10 февраля – 80 лет со дня рождения
ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОЛЯКОВОЙ
(1942)
В 1977 году в Москве вышла книга Ларисы Поляковой о Василии Казине - «Поэзия рабочего мая» Она стала событием и открытием. В таком масштабе об одном представителе литературы 1920-х годов не писал никто и никогда. Да, Василия Казина немного знали – в общем списке пролетарских поэтов, но не представляли глубины его творчества, противоречивости, болезненных исканий. Лариса Васильевна, собрав огромный материал о поэте, с такой любовью оформила его в книгу, что не заразиться её чувством было нельзя. Она пробудила интерес ко всем представителям «Кузницы», которых мы привыкли воспринимать односторонне и как-то отстранённо. Мы и не думали, что Василий Казин, автор стихотворений «Рубанок», «Рабочий май», «Гармонист», основанных на прозаическом материале, мог написать и такое:
Гнетёт и горе, и недоуменье,
Гвоздём засело в существо моё:
Стою – твоё живое продолженье,
Начало потерявшее своё...
Читая труд Ларисы Поляковой, невозможно не увидеть за строками о Казине автора книги – исследователя-труженика. Пожалуй, с «Поэзии рабочего мая» и началось открытие самой Ларисы Васильевны – тогда начинающего критика и литературоведа, выросшего теперь в большого учёного, которым гордится Тамбовский край и, конечно, её родная Староюрьевская земля. Здесь, в деревне Редькино, родилась она в семье журналиста. Окончила филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, аспирантуру при нём. Работала в педагогических институтах Комсомольска-на-Амуре, Тобольска. Преподавательскую деятельность в Тамбовском государственном педагогическом институте (ныне – университет имени Г. Р. Державина) Лариса Васильевна Полякова начала в 1973 году…
Как радовались тамбовские литераторы, когда Ларису Полякову приняли в Союз писателей! «Наконец-то, - говорили собратья по перу, - у нас появился свой профессиональный критик и литературовед». И, то ли в шутку, то ли всерьёз, добавляли: «Будет теперь кому о нас писать». И она писала. Её рецензии на книги Майи Румянцевой, Ивана Кучина, Семёна Милосердова, Алексея Шилина, Ивана Елегечева и других, публиковавшиеся в местной и региональной прессе, воспринимались с большим интересом и читателями, и самими авторами. Скорее всего, потому, что отклик Ларисы Васильевны на их произведения был не просто рецензией в узком (и «сухом») значении и понимании этого жанра. Это были доверительные беседы критика с автором и его читателями.
Предваряя изданную в 1996 году книгу «Выбор», куда вошли многие заметки о творчестве тамбовских литераторов, Л. Полякова подчёркивала давно назревшую необходимость серьёзного разговора о них, отметив при этом, что вполне допускает несогласия других с её оценками: «Я не претендую на бесспорность и окончательность выводов... Я приглашаю к заинтересованному обсуждению тех проблем современной жизни и литературы, которые вижу как наиболее тревожные и обнадёживающие...»
Вот эта не безапелляционная оценка, не навязывание собственных взглядов, а приглашение к разговору характерны для публицистики Ларисы Поляковой. Она умеет найти в творчестве каждого автора то ценное, что выводит рассуждения о стихах поэта далеко за рамки его сборников. «В конце концов, - пишет критик, - любой автор сознательно идёт к читателю, а вышедшая книга, как только попадает на прилавки магазинов, перестаёт быть собственностью автора, она становится народным достоянием». Вот об этом, подчёркивает Л. Полякова, писатель должен помнить всегда.
К мнению этого литературоведа и критика не просто прислушиваются, его ценят. И попасть «под перо» Поляковой - большая честь, даже если рецензия будет не лестной. Важно другое: она пишет только о том, что её заинтересует.
Нельзя не заметить, что свои высказывания, оценки Лариса Васильевна всегда подкрепляет сильными аргументами. Не могут не поражать её обширные знания. Она всегда в курсе того, что происходит на литературном Олимпе, замусоренном, правда, в последние годы. Но и это, наверное, может пойти на пользу: научись выбирать, отсеивать...
Для серьёзного разговора на ту или иную тему надо этой темой владеть. Лариса Полякова всегда в совершенстве владеет предметом обсуждения. С ней интересно говорить, спорить, потому что после каждого общения обогащаешься, словно пьёшь родниковую воду и знаешь, что источник неисчерпаем. И как же счастливы должны быть её студенты, аспиранты, которые ежедневно общаются с ней! Она никогда не читает им нотации, она просто являет собой яркий пример для подражания:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
В этих строчках Николая Заболоцкого выражено жизненное и творческое кредо Ларисы Васильевны Поляковой. Она не позволяет лениться ни душе, ни уму, ни рукам. Она просто не знает, что такое лень.
У профессора Поляковой много «знаков отличия»: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии имени С. Н. Сергеева-Ценского и областной – имени А. К. Воронского. Но сама Лариса Васильевна иногда недооценивает себя, часто сомневается: так ли поступила? Вот это, наверное, зря сказала - вдруг кого-то обидела?
О чём свидетельствуют эти сомнения? О неравнодушии к человеку – коллеге, студенту, просто собеседнику. Лицо Поляковой может быть озабоченным, весёлым, напряжённым, но равнодушным – никогда! Этот человек – из тех людей, кто не будет отмалчиваться, как бы выгодно это ни было. Сколько высказываний сделано ею во вред себе! Но её принципиальность, неподкупность не остаются незамеченными даже недоброжелателями. С болью воспринимая всё, что сейчас происходит в системе образования, Лариса Полякова выступила с резкой, аргументированной оценкой изменений (к худшему!) в преподавании русской литературы в школе. Её проблемные статьи печатались в областной прессе, на страницах «Литературной газеты», «Известий», «Советской России» и др. Тревогой за состояние культуры наполнены её многочисленные публикации, которые могли бы стать и руководством к действию.
Лариса Васильевна никогда не уделяла столько внимания себе, сколько уделяет другим. На кафедре истории русской литературы ТГУ имени Г. Р. Державина, которую она возглавляла с 1989 по 2011 год, до сих пор вспоминают, как несколько лет назад, после операции, едва очнувшись от наркоза, она попросила не есть, не пить, а принести диссертацию своей докторантки...
О таких людях, как Полякова, говорят: работает на износ. И ведь на самом деле так. Лариса Васильевна сознаёт это, но изменить давний, постоянно напряжённый ритм жизни, в которой во главе угла – работа, уже не может. Мало кто знает, что было время, когда Лариса Полякова могла взять в руки гитару и петь песни собственного сочинения. Поэтический талант она, уж точно, «зарыла в землю». Хорошие были у неё стихи!
По инициативе Ларисы Васильевны, создан Научный фонд Е. И. Замятина, ставший с конца 2001 года Международным научным центром изучения творческого наследия Замятина, с филиалами в Ягеллонском (Краков, Польша) и Лозаннском (Швейцария) университетах.
Замятинские чтения много лет были в Тамбове традиционными. Сюда приезжали известные учёные из многих стран Ближнего и Дальнего зарубежья. И надо было видеть, как в перерывах или после работы научного форума они устремлялись к профессору Поляковой – удивлённые, восхищённые, потрясённые масштабом деятельности этого человека! И, конечно, неофициальное звание «Маэстро литературы», присвоенное Ларисе Васильевне коллегами, аспирантами, студентами, она вполне заслужила, заработала колоссальным трудом, как и всё, чего добилась в жизни.
Ларисой Поляковой написано немало книг краеведческой и научной направленности; она автор учебников и методических пособий, которыми пользуются учителя, студенты, аспиранты и вузовские преподаватели. Фундаментальными можно с полным правом назвать издания: «Тамбовская магистраль русской литературы» (2011), «Литературоведение» (2012) – авторский курс лекций для аспирантов. Последнюю книгу Лариса Васильевна посвятила своим ученикам. А их у неё – великое множество, в том числе и тех, кто окончил аспирантуру и под её руководством стал кандидатом или доктором филологических наук. Её ученики успешно трудятся на ниве просвещения в школах и вузах Тамбовской области и далеко за её пределами. Они продолжают дело своего учителя.
Последние несколько лет Лариса Васильевна Полякова посвятила работе над объёмной монографией (около 1000 страниц!) о жизни и творчестве Евгения Ивановича Замятина. Книга выходит в издательстве ТГУ имени Г. Р. Державина к 80-летию автора.
Сочинения:
Полякова Л. Поэзия рабочего мая: Очерк творчества В. Казина. – М., 1977.
Полякова Л. Поэзия и современность: «за» и «против». – М., 1989.
Полякова Л. Выбор: Страницы литературно-краеведческой критики. – Тамбов, 1996.
Полякова Л. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи. – Тамбов, 2000.
Полякова Л. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении; Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков // Л. В. Полякова, В. Т. Дорожкина. Литературное краеведение: Пособие для учителя. Часть 1-я. – Тамбов, 2007. – С. 6 – 31; 32 – 69.
Литература:
Кто есть кто в литературоведении. Ч. 3-я. – М., 1993.
Дорожкина В. Литературная жизнь. Прошлое и настоящее: Фрагменты истории Тамбовской областной писательской организации. – Тамбов,2000. – С. 46 – 47.
Желтова Н. Ю. Полякова Лариса Васильевна // Полякова Л. В., Дорожкина В. Т. Литературное краеведение: Пособие для учителя. Ч. 1-я. – Тамбов, 2007. – С. 27 – 31.
Дорожкина В. «Маэстро литературы» - звание заслуженное // Дорожкина В. Тамбовский край талантами богат: Краеведческие статьи и очерки. В 2-х томах. Том 2-й. – Тамбов, 2016. – С. 30 – 35.