Чупахина Татьяна Николаевна,
ведущий методист БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»
г. Орёл
Когда мы говорим о библиотечном обслуживании пользователей со специальными потребностями, или пользователей с особенностями развития, то часто имеем в виду детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Так ведь? Однако сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание на такой особой группе пользователей, как одарённые дети.
Это дети, которые в дошкольном или школьном возрасте проявляют способности, которые свидетельствуют о высоком личном потенциале в интеллектуальной, творческой, учебной или организаторской деятельности. Одарённые дети отличаются высокой любознательностью, большим словарным запасом, нестандартным мышлением, упорством в достижении результата в сфере, которая им интересна. В своём интеллектуальном развитии такие дети обычно на пару лет обгоняют своих сверстников.
Априори, сегодня одарённые дети – это будущее инновационной экономики и гражданского общества, это будущая интеллектуальная элита государства, это, наконец, личная успешность в постоянно изменяющемся мире.
Сегодня используются эффективные технологии и методики обучения таких детей, разрабатываются как индивидуальные образовательные методики обучения, так и методики обучения в малых группах: кружках, клубах, студиях, лабораториях. Принимая во внимание интерес ребёнка, поощряется его дополнительное образование, оказывается помощь в проектной деятельности.
Отличительная черта одарённых детей, независимо от сферы их интересов, – это активность воображения, отсутствие пассивности, активное стремление к переменам, творческое восприятие жизни. Они по натуре – лидеры. А вот тренировка воображения, реализация творческого потенциала во многом зависит от отношения ребёнка к книге и чтению. Одарённый ребенок – это, прежде всего, читающий ребёнок, в процессе чтения он учится думать, переживать, сострадать, включаться в другие жизни: тем самым познаёт себя, открывает собственные возможности.
Если взглянуть на список десяти лучших учеников любого класса, то можно понять, что их всех объединяет: они все умеют читать лучше всех остальных. Роль детского чтения наглядно представлена в рассказе Фазиля Искандера «Авторитет». Главный герой рассказа – учёный-физик. Анализируя свой путь в науку, он делает вывод, что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с прочитанными любимыми книгами. «Занимаясь физикой, – пишет в своём рассказе Фазиль Искандер, – он (учёный – Т. Ч.) заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. Книга была первична». Чтение «правильных» книг в детстве очень сильно влияет на становление личности человека, воспитывает в нём, кроме всего прочего,
«человечность». В связи с этим процитирую ещё одну цитату из рассказа Искандера: «…Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира…».
Какова же роль библиотеки в поддержке и развитии одарённости? Самое главное, что входит в профессиональную компетенцию современного библиотекаря, работающего с детьми, – это развитие их читательских способностей, этой базовой способности для одарённого ребёнка. Помогая выявлять суть прочитанного, развивая способность делать самостоятельные выводы, библиотекарь поддерживает творческий потенциал ребёнка, развивает его интеллектуальные способности и личностные качества.
Формы, которые могут использоваться при развитии читательских способностей, – самые разнообразные, самое главное – они должны быть диалоговыми. Хорошо зарекомендовали себя игровые формы. Многие специалисты, занимающиеся проблемой одарённости, говорят о благотворном влиянии интеллектуальных игр на развитие ребёнка. Не случайно в последние годы появилось большое количество изданий, содержащих сценарии разнообразных интеллектуальные игр, связанных с книгой и чтением.
С игровыми формами тесно связано проведение различных творческих конкурсов, в которых дети охотно участвуют. Конкурсы активизируют участников, учат их проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. Говоря о положительном влиянии конкурсов, хочу, тем не менее, заметить, что часто участие в них мотивируется только желанием победить (или добавить в личное портфолио сертификат, грамоту, Благодарственное письмо) – и это становится самоцелью. То есть, при таком подходе задействованы механизмы, не связанные с развитием одарённости. Кроме того, конкурсы инициируются и разрабатываются не детьми, их предлагают взрослые. Участие в них не всегда совпадает с интересами и творческими устремлениями самих детей. Им приходится решать поставленные извне задачи, а не порождённые ими самими. По-настоящему творческий человек озабочен воплощением своего собственного замысла. А это значит, что при проведении конкурсов надо больше опираться на идеи самих детей, на их собственные проекты. Следуя, например, методическим рекомендациям по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, детские библиотеки должны, например, (цитата) «создавать интерактивные программы, чтобы дети имели больше возможностей влиять на их содержание».
Начитанный школьник часто, если позволяет языковое развитие, обращается к литературному творчеству. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения. Для руководителей детским литературным творчеством главное – почувствовать за несовершенством формы стихотворения или рассказа собственный почерк ребенка, поддержать его попытку нарисовать своими словами картину, передать чувство, создать выразительную словесную форму, отозваться строчками на жизненные явления, выразить своё собственное, неповторимое отношение к ним.
Формы библиотечной работы с детьми всё время меняются, осовремениваются в связи с развитием науки и техники, новых реалий жизни и, соответственно, новых взглядов на жизнь, новых подходов к воспитанию и обучению. Для подростков привлекательны, подчёркнуто современные формы работы, использование в них современных технических достижений. У современных детей больше источников информации, поэтому в некоторых темах они зачастую чувствуют себя более компетентными, чем взрослые.
С особенным интересом подростки относятся к дискуссиям, как очным, так и он-лайн, к участию в работе различных клубов, где можно находить друзей и высказываться самому. Ещё раз подчеркну, что главным двигателем перемен являются сами дети.
На примере некоторых мероприятий нашей библиотеки, посвящённых юбилею И. С. Тургенева, я хотела бы поделиться своими профессиональными наблюдениями над такой категорией пользователей детской библиотеки, как одарённые дети.
200 лет со дня рождения И. С. Тургенева – очень значимая дата для каждого культурного человека, и мероприятия по столь торжественному случаю начали проходить задолго до юбилейной даты. В ноябре 2017 года в нашей библиотеке состоялся Форум юных тургеневедов «Я родился в Орле…». Нашим партнёром в подготовке и проведении Форума стал объединённый государственный литературный Музей И. С. Тургенева.
В Форуме приняли участие юные знатоки творчества знаменитого писателя-земляка: читатели и пользователи детских и сельских библиотек Орловской области, учащиеся школ, гимназий и лицеев из Орла, Мценска, Ливен и Болхова.
Форум – это место массового общения, где каждый волен высказывать свои мысли, дискутировать друг с другом. На нашем Форуме юных тургеневедов мы вместе с ребятами обсуждали вопросы, связанные с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, и в результате постарались понять, как орловские корни вспоили талант столь масштабной личности не просто орловского, российского, но и мирового уровня.
Основной задачей Форума является популяризация творческого наследия И. С. Тургенева, развитие интереса детей и подростков к занятиям литературным краеведением, совершенствование навыков исследовательской деятельности.
В рамках форума состоялось награждение победителей и призёров областного конкурса детского литературного творчества, посвящённого И. С. Тургеневу. Рассуждая на тему «Каким бы вы хотели видеть город Орёл к юбилею Ивана Сергеевича Тургенева», юные конкурсанты фантазировали на тему «Приезд Тургенева в Орёл в наши дни», писали письма Тургеневу, описывали воображаемые «интервью» с ним, оформляли юбилейные поздравительные открытки. Творческие работы победителей конкурса вошли в сборник детского литературного творчества «Я родился в Орле…», изданный нашей библиотекой.
В рамках Форума состоялся круглый стол, на котором ребята делились своими соображениями по поводу предстоящих в 2018 году юбилейных торжеств и обсуждали разные темы, среди которых были и такие:
• Памятные тургеневские места Орла;
• «Дворянское гнездо» – «самый орловский» роман Тургенева. Дворянское гнездо в Орле. История и судьба;
• Мой любимый уголок Орла, связанный с именем И. С. Тургенева;
• Орёл в творчестве И. С. Тургенева;
• Знаменитые орловцы, связанные с именем И. С. Тургенева.
Нас, организаторов Форума, приятно удивили выступления некоторых участников круглого стола: 14-15 летние школьники свободно ориентировались в обсуждаемой теме, свободно владели речью. Слушая их, не верилось в довольно распространённые суждения, что современные дети не читают и не стремятся к саморазвитию. Ребята обладают хорошими исследовательскими навыками, могут изложить материал по теме своего исследования глубоко и логично, свободно ориентируются в обсуждаемой теме. Дети давали не формальные заученные доклады, а пытались подойти творчески, осмыслить узнанное, так сказать, пропустить через себя. Мы были поражены, насколько это вдумчивые, глубокие и взрослые дети.
Кроме того, для них характерны отсутствие какой-либо зажатости, искренняя непосредственность, располагающая манера общения, воспитанность. По поводу воспитанности: принимая непосредственное участие в подготовке и Форума юных тургеневедов, и телемоста пользователей нашей библиотеки и центральной детской библиотеки г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл), я достаточно тесно общалась с мамой Ильи Комисарова, и поняла, что по-другому-то и быть не могло…
Нас впечатлили выступления Дмитрия Быкова, Даниила Зубкова, Александры Маташенко, Ильи Комисарова. Кстати сказать, школа «Леонардо», в которой обучается один из ребят, стала лауреатом федерального конкурса «100 лучших школ России» 2018 года в номинации «Лучшая школа для одарённых детей-2018».
Огромное значение в деле развития талантов в библиотеке имеет общение библиотекаря с читателем и читателей между собой. Живое общение уникально, и в библиотеке для личностного общения – полная свобода. Опыт чтения одного собеседника перемежается с опытом чтения другого. Возникают неожиданные связи, аналогии и ассоциации, в которых проявляется читательский талант говорящих. Ну, это в идеале, конечно…
«Время читать Тургенева!» – так назывался межрегиональный телемост, посвящённый 200-летию писателя и его роману «Накануне», состоявшийся 8 ноября, накануне юбилея И. С. Тургенева. Он-лайн общение связало пользователей Пришвинки и пользователей центральной детской библиотеки г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл).
В рамках телемоста звучало слово о Тургеневе, о значимости его писательского таланта для русской и мировой литературы, об орловских корнях писателя. Создать соответствующее «орловское» и «тургеневское» настроение помогли музыкальные выступления воспитанников Орловской детской школы искусств им. Д. Б. Кабалевского. Участники телемоста вспомнили содержание романа «Накануне», просмотрев видеоролики «Читаем роман И. С. Тургенева «Накануне». Программа телемоста включала также и проведение конкурса на определение уровня читательского восприятия романа (команды поочерёдно задавали вопросы друг другу). Вопросы для команды из Йошкар-Олы подготовили орловские лицеисты и уже ранее упоминаемый мной Илья Комисаров.
Вообще, задавать вопросы – это тоже надо уметь. Как считал Сократ, вопрос сложнее ответа. Искусство спрашивания – это умение видеть проблему так, как не увидели её другие. Чаще бывает так, что библиотечные мероприятия, связанные с постановкой вопросов (викторины, обсуждения книг, опросы, диспуты), обычно предполагают вопросы, идущие со стороны библиотекарей и очень редко строятся на вопросах самих детей. Отдать авторство постановки вопросов самим детям – значит несравненно больше для их интеллектуального развития, чем предлагать им готовые вопросы, составленные не ими. Вопросы к роману Тургенева «Накануне», которые по моей просьбе составил Илья Комисаров, свидетельствуют о его глубоком понимании темы и идеи произведения. Вот лишь некоторые из них (всего их 25):
* Любовь по Тургеневу: без чего её просто не может быть?
* «Только жаль ей было их всех…Для чего живут?» (Елена Николаевна). Почему Елене Николаевне было жаль их? Кого их?
* Какая внутренняя борьба постоянно терзает Елену?
* Когда Анна Васильевна по-настоящему раскрывается как героиня романа (как мать, любящая свою дочь)?
* Николай Артемьевич – какой он? Эгоист, которому не интересна жизнь его семьи или «опоздавший» отец (НО ОТЕЦ!)?
* Если бы вы были театральным постановщиком и ставили бы пьесу «Накануне», на сколько действий вы бы её разделили?
* Как вы думаете, есть ли в романе сам Тургенев? В каком герое он «живёт»?
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева – это, безусловно, кладезь того, на чём можно развивать личность и в наше время, ведь искренность, жизненная правда, любовь к человеку, природе, родной земле привлекают людей во все времена.
Однажды, с чувством глубочайшего уважения к личности Тургенева, я прочитала у его биографа, Павла Анненкова, что Иван Сергеевич пользовался непререкаемым авторитетом у современников. «…Молодые писатели, начинающие свою карьеру, – пишет Анненков, – один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали его приговора… светские высокопоставленные особы и знаменитости всех родов искали свидания с ним и его знакомства». Мне импонирует в Тургеневе не только его безупречный литературный талант, но и незаурядность его личности вообще. Один из образованнейших людей своего времени, Иван Сергеевич серьёзно интересовался искусством, писал о нём, приобретал картины, был частым посетителем музеев и выставок, встречался, переписывался со многими знаменитыми русскими художниками, которые почитали за честь написать его портрет. Тургенев был также неизменным поклонником и ценителем музыки. Обладал безукоризненным чутким музыкальным слухом, который подсказывал писателю образы, исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, В музыке, которая так часто звучит в его романах, повестях и рассказах, писатель видел одно из выразительных средств эмоциональной окраски повествования и создания психологически достоверного образа. Таким образом, чтобы понять прозу Тургенева, надо и самому быть талантливым человеком, разбираться в живописи, в музыке… да много в чём ещё.
И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать развитие талантливых детей с их воспитанием. Одарённость сама по себе – это ведь не безусловная ценность. Великий швейцарский ученый, основоположник аналитической психологии Карл Юнг утверждал: «Многие проблемы воспитания одаренных детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с развитием эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца зачастую не столь явны и навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят выше даровитости сердца».
Наша профессиональная задача – энергию одарённого ребёнка направлять как на его интеллектуальное развитие, так и возвышать его личность, наделять качествами, достойными Человека с большой буквы – любящего (в том числе и своё Отечество), сострадающего, способного к деятельному добру. Не информация и технологии и даже не достижения одарённых детей должны ставиться библиотекарем во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребёнка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей.
Мы понимаем, что вызовы времени надо принимать, и эта категория пользователей – одарённые дети – должна стать объектом нашего пристального профессионального внимания. И в связи с этим очень актуальным становится вопрос о нашей современной профессиональной компетенции. В Национальной программе поддержки и развития чтения определены основные направления повышения квалификации современных библиотекарей, работающих с детьми, это:
изучение детской литературы, в первую очередь современной, в том числе популярной у детей и подростков;
• изучение детской литературы, в первую очередь современной, в том числе популярной у детей и подростков;
• повышение уровня психологических знаний;
• изучение современных информационных технологий;
• знакомство с отечественным и зарубежным опытом привлечения к чтению;
• знакомство с субкультурой детства, интересами и склонностями современных детей и подростков.
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве