0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

15 января – 80 лет со дня рождения
ИВАНА ИВАНОВИЧА АКУЛОВА
(1942 - 2020)

С самого начала литературной деятельности Иван Акулов определил своё творческое кредо и продолжает следовать ему и сейчас:

Недоступен порог,
Если слово – труха…
Простота – не порок,
А вершина стиха.

Родился поэт 15 января 1942 года. После окончания Мичуринского педагогического института был направлен в Петровский район. Работал директором школы, заведующим районным отделом народного образования, заместителем главы местной администрации. Отличник народного просвещения.

Стихи начал писать в студенческие годы, публиковался в периодике. Но с выпуском отдельного сборника дело затянулось: мешали и скромность, и излишняя строгость к своим творениям, и большое количество написанного, когда не знаешь, что в первую очередь отобрать для печати. А потом, как часто у нас выражаются, «грянула перестройка». Так что только на рубеже веков увидела свет первая книга. Зато, прочитав её, самый строгий критик мог бы сказать, что автор – не начинающий поэт, что это человек с большим опытом – и жизненным, и литературным.

Отличительная особенность стихотворений и поэм Ивана Акулова (в последующие сборники он включал уже и поэмы) – информационная насыщенность. Широкий кругозор, глубокие знания не только в области литературы, проникновение в глубину истории и культуры русского народа, давали поэту возможность и право писать на самые разные темы. Они высвечены уже в названиях книг: «Прапамять», «Протомир», «С той стороны…», «Судный час».

В слове к читателю, предваряющем сборник «С той стороны…», поэт с предельной откровенностью пишет: «Чем меньше мне остаётся жить, тем больше я ощущаю себя славянином, русским человеком.

Нельзя сказать, что это чувство родилось сегодня или вчера. Скорее всего, я впитал его с молоком матери, но оно никак не проявлялось, ибо было загнано в подполье сознания скудной историей о прошлом Руси и небрежением властей к её древним корням.

Так бы и ушёл я в неведении о том, что Русь началась не с Рюрика и не перестройкой закончится, если бы не ветер перемен. Он смёл архивную пыль, оживил атрофированные мозги, заставил искать, “откуда Русская Земля стала есть…”»

И далее автор рассуждает о предназначении русского народа и его богатейшего языка, с гордостью и уверенностью говорит о том, что «Священный Русский Народ – самый древний на Земле, от него произошло большинство современных этносов и государств, а русский язык является дешифратором многих языков.

От судьбы русского народа и зависит судьба Земли. Это определяет его духовную силу и русскую идею»…

В цикле стихотворений «Матрица мира» Иван Акулов определяет сущность человека, с уверенностью заявляя, что

 он имеет душу, а она
Потенциально обладает знаньем
Вселенной
и навек обречена
Присутствовать в ней
творческим сознаньем.

Стихи Ивана Акулова – это бесконечная песня о России, о русском народе, его стойкости и величии, о горькой и счастливой судьбе, о его великом предназначении. «Не века, а всегда была Русь, была Волга…», «Русь Великая», «Крещение Руси», «Сыновья России» - эти и другие стихотворения до предела насыщены информацией, требующей работы души читателя, наполнены любовью к Матери-Земле. Отсюда – многочисленные оды: берёзе, клёну, полям и лугам родины; гимны: воде, земле, огню, ветру и т. д.

Тот факт, что у поэта Ивана Акулова есть «своя деревня», отметила профессор, доктор филологических наук, литературовед Лариса Полякова во вступительной статье к первому тому коллективного сборника «Тамбовский писатель-2009»:

«Автор написал выразительный портрет русской деревни, её истории, воспроизвёл своеобразную летопись деревенской жизни… С болью и неизбывной печалью, любовью… он воссоздаёт грустную картину, скрепляющую две души – души человека и природы. Выразительная передача гармонии обречённости и красоты – это, бесспорно, удача автора. Это, бесспорно, свидетельство его таланта, его большого потенциала…»

Много горьких строк в книгах Ивана Акулова: сыновнее сердце болит за Россию, за родную деревню. Он называет себя «поэтом из деревни погибшей», где соловьи по ночам поют «обречённые песни свои…»:

 Я – поэт из деревни погибшей.
Там поют по ночам соловьи
О любви в необорванных вишнях
Обречённые песни свои.

Тянут руки берёзы и липы,
Тополя тычут в небо персты,
И рябины кровавые всхлипы
Окропляют святые кресты…

Грустная картина, что и говорить. Но не безысходная. Тем более что в душе поэта присутствует и передаётся нам и другой образ русской деревни, где луга и поля источают «дикий мёд василькового лета», где «на пиру разноцветья человеку легко и светло». И он, человек, с любовью прикасается к каждому дереву, чтобы очистить душу. И живое дерево отзывается на тепло и сердечность:

Старый дуб человеку ответит –
И в душе запылает костёр:
И деревья бывают на свете
Ближе братьев и ближе сестёр.

Побеждают всё-таки три чувства-состояния, слитые воедино: вера, надежда, любовь. И как бы ни опутывала городская жизнь, воспоминания о родной земле, о деревне останутся самыми чистыми и светлыми. И совсем не случайны такие строки поэта Ивана Акулова:

Весь я там, где по пояс трава:
Ничего не меняет уменье
Находить на досуге слова
И записывать стихотворенья.

Выше этого нету родства!
Светят звёзды – пшеничные зёрна –
Да шуршит под ногами листва,
Перепутавшись с травами дёрна….

Известный тамбовский поэт Евстахий Начас называет Ивана Акулова «мастером, который умеет переводить с Божьего языка на русский…»

«За творчеством Ивана Акулова слежу давно, - пишет Евстахий Ярославович во вступлении к сборнику «Протомир», - поскольку он владеет драгоценной для поэта способностью – быть искренним. Мы слишком часто недооцениваем это, но чувствуем глубокую неудовлетворённость и недоверие к холодному резонёрству авторов, которым не хватает элементарной щедрости и открытости. Тогда и появляется читательская ностальгия по искренности, естественности, нефорсированности чувств и автора, и его так называемого лирического героя. Равнодушие, расчётливость, профессиональное кокетство – всё это в поэзии сразу выдаёт себя, всё это попросту несовместимо с этичным кодексом Ивана Акулова. Сама проба на искренность выявляет истинность авторских переживаний, подлинность его поэтического слова…»

С этими определениями нашего товарища по литературному цеху трудно не согласиться. И, конечно, не случайно Ивана Акулова приняли в Союз писателей России. Он написал и опубликовал немало новых стихотворений и поэм, в которых продолжает поэтическими средствами нести читателю богатство и красоту русской души:

Державный дар с глаголом сопряжён,
Народный дух да зиждется на хлебе.
Земля в снегах.
Огонь любви зажжён
Звездою Вифлеемскою на небе.

Сочинения:

Акулов И. Азбука души: Стихи. – Тамбов, 1999.

Акулов И. Кукушкины Слёзки: Стихи. – Тамбов, 1999.

Акулов И. Прапамять: Стихи. – Тамбов, 2000.

Акулов И. Про царя Вавилу: Сатирическая сказка. – Тамбов, 2001.

Акулов И. Протомир: Стихи. – Тамбов, 2004.

Акулов И. С той стороны: Стихи и поэмы. – Тамбов, 2006.

Акулов И. Час суда: Стихи и поэмы. – Тамбов, 2008.

Литература:

Начас Е. С Божьего языка на русский… // Акулов И. Протомир: Стихи. – Тамбов, 2004. – С.3 – 4.

Полякова Л. «Цель творчества – самоотдача…» // Тамбовский писатель-2009. Т. 1-й. – Тамбов, 2009. – С. 24 – 26.

Дорожкина В. Поэзия – со всех сторон // Дорожкина В. Тамбовский край талантами богат: Краеведческие статьи и очерки. В 2-х томах. Том 2-й. – Тамбов, 2016. – С. 165 – 171.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве