27 декабря – 95 лет со дня рождения
МАЙИ АЛЕКСАНДРОВНЫ РУМЯНЦЕВОЙ
(1928 – 1980)
В 1968 году приехавшая в Тамбов на постоянное жительство сорокалетняя Майя Румянцева возглавила областную писательскую организацию, сменив на этом посту Александра Васильевича Стрыгина. К этому времени Майя Александровна успела уже проявить себя как поэт и общественный деятель. Ни один литературный праздник не проходил без её участия. Она постоянно встречалась с тружениками полей, рабочими, студентами, выступала в воинских частях. Её сборники выходили в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве, большие подборки стихов печатались в областных и центральных газетах и журналах.
Майя Румянцева родилась 27 декабря 1928 года в Москве. На её долю выпало тяжёлое детство. Она была ещё подростком, когда началась Великая Отечественная война. Уже тогда будущая поэтесса понимала, что каждый человек должен внести свой вклад в дело победы над врагом. Труд, иногда и непосильный, сопровождал её всю жизнь. «Не верят мне, что работала грузчицей», – написала Майя Александровна в одном из стихотворений. Да, в это трудно поверить тем, кто мало её знал. Грузчицей она действительно работала, и вообще ей не чужд был любой труд. Она обладала удивительным даром опоэтизировать всё и всех.
Сколько стихов подарила читателям Майя Румянцева! Сколько профессий воспела в своих произведениях! Её поэма «Как поэт опоздал на свидание» – о Герое Социалистического Труда доярке Тамаре Куделиной – вышла в 1974 году в московском издательстве «Современник» отдельной книгой. Из посвящений – сосновцам, мичуринцам, липчанам, целым коллективам и организациям – состоит сборник «Характеры» (1977):
Есть село Успеновка,
Дальнее село.
Соловьиным пением
Рощи замело.
…………………………..
Пахнет свежим хлебом,
Добрый стол накрыт.
Белый конь с телегой
У крыльца стоит.
Майя Александровна писала о доярках, шофёрах, учителях – о людях труда, с которыми вела доверительный разговор и делилась самыми сокровенными мыслями. Этот сборник вышел в свет, когда Майя Румянцева жила уже в Тамбове. А до этого работала в Москве лаборанткой в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, училась в Литературном институте имени А. М. Горького. Позже переехала в Липецкую область, а в конце 1960 годов – на Тамбовщину. Здесь, в чернозёмном крае, давшем Отечеству великое множество выдающихся людей, поэтесса обрела друзей, написала немало стихотворений и поэм, имела огромную аудиторию слушателей.
Тамбовский край стал для Румянцевой второй малой родиной, щедро дарившей ей темы и героев произведений:
Здесь удивляюсь каждой жизни,
Здесь судьбы к сердцу пролегли,
Для коих ширь большой Отчизны
С Тамбовской началась земли.
Первая книга стихов Майи Румянцевой вышла в 1962 году, а через год в Москве проходило Всесоюзное совещание молодых писателей. Майя Александровна попала в семинар известного поэта Николая Тихонова, который сразу обратил внимание на необыкновенную лирическую силу её стихов, на их тонкий психологизм и светлое ощущение мира у автора. Через несколько лет ещё один известный писатель – Илья Сельвинский – назвал Майю Румянцеву в числе талантливых русских поэтов.
Она много ездила по стране, а уж Тамбовскую область исколесила, как говорится, вдоль и поперёк. Собираясь в очередную командировку, улыбалась: «Еду за стихами». И привозила их из каждой поездки. Стихи рождались после встреч с людьми, после каждого значительного события в жизни страны в целом и Тамбовщины в частности. Этот край Майя Румянцева полюбила всем сердцем. Обращаясь к столице в день прощания, поэтесса писала:
Москва, ты мне всё прости –
И этот прощальный стих,
И то, что в разлуке с тобой
Сдружилась с другой землёй.
И то, что сегодня под вечер
С волненьем Тамбовщину встречу.
В многочисленных сборниках поэта читатель найдёт стихи о войне и о хлебе, о добре и зле, о встречах и разлуках. Биение неравнодушного сердца чувствуется в каждом стихотворении. Майе Румянцевой принадлежат ставшие известной песней стихи о Зое Космодемьянской; это её строки звучат у Вечного огня на Соборной площади в Тамбове: «Я приговариваю к смерти всех убийц. / Я приговариваю к жизни всех убитых!»
Со страстностью честного поэта и гражданина пишет Майя Румянцева о судьбах людей своего поколения, гневно осуждая тех, кто забыл, «какой ценой завоёвано счастье». Её «Баллада о седине» (первоначальное название «Баллада о седых») была опубликована во всех центральных газетах и журналах, она до сих пор звучит на вечерах поэзии:
О, седая мудрая старость!
О, седины неравных боёв!
Сколько людям седин досталось
От не отданных городов!
А от тех, что пришлось отдать,
Поседевших не сосчитать…
Поэзия Румянцевой – это исповедь. Она не боится покаяться перед читателем, показаться слабой. Она всегда верила, что читатель поймёт всё, что написано неравнодушным сердцем. Эта вера – от искренности. Она любила своего читателя, и он платил ей взаимностью. С каким восторгом принимали Майю Александровну в рабочих и студенческих аудиториях! Её слушали самозабвенно, затаив дыхание, внимали каждому слову. Многие стихи слушатели уже знали, но всё равно просили читать и «Балладу о седине», и «Протест», и «Чайку». Все стихи производили потрясающее впечатление, особенно стихотворение «Чайка» с такой концовкой: «Скажи, а чайки тоже умирают, когда их море предаёт?..». После этих строк зал замирал, и аплодисменты раздавались не сразу, как это часто бывает при особенно сильном впечатлении.
Все, кто встречался с Майей Румянцевой, говорил с ней, читал или слышал её стихи, – все буквально прикипали к ней, делились своими радостями и горестями. И если она чувствовала в собеседнике друга, она тоже доверяла ему и при всей внутренней сдержанности становилась откровенной:
Ты приходил ко мне,
И я была волшебницей.
Ты становился в той стране сильней –
В моей стране, где очень много нежности,
В моей стране, где очень мало дней.
Но было и так, что откровение поэта употреблялось кем-то во зло, и тогда опять появлялись стихи, в которых было всё – нежность, отчаянье, надежда: «Я снисходительна к вам, как к детям, которые ломают свои игрушки…».
В предисловии к книге Майи Румянцевой «Избранное», которая вышла в издательстве «Художественная литература» в 1980 году, как раз в год её кончины, поэт Владимир Цыбин написал: «В сущности, большинство стихов Румянцевой – это воспоминания: о детстве, об услышанном от горемычных деревенских баб, о работе в поле, грузчицей; даже любовь – в прошлом. Словно она давным-давно разлучилась с кем-то дорогим, невозвратным. Её стихи о любви – из разлуки. К ней, к её стихам о любви как нельзя кстати подходят слова Жуковского о том, что в жизни много прекрасного и кроме счастья…».
И это прекрасное, которого у Майи Румянцевой было действительно много, она воспевала до конца дней, даже тогда, когда боль не давала дышать, когда таяла надежда на выздоровление. Поэзия жила в ней, пока билось её сердце, – сердце любящей, терпеливой женщины и великой труженицы. Она никогда не сетовала на судьбу, работу считала лекарством от всех бед, верила, что земля делает человека добрей и мудрей.
Майя Румянцева знала цену любви и дружбе. Пройдя через лишения, потери, она никогда не тяготела к накопительству. В её доме было много только книг и гостей. Какие велись здесь разговоры о творчестве, разгорались споры о «женской» и «мужской» поэзии, сколько было прочитано стихов! Каждая встреча у Майи Румянцевой была для начинающих литераторов школой мастерства.
Книг у Майи Румянцевой при жизни вышло немало: «Грузчица» (1962), «Чайка» (1965), «Твоё имя» (1969), «Дорога, встречи, любовь» (1978) и другие. Они издавались в Москве, Липецке, Воронеже. Майю Александровну ценили известные столичные поэты, писавшие вступительные статьи к её сборникам, рецензии на них. Высшей формой признания мастерства поэта считалось (и считается, наверное, до сих пор) факт выхода его сборника в издательстве «Художественная литература», выпускавшем обычно книги маститых прозаиков… И если уж кто-то из поэтов был удостоен такой чести, то, как шутили собратья по перу, «автору можно спокойно умирать». К несчастью, шутка стала печальной реальностью: Майя Румянцева не увидела своего «Избранного» со вступительной статьёй Владимира Цыбина. Правда, она успела прочитать набранный текст в гранках (тогда в типографиях ещё не было компьютеров) и порадоваться, что её стихи выходят в таком солидном издательстве. Она ведь собиралась жить долго и не верила, что тяжкий недуг подводит её к неизбежному концу; стихи писала до последних дней – это было спасением от невыносимой боли. Она часто цитировала слова Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…». Её душа никогда не знала лени. Она создавала произведения не о собственной боли, а о боли века, и говорила с современником языком тонкого лирика и стойкого гражданина.
Майи Александровны Румянцевой не стало 21 марта 1980 года. Наступала весна, пробуждалась природа, но не было уже улыбающейся Майи, так любившей подставлять лицо солнечным лучам. Но – «Поэты уходят – стихи остаются». В Тамбове обществом любителей книги были посмертно изданы два сборника стихов Майи Румянцевой: «Встречи и разлуки» (1991), «Раскрепощённость» (2002). А в конце 2006 года в новой серии «Литературные родники Тамбовского края» первым выпуском была издана книга стихотворений и поэм «Неоткрытая глубина». В ней явственно слышится голос поэта:
Когда ещё поля под вьюгой,
Окно бело от холодов,
Присядьте, милые подруги,
Над строками моих стихов.
Ежегодно, по инициативе Тамбовской областной писательской организации, проводится межрегиональный конкурс имени Майи Румянцевой.
Сочинения:
Румянцева М. Грузчица: Стихи. – Липецк, 1962.
Румянцева М. Доверие: Стихи. – Воронеж, 1963.
Румянцева М. Чайка: Стихи. – М.,1965.
Румянцева М. Твоё имя: Стихи. – М., 1969.
Румянцева М. Размах: Стихи. – М., 1971.
Румянцева М. Как поэт опоздал на свидание: Поэма. – М., 1974.
Румянцева М. Характеры: Стихи. – Воронеж, 1977.
Румянцева М. Избранное: Стихи, поэма. – М., 1980.
Румянцева М. Встречи и разлуки: Любовная лирика. – Тамбов, 1991.
Румянцева М. Неоткрытая глубина: Стихи, поэмы. – Тамбов, 2006.
Литература:
Тамбовские даты-1998: Рекомендательный указатель литературы. – Тамбов, 1998. – С. 92 – 93.
Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков: Справочник, - Тамбов, 2006. – С. 123.