями музыки. Известно, что император Александр III (1845–1894) вполне профессионально играл на нескольких духовых инструментах, а самым любимым из них был корнет-а-пистон – одна из разновидностей трубы.
Уже в XIX веке музыка в доме стала не просто развлечением, а своеобразной культурной потребностью. Наряду с чтением музыка занимала важное место в различных салонах. Несмотря на то, что их посещали далеко не только родственники, современники неоднократно отмечали «домашность» российских столичных салонов. И здесь композиторы и музыканты были желанными гостями, нередко сочиняя на публике новое музыкальное произведение – романс или песню. В 1830–1840-е годы настоящим музыкальным центром Санкт-Петербурга был дом братьев Михаила (1788—1856) и Матвея (1794—1866) Вильегорских. Его даже называли «маленьким министерством изящных искусств». Почти каждую неделю братья устраивали концерты, которые посещали наряду с любителями знаменитые композиторы Ференц Лист (1811–1886), Роберт Шуман (1810–1856), Гектор Берлиоз (1803–1869), певица Полина Виардо (1821–1910).
Но не надо думать, что домашнее музицирование было характерно только для образованных и обеспеченных слоёв общества. И в обычных крестьянских семьях люди с удовольствием играли на народных инструментах, с детства приучая молодое поколение к музыке и творчеству.
Что можно почитать всей семьёй
- Арбенин, К.Ю. Как я подружился с летом : из дневника сказочника / Константин Арбенин ; иллюстрации Ольги Колядиной. – Санкт-Петербург : Дом детской книги, 2022. – 64 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Берроуз, Э. Марсианские войны / Э. Берроуз ; пересказ. Н. Семенова ; худож. С. Юкин. – Москва : Белый город, 2006. – 48 с. : ил. – (Приключения и фантастика). – Текст : непосредственный.
- Воскобойников, В.М. Девочка, мальчик, собака : повесть / Валерий Воскобойников ; художник А. Лебедева. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019. – 160 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Гейерстам, Г. Мои мальчуганы : для младшего и среднего школьного возраста / Густав Гейерстам ; перевод с английского Л. Горбуновой ; художник А. Кузьмин. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018. – 168 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Георгиев, С.Г. Южное небо: рассказы : для среднего школьного возраста / Сергей Георгиев ; художник В. Коркин.– Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019.– 128 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Гиваргизов, А.А. Мы так похожи : поэтический сб. : для семейного чтения / А.А. Гиваргизов ; предисл. К. Молдавская ; худож. И. Александров. – Москва : Самокат, 2006. – 79 с. : ил.. – Текст : непосредственный.
- Гончарова, А. Еня и Еля в гостях у Москвы : сказки, которые помогают : узнавать свой город, находить интересные маршруты, знакомиться с достопримечательностями, любить книги и чтение, гордиться столицей России / Анна Гончарова ; художник Ольга Чумичёва. – Москва : Белый город, 2019. – 104 с. : ил. – (Сказки и рассказы о животных). – Текст : непосредственный.
- Даррелл, Д. Говорящий свёрток : сказоч. повесть / Джеральд Даррелл ; пер. Н. Рахмановой ; худож. М. Беломлинский. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 256 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Железников, В.К. Путешественник с багажом / Владимир Железников ; [художник Ирина Анашкина]. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2021. – 144 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Зак, А.Г. Пропало лето; Спасите утопающего : юмористические киноповести / Авенир Зак, Исай Кузнецов ; рисунки Г. Валька. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019. – 160 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Кервуд, Д.О. Бродяги Севера : повесть / Джеймс Оливер Кервуд ; перевод с английского И. Г. Гуровой ; [художник В. Ю. Стахеев]. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 256 с. : ил. – (Читаем всей семьёй).– Текст : непосредственный.
- Керн, Л.Е. Фердинанд Великолепный: пер. с пол. / Л. Е. Керн. – Москва : Журн. «Дет. лит.», 1992. – 223 с. : ил. (Библиотека для семейного чтения журнала «ДЛ»). – Текст : непосредственный.
- Крюкова, Т.Ш. Кот на счастье: [юморист. повесть] / Тамара Крюкова ; [худож. М. Сергеева]. – Москва : Аквилегия-М, 2017. – 192 с. – Текст : непосредственный.
- Крюкова, Т.Ш. Лунный рыцарь: приключ. повесть / Т. Ш. Крюкова ; худож. М. Дмитриева. – Москва : Аквилегия-М, 2003 ; Калининград : Янтарный сказ. – 416 с. : ил. (Семейное чтение). – Текст : непосредственный.
- Макарова, С.М. Святочная история. Леночка : [повесть] / Софья Макарова ; рисунки Петра Вагнера, Ирины Луниной. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 96 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Мама, бабушка и пра в стихах, рассказах, историях и рецептах : [сборник] : для семейного чтения ; [составитель Т. А. Стадольникова] – Москва : Дельфин, 2016. – 112 с. : ил. – (Семейный альбом). – Текст : непосредственный.
- Михасенко, Г.П. Неугомонные бездельники : повесть / Генадий Михасенко ; художник В. Владков. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 224 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Могилевская, С.А. Восемь голубых дорожек / Софья Могилевская ; худож. Е. Карпович. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. – 192 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Несбит, Э. Искатели сокровищ: для младшего и среднего школьного возраста / Эдит Несбит ; перевод с английского Л. Сумм ; художник А. Масейкина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018.– 272 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
- Толстой, А.Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; художник А. Масейкина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018. –208 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.