0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели, мы работаем для вас:

 22 февраля  с 9:00 до 18:00,
25 февраля – с 9:00 до 16:00.

23, 24 февраля библиотека не работает.

Администрация

 

Как «изобретали велосипед»

kak isobr velosip1 skak isobr velosip2 sПочему велосипед получил такое название? По латыни «velox» значит «быстрый» и «pedis» - «ноги». Вот и получилось «велосипед», то есть «быстроногий». Идея создания двухколесного экипажа для одного человека, в котором в качестве двигателя использовалась бы мускульная энергия седока, возникла ещё в древности. Среди рисунков Леонардо да Винчи есть схема похожего изобретения.

 

kak isobr velosip3 sВ конце XVII века был изобретён самокат, представляющий из себя брус на двух колёсах. Сидя на таком «селерифере» (то есть «быстроходе»), ездок отталкивался ногами от земли, поджимал ноги и некоторое время ехал по инерции, балансируя, чтобы не упасть. В 1814 году немецкий изобретатель барон Драйс фон Зауербронн усовершенствовал этот самокат, снабдив брус седлом, а переднее колесо – рулём. В 1815 году Драйс приехал на своём изобретении в Вену, где тогда проходил Венский конгресс, и за этот «неприличный» поступок лишился звания княжеского лесничего. Однако затем он получил десятилетний патент на своё изобретение и место профессора механики, что позволило ему заняться массовым производством «беговых машин» или «дрезин».

Его машина была далека от совершенства, однако в 1817 году отставной лесничий на спор проехал на дрезине 170 километров за 4 часа. Почтовый дилижанс тратил на такую поездку в 4 раза больше времени.

Француз Динер в 1818 году взял патент на «дрезину» и впервые назвал её «велосипедом», то есть «быстроногим». Не успели велосипеды появиться на свет, как во всех европейских странах началось повальное увлечение этой новинкой. Щёголи самого высшего общества с увлечением гоняли на них по бульварам и специальным площадкам.

В 1845 году немецкий изобретатель Милиус построил первый велосипед с педалями на переднем колесе. Ездоки не должны были больше отталкиваться ногами от земли.

kak isobr velosip4 skak isobr velosip5 sДолгое время велосипеды изготавливались из дерева. В 1867 году Каупер придумал очень лёгкие колёса с проволочными спицами. В 1869 году появились велосипеды с металлической рамой. Тогда же француз Мишо впервые организовал фабричное изготовление велосипедов. Соотечественник Мишо Тевенона придумал велосипедные шины из каучука, а французский фабрикант Сюрией впервые применил на велосипедах шарикоподшипники.

kak isobr velosip6 sСначала для увеличения скорости велосипеда переднее колесо его делали очень большим. Но падать с такой высоты было гораздо опаснее, чем с современного велосипеда. В 1870 году английский изобретатель Лоусон ввёл цепную передачу от педалей на заднее колесо. Скорость велосипедиста после этих нововведений возросла настолько, что он мог соревноваться с верховой лошадью, велосипед стал ниже и безопаснее.

Современный вид велосипед принял в 80-90-е гг. XIX века. Дублинский ветеринар Данлоп в 1885 году изготовил для своего 12-летнего сына велосипедные шины из гуттаперчевого шланга. Эти шины крепились к ободу колеса при помощи полотняной ленты и накачивались через специальный клапан. Один заезжий коммивояжёр обратил внимание Данлопа на достоинства его изобретения, и ветеринар запатентовал его.

С 1890 года началось бурное развитие велосипедной промышленности. Количество машин, выпускаемых тогда в мире, составило несколько миллионов штук.

Велосипед стал настолько популярным, что лучшие представители интеллигенции разных стран объединялись в клубы и велосипедные кружки: писатели Лев Толстой, Виктор Гюго, Эмиль Золя, актриса Сара Бернар, ученые Пьер и Мария Кюри, композитор Джузеппе Верди, физиолог Иван Павлов.

Велосипедная езда и Романовы

bimka6 velos ezda i romanovi1 sЧлены императорской семьи одни из первых в России оценили прелесть велосипедных походов, прогулок и путешествий. Восприняв велосипед как новомодную европейскую затею, с 1860 годов Романовы начали приобретать эти популярные транспортные средства за границей. Первую модель император Александр II привёз из Парижа, где он знакомился с экспозицией Всемирной промышленной выставки. Его внимание привлёк велосипед с забавным названием «Костотряс». С этого момента Романовы следили за изменениями в велосипедной технике и приобретали всё новые модели. Заядлыми велосипедистами стали сыновья Александра II, великие князья Сергей и Павел Александровичи, которые так любили кататься, что, не дожидаясь лета, гоняли на велосипедах зимой по залам Зимнего дворца. Велосипеды любили все члены семьи императора Николая II. Дневник императора полон записей о велосипедных прогулках. «Ездил на велосипеде…», «катался на велосипеде и байдарке…» «после гребли и ветра чувствуешь себя бодрее…»

В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Россию буквально захлестнул нарастающий велосипедный бум. Если в 1883 году в стране насчитывалось 50 велосипедистов, и существовал запрет на катание в черте города, то в середине 1894 года только в Петербурге было выдано 1845 билетов с правом езды по городу. На 1 января 1900 года число велосипедистов возросло до 20 тысяч, а велосипедный спорт стал одним из видов спорта, в котором участвовали женщины.

Вспоминая лето 1896 года, балерина Матильда Кшесинская, жившая на даче в Стрельне, писала: «Я стала увлекаться ездой на велосипеде и больше всего любила кататься по нижней парковой дороге. В Михайловке я обычно встречала Михаила Николаевича, который гулял по своему парку. Он всегда меня останавливал, очень мило со мной беседовал и заставлял делать на велосипеде восьмерки, которые не всегда у меня удавались».

bimka6 velos ezda i romanovi2 sbimka6 velos ezda i romanovi3 sДамы предпочитали трехколёсные велосипеды. Они катались в длинных платьях или юбках, блузах, лёгких маленьких шляпках. Вместе с тем для велосипедных прогулок появились и специальные костюмы с брюками. Это была довольно экстравагантная одежда, и одевавшая подобный костюм дама рисковала услышать от местного населения массу нелицеприятных эпитетов в свой адрес. Сегодня в собрании музея-заповедника Петергоф хранится уникальная коллекция велосипедов известных европейских фирм «Рудж», «Ремблер» и др. Среди них «Паук» Александра III , «Тандем» Николая II и трехколесный велосипед царевича Алексея.

Велосипедные путешествия

Ещё в середине 1890-х гг. была учреждена «Бриллиантовая звезда» за первое кругосветное путешествие на велосипеде. Награда пролежала в сейфе 20 лет. Ни англичане Луи и Лову Фразер, ни немец Райман, ни супруги Мак-Ильрайт из США не смогли завершить этот маршрут. Лишь в 1913 году конгресс Международного союза велосипедистов (УСИ) присудил «Бриллиантовую звезду» Анисиму Панкратову. Также ему была вручена золотая медаль чемпиона мира и 265 призов – по числу городов, через которые он проехал. Анисим не был профессиональным спортсменом. По профессии он был часовых дел мастером, а также являлся брандмейстером вольного пожарного общества в Харбине. За 2 года и 18 дней Панкратов проехал свыше 50 тысяч километров. В пути ему пришлось сменить 52 покрышки, 38 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и несметное количество спиц. После велопутешествия Панкратов окончил авиационную школу, за храбрость в годы Первой мировой был награждён крестом ордена Святого Георгия, погиб в воздушном бою в 1916 году.

bimka6 velosip putesh1 sbimka6 velosip putesh2 sЭстафету кругосветного велопутешествия приняли от Панкратова студенты Московского института физкультуры Алексей Князев и Илья Фредберг. В 1924 году они стартовали в Москве и здесь же в 1927 году финишировали на Театральной площади, преодолев 45 тысяч километров.

 

 

bimka6 velosip putesh3 sВ 1928 году из Петропавловска-Камчатского на велосипеде отправился в путешествие Глеб Травин. Он проехал по границам Советского Союза 85 тысяч км – 2 раза обогнул земной шар по экватору! – за 3 года, 18 дней. Первым в мировой истории Травин перемещался на велосипеде по льдам Арктики, накачивая камеры не воздухом, а глицерином. Жители Крайнего Севера называли спортсмена «человеком с железным оленем».

В 1988-1989 гг. достижение Травина повторил один из самых знаменитых путешественников XX века Фёдор Конюхов, проехавший всю дистанцию на спортивном велосипеде.

И в нашем городе Тамбове есть кругосветный путешественник Александр Осипов. На своём велосипеде он проехал по всем континентам.

Велосипедные рекорды

Рекорды бывают разные – великие и курьёзные.

В велосипедном спринте на треке, где время измеряется с точностью до тысячных долей секунды, есть уникальный тактический приём – сюрпляс (стояние на месте в поисках лучшей позиции для решающего рывка). Так, японец Мацухито простоял на велосипеде 5 ч. 25 мин., чтобы потом промчаться 200м по велотреку за 11 секунд и выиграть гонку.

В гонках на тандемах также существует сюрпляс. Здесь рекорд принадлежит итальянским олимпийским чемпионам С. Бианкетто и Д. Петенелла, которые простояли на месте 1 ч. 3 мин. и 5 сек. и, таким образом выиграли чемпионат Италии.

Первым велогонщиком, перешагнувшим рубеж скорости 200 км/ч, был француз Жак Мифре. В 1962 году на автобане во Фрейбурге (Германия) за лидирующим «Мерседесом-300» он развил скорость 204, 778 км/ч. В 1975 году американец А. Эбот, мчась на велосипеде за машиной по дну пересохшего озера Бонневиль, зафиксировал скорость 222 км/ч. Однако, через 20 лет на той же трассе голландец Фред Ромпелберг в 1995 году развил скорость 268, 831 км/ч.

bimka6 velosip record1 sВ 1893 году известный пропагандист велоспорта во Франции, организатор первого «Тур де Франс» Анри Дегранж, задал современникам вопрос: «Сколько километров может проехать гонщик на треке за 1 час?» Сам Дегранж на парижском велотреке развил скорость 35,325 км/ч. 7 июня 2015 сэр Брэдли Уиггинс проехал за это время 54,526 км.

Сегодня катание на велосипеде – это спорт, хобби и метод лечения одновременно. Катание на велосипеде приносит нашему организму огромную пользу. Во время велосипедной прогулки укрепляются мышцы ног и повышается их выносливость, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ещё один несомненный плюс велосипеда состоит в том, что ему не страшны дорожные пробки. Недаром в густонаселённых азиатских странах большинство жителей передвигается именно на велосипедах, признавая их преимущество перед автомобилями и мотоциклами.

Список источников:

  1. «Научение телесному благолепию: династия Романовых и спорт». Рассказывает генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. //Радиостанция Нева FM. Рубрика «Культура и искусство». http://www.neva.fm/programms/198. – 12+
  2. Рыжов К. В. 100 великих изобретений / К.В. Рыжов – М.: Вече, 2001. – 528 с. (100 великих). – 12+
  3. Спорт. Энциклопедия для юношества – М.: Олма Мадиа Групп, 2007. – 640 с., ил. – 12+

menu

 
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве