14 марта – 105 лет со дня рождения
ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЗАМЯТИНА
(1915 – 1952)
С Тамбовским краем связаны три литератора, носящие фамилию «Замятин»: известный далеко за пределами России Евгений Иванович Замятин, автор романа «Мы», повести «Уездное», многих других произведений, прочно вошедших в нашу литературу; поэт, лауреат Государственной премии Владимир Дмитриевич Замятин и тамбовский поэт Николай Михайлович Замятин. Они просто однофамильцы и никакими родственными узами не связаны, если не считать узы литературно-творческие.
Владимир Дмитриевич Замятин родился 14 марта 1915 года в рабочей семье в селе Бондари Тамбовской губернии. Здесь окончил школу, работал киномехаником. Рано начав интересоваться литературой, Замятин ещё подростком проявил незаурядные способности в стихосложении. Он не мог равнодушно смотреть на изумительную природу центральной полосы России, не мог проходить мимо людских радостей и бед. Всё у него находило отражение в стихах. В стихотворении «Детство» он в поэтической форме представил читателю биографию молодого человека, становлению личности которого во многом способствовали трагические события в России в 20 – 30-х годах прошлого века:
Я худел. Мне страшно было
В деревенской тишине.
Детство дымкой синей плыло,
Часто плакал я во сне,
Будто знал, что горе близко:
Год прошёл, пришла беда.
На столе стояла миска,
В миске стыла лебеда.
Первые стихи Владимира Замятина были опубликованы в 1934 году в коллективном сборнике молодых поэтов, а уже через год он был принят в Литературный институт имени А. М. Горького.
«В начале 30-х годов, - писал о Замятине Виктор Боков, - он был одним из ведущих поэтов, отмеченных ясностью голоса, гражданственностью звучания, народностью таланта, тонким лиризмом...»
Владимир Замятин любил русскую деревню не созерцательной любовью. Он вникал в её нужды, воспевал тружеников земли. Став признанным поэтом, он часто приезжал на Тамбовщину. Здесь им написано немало стихов, составивших значительную часть поэтического наследия автора. С какой радостью он смотрел на обновлённую землю, на золотые поля, обещавшие богатый урожай! Неподдельное чувство счастья, гордости за родной край – в каждой строчке, посвящённой малой родине:
Вот он, вот он, дом заветный!
Снова я в родном краю,
Снова вижу в час рассветный
Землю милую мою...
Но всё больше и больше, как и у других поэтов – сверстников Замятина – Павла Васильева, Бориса Корнилова, Михаила Кульчицкого, Семёна Гудзенко, - в его стихах начинает звучать тревожная тема – тема приближающейся войны. В первые её дни Владимир Замятин стал добровольцем. Он работал в редакциях фронтовых газет «За Родину!», «Боевой товарищ», испытав все трудности военных дорог, выпавшие на долю бойца. Будучи военным журналистом, он не переставал писать стихи. И вот собрана рукопись и отправлена в Москву, где в 1942 году вышел в свет первый сборник Замятина «Любовь солдата». Это своеобразный лирический репортаж поэта-воина, видевшего всё своими глазами, – все ужасы войны, леденящие душу и помрачавшие сознание. Но поэт передал в стихах не просто трагизм войны. В них звучит воля к победе и непререкаемая вера в неё. И – что особенно важно – чувство прекрасного от соприкосновения с природой, страдающей так же, как и человек. Только лирик может заметить среди огня и дыма тонкую берёзку, или кусочек синего неба, или падающую звезду. И всё это, вместе с воспоминаниями о родном доме, создавало образ Родины, давало силы на её защиту. Притихшая после очередного боя земля дышала не только гарью, но и созревающим хлебом, ароматом трав и цветов.
И глядят на всё на это
Друга мёртвые глаза.
Неоткрытая комета
Вниз скатилась, как слеза.
Особая тема произведений Владимира Замятина военной поры – любовь к женщине: матери, жене, сестре, подруге, просто к женщине-солдатке. Сквозь сдержанность чувств поэта прорывается гордость за русскую женщину, помогавшую бойцам бороться с врагом методами рискованными, опасными, на которые способны избранные. Показательно в этом отношении стихотворение «Прасковья». Женщина встретила вошедших в село немцев приветливо и гостеприимно, чем вызвала недоумение и осуждение соседок. Но за внешней приветливостью Прасковьи таилось другое. Она, накормив и напоив «гостей», принесла им на ночь «мёдом пахнувшей соломы». Всё она делала с улыбкой, за что заслужила похвалу немцев. Захмелевшие, они заснули крепким сном. Но уже «незримо плыл дымок угара и заполнял собою дом...».
Прасковья вышла, дверь закрыла,
Деревню взглядом обвела,
Замок амбарный нацепила
И брёвен к двери навалила.
Простилась с домом и ушла.
Послевоенное творчество Владимира Замятина характерно тем, что он, не оставляя тему войны, возвратился к прежней, любимой: родные сельские просторы звали к себе. В стихах и поэмах конца 1940-х годов ощущается потребность человека строить (ведь он столько видел разрушений!), потребность любить (так много было разлук!):
Что ж скрывать,-
Натерпелись мы.
Мы не прежние, нет!
Никогда не забудутся
Годы горя и бед.
И в то же время он подчёркивает особенность вернувшегося с войны человека: «То, что было так дорого, нам дороже сейчас!»
Перу Владимира Замятина принадлежат и поэмы: «Солдаты дома», «Зелёный заслон», «Его ждут». Последняя поэма осталась незаконченной. Отрывки из неё вошли в сборник избранных произведений Замятина, выпущенный издательством «Советская Россия» в 1966 году.
За поэму «Зелёный заслон» в 1951 году автору была присуждена Государственная премия. В ней, как и во многих других произведениях Замятина, постоянно звучит голос влюблённого в свой край поэта:
Под голубым тамбовским небом
Запевы вспыхивают. Там,
Росой сверкая, юность хлеба
Бежит неслышно по полям.
Если говорить непоэтическим языком, то поэму «Зелёный заслон» смело можно назвать произведением на экологическую тему. Само название говорит об этом. Так хочется, чтобы её прочитали все: и те, кто любит природу (они ещё раз насладятся её красотой), и те, кто, к сожалению, не ценит её (они, может быть, задумаются над проблемой, чёрной тучей нависшей над Землёй). Поэт был уверен, что дело, которое вершили он и его ровесники, - бессмертно: «Глядят на юный лес ребята – его хозяева они...»
В предисловии к одному из сборников Владимира Замятина Сергей Смирнов написал: «Он всегда и во всём был человеком увлечённым, решительным и сильным. Он просто-напросто был красивым человеком, полным замыслов, дружелюбного и даже восторженного отношения ко всему прекрасному – к природе, к творчеству, к великой красоте души человеческой. Владимир Замятин представляется мне разведчиком радости, искателем счастья человеческого, певцом любви и труда. Все вражьи пули и осколки пролетали мимо, но злой недуг уже в мирное время сразил поэта. Его родная Тамбовщина осиротела на одного своего верного певца, и наша поэзия лишилась одного из своих верных солдат. Но для подлинных ценителей поэтического слова, для нас, друзей и однополчан, Владимир Замятин остаётся в ряду наступающих...»
Поэт рано ушёл из жизни – он скончался 9 января 1952 года в Москве. В 1966 году на здании школы в селе Бондари была установлена мемориальная доска со словами: «В этой школе учился Владимир Замятин – поэт, лауреат Государственной премии».
Читая стихи Владимира Замятина, мы представляем себе живого автора, который «всё так же молодо, пытливо глядит на бронзовые нивы...»
В 2011 году в Тамбове, в серии «Литературные родники Тамбовского края» была издана книга стихотворений и поэм Владимира Замятина «В родном краю». В неё вошли лучшие произведения довоенных, военных и послевоенных лет, в том числе две поэмы – «Солдаты дома» и «Зелёный заслон», а также тексты песен, которые были очень популярны в 40 – 50-е годы прошлого века.
Сочинения:
Замятин В. Д. У нас в Рассветном: Стихи. – М., 1951.
Замятин В. Д. Зелёный заслон: Поэма. – М., 1952.
Замятин В. Д. Поэмы и стихотворения. – М., 1953.
Замятин В. Д. Избранное. – М., 1966.
Замятин В. Д. Солдаты дома: Стихотворения, поэма. – М., 1985.
Замятин В. Д. В родном краю: Стихотворения и поэмы. – Тамбов, 2011.
Литература:
Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 81.
Дорожкина В. Т. Тамбовский край талантами богат…: Краеведческие статьи и очерки. В 2-х томах. – Том 1-й. - Тамбов, 2016. – С. 205 - 209.