8 февраля – 125 лет со дня
рождения
АЛЕКСЕЯ ЛИПЕЦКОГО
(1887 – 1942)
Настоящее имя поэта, прозаика, художника Алексея Липецкого – Алексей Владимирович Каменский. Он родился 8 февраля 1887 года в городе Липецке, входившем тогда в состав Тамбовской губернии. Его отец, выходец из крестьян, был приказчиком торгового двора, заслужил звание «Личный почётный гражданин Липецка». Это был преданный своему делу практик, не приветствовавший «бунтарскую дерзость» сына и увлечение его литературой.
Окончив Липецкое уездное училище, будущий писатель работал делопроизводителем в земстве, занимался поэзией. Печатался под псевдонимом Алексей Липецкий. В 1906 году в местной типографии был издан его первый сборник «Начало». Вошедшие в него стихотворения стали своеобразным откликом на революционные события 1905 года. С этого момента разногласия с отцом приобретают более острый характер, и поэт уезжает в Петербург. Здесь он печатается в журналах, пишет не только стихи, но и прозу, занимается живописью. Занимается настолько серьёзно, что, окончив Петербургскую художественную школу, несколько лет увлечённо работает как художник и добивается такого мастерства, что заслуживает похвалу народного художника СССР Александра Михайловича Герасимова, который высоко ценил картины Алексея Липецкого.
Об этом пишет поэт Сергей Панюшкин во вступительной статье к сборнику Алексея Липецкого «Проза. Поэзия», напечатанному в 1986 году в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве. Автор статьи, он же составитель книги, открывает нам неизвестные эпизоды жизни и творчества талантливого земляка:
«17 февраля 1937 года, - говорится в материале Сергея Панюшкина, - совет “Всехудожника” сообщает в редакцию “Литературной России”, что “писатель Алексей Липецкий в виде изобразительного искусства достиг определённого мастерства, хорошего владения техникой искусства… Он обладает чувством цвета, композиции, рисунка и пространства, т. е. теми качествами, которые характеризуют подлинного художника-живописца”. В эти годы его картины экспонируются на выставках в СССР, Югославии, Болгарии, и других странах. В Липецке в фондах областного музея хранятся его альбомы. В них портреты конкретных людей – передовиков первой колхозной нивы и первостроителей будущего металлургического гиганта»…
Но до этого периода жизни Алексей Липецкий активно занимался литературной деятельностью. В 1911 году в Петербурге увидела свет его книга «Надя Данкова». Это повесть в стихах о судьбе девушки, которая приехала из провинции в столицу. Она сравнивает роскошь дворцов с нищетой разваливающихся домиков, и в ней зреет протест против социального неравенства.
Перед революцией 1917 года Алексей Липецкий возвратился в родной город. Здесь он занимался просветительской работой: ездил по деревням, читал лекции, способствовал подъёму уровня самосознания жителей глухой провинции, проводил беседы с крестьянами о необходимости борьбы за справедливость.
Эта тема проходит через всё творчество Алексея Липецкого: она и в повести «Сибирка», выпущенной в 1927 году издательством «Московское товарищество писателей», и в романе «Наперекор», который увидел свет в том же издательстве в 1928 году, и в других поэтических и прозаических произведениях этого автора.
Уже упомянутая книга «Проза. Поэзия» - видимо, одно из немногих изданий Алексея Липецкого, имеющихся в наших библиотеках. В книгу вошли: повесть «Косорукий» (первоначальное название «Сибирка»), несколько рассказов, очерк «За пазухой леса» и стихотворения. Выпущенная тиражом 15 тысяч экземпляров, она, конечно, не даёт полного представления о творчестве этого автора. Но перечисленные во вступительной статье Сергея Панюшкина другие книги, приведённые цитаты из них, а также биографические данные писателя позволяют читателю создать в своём воображении картину той эпохи, в которой жил и работал наш талантливый земляк, оставивший нам разножанровые произведения – рассказы, очерки, повести, романы, стихи.
В стихах Алексей Липецкий предстаёт перед читателем как гражданин России, не просто болеющий за её судьбу, а принимающий самое активное участие в борьбе за лучшую долю народа, за сохранение и приумножение созданного им богатства. В стихотворении «Человеку» поэт создаёт образ сильного духом творца, который с неустанной заботой возделывает землю, строит города:
Где пустыня нагая молчала,
Кровожадный охотился зверь,
Там – науки и мысли начала –
Города-исполины теперь…
Из гранита, железа и меди,
Из машин, и орудий, и книг
Ты ума лучезарной победе
Трон невиданный гордо воздвиг…
Алексея Липецкого можно без преувеличения назвать певцом русской природы. Его стихотворения «Пейзаж», «Весенний гром», «Апрель», «В жаркий день», «Радуга» и многие другие – это поистине живописные полотна, на которых художник даёт нам возможность увидеть красоту, часто не замечаемую нами. И какие образы, какие сравнения, эпитеты, метафоры! Вот как описывает поэт бабье лето:
Озимей зелёные шерстинки
Паутина кроет серебром.
Заблудились в поле три осинки
И дрожат в наряде золотом….
Меж холмов, где, греясь на припёке,
Мельница жуёт ржаную новь,
Надувает плисовые щёки
Ветерок и нежно гладит бровь.
И безмолвье, дремь кругом такая, -
Соловьиный посвист не проймёт…
…Тихо солнце на поля стекает,
Словно в чашку глиняную мёд.
Наверное, не случайно стихи Алексея Липецкого ценил Сергей Есенин, а собратья по перу называли поэта из провинции «липецким Есениным». У него, действительно, много есенинского - не в смысле подражательства, а в той нежности, проникновенности, с которой наш земляк пишет о каждом кустике, о каждой травинке. Некоторые свои стихотворения Алексей Липецкий называл «эскизами». Но, по сути, по содержанию, это – художественные полотна, встающие перед взором, когда читаешь, например, такие строки:
Ещё на памяти и вьюг набеги,
И скрип саней, и зимние дела,
Вчера впервые ободом телеги
Весна расписку в верности дала.
Вдоль колеи, на золоте навоза,
Весёлая забота воробьёв.
Взмахни рукой – и ближняя берёза,
Как сеть вберёт щебечущий улов.
Играет солнце на оконной раме,
С избою рядом – кубовая тень,
И старчески неровными зубами
Приветливо осклабился плетень.
Светло, тепло… И воздух, как ветошка,
Колышется. А ниже, за плетнём,
Обсосок снега – мятная лепёшка –
Во рту оврага тает холодком.
Разве такое могло не понравиться Есенину? Разве такое может не понравиться нам, читателям XXI века?
Некоторым стихотворениям Алексея Липецкого уже по сто лет, но они настолько современны, словно написаны в наши дни или, по крайней мере, - в конце прошлого столетия. Ведь и до сих пор, по словам поэта, - «Мы живём с неизжитою тучей». Но «Что горело на сердце у лучших – // Век зажёг, словно звёзды, для всех»…
Алексей Липецкий – участник Великой Отечественной войны. Он погиб в 1942 году. Земляки хранят память о нём. Есть попытки исследования его творчества: в 1962 году такую попытку предпринял Алексей Яковлевич Силаев, кандидат филологических наук, выпустивший в серии «Наши знатные земляки» брошюру о жизни и творчестве поэта, прозаика, художника Алексея Липецкого.
Сочинения:
Алексей Липецкий. Проза. Поэзия. – Воронеж, 1986.
Литература:
Силаев А. Алексей Липецкий. – Липецк, 1962.
Панюшкин С. От составителя: Вступит. статья // Алексей Липецкий. Проза. Поэзия. – Воронеж, 1986. – С. 5 – 12.
Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 100.