«Дети с РАС. Рекомендации для родителей по организации пространства»
(электронный дайджест, выпуск 4-й)
Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром.
Пространство. Его разновидности
Пространство, в котором особенный ребёнок живет и развивается, приобретает особую терапевтическую значимость.
По виду деятельности ребёнка пространство можно условно разграничить на:
1. бытовое (приём пищи, подготовка ко сну, туалет и т.д.);
2. игровое (место для разнообразных игр);
3. учебное (место для специальных развивающих занятий);
4. ближайшее социальное окружение (лестничная клетка, детская площадка, магазин, улица).
Родителям необходимо позаботиться о детской комнате, которая должна стать для ребёнка «крепостью». Детская комната – особенное комфортное место, в котором малыш будет чувствовать себя в безопасности. Это потребует от родителей эмпатии и любви, а также выполнения ряда необходимых условий.
Первое условие – безопасность:
1. меблируйте комнату предметами без острых углов;
2. уберите по возможности все опасные вещи.
Второе условие – обеспечение уюта и комфорта:
1. оформите комнату в пастельных, успокаивающих тонах;
2. организуйте мягкое освещение, которое не будет резать глаза.
Третье условие – наличие необходимого оборудования:
1. стол со стулом или парта;
2. подбирайте детскую литературу, учитывая особенности Вашего ребёнка;
3. игрушки для детской могут подбираться абсолютно разные, но, конечно же, с учётом индивидуальных особенностей:
- деревянные или пластмассовые конструкторы;
- разнообразные пирамидки, матрёшки;
- игры для развития мелкой моторики, мозаики, деревянные бусы и т. д.;
- игрушки для сюжетно-ролевых игр.
4. оборудование для физического развития ребёнка;
Четвертое условие – поддержание порядка.
В детской комнате должен поддерживаться определённый порядок, т.е. все вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное местоположение. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребёнка, но для аутиста, учитывая стереотипность его поведения, он – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
Стоит обратить внимание аутичного ребёнка на предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого необходимо, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты (например: мытье рук). Во-вторых, вовлекать по возможности ребёнка в работу по дому (приготовление обеда, мытьё посуды, уборка вещей по местам и т.д.). Конечно, следует учитывать возраст ребёнка и его возможности. Помимо бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для малыша, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит ребёнка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.
Гуляя на улице, удаляясь от знакомых «мест обитания», особенные дети теряют уверенность и оказываются во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция – плачь, паническое метание с просьбой вернуться в привычное место. Это реакция самозащиты, когда ребёнок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать малыша, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Не укоряйте ребёнка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.
Бытовые ритуалы
Аутичному ребёнку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослыми проживание повседневных бытовых ритуалов.
Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребёнка отдельным бытовым навыкам, а также усвоение им распорядка повседневной жизни. В норме дети многому учатся, наблюдая за взрослыми и подражая их действиям. При этом малыши действуют методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки. Дети с расстройством аутистического спектра не подражают взрослым. Выработка особенным ребёнком умения обслуживать себя, потребует от близких специальной работы, терпения и такта.
Эта работа будет опираться на усвоенные ребёнком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых затем можно заниматься формированием и закреплением новые навыки.
При обучении стереотипам поведения в быту следуют соблюдать следующие правила:
- Вы можете настаивать выполнить какое-либо действие только в том случае, если ребёнок может это сделать;
- Изучайте мир, начиная с простых вещей, переходя к сложным;
- Не пытайтесь обучить ребёнка всему и сразу, этот процесс должен быть последовательный и постепенный;
- Вы должны быть оптимистично настроены: эмоционально реагируйте на успех ребёнка, не обращайте внимание на неудачи, предупреждайте возможные ошибки;
- Все участники этого процесса должны использовать одну схему действий.
Организация чёткого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых ритуалов: со временем ребёнок начинает понимать, что пока он не оденется, на прогулку не пойдёт, пока не помоет руки, не сядет есть и т.д. Поддержание распорядка дня имеет первостепенное значение для развития ребёнка. Режим дня должен иметь определённую последовательность и повторяемость и складываться исходя из индивидуальных особенностей малыша и меняться по мере его взросления.
Особенности развития игры аутичного ребёнка
Благодаря играм дети познают окружающий мир. Игры развивают мышление, чувства, волю детей, формируют взаимоотношения их с ровесниками, вызывают положительные эмоции.
У аутичного ребёнка есть любимые игры – одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:
- логика и цель игры, смысл осуществляемых ребёнком действий зачастую являются непонятными для окружающих людей;
- в данной игре задействован всего лишь один участник – сам ребёнок;
- цикличность – аутист постоянно осуществляет один и тот же комплекс манипуляций и действий;
- неизменность – с момента появления сущность игры не меняется на протяжении достаточно продолжительного времени;
- длительность – ребёнок с РАС может играть в эту игру в течение нескольких лет.
Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребёнка и понаблюдайте за тем, как он играет. Попробуйте вникнуть в суть его стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к тому, что говорит ребенок во время игры. Когда он привыкнет к Вашему присутствию, попробуйте организовать взаимодействие с ним внутри его же игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребёнком его слова или звуки, которыми он споровождает игру. В следующий раз используйте любимую игрушку малыша, действуя также аккуратно и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребёнка.
На следующем этапе постарайтесь внести в стереотипную игру новую сюжетную линию ,попытайтесь немного разнообразить её. Здесь уже важно уже то, что ребёнок не возражает против участия в его игре нового человека.
Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться так, что какая-нибудь из этих игр на время станет завоюет внимание ребёнка. В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Но вот действовать с предметами, учитывая их функциональное назначение, эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.
Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения.
Цели организации сенсорных игр:
1. Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка.
2. Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребёнка.
3. Получение новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.
4. Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.
Виды сенсорных игр
1. Игра с красками: «цветная вода» – для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия, комментируя их.
2. Игра с водой: переливание, брызгание, метание камешек в воду.
3. Игры с мыльными пузырями.
4. Игры со светом и тенью: игра в «солнечного зайчика», с тенью на стене, определённые движения с использованием фонарика или иного источника света.
5. Игры со льдом: «тает лёд» – в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусок льда и наблюдайте, как быстро он будет таять; также можно создать разноцветный лёд, используя краски.
6. Игры с использованием различных круп: прячем руки в крупе; пересыпаем её; кормим птичек на улице.
7. Игры с использованием пластичных материалов (пластилин, тесто, глина).
8. Игры со звуком: прослушивание звуков – скрип пола, стук ложки о бокал, звон колоколов, стук колёс поезда.
9. Игры с ритмами: хлопанье в ладоши, топанье ногами, осуществление прыжков в определённом ритме, танцы, проговаривание текстов стихов.
Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр:
1. Если ребёнок не включается в игру, не обращает внимание на Ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Однако обязательно попробуйте в следующий раз.
2. Предлагайте новое тактично, постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребёнка и при первых признаках тревоги или страха стоит немедленно прекратить игру.
3. Понравившаяся ребёнку игра потребует повторения. Не сопротивляйтесь его просьбам повторить игровые действия, т. к. ему требуется время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
4. Развивая сюжет игры, осторожно ненавязчиво предлагайте различные её варианты, которые будут опираться на желания ребёнка и будут зависеть от фантазии родителей и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты событий Ваш малыш примет сразу, а с чем-то может категорически не согласиться.
По традиции, в заключение предлагаем Вам прочитать книгу К. С. Бахаревой «Психологическая реабилитация в детском возрасте».
Благодаря этой книге, Вы получите информацию по диагностике и прогнозированию психологического развития, познакомитесь с методами и формами педагогической помощи и психологическому восстановлению детей с раздичными формами нарушения психического развития. Автор в своей книге рассматривает как отклонения, которые находятся в пределах нормы, так и случаи, которые являются патологическими и подлежат психологической реабилитации.