Медиация и поколение NEXT
Рост числа суицидов и суицидальных попыток, агрессии, насилия, преступности, ухода в секты и других негативных явлений среди подростков свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми.
Причины сложившейся ситуации
-
Отсутствие единой государственной политики, направленной на ориентирование специалистов на конечный результат работы в виде психологического здоровья ребенка, его социальной зрелости и способности выстраивать свою дальнейшую самостоятельную жизнь.
-
Несоответствие используемых мер педагогического воздействия специфике существующих вокруг современного подростка проблем.
-
Недостаточность у специалистов навыков, основанных на знании психологических особенностей современных детей, понимании механизмов возможного воздействия на них.
-
Отсутствие у специалистов необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с ребёнком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем.
-
Преобладание таких средств воздействия на подростков как устрашение, запугивание, давление, манипулирование, морализирование, формирующих сиюминутный эффект и часто приводящих к обратным реакциям.
-
Недостаточность позитивного взаимодействия с семьей и ближайшим окружением подростка, отсутствие сотрудничества с семьей в вопросах воздействия на ребёнка.
Внедрение медиации в работу с детьми
Совокупность обозначенных причин и их результат в виде комплекса неблагополучия вокруг современных подростков требует принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу инновационных технологий относятся медиативные технологии.
Внедрение института медиации в Российской Федерации в активном темпе началось с 2011 года, что связано со вступлением в силу Федерального Закона № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В соответствии со статьей 2 закона, процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Сложившаяся практика реализации процедур медиации, обучения медиации и медиативным технологиям позволяет сформулировать определение терминов «медиативный подход» и «медиативные технологии».
Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации – использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения.
Несмотря на то, что институт медиации является достаточно новым для российской действительности, государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними, в том числе несовершеннолетними правонарушителями.
В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, в соответствии с которой принят План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р.
В соответствии с данным документом в России развивается сеть служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организуются службы школьной медиации в образовательных учреждениях.
Медиативные технологии: механизмы использования
Опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу специалистов, занимающихся несовершеннолетними, позволяет сделать следующие выводы.
Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними с целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, словесной) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т. д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем в случае скоротечного конфликта. Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается от медиации рядом характеристик.
Семейная медиация
Внутрисемейные конфликты порождают огромное количество проблем, решить которые помогает семейная медиация – процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать для обеих сторон осознанные решения.
Семейная медиация может касаться различных аспектов: вариантов сохранения или прекращения супружеских отношений между взрослыми участниками и последствий этих действий; решений, с кем будут жить дети, каково будет их общение с каждым из родителей и любыми другими лицами, например, бабушками и дедушками; любых других аспектов родительской ответственности, таких как образование и отдых; того, что произойдет с жилой площадью, другим имуществом или средствами взрослых участников, выплат сторон друг другу в пользу взрослого участника или детей; другие вопросы.
Большинство обратившихся на процедуры медиации семей волнуют вопросы внутрисемейных конфликтов (около 95 % случаев). Это объясняется, с одной стороны, тем, что для близких людей более значимым является выяснение ситуации и разрешение разногласий, больше перспектив успешности именно у семейной медиации. С другой стороны, конфликтов в иных сферах вокруг ребенка (например, в образовательных или социальных учреждениях) не меньше (чаще всего это выясняется в ходе проведения семейной медиации), однако либо их значение умаляется взрослыми, либо такие конфликты скрываются.
Из всех процедур семейной медиации большая часть касалась вопросов между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми чаще всего происходят:
-
Из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и нежелания родителей принять и попробовать понять повзрослевшего ребенка;
-
из-за недостаточной мотивации детей к обучению;
-
из-за компьютерной зависимости ребенка и отсутствия альтернативного интереса;
-
из-за недостатка внимания со стороны родителей;
-
из-за бытовых, материальных проблем в семье;
-
из-за конфликтов у ребенка в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя;
-
из-за манипуляции детьми в бракоразводных процессах, при разделе имущества.
Как следствие всего вышесказанного – уходы детей из семьи, попытки свести счеты с жизнью.
Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей.
Школьная медиация
Важное место в решении проблем ребёнка/подростка занимает школьная медиация. Это процесс, в котором независимое третье лицо помогает конфликтующим участникам образовательного процесса (ученики между собой; ученики и учителя; учителя и родители; родители одних детей и родители других детей; учителя и представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие и принять взаимоприемлемое решение в возникшем конфликте.
Процедуры школьной медиации «ученик-ученик» проходят быстро и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое дело, если конфликт касается учителя и ученика. Здесь учителя занимают оборонительную позицию. Используя в общении с детьми исключительно авторитарный стиль, учителя часто не думают о том, что в конфликте всегда участвуют две стороны, даже если одна из них «старше и умнее». Бывает случаи, когда инициируемая детьми процедура медиации получает резкий отказ со стороны педагогов и тем более родителей.
Восстановительная медиация
В случае правонарушений в подростковой среде используют восстановительную медиацию. Она касается урегулирования конфликтов между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой (потерпевшим или иным лицом). Значение восстановительной медиации определяется спецификой совершения правонарушений несовершеннолетними. Чаще всего правонарушения совершаются в отношении знакомых людей (сверстники, одноклассники, соседи и т. д.) либо в отношении лиц, проживающих в одном населенном пункте (на той же улице, в том же доме), с которыми предстоит общаться или сталкиваться в дальнейшем.
Восстановительная медиация проводится как до, во время, так и после вынесения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех этих случаях рассмотрение совершенного правонарушения со стороны официальных структур не разрешает конфликта как такового. Чаще всего конфликтные отношения между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой продолжаются, видоизменяясь, вовлекая новых третьих лиц, накаляясь и вновь превращаясь в правонарушение.
Восстановительная медиация направлена на создание условий для взаимодействия между двумя сторонами, в процессе которого происходит принятие ответственности за свои действия сторонами – участниками конфликта. Причем зачастую сторонами конфликта являются не только непосредственные стороны (правонарушитель и жертва), но и иные, выявляемые в ходе медиации стороны конфликта. В результате восстановительной медиации происходит заглаживание вреда и восстановление отношений. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их взаимодействия друг с другом, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договоренностей.
При подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://www.irkmediator.ru/