Итоги первого регионального этапа Всероссийской олимпиады
«Символы России. Русский язык: история письменности»
16 ноября читатели Тамбовской областной детской библиотеки стали участниками первого регионального этапа Всероссийской олимпиады «Символы России. Русский язык: история письменности».
Главная цель проведения Олимпиады — привлечь внимание молодого поколения к истории русского языка, который является важным фактором национальной культуры, а также развить у подростков интеллектуально-аналитические способности и интерес к исследовательской деятельности.
Задания Олимпиады включали десять вопросов по теме истории русской письменности, книгоиздания и печатного дела на Руси. Вопросы для участников Олимпиады были отобраны на конкурсной основе – по десять в двух возрастных категориях: от 10 до 12 лет и от 13 до 16 лет.
Учредители всероссийской Олимпиады: Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная детская библиотека, Литературный институт им. А. М. Горького, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина.
Участники, набравшие от 70 до 100 баллов, переходят во второй (заключительный) этап Олимпиады, в соответствии со своей возрастной категорией.
29 февраля 2024 года — в единый день пройдёт второй (заключительный) этап Олимпиады.
Победители первого этапа региональной Олимпиады
«Символы России. Русский язык: история письменности»:
Возрастная категория 10-12 лет:
Маклаков Иван Дмитриевич -100 баллов
Назаров Артём - 100 баллов
Стрельникова Анна 93 балла
Савельева Дарья 83 балла
Степанов Григорий - 80 баллов
Ладыгин Иван 75 баллов
Дутова Анастасия 74 балла
Ермаков Сергей – 73 баллов
Диев Герман – 70 баллов
Ковалевич Тимофей – 70 баллов
Сухарев Михаил Александрович -70 баллов
Яковлев Егор – 70 баллов
Возрастная категория 13-16 лет:
Богачёв Дмитрий– 70 баллов
Ответы на вопросы Олимпиады для возрастной категории участников 10–12 лет
В ЗАДАНИЯХ 1–8 ОДИН ВЕРНЫЙ ОТВЕТ
1. Какая буква самая молодая в русском алфавите?
1) Буква «Ё»
2. Какой известный русский историк и литератор 18 века, прославившийся реформами русского языка, писал: «Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
2) Николай Михайлович Карамзин
3. Как назывался ныне утраченный падеж, который существовал в древнерусском языке? Примеры форм: друже, отче, старче, княже.
3) Звательный падеж
4. Известно, что в начале ХХ века общество разделилось на «ятианцев» и «естиариев». Сторонников и противников какой буквы так называли?
2) Буква «Ѣ» (ять)
5. О каком произведении А. С. Пушкин говорил: «Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться».
1) Слово о полку Игореве
6. Как называются многоцветные иллюстрации в древнерусских рукописных книгах? Так же называют и художественные произведения небольших размеров.
2) Миниатюра
7. Название какой старославянской буквы соответствует современному русскому местоимению «я»?
2) Буква «А» (азъ)
8. В ходе реформ 1708–1710 гг. был создан и утверждён русский гражданский шрифт.
Кто предположительно, нарисовал первоначальные эскизы букв в 1707 году?
3) Пётр I
В ЗАДАНИЯХ 9–10 РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ
9. Вот как описывается взятие крепости Нотебурга в 1702 году войсками Петра I в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1903 г.): «…особый отряд… переправлен на правый берег и, овладев находившимися там укреплениями, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы…»
Слово «самолёт» в этом тексте – ошибка автора? А если нет, то что оно означает?
Самолётами называли, самоходные паромы, движущиеся силой течения. На таком «самолёте» Пётр Первый в боях за крепость Орешек и город Шлиссельбург поддерживал связь между войсками, расположенными по обе стороны Нарвы. Подобные паромы применяются иногда при переправах и сейчас.
10. Как на Руси назывался костяной или металлический стержень, которым наносили буквы на бересту? Как именно писали на бересте?
Писало. Буквы на мягкой березовой коре выдавливались или процарапывались.
Ответы на вопросы Олимпиады для возрастной категории участников 13–16 лет
В ЗАДАНИЯХ 1–8 ОДИН ВЕРНЫЙ ОТВЕТ
1. В древности и Средневековье люди нередко использовали повторно поверхность для письма – стирали написанное и писали новые тексты. Такие рукописи называются «палимпсест». Так поступали и с папирусом, и пергаментом, была даже особая форма письменного материала – церы, это деревянные дощечки, покрытые воском, на которых можно было писать и стирать текст много раз. На Руси их называли «вощечки».
В каком городе нашли самую древнюю (на сегодняшний день) русскую книгу в виде восковых табличек и как её называют?
2) Великий Новгород. «Новгородский кодекс»
2. Что интересного с точки зрения русского языка содержится во фразе: «Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю»?
2) В этой фразе есть все буквы русского алфавита.
3. Какая буква в русском алфавите была самой популярной, а после орфографической реформы русского языка в 1917–1918 годах стала самой редкой? Напечатанная без этой буквы «Война и мир» Толстого стала тоньше на 70 страниц.
2) Еръ (Ъ)
4. Эта буква была настоящим кошмаром для школьников долгие годы, так как нужно было вызубрить непростые правила её употребления и длинный список слов, в которых она писалась. Также эта буква – «знак отличия грамотных от неграмотных», говорил публицист Николай Греч императору Николаю I. Эту утраченную букву алфавита можно было встретить в книгах и документах вплоть до 1918 года.
Какая это буква?
1) Ять (Ѣ)
5. В «Российской грамматике», изданной в 1755 году, Ломоносов приводит восемь знаков препинания: запятая «,», точка «.», две точки «:», точка с запятой «;», вопросительный знак «?», удивительный знак «!», вместительный знак «( )» и единительный знак.
А как этот единительный знак выглядел?
1) «-» (дефис)
6. В первых печатных книгах, изданных в Москве, используется маленькое, но очень важное изобретение, которого не было в старинных рукописных книгах. Эта деталь помогла сделать чтение текста максимально комфортным.
О каком изобретении идет речь?
2) Пробелы между словами
7. Богачу Завадскому Пушкин однажды заметил: «Да я богаче вас, граф. Вы получаете деньги с ваших деревень, а у меня постоянный, верный доход с …».
С чего у А. С. Пушкина был постоянный доход?
3) С 36 букв русской азбуки
8. Как называлась древнерусская рукописная «энциклопедия», в которой содержались сведения о самых разных вещах и явлениях, а также объяснялись непонятные слова?
2) Азбуковник
В ЗАДАНИИ 9–10 ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ
9. Долгое время в книжном деле не существовало нумерации страниц привычными нам цифрами. Листы в книжном блоке нумеровали буквами, или в правом нижнем углу листа писали «кустоду».
Что такое «кустода»?
Слово или часть слова, с которого начиналась следующая страница.
10. Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?
Слово «азбука» пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» и «буки». Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита» (или «бета»).