Народов много – семья одна
Наша страна – большая и могучая. В ней проживает много народов. Все они вместе – русские, татары, калмыки, башкиры и многие другие – представляют собой единую дружную семью. А сами народы часто называют братскими. Сколько бы не было у нас отличий, а всё же больше общего. Например, у каждого человека, к какой бы народности он не принадлежал, есть родной дом и семья. Все мы любим и уважаем своих родственников, заботимся о них, помогаем в трудную минуту.
Испокон веков существовали народные традиции и обычаи, которые сопровождали человека всю жизнь и отмечали самые важные события – рождение, свадьбу и другие. Отголоски этих обрядов сохранились и по сей день. В некоторых местах нашей страны праздники отмечают согласно древним традициям.
Из этой статьи вы узнаете о том, зачем проводился обряд «перепекания» ребёнка, почему перед свадьбой в Дагестане женщины закрывают лицо, что символизирует вышивка на праздничном халате нанайских женщин и многое другое.
Чтобы семейная жизнь была долгой, дружной и счастливой, важно правильно провести свадебный обряд. Посмотрим, как это делалось у разных народов России.
Один из самых древних народов Восточно-Европейской равнины – великорусы.
Свадьбы у них традиционно отмечались красочно и весело. Считалось, что у каждого человека должна быть семья. А не иметь её представлялось большим горем. И если случалось, что кто-то «засиделся» в «девках» или «женихах», на помощь приходили свахи. Это были бойкие женщины, знавшие свадебные обычаи. Входя в дом предполагаемой невесты, они становились в специальное место, которое, как считалось, способствует удаче в предстоящем деле, и произносили принятые в таком случае иносказательные фразы: «У вас товар (невеста), у нас купец (жених)» или «У вас ярка (невеста), а у нас пастух (жених)». Если стороны приходили к согласию, начиналась подготовка к свадьбе. Гости на торжестве получали специальные свадебные чины. Князь молодой и княгиня молодая – так называли жениха и невесту после венчания. Дружка – главный распорядитель на свадебном пире. Выбирался он из старшей родни жениха. Дружка должен был быть весёлым, умным и хитрым, чтобы и гостей развлечь, и свадьбу от сглаза уберечь. В некоторых местах дружку на немецкий манер называли шафером. А главная распорядительница со стороны невесты носила титул «старшая боярка».
Предсвадебные и свадебные обряды так же имели свои названия. Например, обычай, когда отцы жениха и невесты ударяли по рукам, прихватив полу кафтана, назывался «рукобитье» и означал обоюдное согласие на брак.
Был ещё такой обычай: рано поутру невеста вместе с подругами выходила на дорогу и прощалась с родными местами. Девушки печалились и громко голосили. А называлось это «окликать зорю»
В горах Северного Кавказа в Дагестане свадьбу часто отмечают всем селом, а иногда и несколькими. Многие городские жители специально приезжают сюда справить свадьбу, чтобы соблюсти все старинные красивые обычаи. Из сундуков достают древние инструменты, расчищают площадку для танцев.
Невесту везут в дом жениха верхом на празднично убранной лошади, в сопровождении целой свадебной процессии. Лицо девушки закрывают платком для защиты от злых духов. Перед свадьбой невеста должна была подготовить подарки родственникам жениха. В частности, связать всем представителям мужского пола от мала до велика носки. Возможно, именно поэтому девочки в дагестанских селах рано учились рукоделию
В приамурской тайге живёт два родственных народа – ульчи и нанайцы. Свадебный халат нанайские женщины традиционно украшали на спине полукружьями, символизирующими чешую рыбы. Чешуя формировала панцирь-оберег, защищающий девушку от злых духов. Впереди на халате было изображено священное дерево души омя-мони. Считалось, что в его ветвях обитают ещё не воплотившиеся души омя-гаса. В положенный срок они вселяются в женщину и на свет появляются дети. Каждый род в тайге выбирал своё дерево омя-мони. Считалось, что пока растёт дерево, не прервётся род.
В междуречье Ветлуги и Вятки живут марийцы. В старину свадьбы у них проводились летом, до сенокоса. Во время пиршества родня жениха и невесты соревновалась в умении петь и плясать, стараясь не опозорить родное село. Любимыми музыкальными инструментами традиционно были барабаны и волынки.
У всех народов брак считался счастливым в том случае, если у семьи в скором времени появлялись дети. У казаков при рождении мальчика отец и дед стреляли из ружей в знак того, что появился новый воин. У великорусов, если младенец рождался слабым, над ним могли совершить обряд «перепекания». Его клали на хлебную лопату и держали в тёплой печке. Зачем же это делали? Оказывается, считалось, что ребёнок, подобно хлебу, мог «недопечься» и появиться на свет раньше времени. Вот его и пытались довести до «готовности». Может быть, именно поэтому в русской сказке «Гуси-лебеди» дети спасаются в печке.
Событие рождения ребёнка отмечали почти сразу после его появления на свет. Родственники и соседи приходили поздравить семью и принести подарки. Назывался такой поход «проведок». У казаков было принято приносить мальчику разные военные предметы: лук, стрелы, ружьё, патроны и пули. Считалось, что ребёнок с раннего детства должен привыкать, пробовать «на зубок» оружие. Ведь он – будущий воин.
Важным событием в жизни ребёнка у великорусов считалось первое подпоясывание. Пояс был оберегом от дурных сил. Подпоясывание проводилось на 40-й день от рождения, и проводила его крёстная мать. А казак в день первого подпоясывания сына ещё и сажал его на коня, и давал в руки саблю.
Интересен обряд наречения имени у марийцев. Нужно было замесить три каравая и дать каждому из них имя. Затем посмотреть и попробовать, какой из них испечётся самым красивым и вкусным. Таким именем и называли ребёнка.
Для обитателей приамурской тайги, ульчей и нанайцев, особой радостью считалось рождение близнецов. Они верили, что одному из детей покровительствуют духи воды, другому – земли. Новорождённых укладывали в берестяную колыбель, наполненную черёмуховыми стружками. Эти стружки обладали бактерицидными свойствами. Жители поселения разводили небольшие костры, на которых жгли листья багульника. Считалось, что костёр отгоняет злых духов.
В любой традиционной семье принято заботиться о младших и уважать старших. Например, у калмыков веками складывались особые правила почитания пожилых. Например, если в кибитку, а в наши дни – в дом, заходит пожилой человек, молодые обязаны открыть перед ним дверь и поддержать под руки. Если старший собирался в дорогу, младшие должны помочь ему собрать вещи, оседлать коня. Младшие не должны перебивать старших при разговоре. А на больших семейных торжествах, отмечаемых пожилыми вместе с молодёжью, молодые не имели права пить ни капли алкоголя.
В Осетии обеденный стол – место, где собиралась вся семья. Накрытый стол считался святыней. К нему нельзя было сидеть боком или спиной. За столом нельзя было сквернословить. Первым из-за стола мог выйти только старейший. Все остальные должны были ждать, пока он закончит трапезу. За праздничным столом пожилые часто рассказывали нравоучительные притчи. Молодые слушали и запоминали. Произнося речь за благополучие младших, глава семейства передавал им бокал. Младшие слушали и благодарили стоя.
В Чечне и Ингушетии на обочинах дороги часто можно увидеть кучи камней, щепок и земли. Каждый проходящий должен кинуть туда камень. А называются сооружения – карлаги. Считается, что здесь был совершён злой поступок – кто-то обидел старика, вдову или сироту, срубил дерево, загрязнил источник. Местное население верит, что, даже не зная имени нечестивца, можно таким образом выразить свое презрение к нему.
Каждый народ чтит память своих предков. Раньше каждая удмуртская семья имела свою отдельную молельню – куалу. В ней хранился священный ритуальный короб воршуд. Считалось, что в коробе обитал дух родового предка. Поэтому реликвию тщательно оберегали. Внутри короба могли находиться перья тетерева, кусок жертвенного хлеба, серебряные монеты, ветки дерева. Они отождествляли собой разные стихии – Воду, Землю и Воздух.
У одного из поволжских племён – чувашей – семейно-родовые покровители назывались ирихи. Ирихами могли считаться древние бытовые предметы, ветки рябины или само дерево. К ним обращались в самых ответственных жизненных ситуациях: перед началом важной работы, перед совершением обрядов, при принятии важных решений.
Список литературы:
1. Афонькин, С. Ю. Народы России [Текст]: шк. путеводитель / С. Ю. Афонькин; [ил. Л. В. Макаровой]. – СПб.: Балт. кн. компания, 2013. – 93, [3] с.: ил. – (Узнай мир. История).
2. Народы России [Текст]: праздники, обычаи, обряды / [М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов и др.]; [сост. Е. В. Широнина]. – М.: РОСМЭН, 2014. – 95, [1] с.: ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
3. Праздники народов России [Текст]: энцикл. / авт.-сост.: М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов и др.; худож.: И. В. Максимова, Л. Т. Митрюкова, О. К. Пархаев и др. – М.: РОСМЭН, 2004. - 103 с.: ил. – (Энциклопедия).
4. Синова, И. В. Народы России [Текст]: история и культура, обычаи и традиции : справ. школьника / И. В. Синова. – СПб.: Литера, 2010. – 92 с.: ил. – (Моя Родина - Россия).
|