0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное чтение и музицирование

Изборник 1076 годаУ многих семей есть свои традиции и среди них важное место занимает чтение. В России эта традиция имеет долгую историю. Например, в Изборнике Святослава 1076 года – одной Царевич Петр Алексеевич и Дьяк Зотовиз трёх древнерусских рукописных книг сохранившихся со времени правления великого князя Святослава Ярославича (1027–1076) – говорится, что чтение книг это «доброе дело». Знатные люди и богатые монастыри собирали большие библиотеки, но книги были и у простых людей. В древности книги стоили очень дорого, их сохраняли и передавали из поколения в поколение. В основном это были религиозные тексты: Евангелие, Псалтырь, жития святых. Не зря в Повести временных лет (начало XII века) сказано, «что книги наставляют нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных». По мнению историков, чтение духовной литературы было нравственной обязанностью, а не развлечением. Грамотных людей в те времена было мало и те, кто умели читать читали вслух в кругу своей семьи и близких. Читали медленно и вдумчиво, комментировали и обсуждали услышанное. Так появилась и сохранилась традиция семейного чтения.

Иван Крамской «За чтением» (портрет Софьи Николаевны Крамской), 1863 г.После распространения книгопечатания примерно с XVI в. и в Европе и в России стало увеличиваться число домашних библиотек. Самих книг стало больше, расширилась их тематика, появились сугубо светские издания, ведь всё больше грамотных людей стали интересоваться различными публикациями: от вполне научных до просто развлекательных. А в XVIII– XIX веках чтение и обсуждение литературных новинок превратилось в Владимир Маковский «Литературное чтение». 1866 г.неотъемлемую часть жизни светского образованного круга. До нас сохранились многочисленные портреты тех лет, на которых дамы и кавалеры позируют с книгами в руках. И надо заметить, что женщин с книгами изображали гораздо чаще, чем мужчин. Образованные матери семейств любили много читать сами, читали своим детям, прививая им с малых лет привычку и к чтению и книгам. Так в XIX веке чтение из просто модного увлечения стало значимым занятием для культурных людей. Образовывались литературные кружки и салоны в которых авторы ещё до публикации устраивали публичные слушания своих произведений. Так становились известными и расходились в списках по всей стране позже ставшими классическими произведения: стихи А. Пушкина (1799–1837) и М. Лермонтова (1814–1841), «Горе от ума» А.  Грибоедова (1795–1829) и многие другие. В этой уникальной интеллектуальной и творческой среде создавались великая русская культура и литература. О таких чтениях упоминали многие писатели Н.С. Лесков (1831–1895), А.П. Чехов (1860–1904), А.И. Куприн (1870–1938), И.А. Бунин (1870–1953). Наиболее известными были домашние чтения в семье писателя, общественного деятели и критика Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) – так называемые «Аксаковские субботы». В них участвовали литераторы, актёры, неравнодушные друзья семьи. Наравне с взрослыми на этих вечерах присутствовали и дети Аксакова.

Иван Батюков «За семейным столом», 1899 г.В это время создавались богатейшие домашние библиотеки с взрослой и детской литературой, а семейное чтение вырабатывало у детей желание читать и размышлять каждый день. Конечно, это касалось в первую очередь состоятельных семей, но к чтению и образованию стремились и люди из не привилегированных слоёв населения. Сохранились отчёты Общества Распространения Полезных книг о деятельности бесплатных народных читален за 1900–1901 годы. В них прямо говорится о том, что грамотные подростки, закончившие несколько классов начальных школ, читают книги своим родственникам, друзьям и даже работникам и хозяевам мастерских, где они начали свою трудовую деятельность. Стоит ли говорить о том, что книги стали желанным подарком для многих поколений российских детей.

Николай Богданов-Бельский «Новая сказка», 1891 г.Постепенно вечера семейных чтений стали настоящей русской народной традицией. Собирались по вечерам, читал обычно глава семьи, но иногда несколько домочадцев читали по ролям. Часто чтение переходило в обсуждение услышанного произведения. Знакомясь с лучшими образцами художественной и научно-популярной литературы дети учились слушать и понимать прочитанное. В богатых семьях в этих вечерах принимали участие не только члены семьи, но и домашние учителя и гувернантки. Так происходило сближение на духовном уровне, появлялись эмоциональная близость, общие интересы и ценности. Но не все могут просто читать и слушать, обсуждать и даже спорить. Нередко семейное чтение трансформировалось в семейное творчество: дети и взрослые совместно сочиняли рассказы и стихи, рисовали иллюстрации к полюбившимся произведениям, играли в буриме (литературную игру, заключающуюся в сочинении стихов на заданные рифмы), ставили домашние спектакли и даже издавали домашние литературные журналы. А ещё некоторые дети старались подражать персонажам полюбившихся книг и порывались сбежать, например, в Америку или Африку открывать новые земли, спасть попавших в беду героев, искать сокровища и приключения. В начале прошлого века была создана целая общественная организация «Комиссию по организации домашних чтений», которая создавала списки литературы, рекомендованных для семейных чтений, публиковала журналы и книги для чтения всей семьёй.

Николай Подключников «Интерьер помещичьего дома», XIX в.Но если в первой половине ХХ века чтение вслух в семейном кругу было распространённым явлением, то ко второй половине прошлого века эта традиция стала утрачиваться. Читают ли сейчас вслух, конечно читают, но в основном для самых маленьких детей. А ведь это так интересно не просто самому ознакомится с текстом, но и обсудить его, поспорить, посоветовать в кругу близких во всех смыслах людей.

bimka30 timemachine8 sСуществовала и другая прекрасная традиция – домашнее музицирование. Оно было широко распространено в России в XIX веке. Играли на самых разных инструментах: на гитаре, скрипке, в 4 руки на фортепиано, пели романсы. Появилось оно в народной среде во времена Древней Руси. Но, как и многие другие культурные традиции домашнее музицирование в дворянской среде стало бурно развиваться с эпохи Петра I. Тогда на многочисленных ассамблеях во время танцев и просто для непринуждённого общения звучала модная светская музыка. Богатые вельможи заводили целые домашние оркестры. Музыкальное образование стало неизменной частью учебной программы для русского дворянства, в первую очередь для девочек. Пример подавала императорская семья, для юных великих князей и княжон нанимали лучших педагогов своего времени. Конечно, музыкальные способности у них были разные, но многие из представителей царской фамилии выросли настоящими ценителями музыки. Известно, что император Александр III (1845–1894) вполне профессионально играл на нескольких духовых инструментах, а самым любимым из них был корнет-а-пистон – одна из разновидностей трубы.

Р. Рорбах Музыкальный вечер у гр. Виельгорского, 1840-е гг. Уже в XIX веке музыка в доме стала не просто развлечением, а своеобразной культурной потребностью. Наряду с чтением музыка занимала важное место в различных салонах. Несмотря на то, что их посещали далеко не только родственники, современники неоднократно отмечали «домашность» российских столичных салонов. И здесь композиторы и музыканты были желанными гостями, нередко сочиняя на публике новое музыкальное произведение – романс или песню. В 1830–1840-е годы настоящим музыкальным центром Санкт-Петербурга был дом братьев Михаила (1788—1856) и Матвея (1794—1866) Вильегорских. Его даже называли «маленьким министерством изящных искусств». Почти каждую неделю братья устраивали концерты, которые посещали наряду с любителями знаменитые композиторы Ференц Лист (1811–1886), Роберт Шуман (1810–1856), Гектор Берлиоз (1803–1869), певица Полина Виардо (1821–1910).

Но не надо думать, что домашнее музицирование было характерно только для образованных и обеспеченных слоёв общества. И в обычных крестьянских семьях люди с удовольствием играли на народных инструментах, с детства приучая молодое поколение к музыке и творчеству.

Что можно почитать всей семьёй

  1. Арбенин, К.Ю. Как я подружился с летом : из дневника сказочника / Константин Арбенин ; иллюстрации Ольги Колядиной. – Санкт-Петербург : Дом детской книги, 2022. – 64 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  2. Берроуз, Э. Марсианские войны / Э. Берроуз ; пересказ. Н. Семенова ; худож. С. Юкин. – Москва : Белый город, 2006. – 48 с. : ил. – (Приключения и фантастика). – Текст : непосредственный.
  3. Воскобойников, В.М. Девочка, мальчик, собака : повесть / Валерий Воскобойников ; художник А. Лебедева. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019. – 160 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  4. Гейерстам, Г. Мои мальчуганы : для младшего и среднего школьного возраста / Густав Гейерстам ; перевод с английского Л. Горбуновой ; художник А. Кузьмин. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018. – 168 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  5. Георгиев, С.Г. Южное небо: рассказы : для среднего школьного возраста / Сергей Георгиев ; художник В. Коркин.– Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019.– 128 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  6. Гиваргизов, А.А. Мы так похожи : поэтический сб. : для семейного чтения / А.А. Гиваргизов ; предисл. К. Молдавская ; худож. И. Александров. – Москва : Самокат, 2006. – 79 с. : ил.. – Текст : непосредственный.
  7. Гончарова, А. Еня и Еля в гостях у Москвы : сказки, которые помогают : узнавать свой город, находить интересные маршруты, знакомиться с достопримечательностями, любить книги и чтение, гордиться столицей России / Анна Гончарова ; художник Ольга Чумичёва. – Москва : Белый город, 2019. – 104 с. : ил. – (Сказки и рассказы о животных). – Текст : непосредственный.
  8. Даррелл, Д. Говорящий свёрток : сказоч. повесть / Джеральд Даррелл ; пер. Н. Рахмановой ; худож. М. Беломлинский. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 256 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  9. Железников, В.К. Путешественник с багажом / Владимир Железников ; [художник Ирина Анашкина]. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2021. – 144 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  10. Зак, А.Г. Пропало лето; Спасите утопающего : юмористические киноповести / Авенир Зак, Исай Кузнецов ; рисунки Г. Валька. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2019. – 160 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  11. Кервуд, Д.О. Бродяги Севера : повесть / Джеймс Оливер Кервуд ; перевод с английского И. Г. Гуровой ; [художник В. Ю. Стахеев]. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 256 с. : ил. – (Читаем всей семьёй).– Текст : непосредственный.
  12. Керн, Л.Е. Фердинанд Великолепный: пер. с пол. / Л. Е. Керн. – Москва : Журн. «Дет. лит.», 1992. – 223 с. : ил. (Библиотека для семейного чтения журнала «ДЛ»). – Текст : непосредственный.
  13. Крюкова, Т.Ш. Кот на счастье: [юморист. повесть] / Тамара Крюкова ; [худож. М. Сергеева]. – Москва : Аквилегия-М, 2017. – 192 с. – Текст : непосредственный.
  14. Крюкова, Т.Ш. Лунный рыцарь: приключ. повесть / Т. Ш. Крюкова ; худож. М. Дмитриева. – Москва : Аквилегия-М, 2003 ; Калининград : Янтарный сказ. – 416 с. : ил. (Семейное чтение). – Текст : непосредственный.
  15. Макарова, С.М. Святочная история. Леночка : [повесть] / Софья Макарова ; рисунки Петра Вагнера, Ирины Луниной. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 96 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  16. Мама, бабушка и пра в стихах, рассказах, историях и рецептах : [сборник] : для семейного чтения ; [составитель Т. А. Стадольникова] – Москва : Дельфин, 2016. – 112 с. : ил. – (Семейный альбом). – Текст : непосредственный.
  17. Михасенко, Г.П. Неугомонные бездельники : повесть / Генадий Михасенко ; художник В. Владков. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2020. – 224 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  18. Могилевская, С.А. Восемь голубых дорожек / Софья Могилевская ; худож. Е. Карпович. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. – 192 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  19. Несбит, Э. Искатели сокровищ: для младшего и среднего школьного возраста / Эдит Несбит ; перевод с английского Л. Сумм ; художник А. Масейкина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018.– 272 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.
  20. Толстой, А.Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; художник А. Масейкина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018. –208 с. : ил. – (Читаем всей семьёй). – Текст : непосредственный.

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве