0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

9 декабря – 100 лет со дня рождения
БОРИСА КОНСТАНТИНОВИЧА ПАНОВА
(1923 - 2008)

Трудные людские судьбы нашли широкое и яркое отражение в творчестве тамбовского писателя и журналиста Бориса Панова. Читая его произведения, реально представляешь героев, кем бы они ни были, – директорами колхозов или совхозов, полеводами, трактористами, сельскими врачами, ветеранами войны и труда: писатель жил и работал бок о бок с ними, воевал, о тяжёлом крестьянском труде знает не понаслышке; не чужды ему и проблемы горожан.

Родился Борис Константинович Панов 9 декабря 1923 года в селе Елань-Колено Воронежской области. Окончив здесь семилетку, поступил в Бутурлиновский технологический техникум, но завершить учёбу помешала война. Уходя добровольцем на фронт, будущий писатель и не предполагал, что всё испытанное им на войне, её трагические и счастливые моменты лягут, много лет спустя, горячими страницами в его рассказы, повести и романы.

Вернувшись после победы домой, Борис Панов постоянным местом жительства выбрал Тамбовский край. Здесь он работал в районных и городских газетах, активно печатался на страницах областной прессы. Его очерки о тружениках сёл и деревень Тамбовщины никого не оставляли равнодушным, обсуждались на райкомовских планёрках и часто способствовали тому, что долго не решаемые вопросы сельской жизни наконец-то сдвигались с места. Неслучайно Борис Константинович за серию проблемных публикаций в 1969 году стал лауреатом премии имени первого редактора газеты «Тамбовская правда» И. А. Гаврилова.

В 1970-е годы в Центрально-Чернозёмном издательстве стали одна за другой выходить книги писателя и журналиста Бориса Панова: «Мартовским днём» (1970), «Хозяин» (1972), первая часть трилогии «Посреди степей» (1974).

Книга «Мартовским днём» состоит из семнадцати рассказов на разные темы, но в них есть что-то общее, на первый взгляд, почти неуловимое. И только дочитав до конца, понимаешь: их роднит стремление автора донести до читателя всё лучшее, что есть в человеке, доказать, что счастье людей – в их руках, что зло всегда наказуемо, сколько бы времени ни прошло, а доброта может творить чудеса. И ещё: в рассказах Бориса Панова раскрывается история сёл и деревень Тамбовского края, который не миновали ни гражданская война, ни Великая Отечественная, ни те  трудности, которые переживала вся страна.

Многочисленные страницы книг разных авторов, повествующие о борьбе  с бандами Антонова и Губана на территории нашего края, пополнились произведениями Бориса Панова. Его рассказ «Конец Губана» – о бесчинствах противников советской власти в сёлах Александровке, Сеславине.

Писатель использует все художественные средства, чтобы показать, как пребывающие в страхе люди обретают уверенность в своей силе и правоте, и как сама природа преображается от слов Алексея, еле стоявшего на ногах от усталости, но нашедшего в себе силы доложить комбригу и комиссару: «Губан пойман и для суда народа доставлен в полной целости и сохранности».

Борис Панов не раз обращается в своём творчестве к молодёжной теме, к проблеме «отцов и детей». Деревенские предрассудки в вопросах любви и брака, желание родителей женить или выдать замуж своих чад за тех, кто мил им, а не дочери или сыну, порождают семейные конфликты, которые часто решаются не без существенных потерь, прежде всего моральных. В этом отношении характерен рассказ «Мать и сын».

Становление характеров героев в военные и послевоенные годы ярко и зримо показаны в повести «Трудный год  Владимира Туровцева», которая вместе с несколькими рассказами вошла в одноимённую книгу, изданную в 1976 году. Через серьёзные испытания прошёл главный герой – недоверие людей, собственные сомнения, сложные первые послевоенные годы, отсутствие техники, а кое у кого - и отсутствие желания работать. Но, пройдя эту жизненную закалку, молодой директор совхоза Владимир Туровцев, самоотверженно преданный своему делу человек, стал настоящим руководителем, для которого интересы вверенного ему хозяйства были неизмеримо выше его собственных интересов…

«Война, война… Сколько плодишь ты скотского, дикого в людях! И как высоко поднимается в твоих испытаниях человеческий дух!». Эти слова из романа Бориса Константиновича Панова «Посреди степей» как нельзя лучше выражают социальную и нравственную сущность Великой Отечественной войны: гибли миллионы людей, но в то же время война учила «руду дорогую отличать от породы пустой», она ковала характеры для будущей мирной жизни.

Роман-трилогия «Посреди степей» – самое крупное произведение Бориса Панова. В 1970 – 1980-е годы были изданы две первые части, а полностью роман вышел в Тамбове в 2004 году.

Автор очерков, рассказов и повестей о тамбовском крестьянстве, о послевоенном строительстве сёл и городов, Борис Панов именно в этом романе показывает человека труда во весь рост. Перед нами – широкая панорама народной жизни. Автор с глубоким чувством повествует о пережитом в годы Великой Отечественной войны, о тех, кто, ещё не остыв от жарких сражений, встал в строй не менее важной борьбы – за восстановление разрушенного хозяйства. Голос писателя гневен, когда речь идёт о подлецах и предателях, радостен на страницах, посвящённых уборке хорошего урожая, лиричен при описании природы средней полосы России – Тамбовского края, где живут и трудятся его герои.

…Молодого красноармейца Максима Чусова война сразу сталкивает с труднейшими испытаниями. И оттого, выдержит ли он их или смалодушничает, будет зависеть его дальнейшая судьба – останется он просто в живых или навсегда сохранится в памяти уцелевших…

Отбившись в ночной стычке с немцами от своих, казня себя за минутный страх, заставивший его при первой же автоматной очереди «шарахнуться вбок, побежать по лесу», красноармеец выходит на дорогу и видит изуродованную полуторку, убитых шофёра и женщину, возле которой возился в тряпье крохотный ребёнок. «В груди красноармейца расплескался палящий жар. Торопливо, трясущимися руками он взял ребёнка, завернул в поднятые с земли простыню и вязаную кофту и быстро пошёл было прочь, но шагов через десять какая-то требовательная сила остановила его, заставила вернуться к женщине».

Советский солдат, подвергаясь ежеминутной опасности, уже не колеблется в выборе: взять ребёнка или быстрее уйти прочь. Немцы могли появиться в любой момент. Но и в этой ситуации в человеке берёт верх человеческое. Он хоронит погибших и спасает ребёнка. И даже когда его нагоняет грузовик с немцами, он продолжает упрямо идти вперёд, крепко прижимая к себе девочку, «боясь только одного, что не выдержит долго такого шага». Но он выдержал. В поединке между голодным, обессилевшим красноармейцем и ехавшими на грузовике сытыми фашистами, хохотавшими над «странным русским солдатом с ребёнком на руках», стрелявшими ему под ноги, чтобы испугать, заставить попросить пощады,–  выиграл Человек.

Возможно, именно этот, выигранный поединок, и стал точкой отсчёта во всей дальнейшей жизни Максима Чусова. Работая после войны председателем колхоза, он в любой ситуации остаётся прежде всего честным человеком. «На себя я надеюсь: увиливать от дел не стану», – скажет Чусов в разговоре с секретарём райкома Букавиным. Обычные слова, но в них всё – честь и совесть бывшего фронтовика, уверенность, закалённая в огне войны, и «будоражащее всё внутри ощущение своей нужности людям».

Есть в романе Бориса Панова и ещё один запоминающийся образ – Якова Забелина, вернувшегося с войны инвалидом, но нашедшего себе дело в колхозе. Не такой он человек, чтобы жить за чужой счёт, пользоваться старыми заслугами. А в сорок третьем году Яков, сам того не сознавая, совершил подвиг… Прямо на него шёл немецкий танк. Он был уже метрах в десяти. «Они остались один на один – человек и броневая грохочущая громадина. Она могла вот-вот раздавить Якова. Но он теперь знал, что не побежит от неё… Это те, кто в танке, должны бояться его, Якова, потому что он сейчас непременно подорвёт и уничтожит их. Он ничуть не сомневался, что всё именно так и произойдёт, и от этой уверенности в нём поднялось злое, беспощадное, торжествующее ликование…»

Вражеский танк был подорван. И кто знает, сколько жизней унесла бы эта машина, если бы её не остановил один человек, «песчинка» на бескрайнем поле войны! Как и Максим Чусов, Яков Забелин вышел победителем из неравного боя – из поединка между добром и злом. На примере этих двух людей Борис Панов показал, как герои войны, совершавшие подвиги не во имя подвигов, а во имя долга и совести, и в мирной жизни – люди высокого полёта, честно выполнявшие своё предназначение на земле…

Борис Константинович Панов скончался в Мичуринске 26 ноября 2008 года. Он не дожил до 85-летия всего 13 дней. К его юбилею Тамбовское отделение  Литфонда России при финансовой поддержке управления культуры и архивного дела выпустило книгу повестей и рассказов «На окраине» со вступительной статьёй председателя правления областной писательской организации Николая Николаевича Наседкина, который отметил, что «главное положительное начало в книгах писателя, в образах его героев – это труд и любовь к своей земле, своей малой родине».

Сочинения:

Панов Б. Мартовским днём: Рассказы. – Воронеж, 1970.

Панов Б. Хозяин: Повесть, рассказы. – Воронеж, 1972.

Панов Б. Трудный год Владимира Туровцева: Повесть, рассказы. - Воронеж, 1976.

Панов Б. Посреди степей: Роман. – Воронеж, 1988, Тамбов, 2004.

Панов Б. На окраине: Повести и рассказы. – Тамбов, 2009.

Литература:

Тамбовские даты-1993: Рекомендательный указатель литературы. - Тамбов, 1993. – С.98 – 99.

Андреев В. Литераторы на Тамбовской земле. – Мичуринск, 1998. – С. 87.

Дорожкина В. Литературная жизнь: прошлое и настоящее. – Тамбов, 2000. – С. 44 – 45.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 111 – 112.

Наседкин Н. Трудные годы Бориса Панова // Панов Б. На окраине: Повести и рассказы. – Тамбов, 2009. – С. 5 – 10.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве