6 июня – 225 лет со дня рождения
АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
(1799 – 1837)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, – внучка А. П. Ганнибала, «арапа Петра Великого». С раннего возраста у Александра Пушкина, по воспоминаниям его брата Льва, «проявилась страсть к поэзии». Первые стихи были написаны в Царскосельском лицее, в котором Пушкин учился в 1811 – 1817 годы. За это время им написано 120 стихотворений – баллады, оды, элегии, начаты поэмы «Монах» и «Бова». Это свидетельствует о том, что уже к 18 годам юноша Александр Пушкин сформировался как поэт, ставший впоследствии и оставшийся на века вершиной поэтического творчества, «солнцем русской поэзии».
Когда читаешь произведения Пушкина (не бегло, а глубоко вдумываясь в их содержание) и золотые строки о нём (их, может быть, не так уж и много в нашей литературе), невольно думаешь: поэт знал свою судьбу, и не потому, что был суеверен и всегда помнил, что ему нагадала цыганка. Он знал это глубже и сознательно шёл по тому пути, который сам себе внутренне определил. Как гений, он видел далеко. Отсюда – «Памятник». Общая идея стихотворения знакома из Горация и Державина. Но у Пушкина она приобретает большую глубину и закономерность:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Мы не всегда обращаем внимание на даты. Читая «Памятник», многие не знают, когда создано это стихотворение, просто не придают этому значение. «Памятник» написан 21 августа 1836 года – за пять месяцев до гибели Пушкина.
Нерукотворный памятник, воздвигнутый п о э т у, дороже и значительнее чугунных, бронзовых, даже золотых. Сказав о высочайшем предназначении творца, Александр Сергеевич пробудил и в других чувство достоинства и осознания роли поэта-гражданина в истории. Не от пушкинского ли «Памятника» пророческие строки Марины Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…» или ахматовское обращение к «мраморному двойнику»: «Холодный, белый, подожди – я тоже мраморною стану…»?
В 1921 году поэт серебряного века Александр Александрович Блок произнёс вдохновенную речь о поэте золотого века Александре Сергеевиче Пушкине: «Мы знаем Пушкина-человека… Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт… Пушкин-поэт вытеснялся Пушкиным-лицеистом, Пушкиным – светским щёголем, кутилой, забавником… Возникла очевидная необходимость вернуться к настоящему Пушкину, к его гению, к существу его дела, к его исторической миссии…»
Очень точно подметил особенность общения с поэтом Александр Твардовский: «Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности…»
Ясность и простота и есть одно из проявлений неисчерпаемости духовных сил поэта.
Исследованием жизни и творчества Пушкина занимались историки, критики, литературоведы. Из поэтов особенно глубоко и пристально – Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева. Ахматова, по её словам, занималась Пушкиным всю жизнь. В 1930-е годы печатались её статьи о сказках Пушкина, о «Каменном госте». К сожалению, более фундаментальные работы – «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Достоевский» были уничтожены в трагические моменты жизни Ахматовой. Но до последних лет она не переставала изучать Пушкина и писать о нём. За год до кончины Анна Андреевна опубликовала работу «Пушкин и дети» (1965), рассказав в ней о мало кому известном эпизоде. В 1937 году, к 100-летию со дня гибели Пушкина, было решено «снять» неудачный, на чей-то взгляд, памятник поэту в темноватом сквере в Ленинграде. Прислали всю нужную технику. «Но затем, – пишет Ахматова, – произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: “Как быть?” – Ответили: “Оставьте им памятник”, и грузовик уехал пустой».
Не менее пристально и глубоко изучала жизнь и творчество А. С. Пушкина Марина Цветаева. Цикл стихотворений о нём, очерки, статьи, исследования – «Мой Пушкин», «Поэт и царь», «Пушкин и Пугачёв» и многие другие – свидетельство огромной работы поэта о поэте.
Если даже не знать биографии поэта, воспоминаний о нём доброжелателей и недоброжелателей, а прочитать всё, что он написал… какой создаётся образ? Пушкин – образованнейший человек, Пушкин – великий поэт и гражданин, Пушкин – гений. Поэтому читать надо не только и не столько о поэте, сколько самого поэта…
Александру Сергеевичу Пушкину не довелось, к сожалению, побывать в Тамбовском крае, но Пушкинская тема по праву считается краеведческой: здесь жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена, здесь часто бывали его дети, внуки; с Тамбовщиной связаны имена литературных спутников Пушкина, адресатов его лирики. Тамбов и тамбовцы несколько раз упоминаются в произведениях А. С. Пушкина: в романе «Евгений Онегин» («Мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова…»); в основу сюжета повести «Дубровский» положены подлинные события, происходившие в Козловском уезде; история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино использована Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка». Об этом и о многом другом рассказано в книге краеведов Николая Михайловича Гордеева и Владимира Павловича Пешкова «Тамбовская тропинка к Пушкину», третье издание которой вышло в 1999 году – к 200-летию со дня рождения поэта. Оно дополнено и исправлено.
С Тамбовским краем связаны и некоторые адресаты лирики Пушкина – Екатерина Павловна Бакунина, Анна Петровна Керн.
В 1820 году произошло знакомство поэта Александра Сергеевича Пушкина и композитора Александра Николаевича Верстовского. Верстовский родился на Тамбовской земле – в селе Мезинец Козловского уезда (ныне – Староюрьевский район). В 1830-е годы встречи поэта и композитора были довольно частыми. Еще при жизни Пушкина Верстовский написал несколько песен и романсов на его стихи. Особенно популярными и любимыми у слушателей были романсы «Чёрная шаль» и «Цыганская песня». И поэт, и композитор любили русские народные песни. Верстовский вспоминал, что Пушкин приходил в восторг, когда слышал песню «Как на матушке на Неве-реке…» Незадолго до смерти композитор создал симфоническую кантату на стихотворение А. С. Пушкина «Пир Петра Первого», включив в неё полюбившуюся поэту русскую народную песню.
Мы не можем не гордиться такими обширными связями А. С. Пушкина с Тамбовским краем, где, помимо всего, родилась и жена поэта – Наталья Николаевна Гончарова – в селе Кариан-Загряжское (ныне – рабочий посёлок Знаменка). Здесь есть музей, в котором экспонируются документы, произведения, рассказывающие о поэте и его жене, здесь проводятся литературно-музыкальные вечера, встречи с интересными людьми.
Старший сын А. С. Пушкина – генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны Александр Александрович Пушкин в 1878 – 1880 годы жил со своими детьми от первого брака в г. Козлове (ныне – Мичуринск): он командовал полком, который дислоцировался в этом городе. Сюда к нему приезжала его сестра – старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг, помогавшая брату воспитывать детей. Потомки великого поэта побывали за это время во многих местах Тамбовской губернии, где жили их родственники: в селе Арапово (ныне – село Красносвободное Тамбовского района), в деревне Николаевке под Тамбовом; посетили они и имение Мара – родину Е. А. Баратынского. Дочери Александра Александровича Пушкина – Надежда Александровна и Вера Александровна каждое лето отдыхали в Арапово. В один из приездов, летом 1915 года, Надежда Александровна скоропостижно скончалась и была здесь похоронена. К сожалению, могила внучки великого поэта не сохранилась…
В Тамбове имя Александра Сергеевича Пушкина носит областная универсальная научная библиотека, где хранятся прижизненные издания произведений поэта.
Сочинения:
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. – М., 1962 – 1966.
Пушкин А. С. Избранные произведения. – М., 1969.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. – М., 1994 – 1997.
Литература:
Гордеев Н., Пешков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. – 3-е изд., испр., доп. – Тамбов, 1999.
Полякова Л., Дорожкина В. Литературное краеведение: Пособие для учителя. В 2 ч. – Тамбов, 2007. Ч. 1. – С. 81 – 90.